Submitted by Елена Алексеевна Ведищева on Sat, 06/08/2011 - 16:48
Тематическое музыкальное занятие «Авиация»
в средней группе (4 – 5 лет).
I. Вход «Марш» Э.Парлов.
Программное содержание: учить ходить в соответствии с темпом марша.
Ход занятия: Воспитатель напоминает детям, как, маршируя бодрым шагом, в колонне друг за другом они входили в зал на прошлом занятии. Затем дети под руководством воспитателя входят в зал.
Музыкальный руководитель приветствует их песней: «Добрый день». Дети отвечают: «Добрый день». Музыкальный руководитель говорит: «Наше занятие посвящено авиации. Это слово означает полёты на самолётах, вертолётах. Слово «авиация» происходит от слова «птица» (слово avis– с латинского птица).
Воспитатель спрашивает: «Дети, что общего, чем похожи самолёты, вертолёты и птицы?»
Дети отвечают: «Самолёты, вертолёты и птицы летают».
Музыкальный руководитель читает стихотворение:
«Птичка по небу летит.
Вертолёт как шмель жужжит.
Выше всех над облаками
Самолёт крылом блестит»,
одновременно выкладывает на Магнитотроне рисунок. Затем музыкальный руководитель рассказывает содержание рисунка: «Светит яркое солнышко. Ниже проплывают тучки. Над ними летит красавец-самолёт. Под тучками летит вертолёт. Ещё ниже летают голуби, а совсем низко, у самой земли, летают воробушки. На земле стоит теремок, растут ёлочки, а мальчик лепит снежную бабу».
Музыкальный руководитель продолжает: «Птицы, прежде чем взлететь, приседают, делая «пружинку». И мы с вами сейчас будем выполнять «пружинку»».
II. Упражнение «Пружинка», русская народная мелодия, обработка Т.Ломовой.
Программное содержание: упражняться в элементах танца, выполняя плавные, ритмичные полуприседания и лёгкие прыжки на двух ногах.
Ход занятия. Музыкальный руководитель показывает движения упражнения без музыки. Далее упражнение выполняет вся группа с воспитателем. Воспитатель следит за чёткостью, ритмичностью движений, отмечает отдельные неточности, показывает, как их исправить.
III. Слушание.Пьеса «Воробушки» М.Красева.
Программное содержание. Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку изобразительного характера – лёгкую, звонкую, весёлую. Передавать музыкальный образ в движении.
Ход занятия. Музыкальный руководитель говорит: «Дети сейчас прозвучит пьеса «Воробушки» композитора М.Красева. Послушайте музыку, представьте себя маленькими воробушками и подвигайтесь, как вам подсказывает музыка».
Музыкальный руководитель ставит запись и танцует вместе с детьми.
Воспитатель отмечает лучшие образы, созданные детьми, и предлагает с окончанием музыки сесть на стульчики.
Музыкальный руководитель читает стихотворение:
«Воробушки – крошки
Порхают у окошка,
Прыгают, чирикают,
Летают понемножку»,
после чего ставит запись с пьесой ещё раз, обращая внимание, что пьеса исполняется оркестром, а не только фортепиано, как в первый раз.
После прослушивания музыкальный руководитель спрашивает детей: «Что вы почувствовали, слушая эту музыку». Дети отвечают: «Музыка звонкая, весёлая, скачущая, прыгучая, бойкая, лёгкая, озорная».
IV. Пение.
1. Распевание.Попевка о пилотах Е.Ведищева
Программное содержание. Активизировать музыкальную деятельность детей с использованием имён детей, присутствующих на занятии. Вырабатывать правильную артикуляцию, чёткую и ясную дикцию, умение брать дыхание между музыкальными фразами.
Ход занятия. Музыкальный руководитель говорит детям: «А сейчас мы полетаем. Сядем удобно в кресле пилота. Управлять самолётом будем по очереди».
Музыкальный руководитель выкладывает на Магнитотроне ритмический рисунок попевки сначала графически, а затем гномиками и матрёшками.
Музыкальный руководитель поёт, показывая на конкретного мальчика: «Саша полетел, на поляну сел». Затем попевка пропевается вместе с детьми, при этом музыкальный руководитель показывает ритм и движение мелодии рукой. С изменением имён детей попевка исполняется несколько раз.
Музыкальный руководитель предлагает исполнить данную попевку в ритме марша.
Затем музыкальный руководитель поёт, показывая на конкретную девочку: «Маша полетела, на полянку села». Потом попевка пропевается вместе с детьми, при этом музыкальный руководитель показывает ритм и движение мелодии рукой. С изменением имён девочек попевка пропевается несколько раз. Музыкальный руководитель предлагает спеть эту попевку на легато и стаккато.
2. Песня«Самолёты» слова О.Марунич, музыка И.Кишко.
Программное содержание. Обратить внимание на пропевание окончаний слов «высоко», «далеко», на словосочетания «под крылом», «за рулём». Петь выразительно, беря дыхание между короткими музыкальными фразами. Вместе начинать и заканчивать песню. Петь с инструментальным сопровождением и без него, используя показ музыкального образца музыкальным руководителем и детьми.
Ход занятия. Музыкальный руководитель предлагает детям прослушать песню «Самолёты», при этом выставляет на Магнитотроне фигурку летящего самолёта.
В ходе показа вокального образца и прослушивания детьми музыкальный руководитель своим дыханием активно показывает начало каждой фразы. При исполнении образца он акцентирует внимание детей на короткий и спокойный вдох.
Музыкальный руководитель выкладывает на Магнитотроне ритмический рисунок песни графически.
V. Игра на металлофоне. Песня «Смелый пилот» Е.Тиличеевой.
Программное содержание. Продолжать учить детей играть на одной пластинке металлофона.
Ход занятия. Музыкальный выкладывает на Магнитотроне ритмический рисунок песни графически (│ɪ ɪ │ │).
Исполняется знакомая детям песня «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, а капелла. При повторе песня исполняется с отхлопыванием ритма детьми и одновременной игрой на металлофоне музыкального руководителя. Затем желающие по очереди исполняют песню на металлофоне.
VI. Музыкально-дидактическая игра «Как улетает самолёт?» Е.Ведищевой.
Программное содержание. Вырабатывать длительный ротовой выдох. Развивать силу голоса. Учить детей распределять дыхание на длительном выдохе. Учить детей правильно интонировать на заданной ноте. Совершенствовать артикуляцию звуков «п», «ф», «у». Развивать музыкальный слух.
Ход занятия. Музыкальный руководитель читает стихотворение:
«Кто летает словно птица,
В небо синее стремится?
Это лётчик в самолёте
Над землёю гордо мчится»,
показывая фигурку самолёта на Магнитотроне.
Воспитатель предлагает детям взять пропеллеры и дуть на них, чтобы завести моторы, воображаемых самолётов. При этом воспитатель следит, чтобы дети не надували щёки.
Усложняя задачу музыкальный руководитель говорит детям, что мотор уже начал заводиться, и предлагает детям произносить звук «п» на одном выдохе («п..п..п»), затем говорит, что мотор уже начал работать, показывая, как надо имитировать работающий мотор самолёта, дуя на букву «у».
Далее музыкальный руководитель объясняет детям, что самолёт взлетел, дует сильный ветер, и произносит звук «ф» на одном выдохе. При этом важно следить за тем, чтобы дети при произнесении звуков «п» и «ф» не надували щёки.
Музыкальный руководитель говорит детям: «Дети, сейчас к вам прилетит самолёт» и воспроизводит на фортепиано ноту «ми». Воспитатель с пропеллером пробегает по кругу, произнося «у» на длинном выдохе, интонируя на ноте «ми» 1 октавы. Музыкальный руководитель обращает вним ание детей на то, что звук «у» пропевался на ноте «ми» и пропеллер самолёта в руке воспитателя вращался.
После чего музыкальный руководитель говорит детям: «А сейчас вы сами полетите на самолёте» и играет ноту «ми» на фортепиано. Дети воспроизводят звук улетающего самолёта на длинном ротовом выдохе на звук «у» на ноте «ми». Воспитатель вместе с детьми двигается по кругу.
При необходимости игра может повторяться с пропеванием звука «у» на нотах «фа», «соль».
В конце игры воспитатель говорит: «Полёт окончен. Самолёты возвращаются на аэродром». Дети кладут пропеллеры на стульчики.
Анализ. Музыкальный руководитель говорит: «Дети, вы сегодня хорошо поработали: танцевали, пели, играли.
Наши смелые пилоты
Посадили самолёты,
В группу дружненько пойдут,
От полётов отдохнут.
Дети вместе с воспитателем поют: «До свидания».
Музыкальный руководитель отвечает: «До свидания». v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:15.0pt; mso-para-margin-left:0cm; text-indent:35.45pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-ascii-font-family:"Times New Roman"; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:"Times New Roman"; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Размещено чт, 18/08/2011 - 20:27 пользователем Любовь Викторовна Буленкова.
Елена Алексеевна! Ваш музыкальный ресурс очень понравился.Я думаю, что не только такие занятия можно проводить в садике, но и школе с уч-ся 1-2 классов.
Размещено пн, 22/08/2011 - 17:30 пользователем Елена Алексеевна Ведищева.
Любовь Викторовна, благодарна вам за оценку моего материала. Методика проведения моего занятия, в ваших опытных руках, не сомневаюсь, получит вторую жизнь.
На: Музыкальное тематическое занятие "Авиация"
Елена Алексеевна! Ваш музыкальный ресурс очень понравился.Я думаю, что не только такие занятия можно проводить в садике, но и школе с уч-ся 1-2 классов.
На: Музыкальное тематическое занятие "Авиация"
Любовь Викторовна, благодарна вам за оценку моего материала. Методика проведения моего занятия, в ваших опытных руках, не сомневаюсь, получит вторую жизнь.
На: Музыкальное тематическое занятие "Авиация"