Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



мой самоанализ

Самоанализ

Модернизация системы психологического обеспечения образования предусматривает выбор активной позиции педагога-психолога в сопровождении инновационных процессов, проектировании  позитивных изменений образовательной среды и повышении психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Исходя из стратегии модернизации содержания общего образования Закон Российской Федерации  "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 22.08.2004 г. № 122-фз . и программы модернизации системы образования Тамбовской области  на 2004-2008 г.г.»,  утвержденная Законом Тамбовской области от 29.10.2003 N 164-З администрацией МОУ Горельская сош была разработана программа развития школы, целью которой  стало-создание  условий для индивидуального развития обучающихся, способствующие  формированию позитивной мотивации к непрерывному образованию в течение всей активной жизни.                                                                                                                           ( Решение педагогического совета школы № 17   от 03.11. 2006 года)

На мой взгляд, суть психологической службы заключается в переходе от режима « скорой помощи » к психологии индивидуальной безопасности, основа которой позитивное взаимодействие. Позиция педагога-психолога- быть модератором этого взаимодействия, обеспечивать контроль за безопасностью и развивающим характером как самого взаимодействия, так и образовательной среды в целом.

  • Приоритетным направлением практической деятельности педагога-психолога стало в связи с этим обеспечение психологической безопасности образовательной среды в школе.

 Анализ проф.деятельности , в котором раскрываются  основные целевые установки, показывает своеобразие психолого-педагогического 

                                                                                                                                     

                                                                                                                 сопровождения детей, педагогов, родителей через призму трёх взаимосвязанных компонентов: предметного пространства, социального взаимодействия и психодидактической составляющей образовательной среды.Основная цель моей  деятельности- создание условий для психопрофилактической поддержки и сопровождения детей группы риска, способствующие предупреждению развития нежелательных тенденций в состоянии психологического здоровья обучающихся, которая лаконично соотносится с целью и задачами МОУ Горельская СОШ.

цель школы:формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия , уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни, а также обеспечение развития, воспитания обучения, присмотра, ухода, оздоровления воспитанников дошкольных групп (далее воспитанников), позволяющих выпускникам дошкольных групп успешно продолжать обучение в начальной школе.

Задачи:

создание благоприятных условий:

          для разностороннего развития личности, в том числе путём удовлетворения потребностей обучающихся, воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования;

для формирования у обучающихся, воспитанников адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, способной к  взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, социальной принадлежности, учитывать, разнообразие  мировоззренческих  подходов,  реализацию своего права  на

свободный выбор мнений и убеждений;

для развития  склонностей, интересов обучающихся, воспитанников  и способности к социальному самоопределению, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации и индивидуализации обучения, гарантирующих охрану и укрепление здоровья, прав и интересов обучающихся, воспитанников;

           для  выявления факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности и обеспечение психологической безопасности образовательного пространства;

          для осуществления адаптационных мер при изменении социальной ситуации развития детей (подготовка к обучению в школе, прохождение возрастного кризиса;

           для повышения общей социальной зрелости, культуры межличностного взаимодействия обучающихся  в школе и семье,

          для разработки алгоритмов сопровождения детей в зависимости от характера отклонений в развитии;

          для организации информационного поля взаимодействия основных участников учебно-воспитательного процесса,

          для переориентации педагогов на личностно-ориентированную модель общения.

Исходя из опыта моей работы в школе, как практического психолога настойчиво обозначаются следующие проблемы:

  • Духовное нездоровье детей;
  • трудности адаптационного периода  к  условиям школы первоклассников;
  • трудности социализации  и развития в условиях школы одарённых детей;                                                                         
  • затруднение социализации детей из неблагополучных семей (достаточно высокий процент детей, склонных к употреблению ПАВ)

Такие приоритетные линии были выделены на основе анализа актуальной ситуации развития образовательной среды учреждения, проведённого по трём основным её компонентам: предметное пространство, пространство взаимодействия,  особенности психодиагностической составляющей.

Для решения этих проблем, которые стали  приоритетными в моей деятельности и были созданы рабочие программы:

  • « Одарённые дети »
  •  « Наше наследие »,
  • «Психологическое сопровождение детей с СДВГ в рамках адаптационного периода к школе»

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период с 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Осуществление психологической поддержки происходит по следующим направлениям:

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая);
  • консультирование;
  • коррекционная работа;
  • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательного учреждения, педагогов.

 

В настоящее время специалистами отмечается снижение показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного                                                                                                                         здоровья.

  Актуальность и необходимость решения этой  глобальной         государственной  проблемы отражается в социальном заказе населения современной об­щеобразовательной школе как определённой  системе общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших обще­национальных задач.

Особенное значение придаётся закладке фундамента системы

 

духовно-нравственных ценностей.Концепция духовно-нравственного

 

развития и воспитания личности гражданина России (далее —

 

Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской

 

Федерации, Зако­ном Российской Федерации «Об образовании», на

 

 основе еже­годных посланий Президента России Федеральному

 

собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разра­ботки и реализации федерального государственного образо­вательного стандарта общего образования.

Благодаря государственной политике осуществляется процесс интеграции и слияния церкви и образовательных учреждений.

***

 

« Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - есть

 

основной момент при переходе от  возраста к возрасту »

                                 (  Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. — М., 1983. — С. 385.)

***

 « Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечест­ва, — утверждал М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла».

***

"Духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности. Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя.

Кто не видит в себе зла( греха) у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию »

                                                                                         ( Т.И. Петракова)

На мой взгляд,педагогу-психологу отводится ключевая роль и в духовно-нравственном сопровождении ребёнка, укреплении его социальной позиции.

Психологическое сопровождение ребёнка в условиях «Новой школы» становится жизненно необходимым. На первый план выходят проблемы адаптации и социализации личности первоклассника.

 

Предупреждение социальной дезадаптации

Начиная с момента поступления ребёнка в группу предшкольной подготовки. Осуществляются мероприятия по профилактике явлений дезадаптации. С этой целью была разработана система медико-психолого-педагогического сопровождения по трём этапам:

  • доадаптационный ( привлечение внимания родителей к учреждению,сбор информации о детях, поступивших в группу предшкольной подготовки, подготовка документов, повышение профкомпетентности по вопросам организации предметно- развивающей среды);
  • адаптационный( непосредственный приём и наблюдение за течением протекания к новым условиям, обеспечение гибкого режима, проведение профилактических мероприятий, дальнейшее знакомство с семьями);
  • послеадаптационный(анализ полученных результатов, реализация профилактических мероприятий, введение в познавательную деятельность, наблюдение за нервно-психическим развитием).

Данный подход способствует плавному вводу поступивших детей в образовательное пространство МОУ.

С целью предупреждения проблем привыкания к новым социальным условиям МОУ Горельская сош в 2009 учебном году начато изучение готовности ребёнка к поступлению в школу ( психолого-педагогические параметры разработаны К.Л. Печорой). Оценка проводилась в первичной беседе с родителями. По результатам диагностики были даны рекомендации семьям будущих первоклассников. Проведены беседы с педагогами о направлениях взаимодействия в адаптационный период с этими детьми. 

 

 

 

 

 

    Диагностический инструментарий педагога-психолога

 

Направленность

Название, автор

Социализация

 

Характер взаимодействия

Карта наблюдения И.В.Калистратовой

Стиль общения

Методика С.А.Шеина

Оперативная оценка самочувствия, активности, настроения

Опросник САН

Выявление  ММД  в частности

( СДВГ)

Тест Тулуз-Пьерона

Нервно-психическая устойчивость

Методика « Прогноз»

Проявление агрессивности в отношениях

Тест А.Ассингера

Психологический климат в коллективе

Карта-схема Л.Н.Лутошкина

Сплоченность группы в коллективе

Определение индекса групповой сплочённости Сишора

Преобладающий тип отношения к людям

Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири

Анализ синдрома выгорания

 Опросник Н.Е.Водопьяновой и Е.С. Старченковой

 

 

Творческие способности

 Тест « Креативность» Н.Ф. Вишняковой,

«Краткий тест творческого мышления» П.Торренса,

Методика В.Т. Кудрявцева

Уровень развития эмпатии

Экспресс диагностика эмпатии И.М.Юсупова

Познавательная сфера

 

Развитие познавательных процессов

Экспресс диагностика Н.В.Ивановой

 

 

Внимание

Корректурная пробаТест объёма динамического внимания ( таблицы Горбова)

Тест переключения внимания

 ( таблицы Горбова-Шульте)

 

Память

« 10 слов » А.Р.Лурия

Изучение непроизвольного запоминания

Мышление

Доски Сегена, «Почтовый ящик», «Последовательные картинки»

Общий уровень развития мышления

Тест  школьной зрелости Керна Йирасека

Интеллектуальные способности

Тест Векслера

Диагностика предпосылок учебной деятельности

 

Уровень развития произвольности

Методика « Образец и правило» А.Венгера

Умение ориентироваться на образец

 

 Методика « Домик» Н.И.Гуткиной

Умение действовать по правилам, уровень произвольности  

Графический диктант Д.Б. Эльконина

 

Мотивы учения

М.Р. Гинзбурга

 

Отношение к школе

Беседа о школе Т. А.Нежновой

Проективная методика « Я теперь ученик » или « Я иду в школу!»

     

На основе полученных данных становится возможным более чёткое прогнозирование будущих проблем адаптации, что позволило снизить количество детей с более тяжёлыми формами адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      

 

Наличие усложненной адаптации объясняется недостаточным уровнем готовности ребёнка к поступлению в школу, отягощенным биологическим анамнезом. Данный факт влияет на нервно-психическое развитие детей дошкольного возраста, результаты  освоения ведущих линий которого представлены ниже.

 

 

 

 

                                                                                                                                

 

 

 

 

 

Анализ полученных результатов показал проблемные линии-функции, которые вновь формируются: развитие активной речи и сенсорное развитие, которое связано с переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному виду мышления. Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на занятиях, индивидуальной работе педагога-психолога по снятию психо-эмоционального напряжения в адаптационный период, активизации познавательной деятельности, в повседневном  общении взрослых с детьми. Положительный эффект дает использование различных методов: включение в адаптационный период игр, направленных на формирование эмоционального контакта, доверия к педагогу.

                                                                                                                         

Полученные данные свидетельствуют о том, что система ведения детей в период адаптации даёт положительную динамику, преобладают более лёгкие формы процесса становления автономности, снижается процесс явлений дезадаптации, укрепляются резервные возможности детского организма.

Объединение усилий специалистов различной направленности способствует ранней социализации детей ГПП.

Работая с детьми в группе предшкольной подготовки мы столкнулись с проблемой поведения в социуме гиперактивных детей.

Являясь руководителем Центра, пытаюсь приобщать детей к   Основам православной культуры методом раскрытия их творческого потенциала.

См. « Приложение »

Лев Семёнович Выготский  писал: « Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

 

Совместная деятельность с воскресной школы Свято-Никольского храма и МОУ Горельская сош принесла свои плоды. Работая  педагогом ОПК в воскресной школе, я постаралась приобщить гиперактивных детей к храму . Отрадно было осознавать, что на базе нашей школы организовался  Центр духовно-нравственного просвещения « Исток ». Образовалась экспериментальная площадка.

Замечено, что у гиперактивных детей, регулярно посещающих занятия воскресной школы ( одновременно являющихся обучающимися в МОУ Горельская сош) произошли изменения в личностном росте и познавательной деятельности. Они стали более спокойнее, увереннее, самостоятельнее, любознательнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ уровней  готовности к обучению в школе будущих первоклассников, посещающих занятия в группе предшкольной подготовки.

 

С целью определения причин и возникновения и форм  проявления ММД , отличных от ЗПР, а также с целью  получения основных рекомендаций по принципам и методам обучения детей с СВДГ были проведены методики Тулуз- Пьерона, Афанасьевой Н.В. , тест мотивации достижений, проективные методики « Я- теперь ученик ».

      Было продиагностировано 25 детей, поступивших в ГПП.

Из них 32% ( 8 человек)- имели средний уровень подготовленности к обучению, а остальные ребята 68% ( 17 человек)- низкий уровень подготовки.

          Промежуточная диагностика показала, что у 64% (16 человек)-

средний уровень подготовленности к обучению, у 16% ( 4 человек)-

пока еще низкий уровень подготовки, а у 20 % - высокий уровень.

         В конце учебного года диагностика порадовала нас своими результатами: высокий уровень подготовленности к обучению в школе у 24% детей ( 6 человек), 64% детей (16 человек)-  имеют средний уровень подготовленности, и только( у 3 человек)- 12%- был выявлен низкий уровень подготовки, предположительно из-за индивидуально-типологических особенностей характера.

Проводя коррекционную работу с детьми, мы увидели положительную динамику развития работоспособности и внимательности обучающихся, что несомненно сказалось на мотивации их обучения и  повышения уровня готовности к обучению в школе. С детьми произошли положительные изменения поведения в социуме. Они стали  более послушнее, внимательнее, дружнее.

В следующем учебном году мы продолжили проведение  коррекционной  работы с детьми  по программе « Психологическое сопровождение детей с СДВГ в рамках адаптационного периода к школе » и увидели положительную динамику развития работоспособности и внимательности обучающихся, что несомненно сказалось на повышении уровня  познавательных способностей обучающихся и  мотивации их обучения, а также в успешной социализации первоклассников в адаптационный период.

 

 

 

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:

- обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;

- соблюдение режима, достаточное время для сна;

- обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;

- соответствующая медикаментозная поддержка;

- своевременная психологическая коррекция.

С этой целью и была разработана рабочая программа «Психологическое сопровождение детей с СДВГ в рамках адаптационного периода к школе».

    Цель программы– обеспечение психологического сопровождения детей, имеющих СДВГ в период  адаптации к условиям школы.

 

         Задачи программы:

 

*устранение нарушений, возникающих при СДВГ – повышенной двигательной активности, импульсивности, дефицита внимания и агрессивности.

 

* повышение  психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогов, родителей).

 

*   развитие концентрации внимания, зрительной памяти. 

 

*   развитие выразительных движений как средства самовыражения и 

    общения.

 

*  развитие межполушарного взаимодействия.

 

*  отработка навыков взаимодействия в коллективе, эмоциональное развитие.

 

*  отработка навыка регуляции силы мышечного тонуса.

 

*  овладение навыками  стрессоустойчивости организма, приёмами саморегуляции.

Методы и приёмы,  используемые в коррекционно-развивающей программе:

Методы и приёмы, используемые в проекте:

  • психогимнастика;
  • коллективная работа;
  • обыгрывание эмоциональных состояний, конфликтных ситуаций и способов выхода из них;
  • арт-терапевтические игры и упражнения; сказкотерапия.

                          

      Структура программы

Программа состоит из IIIэтапов (диагностического, развивающего и итогового), которые реализует педагог-психолог.

Диагностический этап предусматривает использование комплекса разнообразных психодиагностических методик: 1) тест самоконтроля и произвольности; 2) тест устойчивости внимания (корректурная проба); 3) тест объема динамического внимания (таблицы Горбова); 4) тест переключения внимания (таблицы Горбова - Шульте); 5) текст Тулуз-Пьерона. Для выявления гиперактивных детей применяются диагностические критерии СДВГ по классификации Американской психиатрической ассоциации DSM-IV.

Развивающий этап состоит из 12 занятий. При соблюдении режима проведения – 1 занятие в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца. Время проведения – 45 минут. Оптимальное число участников группы – 5-7 человек, возраст 7-10 лет.

В программе используются упражнения, разработанные Б.А. Архиповым, Н.Я. Безбородовой, Е.А. Воробьевой, Т.Г. Горячевой, Т. Деннисоном, В.И. Зуевым, А.Л. Сиротюк, А.С. Султановой, Л.П. Успенской,     С.А. Шмаковым.

Каждое занятие включает в себя: растяжки, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, функциональные упражнения, упражнения для развития когнитивной и коммуникативной сферы, релаксации.

 

Итоговый этап предусматривает проведение выходной диагностики по вышеперечисленным методикам и составление сравнительного анализа полученных результатов.

Контрольная диагностика после проведения 10 занятий показала снижение уровня гиперактивности и снятие состояния  психо-эмоциональной напряжённости.

 

Как мы видим по графику в I–х классах заметно улучшились показатели по коррекции СДВГ, причём в 1 «А» классе показатели  ниже, чем в 1 «б» классе.

В 1 «б»классе по инициативе учителя велись занятия по развитию логического мышления (1 раз в неделю), проводились занятию по релаксации и аутотренингу для детей с ММД в кабинете психолога и во время физкультминуток, велась профилактическая  работа с родителями.

Лев Семёнович Выготский  писал: « Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Являясь руководителем Центра, пытаюсь приобщать детей к   Основам православной культуры методом раскрытия их творческого потенциала.

С целью личностного развития обучающихся в духе традиций  и обычаев православной культуры при воскресной школе был создан детский православный театр « Луг духовный », который уже  существует два с половиной года и  имеет положительную динамику своего развития.

См. « Приложение »

о чём свидетельствуют  отзывы и благодарности  родителей, администрации школы, храма и села.

 

  


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн