Название проекта
|
«Немецкая муза в судьбе и творчестве великих русских поэтов »
|
Авторы
|
учитель немецкого языка ВКК Пучков С.Н.,
учитель русского языка и литерату- ры ВКК Филиппова Е.Н.
|
Цели проекта
|
- показать роль немецкой поэзии и музыки в мировосприятии М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского и значение творчества поэтов для немецкой культуры;
- продолжить формирование умения находить точки соприкосновения поэтов, музыкантов и художников разных стран и разных эпох;
- развивать творческий потенциал учащихся.
|
Короткое описание идеи проекта
|
- Разнообразные виды деятельности учащихся, проектно-исследовательские технологии, заложенные в основу данного проекта, позволяют развивать творческие способности старшеклассников;
- чётко организованная дифферени- рованная работа учеников даёт возможность стимулировать их речевую и познавательную активность.
|
«Союзники»
|
учащиеся 7-9 классов, учителя, родители.
|
Реклама для привлечения союзников
|
Буклет_Лермонтов
Буклет_Жуковский
|
Предметы (включая класс, тему, знания которых используют- ся и углубляются в ходе проекта).
|
- Литература (9 класс) «М.Ю.Лермонтов. Этапы биографии и творчест- ва», «Художественный мир М. Ю. Лермонтова», «Тема одиночества и облаков в творчестве поэта-филосо- ва Лермонтова».
- Немецкий язык (9, 10-11класс) «Deutsch. Am Ziel», «Немецкий язык. Адаптированное чтение. 5-11кл.»,
- «Deutsche Literatur. Lesen wir mit» (учебное пособие для учащихся 9 класса школ с углубленным изучением немецкого языка) «Johann Wolfgang von Goethe, hervorragend- ste deutsche Lyriker», «Heinrich Heine und seine Lyrik», «Wolfgang Amadeus Mozart und sein Schaffen».
- Риторика (9 класс). «Создание речи-выступления».
- Русский язык (9 класс). «Язык художественных произведений» (по ли- ике Лермонтова), «Публицистичес- кий стиль, его особенности», «Сочинение-описание картины».
- Музыка: «Шедевры немецкой музыи».
- Искусство: «М.Ю.Лермонтов – один из талантливых русских художников».
|
Основополагающие вопросы проекта
|
Союз русской и немецкой культур. Какова в нем роль М.Ю.Лермонто- ва и В.А.Жуковского ?
|
Проблемные вопросы проекта
|
Диалог культур. Что это такое?
|
Учебные вопросы проекта
|
- Что связывало великого русского поэта с немецкой культурой?
- Почему тема «Лермонтов и Германия» всегда имела особый интерес?
- Какими фактами биографии можно объяснить интерес поэта к немецкой литературе?
- Чем поэтическому гению Лермонтова были близки музыкальные гении Германии и Австрии А.Моцарт, Р.Шуман, Ф.Шуберт, И.Брамс?
|
Материалы для привлечения учащихся к проекту
|
Лермонтов
Жуковский
|
Этапы проекта
|
Этап
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Постановка проблемы
|
Уяснив пробле- му, своими вопросами кон- кретизируют цели.
|
Формирует ос- новополагающий вопрос, опре- деляет цели.
|
Составление плана работы.
|
- Учащиеся де-лятся на твор-ческие группы: историки, лите- ратуроведы, пе- реводчики, му- зыканты, худож- ники.(см. гирес-сылку)
-
|
Учитель опреде- ляет примерное время, отводи- мое на проведе- ние проекта.
|
Поиск информации по проекту.
|
Осуществляется поиск проектной информации.
|
Направляет уч-ся на необходи- мые источники информации по проблеме, помо- гает отобрать необходимую информацию.
|
Реализация проекта.
|
Составляют пре- зентации: муль- тимедийные, фотоколлажи, вернисаж; гото- вят сообщения и доклады; монти- руют видеороли- ки, музыкальные фрагменты.
|
Помогает проа- нализировать информацию и выбрать способ её презентации по защите про- екта.
|
Презентация проекта.
|
- Защита поли- проекта, форми- рование выво- дов, подведение
- итогов.
|
Организация проведения за- щиты и подведе- ние итогов.
|
|
Как используется (может использоваться) ИКТ
|
Поиск текстового и графического материала в сети Интернет.
|
Готовый продукт проекта
|
Мультимедийные презентации: Лермонтов
Жуковский
Жуковский
иследовательские работы учащихся:
Лермонтов:
искусствоведы
историки
переводчики
литературоведы.
Жуковский:
литературоведы
Goethe
Lenore
создание фотоколлажей и вернисажа. (презентация)
|
|
Критерии оценивания
|
Дидактические материалы проекта
|
дидактика Лермонтов
дидактика Жуковский
|
Форма представления проекта
|
Представление проекта проходило в качестве открытых уроков в рам- ках региональных курсов повыше- ния квалификации учителей-словес- ников ВКК «Мастер-класс», что яв- лялось очередным мероприятием в цикле «Русская и немецкая культу- ра», построенном на проектно-исс- ледовательских технологиях.
|
Компетенции, фор- мирующиеся и раз- вивающиеся в ходе пректа
|
- - общекультурные,
- - ценностно-смысловые,
- - информационные,
- - учебно-познавательные,
- - коммуникативные.
|
Возможные точки роста проекта
|
- Создан учебный фильм для ис- пользования в качестве метод. пособия для слушателей курсов ВОИПКиПРО (кафедра русского, ин.языков и литературы).
- Участие старшеклассников в «Лермонтовских чтениях», прохо- дивших в музее-заповеднике М. Лермонтова «Тарханы».
- Представление мультимедийной презентации, материалов фото- коллажей, видеороликов в фонд музея-заповедника Лермонтова в Тарханах.
- Участие в научно-практической конференции учителей-словесников и иностранных языков на те- му «Организация интегрированного урока литературы, немецкого языка, музыки и искусства с использованием проектно-иссле- довательских технологий. (ВОИПКиПРО, деканат гуманитарного образования).
- Исследование тем: «Поэзия Анны Ахматовой в переводах не- мецких и английских поэтов» (11кл), «Интерес поэтов «серебряного века» к немецкой культу- ре» (11кл.)
|