Submitted by Людмила Леонасовна Попова on чт, 11/08/2011 - 22:29
Тема урока: Звук. Инфразвук. Ультразвук.
Радость видеть и понимать-есть самый прекрасный дар природы.
А.Эйнштейн.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-конференция .
Цели урока: организация на уроке творческой работы учащихся.
Задачи урока:
в нестандартной игровой форме выявить уровень усвоения материала;
на обширном фактическом материале показать роль звуковых явлений в природе и технике; показать синтез физики и явлений окружающего мира;
научить школьников анализировать изучаемое и прочитанное; вовлечь учащихся в активную работу на уроке;
развивать интерес к науке и умение работать с научно-популярной литературой.
Подготовка к уроку
Заранее выбирается участники и вопросы для обсуждения. Проводится распределение ролей: выбираются активисты, подбирающие литературу соответствующей тематики и выступающие с сообщениями на уроке; техники экспериментаторы, демонстрирующие опыты, которые сопровождают сообщения; дизайнеры, оформляющие плакаты к уроку; ведущий.
Задания остальным учащимся:
- прослушав сообщения, выделить особенности звуковых явлений;
- оформить результаты своей работы в произвольной форме.
Оснащение
Оснащение
Магнитофон, аудиокассеты с записями. Кодоскоп или проектор, экран, камертон.
Ход урока
(Звучит мелодия - фрагмент из музыкального произведения)
Ведущий: Окружающий нас мир наполнен различными звуками: человеческой речью, шумом ветра, шуршанием листьев, разноголосыми трелями птиц ... С давних времен люди научились находить гармоничные сочетания звуков и на их основе создавать музыкальные мелодии. Завораживающее действие музыки породило много легенд; в них звукам подчас приписывались магические свойства: музыка могла усмирить свирепых чудовищ, сдвинуть с места скалы, остановить ниспадающие потоки водопада. Уже в глубокой древности люди научились создавать музыкальные инструменты, издающие чарующие звуки, и заложили основы науки о звуках - акустики. С помощью звука люди общаются, обмениваются мыслями, чувствами, информацией.
Учитель рассказывает о физических характеристиках звука - его амплитудe, частоте, спектре, и физиологическuх - громкости, высоте, тембре.
Что же такое звук? Звук - распространяющеесяв виде волн колебательное движение частиц упругой среды: газообразной, жидкой или твердой.
Источником звука всегда являются колеблющиеся тела: струна, столб воздуха в духовых инструментах, мембрана телефона, голосовой аппарат человека и животных и т. п. Проводником звука при этом является любая упругая среда.
Громкость звука-определяется амплитудой колебаний. Единица громкости называется децибел (шорох листьев-10дБ, уличный шум-70 дБ, шум громкостью 130дБ вызывает ощущение боли).
Высота звука-определяется частотой колебаний. Звуки низких тонов-это колебания малой частоты в звуковой волне. Звуку высокого тона соответствует большая частота колебаний. Существуют особые источники звука, испускающие единственную частоту, так называемый чистый тон-это камертоны. Устройство, представляющее собой изогнутые металлические стержни на ножках, скрепленные с полым деревянным ящиком. Акустический резонанс: звуковые волны могут вызывать вынужденные колебания в системах. При равенстве частоты звуковой волны и собственной частоты колебаний системы возникает резонанс (усиление колебаний).
Скорость распространения звука зависит от плотности среды и ее температуры.
Распространения звуковых волн в различных средах
Вещество
Скорость звука, м/с
Вода (комнатной температуры)
Морская вода
Железо
Воздух
Резина
1483
1530
5850
343
1800
Зависимость скорости звука от температуры среды
Температура воздуха
Скорость звука в воздухе
-20
0
20
319
332
343
Человек воспринимает колебания с частотой от 16 Гц до 20 кГц.
Мы выделим у человека два биофизических блока: ухо-звукоприемник и источник голоса.
Слух и голос
У х о - универсальный звукоприемник.
Оно сконцентрировало в себе всю гамму "профессий": анализатора - разделителя звуков по частотам, резонатора - системы, которая вследствие резонанса усиливает звук, "выбирателя" звуков, "ремонтника" испорченных звуков; плюс ко всему оно обладает высокой экономичностью, Т.е. обеспечивает минимальные затраты энергии на передачу звука в мозг. (Далее по учебной таблице показываю основные детали уха и кратко называю их функции.)
Ч е л о в е ч е с к и й г о л о с - чудо-звук.
Непостижимая тайна: гортань может звучать и иерихонской трубой, и трелью жаворонка. Голос - средство общения, самовыражения; это смех, плач, шепот, стон, песня, стих, мольба о помоши ... Голос музыкален сам по себе, а в сочетании со звуком музыкальных инструментов он способен потрясать! (По учебной таблице показываю детали гортани: обрашаю внимание на голосовые связки, которые своими колебаниями порождают звук.) Высота голоса зависит от длины и натяжения голосовых связок: у мужчин эта длина 18-25 мм, у женшин - 15-20 мм.
1. Ухо - звукоприемник
Основные части
слуховой канал
барабанная перепонка
молоточек наковальня
стремечко
жидкость
Происходящие процессы
вынужденные колебания
резонанс
сложение колебаний,
их корректировка
передача колебаний
(через косточки и жидкость в мозг)
2. Источник звука
Органы, участвующие в создании звука
гортань
голосовые связки
воздущные пути (трахея, бронхи, легкие)
ротовая и носовая полости
Происходящие физические явления
вынужденные колебания
голосовых связок и
воздушных "столбов"
отражение звука от нёба
3. Диапазон голосов
Название голоса
Мужские
Бас
Баритон
Тенор
Женские
Контральто
Меццо-сопрано
Сопрано
Колоратурное сопрано
Ч а с т о т а, Гц
I
80-350
100-400
130-500
170-780
200-900
250-1000
260-1400
Таким образом, высота звука определяется частотой источника звуковых колебаний. Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Колебаниям малых частот соответствуют низкие звуки. Например, писк комара соответствует 500-60 взмахам его крыльев в секунду, жужжание шмеля – 220 взмахам.
В телефоне для воспроизведения человеческой речи используется область частот от 300 до2000 Гц.
«Влияние звуков на организм человека»
Мелодичная музыка минорных тонов вызывает у человека замедление дыхания. Эффективность подобного воздействия повышается, если музыка звучит в помещении, окрашенном с преобладанием зеленых тонов. Такие сочетания цветомузыки далеко не случайны. Психологам давно известно, что оттенки красного цвета возбуждают и настораживают человека, вызывая ассоциации огня и крови. Голубовато-зеленые тона вызывают у человека не связанные с опасностью ассоциации со свежей растительностью и безоблачным небом.
Необычайное по силе воздействие в практике музыкальной терапии оказывают картины Н. К. Рериха, который использовал музыку цвета в качестве основных элементов при создании своих произведений.
Затем, ученик приводит необычные примеры, характеризующие разные звуки.
«Обычное в необычном»
Известны помещения, обладающие необычной акустикой, - некоторые из них фокусируют звуки. Такая фокусировка была использована в «ухе Дионисия» В сиракузской темнице, где стены отражали разговоры и даже шепот узников в скрытую трубу, через которую властитель мог их прослушивать. Это объясняется тем, что звуки, исходящие из одного фокуса эллиптической комнаты, собираются в другом фокусе, и разговор, происходящий в одном из фокусов, слышен в другом.
Зимой можно наблюдать следующее интересное явление: после только что прошедшего снегопада на улицах становится необычно тихо. Подобное ослабление звука наблюдают, например, участники антарктических экспедиций, когда они прорывают туннели в снегу: приходится кричать, чтобы быть услышанным на расстоянии пяти метров. Между пушинками свежевыпавшего снега существуют маленькие полости, благодаря которым такой снег поглощает звук так же, как звукопоглощающие покрытия в современных служебных помещениях. По мере уплотнения снега поглощение звука в нем ослабевает.
Учитель: Представляю вам следующее сообщение «Таинственные звуки».
Ультразвук
Среди представителей животного мира встречаются виды, которые могут ориентироваться в пространстве с необычайной точностью. Например, летучие мыши могут легко обнаружить проволоку диаметром менее 0,3 мм, несмотря на то, что она дает слабый отраженный сигнал. Дельфины-афалины могут обнаруживать рыб, служащих им пищей, а также различать их вид на расстоянии до 3 км. Причиной подобного явления служат особенности локационного аппарата этих животных. Дело в том, что диапазон частот акустических колебаний, создаваемых этими животными, гораздо шире, чем у человека (у летучих мышей от 30 Гц до 100 кГц, у дельфинов - от нескольких сотен герц до 170 кГц). Подобные неслышимые человеческим ухом колебания с частотами более 20 кГц называются ультразвуком.
Чувствительные приемники показали, что ультразвук присутствует в шуме ветра и водопада, в звуках, производимых живыми существами.
Выяснилось, что многие насекомые воспринимают ультразвук (сверчки, цикады, кузнечики). Восприятие ультразвука в диапазоне частот до 100 кГц обнаружено у многих грызунов. Известно, что и собаки слышат такие колебания. Этим пользуются при подаче служебным собакам сигналов, которых не слышат окружающие люди.
Применение ультразвука
Ультразвук называют дробящим звуком, так как его действие приводит к образованию эмульсий (если раздробленное вещество - жидкость) или суспензий (если раздробленное вещество - твердое тело). При помощи ультразвука можно смешать масло с водой, ртуть с водой. Это свойство ультразвука используют в фармакологии для приготовления лекарственных препаратов.
Ультразвук оказывает значительное физиологическое воздействие на живые организмы. Например, воздействие ультразвуком на семена некоторых растений стимулирует их развитие и увеличивает урожайность. С другой стороны, некоторые организмы (инфузории, головастики) погибают под
действием ультразвукового излучения.
УЗИ (ультразвуковое исследование) микроструктуры органов и тканей позволяет выявить многие патологии на ранних стадиях заболеваний.
Успешно применяется ультразвуковая хирургия. В ортопедии, например, проводится безоскодочная резка и сварка костей.
Ультразвук нашел применение в глазной хирургии при высокоточных операциях на хрусталике. УЗИ используется при наблюдении за состоянием плода за несколько месяцев до рождения. Подобная методика позволяет с известной степенью точности определить пол будущего ребенка и проследить за всеми стадиями его развития.
При помощи ультразвука осуществляется неразрушающий контроль изделий из твердых материалов, звуковидение. Важную роль играет ультразвук и в гидроакустике, поскольку звук является единственным видом волн, хорошо распространяющихся в морской воде.
Инфразвук
Жители морских побережий давно заметили, что многие морские птицы и животные заблаговременно узнают о приближении шторма. Дельфины заплывают за скалы, пингвины ложатся на снег и вытягивают свои клювы в направлении, в котором должна прийти метель, медузы задолго до приближения шторма спешат укрыться на большой глубине. Причина этих и подобных явлений кроется в том, что некоторые животные способны улавливать недоступные уху человека инфразвуковые колебания. Инфразвук - звук частотой ниже 16 Гц. В природе инфразвук возникает из-за вихревого движения воздуха в атмосфере или в результате медленных колебаний различных тел. Из-за малого поглощения и рассеяния инфразвук может распространяться на огромные расстояния. Известно, что звуки извержений вулканов, атомных взрывов могут многократно обходить вокруг земного шара, сейсмические волны могут пересекать всю толщу Земли. Всякий очень громкий звук несет с собой, как правило, и инфразвуковую составляющую. При этом инфразвук с высоким уровнем интенсивности оказывает вредное воздействие на человеческий организм. При воздействии инфразвука на частотах 4-8 Гц человек ощущает перемещение внутренних органов, на частотах 12 Гц - приступ морской болезни.
Применение инфразвука
Вместе с тем инфразвук вследствие большой дальности распространения нашел полезное применение при определении места извержения вулканов или взрыва, при исследовании океанической среды и верхних слоев атмосферы. Анализ инфразвукового измерения подводных извержений позволяет предсказать цунами за 15 часов до наступления шторма.
Закрепление изученного материала:
1. Беседа по вопросам:
Какие волны называются слуховыми?
Опишите процесс возникновения и восприятия звука.
Охарактеризуйте частотный диапазон инфразвуковых, звуковых и ультразвуковых волн.
Укажите примерные размеры источников, генерирующих инфразвуковые, звуковые и ультразвуковые волны.
Что можно сказать о скорости звука в твердом теле, в жидкости и газе?
2. Решение задач:
№1. Принимая скорость звука в воздухе 345м/с, найдите диапазон длин волн, вызывающих у человека слуховые ощущения.
№2. Определите длину волны сигналов, испускаемых летучими мышами (ν =100 кГц)
и дельфинами (ν =1·106 Гц).
Итог урока: Итак, мы узнали, что звуковые волны – это упругие волны в среде, вызывающие у человека слуховые ощущения, а также узнали о применении звуковых волн в окружающем мире.
Домашнее задание: Каждому ученику подготовить тест по данной теме, состоящий из вопросов, качественных и количественных задач.
На: Звук. Инфразвук. Ультразвук.
Интересный урок, возьму на вооружение