Название проекта
|
Речевой этикет как показатель культуры общения
|
Авторы
|
Гелемеева Елена Александровна
|
Цели проекта
|
Выявить причины изменения норм речевого этикета в общественной жизни и литературных произведениях
|
Короткое описание идеи проекта
|
Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом рекомендуется организовать учащихся в следующие группы:
• техническую;
• информационную.
Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере.
Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.
Чтобы убедиться в злободневности темы, мы проведём социологический опрос среди сверстников и родителей, которые отвечали на такие вопросы :
- Нужно ли пользоваться нормами речевого этикета?
- Обижает ли Вас, что незнакомый человек обращается к Вам на «ты»?
- Смущает ли Вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?
- Допустимо ли использование ненормативной лексики?
- Необходима ли цензура в периодических изданиях?
- Необходимо ли введение закона о речевом этикете?
Данные опроса будут представлены в готовом продукте проекта. Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения.
Проведя исследование, мы пришли к выводу:
- Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.
- Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека
- Человек с высоким уровнем воспитанности является образцом для подражания.
|
«Союзники»
|
Учащиеся, родители, представители разных социальных слоев населения
|
Реклама для привлечения союзников
|
Реклама
|
Предметы (включая класс, тему), знания которых используются (углубляются в ходе проекта)
|
Русский язык, литература, культура общения, данные исследований в области биологии и психологии
|
Основополагающие вопросы проекта
|
- Почему выражения речевого этикета обладают «волшебной силой»?
- Почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неиспользование в нужной ситуации приводит к обиде?
|
Проблемные вопросы проекта
|
- Нужен ли речевой этикет?
- Допустима ли ненормативная лексика?
- Нужен ли закон о речевом этикете?
|
Учебные вопросы проекта
|
На основе произведений 19 и 20 в. изучить проблему использования речевого этикета в художественной литературе и ответить на вопрос : «Необходима ли цензура в периодических изданиях»?
|
Материалы для привлечения учащихся к проекту
|
Презентация
|
Этапы проекта
|
Этап
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Изучить историю вопроса
|
Исследовать и изучить историю вопроса «Что такое речевой этикет?»
|
Провести беседу с учащимися
|
Исследовать проблему на примере произведений художественной литературы 19 в.
|
Прочитать 8 главу І части поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
|
Предоставить материал, помочь сделать выводы
|
Исследовать проблему на примере произведений художественной литературы 20 в.
|
Прочитать рассказ В. М. Шукшина «Сельские жители» и проанализировать указанный эпизод
|
Предоставить материал, помочь сделать выводы
|
Провести социологическое исследование (интервью, анкетирование) среди сверстников и родителей
|
Опрос родителей и сверстников
|
Оказать помощь при составлении анкеты
|
Проанализировать результаты опроса и сделать выводы
|
Совместная работа технической и информационной групп
|
Проследить за правильностью работы
|
Систематизировать материал
|
Предоставить готовый продукт проекта
|
Оценить предоставленный материал
|
|
Как используется ИКТ
|
Техническая группа занимается набором текстов на компьютере, составлением презентаций.
|
Готовый продукт проекта
|
Презентация
Диаграммы
Разработка
|
Критерии оценки проекта (что оценивается и как)
|
Критерии оценки
|
Дидактические материалы проекта
|
І. Комплекс упражнений по речевому этикету.
Раздел «Лексика».
Тема «Синонимы».
Этап «Повторение изученного».
Задание:
- Используя толковый словарь, определите лексическое значение слов: спасибо, благодарю, мерси.
- Каково общее значение этих слов?
- Какие из них употребляются в книжной речи?
- Какое слово очень редко употребляется в речи?
- Опишите ситуации, в которых вы можете использовать данные слова.
ІІ. Памятка.
- Помни, что при чутком, бережном обращении друг с другом мы будем здоровее, умнее, красивее, эмоционально богаче.
- Помни, что слово имеет материальную силу, несёт в себе положительную или отрицательную энергию.
- Помни, что все мы в одной связке, что как доброе, так и дурное слово идёт по кругу.
- Помни, что межличностное общение представляется практически безнадёжной затеей, если обе стороны не приложат к этому соответствующих усилий.
- Помни, что даже когда тебе весь свет не мил, лучше наедине с собой разразиться громом и молнией, чем настроить окружающих против себя: с собой ты как-нибудь разберёшься, а вот с другими этот процесс займет слишком много времени.
ІІІ. Рассказ В. М. Шукшина «Сельские жители», отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (8 глава первой части)
|
Как будет проходить представление проекта
|
Техническая и информационная группа учащихся представляют свои разработки
|
Какие компетенции формируются и развиваются в ходе проекта
|
Коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая)
|
Фото реализации проекта
|
|
Возможные точки роста проекта
|
Продолжать осваивать речевой этикет не только в школе, но и в вузе, уже профессионально ориентируясь в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека.
|