Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по теме "Омонимы"

Лариса Анатольевна Соломина's picture
Submitted by Лариса Анатольевна Соломина on Sat, 13/08/2011 - 11:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Соломина Лариса Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ имени А.В.Каляпина с.Пригородное Сердобского района Пензенской области
Регион: 
Пензенская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цель: познакомить с понятием «омоним».

Задачи:

1.      Учить различать  многозначные слова и омонимы;

2.      Учить пользоваться словами

3.      Составление словосочетаний с омонимами.

  

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые ЦОР: 

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Краткое описание: 
Урок изучения особенностей омонимов и многозначных слов в 5 классе.

Урок 3. «Двойники, но не братья» (урок изучения темы «Омонимы»)

Цель:познакомить с понятием «омоним».

Задачи:

1.      Учить различать  многозначные слова и омонимы;

2.      Учить пользоваться словами

3.      Составление словосочетаний с омонимами.

 

Оборудование: : нетбук, мультимедиа проектор, подключение к сети Интернет, книга из серии «Твой кругозор» Э.А.Вартаньяна «Путешествие в слово», распечатанные карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Признаки переносного значения слова (school-collection.edu.ru)

 

  1. Упражнение 338 – чтение словосочетаний с указанием слова в переносном значении. На доске – запись предложений с указанными словосочетаниями.
    1. Повторение. Правописание гласных в корне слова:
  2. Разноуровневые задания «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне» (карточки для каждого):

Прил...скать с...баку, раск...лить ск...вороду, юный зап...вала, ув...дание л...ствы, высокое загр...ждение, л...чебное г...лодание, д...лекая ст...рона, отк...затъся от услуг, зач...рованный взгляд.

 

*  Задание 1-го уровня

•   Вставьте пропущенные буквы.

•   Выделите главное слово в словосочетании.

** Задание 2-го уровня

•   Вставьте пропущенные буквы, укажите в скобках про­верочные слов.

•   Выпишите выделенные слова, укажите рядом антонимы.

*** Задание 3-го уровня

•   Вставьте пропущенные буквы, выписав сначала слово­сочетания сущ. + прил., а затем гл. + сущ.

•   Запишите собственные словосочетания с тремя первы­ми главными словами (приласкать, раскалить, запевала).

 

  1. Развитие речи. Выразительно прочитать отрывок из стихотворения А.Майкова:


 

Мой сад с каждым днем увядает;  

Помят он, поломан и пуст,                  

 Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст.

-Выпишите слова  с проверяемой гласной в корне, рядом – проверочные слова.

- Найти слово, употребленное в переносном значении. Определить лексическое значение. Выяснить, на основе чего сделан перенос.                  

IV. Объяснение нового материала.

1. Работа с главой из книги Э.Вартаньяна «Путешествие в слово».

-Сегодня мы познакомимся со словами, которые называются омонимы. Помочь нам понять сущность таких слов  поможет глава из книги Э.Вартаньяна «Путешествие в слово». Омонимы в этой книге названы «двойниками, но не братьями». Обратимся к отрывку из этой главы:

«В Нью-Йорке создан клуб двойников. Членом клуба может стать лишь тот, кто похож на какого-нибудь знаменитого человека. В клубе уже имеется одиннадцать Эйзенхауэров и семь Черчиллей».

   Как видно, эти люди могут быть разного рода-племени, социального положения, достатка, профессии, интересов. Единственный признак, по которому произошло их объединение, — формальное сходство.

   Этим газетным сообщением я хочу предварить рассказ об омонимах (От греческих слов homos — «одинаковый» и опута — «имя») — словах, совпадающих по звучанию, но совершенно не связанных между собой по значению.

    «В Нью-Йорке создан клуб двойников». «Везувий зев открыл — дым хлынул клубом». Эти два совершенно разных по значению слова — «учреждение, объединение лиц» и «масса чего-нибудь движущегося, летучего, принявшего форму шара» — стали омонимами после того, как свели знакомство в нашем языке. Если русское слово клуб — отпрыск общеславянского (испокон веков так и звучало, обозначая «нечто круглое»), то английское слово клуб, заимствованное нами около двух столетий назад, первоначально произносилось то как «клаб», то как «клоб», «Третьего дня в Английском клобе избрали новых членов» (А. С. Пушкин). Как бы то ни было, звуковое переоформление состоялось. В нашем языке появилась омонимическая пара.


 

    Если явление полисемии (многозначности)  обусловлено единством слова и соотносительностью смысла, то явление омонимии основано на внешнем звуковом сходстве слов и внутренней смысловой несовместимости».

-Поэтому Э.Вартаньян назвал омонимы «словами равнозвучащими, но разнозначными».

2) работа с электронным словарем омонимов. Различие  многозначных слов и омонимов (school-collection.edu.ru):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Чтение определения в учебнике.

V.Закрепление:

1) Отрывок из «Путешествия в слово»:

«Как и многозначные слова, омонимы имеют своих почитателей и недоброжелателей. Одни их считают бичом языка (это какое-то наваждение;, говорят они, несуразица, где сам черт ногу сломит. Как прикажете понимать хотя бы такую фразу: «Она ухватилась за косу». За свои волосы или за то, чем траву косят? — Долой омонимы!). Есть такие, кто их приемлет потому, что «куда денешься?» Хочешь не хочешь, а приходится мириться. Третьи усматривают в омонимах признак языковой мощи и развитости. И, полемизируя со своими оппонентами, не без иронии замечают: «А вы, уважаемые, не суетитесь, не спешите. Из речевой ситуации, из контекста всегда можно уяснить, за что же та женщина ухватилась. Это не проблема и не тема для разговоров».

2) Выполнение упражнения 345.

3) Примеры оформления омонимов в словаре (school-collection.edu.ru)

 

-Составить предложения с любой парой омонимов.

VI. Итог урока.

-Трудно ли различать омонимы и моногозначные слова?

-Как это можно сделать?

VII. Домашнее задание: отличие омонимов и многозначных слов, упражнение 347. 


»  Tags for document:
»  in society:   
Региональный узел Пензенской области

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн