Submitted by Наталья Александровна Хорошева on пн, 15/08/2011 - 15:52
Ход урока. Слайды презентации №1,2,3.
Приветствие, проверка присутствующих, объявление целей и задач урока.
Актуальность
Свобода человека, гарантия его прав являются высшей ценностью правового государства. Сохранение крепостного права было безнравственно, оно не только унижало человека, превращало его фактически в раба, но и тормозило экономическое развитие страны. Осознание того, что добиваться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещённые и влиятельные общественные силы, было очень необходимо.
2. Фронтальный опрос по домашнему заданию.
Слайд презентации №4.
- Назовите причины Крымской войны.
- Выделите основные события Крымской войны, значение и влияние этих
событий на общий ход войны.
- Почему Россия потерпела поражение в этой войне? Можно ли было его
избежать?
- Какое, на ваш взгляд, влияние должно было оказать поражение в Крымской войне на экономическое и политическое положение России.
3. Изучение нового материала.
3.1. Предпосылки отмены крепостного права. Слайд презентации №5.
Для преодоления отсталости необходимы были реформы и в частности реформа отмены крепостного права.
Прежде чем начать новую тему, мне бы хотелось, чтобы мы вспомнили определение аграрного переворота… Иными словами, целью аграрного переворота является превращение крестьян в людей без собственности, которые вынуждены продавать свою рабочую силу (наёмных рабочих), а феодалов – во владельцев капитала – имущества, способного приносить доход (капиталистов).
Слайд презентации №6,7,8.
В России XIX век – это век разложения феодальных отношений, которые задерживали развитие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право (вспомнить со студентами определение, черты крепостного права). Слайд презентации №9-назвать этапы закрепощения крестьян (по годам).
Аграрный вопрос к середине XIX века стал самой острой и болезненной проблемой в российском государстве. Россия оставалась единственной страной в Европе, где сохранилось крепостное право.
Слайд презентации №10,11,12.
Как же российские императоры относились к теме освобождения крестьян?
(Екатерина Великая осознала необходимость отмены крепостного права, но ничего серьёзного не предприняла, т.к. сама признавала, что «бороться с крепостничеством – значит лишиться трона»).
Её внук Александр I не только осознал, но и сделал первые попытки решения крестьянского вопроса.
Какой указ был принят в его правление? (Указ о «вольных хлебопашцах 1803 г., а также отмену крепостного права в Прибалтике»).
Политика Николая I в крестьянском вопросе получила название «бег на месте».
Почему? (Несмотря на большое количество законов, никакого реального движения в сторону отмены крепостного права не было. Николай Павлович тогда говорил: «Я, конечно, самодержавный и самовластный, но на такую меру никогда не решусь»).
И это в то время, когда всё передовое общественное мнение России однозначно высказывалось против крепостного права.
Почему же всё-таки до 1861 г. так и не было решительный действий правительства в этом направлении? (Противодействие дворянства. Самодержавная власть в России учитывала прежде всего интересы дворянства, составляющую её социальную опору).
А так же крепостное право никак не влияло на международное положение России. Ведь на протяжении XVIII – XIX вв. крепостническая Россия вела частые войны с европейскими государствами, где крепостное право было отменено, и, как правило, их выигрывала. (Ряд русско-шведских войн, Отечественная война 1812 г.)
Слайд презентации №13. Переломным моментом стало поражение России в Крымской войне (вспомнить условия Парижского мирного договора 1856 г.). Слайд презентации №14.
Объясните слова В.О. Ключевского: «Севастополь многим открыл глаза». (Причины поражения в войне – её экономическая и политическая отсталость, для ликвидации которой необходимы были серьёзные реформы).
Т.о. К середине XIX в. окончательно созрели предпосылки отмены крепостного права. Если в XVII- XVIII вв. крепостная система способствовала развитию хозяйства страны, то к середине XIX столетия она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство переживало упадок, вынуждало правительство материально поддерживать его.
Слайд презентации №15,16.
Нельзя забывать и ещё одну причину. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно. Отмена крепостного права была обусловлена целым комплексом предпосылок – политических, экономических, социальных и нравственных.
Слайд презентации №17.
С окончанием Крымской войны (1853-1856 гг.) в истории России началась новая полоса. Современники называли её эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ. Тотчас по воцарении Николай I позаботился об общем образовании наследника и избрал ему в наставники поэта, литератора В.А. Жуковского. Жуковский был хорошо известен царской семье как человек просвещённый, гуманный, обладающий педагогическими способностями и опытом.
Целью воспитания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродетели». Он писал: «Его Высочеству нужно быть не учёным, а просвещённым. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного». Просвещение в истинном смысле есть знание, соединённое с нравственностью (1).
Перед тем, как перейти непосредственно к реформе, вопрос, ответ на который вы должны будете дать в конце занятия.
Слайд презентации №18.
Проблемный вопрос. Существует мнение, что помещики безусловно выиграли от реформы 1861 года, а крестьяне безусловно проиграли. Так ли это?
Слайд презентации №19.
К середине XIX в. сложились объективные причины для отмены крепостного права, которое изжило себя и служило тормозом для дальнейшего экономического развития. Таблица 1.
Военно-техническая отсталость. Проявилась где?
Невысокая производительность крепостного труда. Привела к чему?
Опасность крестьянских бунтов. К чему могла привести социальная напряженность?
Слайд презентации №20.
3.2. Подготовка реформы.
Как же осуществлялась подготовка реформы отмены крепостного права.
В своём выступлении перед московским дворянством в 1856 г. Александр II произнёс знаменитые слова: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнёт само собою уничтожаться снизу». Т.о. основной целью Александра II было не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать власть. Именно император стал инициатором всего процесса и в историю он вошёл как царь-освободитель.
В 1857 г. начал работу Секретный комитет для обсуждения мер по
устройству быта помещичьих крестьян (на этом, первом этапе подготовка реформы носила тайный характер).
1858 г. – Секретный комитет переименовывается в Главный комитет по крестьянскому делу, а в помещичьих губерниях создаются комитеты для разработки проектов отмены крепостного права; начинается открытое обсуждение в печати, на дворянских собраниях.
1859 г. – учреждены редакционные комиссии для работы с материалами губернских комитетов. Предложения дворянства можно разбить на две большие группы. Слайд презентации №21.
Дворянство: чернозёмные губернии, нечернозёмные губернии.
Так, помещики нечернозёмных губерний были готовы выкупить крестьянам относительно большой земельный надел, но настаивали на высоких выкупных платежах. Помещики Черноземья стремились сохранить за собой как можно больше земли; некоторые проекты, присланные из черноземных губерний, предполагали освободить крестьян и вовсе без надела.
Объясните, почему именно такие требования выдвигались дворянством двух главных хозяйственных районов страны?
Слайд презентации №22.
Какая форма повинности преобладала в чернозёмной, а какая в нечернозёмной зоне? (В 1-ой - барщина, во 2-ой - оброк).
С чем это было связано? (В чернозёмной зоне главное богатство – земля, на которой заставляли крестьян трудиться помещики. В нечернозёмной зоне земля приносила сравнительно мало дохода, большие доходы получались от отходничества крестьян и платимого ими денежного оброка). Поэтому, естественно, что помещики чернозёмных губерний более всего дорожили землёй, нечернозёмных – личностью крестьянина.
Т.о. помещики явно не хотели себя обидеть в результате реформы, а значит, заранее было ясно, что реформа окажется половинчатой. Допуская известное развитие капитализма, она будет проведена в интересах помещичьего дворянства, законсервировав многие феодальные пережитки.
Несмотря на все сложности и попытки консерваторов не допустить проведение реформы 19 февраля 1861 года Александр II подписал все положения о реформе и манифест (2). Слайд презентации №23.
3.3. Работа с историческими источниками (3,4). Ст.1, 21, 23, 39. ( Таблица 2).
Слайд презентации №24.
Реформу можно разбить на два этапа.
Первый – личное освобождение крестьян. Свободу крестьяне получили бесплатно с момента обнародования манифеста – 5 марта 1861 г.
Что теперь помещику было нельзя, а крестьянину можно?
(Помещику нельзя покупать, продавать, дарить, завещать крестьян).
Вывод. Крестьянин переставал быть собственностью помещика.
Крестьянину можно (вступать в брак без согласия помещика, заниматься промыслами и торговлей, переходить в другие сословия, поступать на военную службу, поступать в военные учреждения).
Вывод. Бывшие крепостные крестьяне получали гражданские права, уравнивались в правах.
Крестьяне становятся уже не объектами, а субъектами права. Это, несомненно, достижение Александра II. Второй этап реформы связан с наделением крестьян землёй. Этот вопрос был самым болезненным и мы могли убедиться рассматривая дворянские проекты отмены крепостного права.
Выгодно ли государству не дать крестьянам землю вообще? (Нет. Во-первых, нищее крестьянство не сможет платить налоги в государственную казну, во-вторых, недовольство крестьян будет столь велико, что может угрожать самодержавию во главе с Александром II. В-третьих, маломощная российская промышленность просто не справится с таким наплывом крестьян).
Выгодно ли государству дать крестьянам такое количество земли, чтобы они были в состоянии прокормить свою семью и не зависеть от помещика? (Нет. В этом случае будут недовольны сами дворяне, интересы которых и собирался учитывать царь) Т.о. получается, что надо дать крестьянам земли не много и не мало, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы».
Ст. 10. Различался ли размер земли, полагавшийся крестьянину? ( Размер земли, полагавшийся крестьянину, различался в чернозёмной, нечернозёмной и степной зонах. Причём самый маленький надел был в черноземной полосе, а самый большой в степной).
Слайд презентации №25.
Итак, законом определён размер земельного участка, который получал крестьянин (3,6 десятины).
Ст. 18.Если у крестьянина земли было больше? Что полагалось по реформе? («Лишняя» часть у него «отрезалась». Эти части и назывались отрезками. Причём таких крестьян было по разным губерниям от 40-64 %).
Ст. 19.Если у крестьянина земли было меньше, чем ему полагалось? (Земля ему «дорезалась»). Таких крестьян было от 3 до 15 % в зависимости от губернии.
Если внимательно посмотреть на цифры, то можно увидеть что? (Несложно увидеть, что количество крестьян, терявших землю, было намного больше, чем получавших. К тому же помещики «отрезали» лучшие и наиболее ценные земли, особенно необходимые крестьянам, - водопои, луга, выгоны. Надо было теперь арендовать их на весьма невыгодных условиях).
До реформы средний размер крестьянского надела – 4, 4 десятины; после реформы – 3, 6 десятины.
Т.о. крестьянство теряло землю, причём налицо так называемое растущее малоземелье.
Но и за этот небольшой надел, который закон предоставлял крестьянину, надо было платить. Реформа исходила из того, что вся земля была собственностью помещика. Поэтому крестьянин должен был заплатить ему выкуп. Выкупная операция считалась завершением реформы.
Слайд презентации №26. Ст. 15. Как рассчитывался выкуп?
Выкуп (В) рассчитывался следующим образом: ГСО (годовая сумма дохода), умноженная на 16 2/3. Закон исходил из того, что помещик ничего не должен был потерять, поэтому сумма должна была приносить ему доход (капитализация оброка из расчёта 6% годовых). Т.о. и получается число 16 2/3 (разделите 100% на 6 – столько и получится).
Естественно, что такую огромную сумму крестьянин выплатить был не в состоянии. Отсюда следующая запись:
Государство платило за крестьянина 4/5 всего выкупа, а сам крестьянин должен был единовременно выплатить помещику одну пятую часть выкупа.
Слайд презентации №27.
До тех пор, пока он не отдаст помещику эту сумму, он считался кем? (Ст.15 – временнообязанным, т.к. земля ещё не его). Он должен продолжать платить оброк (теперь он назывался испольщина) и отрабатывать барщину (её новое название отработки, т.к. «барина» уже нет). После того, как крестьянин рассчитывался с помещиком, он становился должником государства.
Ст. 114. В течение скольких лет крестьянин должен был выплатить свой долг государству с процентами (6,5% годовых). А крестьяне ещё платили подушную подать и различные косвенные налоги.
Теперь опять абсолютные цифры: реальная стоимость всей земли – 500 млн. руб., помещики получили за неё 1,5 млрд. руб. Другими словами, земля была оценена в 3 раза выше её реальной рыночной стоимости.
Как вы думаете, государство, определяя размер выкупных платежей,
рассчитывало, что помещики, получив большие деньги как ими распорядятся?
Вывод: помещики, получив большие деньги, должны были вложить их в производство, построить мануфактуры, завести капиталистическое сельское хозяйство. Обнищавшие же крестьяне должны были пополнить ряды наёмных рабочих в городах. Однако и это благое вроде бы намерение осложнялось другим положением реформы.
Ст. 164. Крестьянин выкупал землю для себя, в свою частную собственность? (Для общины).
Какой принцип действовал в общине? (Принцип круговой поруки).
Земля становилась общинной собственностью. Т.е. её нельзя было ни продавать, ни покупать. К тому же община не отпускала крестьянина в город, т.к. по принципу круговой поруки за эту землю рассчитываться должна была община. И если общинник уходил в город, его платёж распределялся на всю общину. Естественно, другие крестьяне не хотели платить лишние деньги и не отпускали односельчан.Слайд презентации №28.
Т.о. сохранение крестьянской общины принизило положительные моменты реформы. Формально крестьянин становился полноправным человеком, фактически он оставался прикреплённым к общине и к своей земле.
Кроме этого, сами помещики не знали, что делать с теми огромными деньгами, которые внезапно свалились на них. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги. Так что основные положения аграрного переворота к условиям России применимы лишь отчасти.
4. Закрепление нового материала. Проблемный вопрос. Слайд презентации №29.
Слайд презентации №30.
Работа по таблице «Результаты реформы отмены крепостного права».
Каковы же были результаты реформы 1861 года?
Положительные? Отрицательные? Каково их значение?
Вывод. Реформа не решила аграрный вопрос. Крестьянин остался экономически зависимым от общины, выйти из которой он не мог; выкуп был очень высок, долго сохранялась экономическая зависимость от помещика. Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершённая. Необходимость проведения новой реформы.
1. «Мне особенно запомнилось на уроке…» 2. «Я пришёл к выводу…»
6. Выставление оценок. Домашнее задание.
Порвалась цепь великая,
Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»
Что Некрасов Н.А. в своём произведении «Кому на Руси жить хорошо» подразумевал под словосочетанием «цепь великая»?
Почему стало плохо жить крестьянину и помещику?
Приложение№1.
Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
1. Крепостное право на крестьян отменяется навсегда.
2. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.
3. Крестьяне, за отведённый надел, обязаны отбывать в пользу помещиков определённые в местных положениях повинности работою или деньгами.
4. Наделение крестьян землёю и другими угодьями, а равно и следующие за сиё повинности в пользу помещика, определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:
а)чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определён в местных положениях;
б)чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трёх лет (при чём не воспрещается однако же возобновлять такие договоры в случаен желания обеих сторон, но также временно, не долее, как на трёхлетний срок) ...
5. На сих основаниях составляются «уставные грамоты», в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворёнными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам...
15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются «временнообязанными крестьянами».
17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют, по делам хозяйственным, сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости...
21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании, для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах, не требуется дозволения помещиков...
23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право, наравне с другими свободными сельскими обывателями:
1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин...;
2) открывать и содержать, на законном основании, фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;
3) записываться в цехи; производить ремёсла в своих селениях и продавать свои изделия, как в селениях, так и в городах...;
4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды...
29. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, как свободные сельские обыватели, получают также следующие права по состоянию:
1) перечисляться в другие сословия и общества, поступать на военную службу и наниматься в рекруты;
2) отлучаться от места жительства;
3) отдавать детей своих в общие учебные заведения и поступать на службу по учебной, учёной частям...;
30. Крестьяне не могут быть лишены прав состояния или ограничены в сих правах иначе, как по суду или по приговору общества, утверждённому порядком, установленном в сем Положении...
164.Каждое сельское общество отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казённых, земских и мирских повинностей.
Приложение №2.
Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной осёдлости…
…2. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право выкупать в собственность усадебную осёдлостью
15. Для исчисления выкупной суммы за усадебную осёдлость…часть оброка помножается на шестнадцать и две трети; таким образом, за каждый рубль ежегодного оброка, падающего на усадьбы, полагается выкупная сумма в 16 р. 67 коп…
114. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды…
Приложение №3.
Местное положение о поземельном устройстве крестьян…
…10. Губернии разделяются для определения в каждой из них размеров душевого надела на три полосы: первую, вторую и третью (нечернозёмную, чернозёмную и степную)…
18. Если нынешний крестьянский надел превышает высший размер надела, рассчитанный на целое сельское общество…, то помещику предоставляется отрезать сей излишек в своё непосредственное распоряжение.
19. Если нынешний крестьянский надел менее низшего размера надела, рассчитанного на целое сельское общество…, то помещику предоставляется или прирезать недостающее количество земли, или же понизить повинности крестьян соразмерно количеству земли, недостающему против низшего размера надела.
Литература.
1. Русские цари. 1547-1917.-Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-С. 435.
2. История России с началаXVIIIдо концаXIXвв./ Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров.-М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. - С. 381.
3. Хрестоматия по истории СССР,XIXв.: Кн. для учителя/Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова.-М.:Просвещение,1991.- С. 126-132.
4. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2009.-С.292-296.