Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Научно-исследовательская работа

Лариса Анатольевна Соломина's picture
Submitted by Лариса Анатольевна Соломина on Tue, 16/08/2011 - 14:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Соломина Лариса Анатольевна, Шмелева Виктория
Место работы, должность: 
МОУ СОШ имени А.В.Каляпина с.Пригородное Сердобского района Пензенской области, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Пензенская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Краткое описание: 
Научно-исследовательская работа по рассказам Н.С.Лескова
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Министерство образования и науки Пензенской области

 

 

 

Областная научно-практическая конференция школьников «Старт в науку»

 

 

 

   Традиции и новаторство Н.С.Лескова в жанре святочного рассказа  (на примере рассказов «Штопальщик», «Зверь» и «Жемчужное ожерелье»).

/В рамках программы «Возрождение национальных традиций»/

 

Секция литературоведения

 

 

 

                                   

Выполнила:Шмелева Виктория,

ученица 11 класса

МОУ СОШ им.Каляпина

 с.Пригородное Сердобского района

Пензенской области.

Научный руководитель:

Соломина Л.А.,

учитель русского языка

 и литературы

МОУ СОШ им.Каляпина

 с.Пригородное Сердобского района

Пензенской области.

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

Пенза

2009

 

Оглавление:

Введение.                                                                                                   3-4                                                                                                              

1. Святочный рассказ как жанр русской литературы.                    

 

1.1. Развитие жанра святочного рассказа и основные

жанрообразующие признаки святочного рассказа.                          5

 

     1.2. Теоретическое осмысление Лесковым жанра

      святочного рассказа.                                                                              6

 

2. Традиции и новаторство Н.Лескова в создании

святочных рассказов «Штопальщик», «Зверь» и «Жемчужное ожерелье».

 

2.1.         Новаторство в названиях рассказов.                                   7

 

2.2.         Приуроченность действия к Святкам.                                8

 

2.3.         Наличие чудесного и благостная развязка.                        8-10

 

Заключение.                                                                                               11

 

Библиографический список.                                                                   12

 

Приложение.                                                                                               13-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Рождественские Святки (двенадцать дней после Рождества – до Крещения) – «святые дни», установленные православной церковью в память рождения и крещения Христа, когда человеку следует дать выход своим лучшим чувствам и святым порывам.  

   Привычным рождественским подарком были для читателей XIXвека святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

   Тема нашего исследования «Традиции и новаторство Н.С.Лескова в жанре  святочного рассказа  (на примере рассказов «Штопальщик», «Зверь» и «Жемчужное ожерелье»)».

   Выбор темы не случаен. Данная работа является итогом изучения элективного курса Г.В.Пранцовой, профессора кафедры литературы и методики преподавания ПГПУ им.В.Г.Белинского, «Рождественская проза в русской литературе 19 – 20 веков». Необходимо также оговориться, что в 2007 году после изучения элективного курса И.И.Московкиной, доцента кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературы Пензенского ИРО, «Пасхальная проза в литературе 19 – 20 веков» мы выступали на районной научно-практической конференции с исследованием «Модификация жанра пасхального рассказа. Юмористический аспект». Следовательно, данную работу можно считать логическим продолжением изучения канонических жанров.

   Актуальность нашей работы определило следующее: данные последних социологических исследований показали, что 80% россиян считают себя православными*. Интерпретировав такие результаты, можно сказать, что мы живем в стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена.Значит, перед нами остро встает проблема духовного просвещения.  А произведения отечественной литературы обращают человека к вечным проблемам.

   Общая цель предпринимаемого исследования– выявить жанровый канон и новаторство в создании святочного рассказа у Н.С.Лескова.

   Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- проследить за разработкой «святочной» темы в рассказах Лескова «Штопальщик», «Зверь» и «Жемчужное ожерелье»;
- определить основные типы героев в лесковских святочных рассказах;
- выявить в святочных рассказах Лескова наиболее характерную сюжетную схему;
- охарактеризовать теоретическое осмысление Лесковым жанра святочного рассказа.
    Материалом настоящего исследованияслужат тексты, которые Лесков создал в русле «святочной» традиции и, так или иначе, обозначил свое жанровое решение.

   Обращение к данным источникам мы считаем оправданным, так как основным критерием отбора произведений послужило указание на принадлежность текста «святочному» жанру, данное самим Лесковым.

   Новизна исследования заключается в опыте анализа рассказов Лескова, недостаточно известных широкому кругу читателей, но представляющих интерес с точки зрения жанрового канона святочного рассказа.
   Методы исследования предопределены поставленными задачами. Для их решения мы применяли:

ü     Историко-литературный метод;

ü     Типологический метод;

ü     Структурно-семантический метод;

ü     Сравнительный метод (составление таблиц).

   Для теоретического обоснования выводов, полученных в результате нашего исследования, мы опирались на труды следующих авторов: Фринлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века.

Лихачев Д. С. Особенности поэтики произведений Н. С. Лескова.

Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра.

Кучерская М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени.

   В соответствии с поставленной целью и задачами работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список,  приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*По данным социологических исследований, проведенныхКоординационным советом по взаимодействию Министерства образования и Русской Православной Церкви.  

1.     Святочный рассказ как жанр русской литературы.

1.1. Развитие жанра святочного рассказа и основные жанрообразующие признаки святочного рассказа.

 

      Под жанром в настоящем исследовании понимается содержательная художественная форма, исторически сложившаяся система способов организации произведения. Понятие литературного жанра, в первую очередь, подразумевает известную типовую общность художественной структуры группы произведений.

       Святочный рассказ, несмотря на пестроту и многочисленность текстов, принадлежащих разным эпохам и разным писателям, тем не менее, весьма легко узнаваем.

      В предлагаемом исследовании мы в самом общем виде определим святочный рассказ как рассказ о случившемся в период зимних праздников чуде, который осмыслен автором в контексте определенной литературной традиции. Иначе говоря, святочный рассказ можно распознать по следующим признакам:
- хронологическая приуроченность;
- наличие «элемента чудесного» (Лесков);
- наличие рассказчика;
- особое авторское «задание»*.
      Рассмотрев жизнь святочного рассказа в трудах Душечкиной,   

     Кучерской от истоков до наших дней, мы сделали обобщения:

    1.Вначале святочные рассказы существовали в устной традиции.

    2. Записывать такие тексты начали только с конца XIX века.

    3. По мере того как увеличивался разрыв между городской и 

    деревенской жизнью, календарная обрядность, а вместе с ней и

    календарные рассказы, постепенно начинали забываться и

    уходить из городского быта. Тем самым прерывалась традиция. Хоть

    в малой степени     компенсировать эту потерю взяли на себя средства

   массовой информации. Из периодических изданий городской читатель

    получал необходимое ему чтение, предназначенное специально

    для праздника.

     4. В XIX веке через дворовых людей былички становились

     известными в дворянской среде, особенно среди детей.

     5. Устные святочные рассказы образованных кругов русского

     общества носили разнообразный характер – от бытовых и

     этнографических зарисовок до народных историй о «нечистой

     силе», которые переделывались в соответствии с

     образовательным уровнем слушающей публики. И уже отсюда,

     из семейного предания, они проникают в печать в обработанной

     литературной форме.

     Результатом этого процесса явилось возникновение жанра

     литературного святочного рассказа.

 

1.2. Теоретическое осмысление Лесковым жанра святочного рассказа.

 

   Творческое наследие Николая Семеновича Лескова (1831-1895), работавшего в период переоценки и переосмысления привычных форм в русской реалистической литературе - превращения их в систему подвижных, изменчивых, постоянно развивающихся и обновляющихся видов и жанров, - богато и разнообразно.

   Среди пестроты и многообразия малых эпических форм в творческом наследии писателя особое место принадлежит святочному рассказу.
Общее число лесковских святочных рассказов насчитывает, по нашим данным, двадцать пять произведений. В декабре 1885 г. Лесков объединил двенадцать рассказов в специальный святочный сборник.
   Святочный рассказ не раз становился для писателя объектом теоретического осмысления. Мысли Лескова отразились в статьях и письмах, а также непосредственно в тексте многих художественных произведений  (этот факт дал возможность современным исследователям увидеть в Лескове первого теоретика святочного рассказа).

      В рассказе «Жемчужное ожерелье»  он писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от рождества до крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело».**

   По мысли Лескова, святочный рассказ - «это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы. … автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе».*** Поэтому от писателя требуется показать «такое событие из современной жизни русского общества, где отразился бы и век и современный человек, и между тем все бы это отвечало форме и программе святочного рассказа».****

   Таким образом, святочный рассказ можно с достаточным основанием считать одной из жанровых доминант творчества Лескова. Создавая тексты, писатель постоянно размышлял о задачах святочного рассказа, то есть творческая практика шла рука об руку с теорией. Этот жанр, видимо, вполне отвечал этическим и эстетическим установкам писателя и был им хорошо осмыслен.

   Мы остановили свое внимание на трех рассказах, входящих в сборник  «Святочные рассказы».

_________________________________________________________________

*Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб.,1995.- С. 181

** Лесков Н.С. Жемчужное ожерелье// Лесков Н.С. Собр.соч в 12 т. Т.7. – М., 1989, -С.

*** Там же, с.

****Там же, с.

 

3. Традиции и новаторство Н.Лескова в создании святочных рассказов «Штопальщик», «Зверь» и «Жемчужное ожерелье».

 

   В сентябре 2008 года мы провели анкетирование среди учащихся 10 – 11  классов нашей школы. С результатами можно ознакомиться в таблице 1 (стр.13). Как видно из ответов, высокий процент учащихся недостаточно знакомы с православными традициями. После изучения элективного курса ответы учащихся качественно изменились (таблица 2, стр.13).

    Это свидетельствует о необходимости изучения в школе произведений, отражающих православные традиции, и еще раз подчеркивают актуальность нашего исследования.

  

3.1.Новаторство в названиях рассказов.

 

     Все три рассказа, анализируемые нами, входят в цикл, которому сам Лесков дал название «Святочные рассказы». «Жемчужное ожерелье» и «Зверь» изначально входили в сборник и имели подзаголовки «святочный» или «рождественский» рассказ. «Штопальщик» был переработан им специально к святочному сборнику, то есть изначально не принадлежал к святочному циклу. 

      Выбранные нами тексты исследуются с разных позиций. Мы стремились показать  оригинальность лесковского подхода к  жанру святочного рассказа, связать разработку писателем отдельного жанра с фундаментальными принципами его творчества.

       В словесном мире произведений Лескова значительную роль играют названия произведений. Если сравнить названия произведений 19 века, посвященных святкам, то окажется, что эти названия  Лескова не отражают заявленный жанр. Ср: Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»; К.М. Станюкович «Рождественская ночь»; И.С. Шмелев. «На Святой»; Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»; Ч.Диккенс «Рождественская песнь в прозе»; Н.С. Лесков «Христос в гостях у мужика» (таблица 3, стр.14). Видно, что названия выбранных нами рассказов не отражают святочной темы.

   Вывод:  в данном случае Лесков отступает от традиции.

   Могут быть разные толкования названий этих рассказов. Можно предположить, что в названии рассказа «Зверь» прочитывается переносное значение слова «зверь» - жестокий, свирепый человек. И «укротителем зверя», то есть себя, дядя называет Ферапонта, своим поступком доказавшему хозяину то, что слышал он в ночных стенаниях эоловой арфы и с чем никак не хотел согласиться, - со способностью души неуклонно возноситься, быть несгибаемой и жить по закону любви.

 

 

 

 


3.2. Приуроченность действия к Святкам.

 

    Хронологическая приуроченность- наиболее очевидный показатель отнесенности произведения к интересующему нас жанру (хотя и не самодостаточный). Святочный рассказ является жанром так называемой «календарной словесности». Основной категорией «календарной словесности» является категория времени: «календарный» текст «провоцируется» определенным календарным периодом и связан с этим периодом содержательно и сюжетно. 

       Мы проследили за хронологической приуроченностью действия во всех трех рассказах. С этой точки зрения все три рассказа соответствуют святочному. События, оказавшие влияние на всю последующую жизнь героя, происходят либо непосредственно на Рождество, либо на святки. Причем в двух рассказах время действия (зима) подтверждается рассказчиками: «Меня, по случаю ужасных холодов, мать не взяла с собой в дальнюю дорогу» («Зверь»), «Потеря моя большая, и к самому празднику неприятно остаться без шубы» («Штопальщик») (таблица 4, стр.14).

    Итак, в отношении временной соотнесенности Лесков придерживался традиций.

   Понять лесковский художественный мир вне религиозного контекста, религиозно-нравственных раздумий, устремлений и обретений художника невозможно. Именно поэтому в текстах всех трех рассказов достаточно частое употребление религиозной лексики, которая рисует атмосферу святого праздника (таблица 5, стр. 15).

 

3.3.         Наличие чудесных событий и благостная развязка.

 

   Характерный для святочного рассказа «элемент чудесного», в первую очередь, играет важную роль в сюжетно-композиционной структуре произведения. В произведениях этого жанра, как правило, происходит событие, которое, так или иначе, связано с вмешательством иррационального начала - крестной или нечистой
силы. Этот признак соотносится с хронологической приуроченностью святочного рассказа: «чудесное» событие сопряжено с определенным календарным временем - с праздником.
Размышляя о святочном рассказе, Лесков особое внимание уделил категории «чудесного», которая в его собственных произведениях трактуется обычно не без полемического отталкивания от литературной традиции.

   Только немногие рассказы Лескова имеют элемент чудесного — в смысле сверхчувственного и таинственного. В прочих причудливое или загадочное имеет свои основания не в сверхъестественном или сверхчувственном, а истекает из свойств русского духа и тех общественных веяний, в которых для многих, - и в том числе для самого автора, написавшего эти рассказы, заключается значительная доля странного и удивительного.

   Мы поставили перед собой задачу: выяснить, какие же чудеса происходят на страницах рассказов?

      Оказалось, что понятие «чудо» Лесков связывал или с духовным преображением человека, или с неожиданным подарком человеку, который в этом нуждался. И никакой, так называемой чертовщины, в его рассказах нет.

   В рассказе «Зверь» повествование ведётся от лица взрослого человека, вспоминающего историю из своего детства — Рождество Христово, во время которого герой находился в имении своего дяди, жестокого старика. Центральным событием в праздновании Рождества в рассказе «Зверь» становится “послеобеденное развлечение для гостей” — травля медведя. Таким образом, происходит сдвиг и переворот привычных законов мира даже на семантическом уровне: Рождеству, воскрешению, воцарению вечной жизни противопоставляется травля, насильственная, позорная, фарсовая смерть. Этот изначально заложенный переворот даёт ходу событий противоположную направленность.

   Действие происходит в святки, когда стояли такие холода, что “в хлевах замерзали ночами овцы, а воробьи и галки падали на мёрзлую землю окоченелые”. Таким образом, автор противопоставляет мертвенный холод зимней ночи таинству жизни — приходу в мир Спасителя. В таком противоборстве жизни и смерти, тьмы и света острее ощущается радость бытия, прочувствованная и переданная рассказчиком. Именно в это противоречивое и удивительное время происходит чудо преображения души человека.

   Два центральных образа рассказа — дядя рассказчика и медведь Сганарель. Они противопоставлены друг другу, как противопоставлены мир человека и мир животных: человек несёт в себе разрушающее начало, стремясь подчинить себе животный мир.

   Дядя жесток, немилосерден, беспринципен, гордится этими качествами и считает их “выражением мужественной силы и непреклонной твёрдости духа”. Раскрывая образ этого героя, автор передаёт тёмные стороны его души через описание его усадьбы: “Огромный каменный дом, похожий на замок”, “некрасивое и даже уродливое двухэтажное здание с круглым куполом и с башнею, о которой рассказывали страшные ужасы”. Тёмный, страшный колорит создаёт ужасающую атмосферу, которую усугубляет образ “Эоловой арфы”: “Наверху башни, в пустом, изогнутом окне были натянуты струны”. Они “издавали сколько неожиданные, столько же часто странные звуки, переходившие от тихого густого рокота... в неистовый гул, как будто сквозь них пролетал целый сонм, поражённый страхом, гонимых духов”. “Изогнутое окно” башни напоминает вход в Эолову пещеру — “подземное жилище ветров”. Значение этого образа в романтической традиции (символ любви) перевёрнуто, что в свою очередь подчёркивает гнетущую атмосферу, царящую в дядюшкиной усадьбе. Образ Эоловой арфы восходит к языческим верованиям и отождествляется с “грубыми, хаотическими силами”, а в рассказе Лескова становится символом души помещика.

   Когда сельский священник говорит о даре — “нашем сердце, исправленном по учению” Христа, душа дяди преображается, очищается; символом катарсиса, впервые пережитого человеком, явились слёзы. Этот злой старик плакал (это слово даже выделено курсивом, что говорит о невероятности события). Это чудесное преображение могло произойти только в святки — воистину универсальное время, когда чудо входит в жизнь каждого человека, когда два в принципе несовместимых времени пересекаются в одной точке.

   Чудо внутреннего преображения личности  происходит и в рассказе «Жемчужное ожерелье». В повествование включён мотив встречи — с Богом, с самим собой и с ближним. Эти события становятся переломными и для отца Маши, который опосредованно, через время (святки — время таинств) и через совесть (совесть — “весть от Бога”) встречается с Богом. (Его присутствие ощущается на протяжении всего рассказа: герои получают Его благословение при совершении христианского обряда — венчания; действия героев совершаются либо “по указанию”, либо “с согласия” Бога.) Результатом этой встречи становится суд Николая Ивановича над самим собой: ему открываются собственные греховные глубины. И наконец, старик встречает жениха своей дочери — того ближнего, которого Бог послал ему как шанс на спасение, тогда его душа преображается через любовь. Ведущей становится категория чуда — преображение героя, когда его душа приближается к идеалу, которого человек старается достигнуть в течение всей жизни. Чудо, происшедшее в душе “старого сквалыжника”, множит добро. Человеку воздаётся больше, чем он ожидает: Николай Иванович мирится со старшими дочерями, зятьями. В мир человека входит Божья благодать, изменившая жизнь и его, и окружающих благодаря тому, что человек преодолел один из своих грехов — сребролюбие.

   Наши обобщения помещены в таблице 6 (стр. 15). Исходя из ее данных мы делаем следующий вывод: Лесков переосмыслил категорию чудесного. В его рассказах чудо связно с духовным преображением человека.

   Атмосферу благотворного влияния христианского праздника на человека Лесков рисует с помощью следующих слов: счастье, любовь добрый, праздничный прекрасный и других. С данными можно познакомиться в таблице 7 (стр. 16).

   Благостная развязкакак непременный атрибут святочного рассказа присутствует во всех трех рассказах. Она непосредственно связана в рассказах с элементом чудесного и включает в себя именно духовное преображение человека под воздействием святого праздника.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   В отечественной словесности пересеклись сферы религиозные и мирские. Глубинные принципы веры становились основой философско-художественных систем крупнейших русских писателей. Религия в целом осознавалась культурной мыслью как возврат к цельности, как собирание души, как высвобождение из того тягостного состояния внутренней разорванности и распада, которое стало страданием века.

   Мы не претендуем на полноту исследования жанра святочного рассказа в творчестве Лескова. Нашей задачей было рассмотреть этот жанр на примере только трех рассказов. В заключении мы сделали следующие выводы:

1.     Жанр святочного рассказа вполне отвечал этическим и эстетическим установкам писателя и был им хорошо осмыслен.

2.     Основными типами героев святочных героев рассказа были люди, которые изменили свою жизнь тем или иным образом в святые праздничные дни.

3.     Новаторство Лескова сказалось  в названиях рассказов и в переосмыслении им традиционного элемента чудесного.

4.     Что касается временного хронотопа и благостной развязки, тут Лесков придерживался традиций.

 

   Мы считаем, что материалы данной работымогут быть использованы на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях как помощь учителю или ученикам, так как прочные основания нравственно-философского осмысления христианской направленности  были заложены именно в произведения русской классической литературы.

  Данное направление работы можно продолжить, расширив цель: проследить влияние жанра святочного рассказа на все творчество Н.С.Лескова.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.     Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995.

     2. Кучерская М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в

         литературе нового времени. М., 1997.

3. Лесков Н.С. Собр.соч в 12 т. Т.7. – М., 1989.

     4. Лихачев Д. С. Особенности поэтики произведений Н. С. Лескова //

   Лесков и русская литература. М., 1988.

     5. Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской

        литературе XIX века. Л., 1971.
 

 

 

 

                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

Приложение.

Таблица 1. Анкетирование, проведенное среди школьников 9-10 классов (до изучения курса «Рождественская проза в русской литературе 19-20 веков»).

 

№ п/п

Вопросы

Ответы

1.

Крещены ли вы?

Да

Нет

65

100%

--

--

2.

Когда празднуется Рождество Христово?

7 января

8 января

64

98%

1

2%

3.

Какое время охватывают Святки?

От Рождества до Крещения

Не знаю

1

2%

64

98%

4.

С чем ассоциируется у вас праздник Рождества, Крещения?

Гадание, славить, купаться в проруби

Духовное очищение человека

65

100%

-------

----

5.

Какие произведения  художественной литературы о Рождестве вы читали?

«Ночь перед Рождеством», «Мальчик у Христа на елке»

Не помню

35

54%

30

46%

             

 

Таблица 2. Анкетирование, проведенное среди школьников 9-10 классов (после  изучения курса «Рождественская проза в русской литературе 19-20 веков»).

№ п/п

Вопросы

Ответы

1.

Помог ли вам курс «Рождественская проза в русской литературе 19-20 веков» по-новому взглянуть на праздник Рождества?

Да

Нет

65

100%

----------

-----------

2.

Когда празднуется Рождество Христово?

7 января

 

65

100%

 

 

3.

Какое время охватывают Святки?

От Рождества до Крещения

Не знаю

65

100%

-----------

----------

4.

С чем ассоциируется у вас праздник Рождества, Крещения?

Гадание, славить, купаться в проруби

Духовное очищение человека

65

100%

65

100%

5.

Какие произведения  художественной литературы о Рождестве вы читали?

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке», Н.С.Лесков «Старый гений», «Зверь», А.И.Куприн «Чудесный доктор».

65

100%

             

Таблица 3. Названия рассказов.

 

 

Анализируемые рассказы

 

Названия, характерные для святочных рассказов 19 века.

 

«Жемчужное ожерелье»

 

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

К.М. Станюкович «Рождественская ночь»

«Зверь»

 

И.С. Шмелев «На Святой»

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

«Штопальщик»

 

Ч.Диккенс «Рождественская песнь в прозе»

Н.С. Лесков «Христос в гостях у мужика»

 

 

Таблица 4. Приуроченность действияк Святкам.

 

Анализируемые рассказы

 

Доказательство

«Жемчужное ожерелье»

 

«Назад тому три года  брат приехал ко мне на святки из провинции»

 

«Зверь»

 

«Наступил день Рождества»

 

«Штопальщик»

 

«Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице, имеющее совсем святочный характер». «Пришло опять Рождество».

 

 

Анализируемые рассказы

 

Доказательство

«Жемчужное ожерелье»

 

 

«Зверь»

 

«Меня, по случаю ужасных холодов, мать не взяла с собой в дальнюю дорогу»

 

«Штопальщик»

 

«Потеря моя большая, и к самому празднику неприятно остаться без шубы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5. Религиозная лексика.

 

 

Анализируемые рассказы

 

Слова с религиозной тематикой

«Жемчужное ожерелье»

 

Святочный, Святки, Господь, крещение, Бог, сочельник, Рождество, обедня, просвира.

«Зверь»

 

Рождество, Христос, Бог, божий, священник, религиозный, крест, духовенство, дьякон, молитва.

«Штопальщик»

 

Святки, святой, церковь, священник, Рождество, Бог,

 

Таблица 6. «Чудо» в рассказах Лескова.

 

 

Анализируемые рассказы

 

Характеристика героя

До чудесного преображения или подарка

После чудесного преображения или подарка

«Жемчужное ожерелье»

 

«Отец Машеньки всем известный богатый сквалыжник, …обоих зятьев обманул»

Дал богатое приданое всем трем дочерям и хотел, чтобы они были счастливы.

«Зверь»

 

«Он был очень богат, стар и жесток. В характере у него преобладали злобность и неумолимость, и он об этом нимало не сожалел»

«Есть люди, которые помнят белоголового длинного старика, который словно чудом умел узнавать, где есть истинное горе, и умел поспевать туда вовремя сам или посылал не с пустыми руками своего доброго пучеглазого слугу».

«Штопальщик»

 

«…Родители мои померли, оставив меня очень в молодых годах, а квартирка, где я жил, сгорела ночью под самое Рождество».

За свое мастерство был награжден прекрасным домом. «Тебя новое счастье ждет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7. Часто употребляемые слова в рассказах Лескова.

 

Анализируемые рассказы

 

Слова, часто употребляемые

До праздника

Во время праздника

«Жемчужное ожерелье»

 

Вражда, страдал, обманул, надул, черт, непочтенный.

Добрая душа, сердечный, радостно плача, обняла, счастлива, благоприятный.

«Зверь»

 

Жестокий, злобный, ужасный, страшный, страх, ужас, невеселый, не любили, мрачный, суровый, не прощалось, унылость, строгость

Прекрасный, радостный, праздничный, слава, счастливый, добряк, хорошие слезы, благословил.

«Штопальщик»

 

Покорное терпенье, испытание, злострадание, потеря, безобразие.

Благодетель, счастье, милость, благополучно, благодарность, порадовался.

 


»  in society:   
Региональный узел Пензенской области

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн