На доске записаны слова с пропущенными орфограммами:
Со.нце бры.нуло в д.лины
Ми..ионами св.чей.
Со.нце льёт на наши спины
Жаркий дождь св.их лучей.
- Сегодня мы будем писать две буквы: с, о.
- Назовите орфограммы. Как их проверить?
- Напишите этот ряд букв до конца строки в указанной последовательности.
Ссссс со Сс сС
III. Словарно-орфографическая работа
- Прочитайте написанные на доске пары слов.
Улей - пчела
Конура - собака
Тропинка - пешеход
? - транспорт
- Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если определите смысловую связь в данных парах слов. С каким словом мы познакомимся на уроке? (В каждой паре предмет, обозначенный
первым словом, предназначен для предмета, обозначенного вторым словом. Улей – для пчелы, конура – для собаки, тропинка – для пешехода, а для транспорта – дорога. Значит, сегодня мы познакомимся со словом дорога)
- Объясните значение слова дорога. (Дорога – это полоса земли со специальным покрытием, например, асфальтовым, или без него).
- Для чего предназначена дорога?
- Напишите слово дорога в тетради, пользуясь орфографическим словарём. Поставьте ударение. Что можно сказать о написании слова? ( В слове дорога непроверяемая безударная гласная о).
- Прочитайте на доске пословицы и фразеологические обороты. Объясните их смысл.
Всякая дорога вдвоём веселей.
Добрая слава за печкой сидит, а худая по дорожке бежит.
Идти по плохой дорожке.
Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
В иное место дорога широка, да назад узка.
- Сгруппируйте пословицы и фразеологические обороты в зависимости от того, в каком падеже в них стоит существительное дорога. (Существительное дорога стоит в именительном падеже в пословицах: Всякая дорога вдвоём веселей. В иное место дорога широка, да назад узка. Существительное дорога отвечает на вопрос что? и является в предложениях подлежащим.
Существительное дорожка в пословице Добрая слава за печкой сидит, а худая по дорожке бежит стоит в дательном падеже. Оно отвечает на вопрос по чему?, употреблено с предлогом по.
Существительное дорога в пословице Беседа дорогу коротает, а песня – работу стоит в винительном падеже. Оно отвечает на вопрос что? и является второстепенным членом предложения).
- Сегодня мы будем говорить о правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
IV. Изучение нового материала
- На доске и в тетрадях просклоняем попарно слова: страна, мама; земля, деревня; село, озеро; конь, олень; тетрадь, площадь.
- Существительные какого склонения мы изменяли по падежам?
(Мы изменяли по падежам существительные 1, 2, 3 склонений).
- Чем отличаются окончания существительных одного и того же склонения. Которые мы изменяли по падежам? (Существительные одного и того же склонения имеют ударные и безударные окончания).
- Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые или разные ударные и безударные окончания в одном и том же падеже? (Существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже имеют одинаковые ударные и безударные окончания).
- Ударное и безударное падежное окончание существительного представляет трудность для написания? (Безударное падежное окончание существительного представляет трудность для написания).
- Как мы поступаем, если безударная гласная имеется в корне слова? (Если безударная гласная имеется в корне существительного, мы проверяем её написание. Для этого изменяется слово или подбираем однокоренное, чтобы безударная гласная стала ударной).
- Безударные окончания существительных тоже можно проверить. Для этого надо определить склонение существительного, узнать его падеж, подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми. Приведите примеры из нашей таблицы к данному правилу.
- Сделайте вывод, как проверить безударное окончание имени существительного? (Чтобы проверить безударное окончание имени
существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже).
Физкультминутка
- Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – приседаете, если с безударным – делаете наклон вперёд. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.
У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из шерсти, около пристани, в небе, из нефти.
- Сколько было названо существительных с безударным окончанием?
V. Закрепление
1 задание
- Прочитайте слова в столбиках. Напишите существительные с предлогами, которых нет в первом столбике. Укажите склонение, падеж и окончание существительных.
К доск…, до рек…, о враг…, о петух…, на бархат…, к сестр…, на цветк…, о добр…, к берёз…, на кон…, о дожд… .
2 задание
- Прочитайте. Сгруппируйте и напишите словосочетания, в которых существительные стоят и том же падеже. Выделите в существительных окончания.
Ремонт квартир…, подбежал к лошад…, двигались по площад…, говорили о дел…, урожай с яблон…, светились в неб…, обратился к молодёж…, причалил к пристан…
3 задание
- Прочитайте. Составьте и напишите возможное количество цепочек существительных с предлогами. Укажите склонение и падеж существительных. Выделите окончания.
Без вырубк…, на картошк…, для выручк…, в диван…, в диктант…, для замазк…, из подушк…, о поступк…., о сут…, из поговорк…, о тростник…, от встреч…
4 задание
- Прочитайте существительные с предлогами. Постарайтесь их запомнить.
О топол…, от редьк…, о рябин…, от морковк…, о ясен…, от капуст…, о дуб…, от помидор…, о сирен…, от свекл….
- На какие группы можно разделить эти существительные с предлогами?
- Напишите по памяти существительные с предлогами в родительном падеже.
- Напишите по памяти существительные с предлогами в предложном падеже.