Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки

Данные об авторе
Автор(ы): 
Ерюшкина Людмила Евгеньевна
Место работы, должность: 

МОУ "Гимназия №2", г. Балаково, учитель географии

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

 Изучение строения материка и форм рельефа. Установление закономерностей залегания полезных ископаемых. Определение роли древнего оледенения в развитии природы континента.Формирование умения выявлять на основе анализа карт взаимосвязь между строением и рельефом; показывать крупные формы рельефа. Развитие навыков анализа и сопоставления информации, интерпретации фактов.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, под редакцией В.П. Дронова География Наш дом - Земля: материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Москва, "Дрофа", 2009 г.

Атлас География материков и океанов 7 класс, "Дрофа", 2009

Используемая методическая литература: 

Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Москва, "ВАКО", 2006

Используемое оборудование: 

Интерактивная карта Северной Америки

Используемые ЦОР: 

Презентация http://mmogeo.ucoz.ru/urok_7_klass.ppt

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p align="center"> <span style="color: #ff8c00"><strong>Урок &laquo; Рельеф и полезные ископаемые </strong></span></p> <p align="center"> <span style="color: #ff8c00"><strong>Северной Америки&raquo;</strong></span></p> <p> <span style="color: #ff8c00"><strong><u>Цели</u></strong></span></p> <p> <strong><em>Образовательные</em></strong></p> <p style="margin-left: 36pt"> Изучение строения материка и форм рельефа. Установление закономерностей залегания полезных ископаемых. Определение роли древнего оледенения в развитии природы континента.</p> <p> <strong><em>Воспитательные, развивающиеся</em></strong></p> <p style="margin-left: 36pt"> Формирование умения выявлять на основе анализа карт взаимосвязь между строением и рельефом; показывать крупные формы рельефа. Развитие навыков анализа и сопоставления информации, интерпретации фактов. &nbsp;</p> <p> <strong>Средства обучения:</strong> физическая карта Северной Америки, презентация.</p> <p> <strong>Методы и формы учебной деятельности:</strong> частично-поисковая и исследовательская работа учащихся с географической информацией. Беседа о закономерностях размещения крупных форм рельефа. Практическая работа, обучающий тест.</p> <p style="margin-left: 3pt"> <strong>Основное содержание</strong></p> <p style="margin-left: 3pt"> Общие черты рельефа, расположение его крупных форм в зависимости от истории развития земной коры материка. Внешний облик равнин и горных областей. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Человек и рельеф.</p>

 

Урок « Рельеф и полезные ископаемые

Северной Америки»

Цели

Образовательные

Изучение строения материка и форм рельефа. Установление закономерностей залегания полезных ископаемых. Определение роли древнего оледенения в развитии природы континента.

Воспитательные, развивающиеся

Формирование умения выявлять на основе анализа карт взаимосвязь между строением и рельефом; показывать крупные формы рельефа. Развитие навыков анализа и сопоставления информации, интерпретации фактов.  

Средства обучения: физическая карта Северной Америки, презентация.

Методы и формы учебной деятельности: частично-поисковая и исследовательская работа учащихся с географической информацией. Беседа о закономерностях размещения крупных форм рельефа. Практическая работа, обучающий тест.

Основное содержание

Общие черты рельефа, расположение его крупных форм в зависимости от истории развития земной коры материка. Внешний облик равнин и горных областей. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Человек и рельеф.

Основные понятия: литосферная плита, Северо-Американская платформа, Канадский щит, области молодой, средней и древней складчатости, равнины, горы, месторождения полезных ископаемых.

Номенклатура: Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Великие и Центральные равнины, Миссисипская, Примексиканская и Приатлантическая низменности, вулкан Орисаба, г. Мак-Кинли. 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.
    1. Расположить географические названия, характеризующие географическое положение Северной Америки. (Приложение 1)
    2. Охарактеризовать географическое положение материка.
    3. Что вы знаете об открытии Северной Америки?
    4. Расскажите, какой вклад в освоении Северной Америки внесли русские исследователи.
    5. Назовите и покажите географические объекты, которые хранят имена русских исследователей.
  3. Изучение нового материала. (Используется презентация)

- Северная Америка и Евразия когда-то составляли единый континент. Поэтому в строении, развитии и размещении компонентов их природы есть как общие черты, так и особенности, различия.

1) Тектоническое строение материка.

Определите положение материка на Северо-Американской плите.

  • Что лежит в основании материка?
  • На каких ее границах происходят наиболее сильные движения земной коры?

2) Установите взаимосвязь между строением и рельефом.

Ответ: На поверхности материка преобладают равнины, горы занимают лишь третью часть континента. Рельеф восточной части равнинный. Сформировался он на древней платформе, поверхность которой длительное время разрушалась и выравнивалась. В рельефе северной части преобладают низменные и возвышенные равнины, сложенные древними кристаллическими породами. Большую часть этих равнин покрывал древний ледник. Следы его деятельности видны повсюду. Это сглаженные скалы, плоские вершины холмов, валуны, выпаханные ледником котловины.

3) Крупные формы рельефа материка, их взаимное расположение.

В ходе изучения форм рельефа Северной Америки учащимися заполняется таблица.

 

 

Тектоническая структура

Форма рельефа

Особенности

Полезные ископаемые

Северо-Американская платформа

Центральные равнины

Высота 200-500м Сложенные морскими и континентальными  осадочными породами и покрытые ледниковыми отложениями

 

Великие равнины

Образовались на краю платформы и были высоко приподняты при формировании Кордильер. Сложены мощными толщами осадочных пород.

 

Миссисипская низменность

Образована речными наносами.

 

Примексиканская и Приатлантическая низменности

 

 

Область древней складчатости

Горы Аппалачи

Средневысотные горы Высота 2000м Высшая точка – г. Митчелл (2037 м)

 

Область средней складчатости

Кордильеры

 

Преобладающие высоты 2000-3000 м. Высочайшая вершина – г. Мак-Кинли (6194 м).

 

Скалистые горы

Восточная ветвь Кордильер, протяженностью 3000 км.

 

Объяснение учителя (демонстрация презентации)

 В центре материка располагаются холмистые Центральные равнины с высотами от 200 до 500 м., сложенные морскими и континентальными осадочными породами. Там, где на поверхность выходят известняки, развит карст.

Великие равнины поднимаются в сторону Кордильер гигантскими ступенями. Образовались на краю платформы и были высоко приподняты при формировании Кордильер. Эти равнины сложены осадочными породами материкового и морского происхождения.

На юго-востоке Центральных равнин расположены обширный карстовый район и Мамонтова пещера. Она была открыта 1809 г.  Глубина пещеры достигает 300 м. Она соединена с другими и образует единую систему Флинт-Мамонтова общей длиной 500 км. Сток воды из пещер идет в притоки реки Огайо.

Мамонтова пещера – сложный лабиринт проходов, залов, расположенных в несколько этажей. В нижнем этаже есть озера и даже реки. Некоторые залы и камеры богаты натечно-капельными образованиями и кристаллами.

На формирование современных форм рельефа северной части материка большую роль оказало четвертичное оледенение.

  1. Наиболее мощные ледники образовались в горах Кордильеры, на полуострове Лабрадор. Отдельные ледники сливались друг с другом, а потом очень медленное длившее столетия движение на юг, на равнины. Лед, из которого состоял ледник, являлся не сплошной прозрачной массой, как лед реки или озера, а был разбит трещинами, состоящими из отдельных блоков, что облегчало его движение.
  2. Гигантский ледник сползал по неровной поверхности, отламывал, захватывая и мелкие обломки, и целые глыбы горных пород, песок, щебень, глину, и уносил их с собой. Постепенно погружались в лед и обломки пород, оказавшиеся на поверхности.
  3. На своей южной окраине ледник постоянно подтаивал, особенно летом; многочисленные речки и ручьи выносили из-под льда песок, гальку. Иногда такие речки текли в самом леднике – в своего рода ледяном тоннеле, и тогда накапливались узкие и длинные песчаные и глиняные валы.
  4. Продвинувшись далеко на юг (почти до 400 с.ш.), ледник наконец остановился. Это его состояние продолжалось сотни, а может, и не одну тысячу лет. А потом он стал таять.
  5. Под действием талых вод образовались песчаные наносы, протянулись напоминающие железнодорожные насыпи узкие продольные холмы, как ступени отступающего ледника образовались гряды, перпендикулярные его движению; талые воды заполнили выпаханные ледником понижения и создали многочисленные озера. По всей территории оказались растащены огромные валуны.

Вдоль западного побережья на 7 тыс. км протянулись Кордильеры. В системе хребтов выделяются две основные ветви: западная – собственно Кордильеры – и восточная – Скалистые горы протяженностью 3 тыс. км.

Кордильеры расположены на границе литосферных плит. Преобладающие высоты в горах 2000-3000 м. Формирование гор еще продолжается. Движения земной коры приводят к сильным землетрясениям и извержениям вулканов.

Кордильеры необычайно красивы. Горы расчленены глубокими речными долинами – каньонами. Глубокие впадины соседствуют с могучими хребтами и вулканами.

В северной части Кордильер поднимается самая высокая их вершина – г. Мак-Кинли (6194 м), покрытая снегами и ледниками. Некоторые ледники в этой части гор сползают прямо в море. Здесь расположен самый длинный (145 км) горный ледник.

Большой каньон – один из глубочайших каньонов в мире. Расположен на плато Колородо, в США. Выработан рекой Колородо в толще известняков, песчаников и сланцев. Длина 446 км. Глубина до 1600 м. Ширина на уровне поверхности плато 8 – 25 км, близ дна менее 1 км (на отдельных участках до 120 м).

Невысокие горы Аппалачи сильно разрушены, пересечены долинами. Склоны гор пологие, вершины округлые, высота немногим более 2000м. Высшая точка – г. Митчелл 2037 м.

Какую можно выделить закономерность в залегании полезных ископаемых?

Ответ: В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь.

На севере, где выход кристаллического фундамента платформы, выделяются месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др. В осадочных породах Центральных и Великих равнин, Миссисипской низменности много нефти, природного газа, каменного угля. Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды)

 

4. Практическая работа

 «Построение схематического профиля рельефа по параллели 400 с.ш.»

На основе выше изложенного построить профиль рельефа Северной Америки по 400 с.ш. и  выявить взаимосвязь между рельефом и внутренним строением материка. Использовать физическую и тектоническую карты Северной Америки.

 

 

Профиль рельефа вдоль 400 с.ш. Северной Америки

 

 

5. Закрепление изученного материала.

Работа с картами в текстовом редакторе MicrosoftWord.

Работа с тестом MicrosoftExcel

Задание 1. Расположите формы рельефа,  соответствующие Северной Америке. (Приложение 2)

Задание 2. Совместите на карте модель строения земной коры с соответствующим типом рельефа. (Приложение 3)

Задание 3. Тест обучающе-проверочный. (Приложение 4)

 

6. Домашнее задание.  § , нанести на контурную карту крупные формы рельефа. 

скачать презентацию по  ссылке http://mmogeo.ucoz.ru/urok_7_klass.ppt

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн