К сегодняшнему уроку вам было задано написать небольшие рассказы, обличающие людские пороки, сделать выводы( глупость, жадность,
вредность, жестокость) и нарисовать к ним иллюстрации.
Опрос учащихся, чтение ими рассказов.
Бударина Лиза « Бывает же такое в жизни».
Этот случай произошел с моей мамой. Она поступила в институт на 1 курс, ей было16 лет. И буквально на первом же уроке физкультуры преподаватель решил проверить студентов в беге на дистанцию в 3 км. Оборудованного стадиона в те времена не было, и этот кросс проходил вокруг небольшого поля, засеянного кукурузой. А так как на дворе был сентябрь, то кукуруза была довольно высокая. Моя мама с подружкой решили из положенных 3 кругов 2 отсидеть в высоких зарослях кукурузы, а на 3 круг выбежать со своей группой первокурсников. Все бы ни чего, но, не рассчитав время, они выбежали раньше всех. Преподаватель, не почувствовав подвоха, расхваливал девочек, зафиксировал время, за которое девочки пробежали 3 км. Конечно, таких результатов не было давно. Вся группа во главе с тренером радовалась небывалому результату. Только вот маме с её подружкой было как-то не по себе. Но прошло время, и этот случай забылся, но ненадолго. Буквально через пару недель девочек вызвали в деканат и торжественно объявили, что они двое должны будут представлять Политехнический институт на межвузовских соревнованиях по бегу. Мама с подружкой от стыда не находили себе места. Когда пришло время соревнований, естественно, они прибежали самые последние среди настоящих спортсменов и тем самым подвели свою команду. Позже они признались и рассказали всю правду. После этого случая они раз и навсегда поняли, что любое вранье, даже, на первый взгляд, безобидное, может повлечь за собой непредсказуемые последствия.
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в литературную игру по страницам произведений, изученных во 2-ом и 3 классах.
Ребята, определите, из каких произведений эти строки и кто их автор?
Литературная игра
1. Слайд2 : « В лесу соловушко зарёю вечерней пел,
А филин на сосне нахмуряся сидел
И укал что в нем было мочи,
Как часовой средь ночи.»
Ответ ( А. Е. Измайлов «Филин и Чиж».)
2.Слайд 3 : «Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно.»
Ответ: ( Эзоп « Бесхвостая лисица»)
3. Слайд 4 : « У сильного всегда бессильный виноват :
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят.»
Ответ ( И. А. Крылов « Волк и Ягненок».)
4. Слайд 5 : « Когда в товарищах согласья нет ,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, просто мука.»
Ответ ( И. А. Крылов « Лебедь, Щука и Рак» )
Повторение литературных терминов.
Учитель: Как вы поняли, все эти произведения относятся к жанру басни.
Что такое басня?
Слайд 6 : Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы».
Учитель: Можно дать и другое понятие термину « басня».
Басня- небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки».
Учитель: Какие людские пороки вы можете перечислить?
Учитель: Теперь, повторив термин «басня» мы можем сделать вывод, что написанные вами рассказы тоже можно отнести к жанру « басен», ведь басня-это стихотворное или прозаическое произведение.
- А какое художественное средство используется в басне?
Ответ: ( Аллегория)
Слайд 7 : Аллегория- слово, пришедшее из греческого языка. Обозначает иносказание.
Учитель : Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя- неуклюжесть, в образе Осла- глупость , упрямство, в образе Муравья- трудолюбие.
Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним , что осуждает басня « Лебедь, Рак и Щука»? (Разобщенность в дружбе).
Басня « Волк и ягненок?» ( Трусость).
А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?
III .Введение в тему. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
– Вспомнив сюжеты уже знакомых вам басен, познакомимся с басней « Стрекоза и Муравей». Поговорим о том , какая тема раскрывается в ней и какие людские пороки высмеиваются.
Перед вами, ребята, портреты великих баснописцев.
Слайд 9: Иван Андреевич Крылов (портрет)
Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. Строки его басен стали пословицами и поговорками».
Слайд 10: портрет Л.Н. Толстого
«Л.Н. Толстой – великий русский писатель, философ». Он писал как для взрослых, так и для детей. Писатель интересовался языками, занимался музыкой, медициной, сельским хозяйством. В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.
Слайд 11: портрет И.И.Хемницера
«И.И.Хемницер – считался самым значительным русским баснописцем до И.А.Крылова он автор многих басен, высмеивающих глупость, тупость, лесть и ложь. Свои басни сочинял в стихотворной форме».
Учитель:
- Одной из тем, связывающих творчество этих баснописцев, является тема трудолюбия и лености. Она раскрывается в басне, герои которой Стрекоза и муравей. А теперь выразительно прочитаем басни.
Выразительное чтение басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера и Л.Н. Толстого..
Учитель: Чтобы лучше проникнуть в суть басни, давайте инсценируем басню И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Это поможет нарисовать образы героев басни – Муравья и Стрекозы.
Инсценировка басни, передача при помощи слов и жестов смысла произведения,
Устное рисование.
– Каким вы увидели Муравья? Дайте его описание.
– Какой вы представляете Стрекозу? Нарисуйте образно её портрет.
Работа с пословицами, определяющими мораль басни «Стрекоза и муравей».
Слайд 12: Ребята, собирайте пословицы и определяйте, в которой из них заключена мораль басни «Стрекоза и муравей».
Что намолотишь чужие труды любят
Белые ручки да не загуливайся
Гулять гуляй то в закрома положишь
А теперь поговорим о словах и выражениях, вызвавших при чтении басен трудность. Объясни их лексическое значение:
Работа над лексическими значениями слов.
Слайд 13: Басня И.А. Крылова
Мурава трава.
«В крайности – трудное положение, нужда.
Ссудить – дать в долг.
Не взыщи – не показывай, не осуждай.
Поди свищи – пропадай, голодай».
Учитель: Использование данных слов связано с той эпохой, когда писались произведения.
А теперь сравним три басни, выделим их сходство и отличия.
Сходство – в сюжете
Различие – в отношении автора к Стрекозе.
В басне И.И. Хемницера жалость автора к Стрекозе, только словесное назидание.
IV. Итог урока:
Слайд 14: – Поработав над сюжетом басни «Стрекоза и Муравей», мы можем составить сравнительную таблицу.
Герои
Отношение автора
Отношение читателей
И.А. Крылов
И.И. Хемницер
Л.Н. Толстой
Стрекоза
Муравей
Слайд 15: Этап рефлексии.
Вопросы:
– Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
– Басня какого баснописца вам понравилось больше и почему?
Домашнее задание:
– Выучить наизусть понравившуюся басню, нарисовать к ней рисунок.