Официальный сайт hauteecole 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Трудолюбие и леность в творчестве великих русских баснописцев. Басня «Стрекоза и Муравей»»

Размещено: Ольга Викторовна Ткаченко - чт, 18/08/2011 - 22:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ткаченко Ольга Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ "Прогимназия 181", учитель начальных классов
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

 

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова, И. И. Хемницера,                                            

                       Л. Н. Толстого.

                     2. Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллигория».

                     3. Учить выделять основную мысль в басне.   

                      4. Обучать делать сравнительный анализ текстов разных авторов.

                      5. Работать над техникой выразительного чтения и развитием творческих         

                          способностей учащихся.

 

Краткое описание: 
Данный урок по литературному чтению направлен на ознакомление детей с басней И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и И.И. Хемницера, с творчеством великих баснописцев. Анализируя басню «Стрекоза и муравей» дети дают сравнительную характеристику художественных средств, используемых авторами. В ходе урока используются различные виды деятельности учащихся: литературная игра, выразительное чтение, инсценирование, работа с пословицами, составление таблицы. С целью повышения интереса детей к материалам урока, для улучшения качества материала используется мультимедийное оформление.

 

Слайд1

        «Тема трудолюбия и лености в творчестве великих русских баснописцев И. А. Крылова, И.И. Хемницера и Л.Н.Толстого. Басня « Стрекоза и муравей».

 

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова, И. И. Хемницера,                                            

                       Л. Н. Толстого.

                     2. Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллигория».

                     3. Учить выделять основную мысль в басне.   

                      4. Обучать делать сравнительный анализ текстов разных авторов.

                      5. Работать над техникой выразительного чтения и развитием творческих         

                          способностей учащихся.

 

Оборудование: мультимедийное оформление, рисунки, таблица, портреты баснописцев.

 

 

                                                   Ход урока.

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания: 

К сегодняшнему уроку вам было задано написать небольшие рассказы, обличающие людские пороки, сделать выводы( глупость, жадность,

вредность, жестокость) и нарисовать к ним иллюстрации.

Опрос учащихся, чтение ими рассказов.

 

Бударина Лиза « Бывает же такое в жизни».

Этот случай произошел с моей мамой. Она поступила в институт на 1 курс, ей было16 лет. И буквально на первом же уроке физкультуры преподаватель решил проверить студентов в беге на дистанцию в 3 км. Оборудованного стадиона в те времена не было, и этот кросс проходил вокруг небольшого поля, засеянного кукурузой. А так как на дворе был сентябрь, то кукуруза была довольно высокая. Моя мама с подружкой решили из положенных 3 кругов 2 отсидеть в высоких зарослях кукурузы, а на 3 круг выбежать со своей группой первокурсников. Все бы ни чего, но, не рассчитав время, они выбежали раньше всех. Преподаватель, не почувствовав подвоха, расхваливал девочек, зафиксировал время, за которое девочки пробежали 3 км. Конечно, таких результатов не было давно. Вся группа во главе с тренером радовалась небывалому результату. Только вот маме с её подружкой было как-то не по себе. Но прошло время, и этот случай забылся, но ненадолго. Буквально через пару недель девочек вызвали в деканат и торжественно объявили, что они двое должны будут представлять Политехнический институт на межвузовских соревнованиях по бегу. Мама с подружкой от стыда не находили себе места. Когда пришло время соревнований, естественно, они прибежали самые последние среди настоящих спортсменов и тем самым подвели свою команду. Позже они признались и рассказали всю правду. После этого случая они раз и навсегда поняли, что любое вранье, даже, на первый взгляд, безобидное, может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

 

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в литературную игру по страницам произведений, изученных во 2-ом и 3 классах.

      Ребята, определите, из каких произведений эти строки и кто их автор?

                                     Литературная игра

1. Слайд2 : « В лесу соловушко зарёю вечерней пел,

                     А  филин на сосне нахмуряся сидел

                     И укал что в нем было мочи,

                     Как часовой средь ночи.»

Ответ ( А. Е. Измайлов «Филин и Чиж».)

 2.Слайд 3 : «Лисица потеряла хвост в какой-то западне   и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно.»

Ответ: ( Эзоп « Бесхвостая лисица»)

3. Слайд 4 : « У сильного всегда бессильный виноват :

                     Тому в истории мы тьму примеров слышим.

                     Но мы истории не пишем,

                    А вот о том как в баснях говорят.»

 

Ответ ( И. А. Крылов « Волк и Ягненок».)

4. Слайд 5 : « Когда в товарищах согласья нет ,

                       На лад их дело не пойдет,

                      И выйдет из него не дело, просто мука.»

Ответ ( И. А. Крылов « Лебедь, Щука и Рак» )

 

Повторение литературных терминов.

Учитель: Как вы поняли, все эти произведения относятся к жанру басни.

Что такое басня?

 Слайд 6 : Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы».

     Учитель: Можно дать и другое понятие термину « басня».

Басня- небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки».

     Учитель: Какие людские пороки вы можете перечислить?

   -( Хитрость , жадность, глупость, упрямство, лицемерие.)

    Учитель: Теперь, повторив термин «басня» мы можем сделать вывод, что написанные вами рассказы тоже можно отнести к жанру « басен», ведь басня-это стихотворное или прозаическое произведение.

  - А какое художественное средство используется в басне?

Ответ: ( Аллегория)

 

Слайд 7 : Аллегория- слово, пришедшее из греческого языка. Обозначает иносказание.

   Учитель : Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя- неуклюжесть, в образе Осла- глупость , упрямство, в образе Муравья- трудолюбие.

 

Каждая басня что-либо высмеивает или  осуждает. Вспомним , что осуждает басня « Лебедь, Рак и Щука»? (Разобщенность в дружбе).

    Басня « Волк и ягненок?» ( Трусость).

 

А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?

Ответ: (Мораль).

 

Слайд 8 : Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

 

Физ. минутка

 

III .Введение в тему. Сообщение темы и цели урока.

  Учитель:

          – Вспомнив сюжеты уже знакомых вам басен, познакомимся с басней « Стрекоза и Муравей». Поговорим о том , какая тема раскрывается в ней  и какие людские пороки высмеиваются.

Перед вами, ребята, портреты великих баснописцев.

 

  Слайд 9: Иван Андреевич Крылов (портрет)

                     Иван Андреевич  Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. Строки его басен стали пословицами и поговорками».

 

Слайд 10: портрет Л.Н. Толстого

                  «Л.Н. Толстой – великий русский писатель, философ». Он писал как для взрослых, так и для детей. Писатель интересовался языками, занимался музыкой, медициной, сельским хозяйством.  В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.

 

Слайд 11: портрет И.И.Хемницера

                  «И.И.Хемницер – считался самым значительным русским баснописцем до И.А.Крылова он автор многих басен, высмеивающих глупость, тупость, лесть и ложь. Свои басни сочинял в стихотворной форме».

Учитель:

 - Одной из тем, связывающих творчество этих баснописцев, является тема трудолюбия и лености. Она раскрывается в басне, герои которой Стрекоза и муравей. А теперь выразительно прочитаем басни.

Выразительное чтение басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера и Л.Н. Толстого..

Учитель: Чтобы лучше проникнуть в суть басни, давайте инсценируем басню И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Это поможет нарисовать образы героев басни – Муравья и Стрекозы.

Инсценировка басни, передача при помощи слов и жестов смысла произведения,
Устное рисование.

– Каким вы увидели Муравья? Дайте его описание.

– Какой вы представляете Стрекозу? Нарисуйте образно её портрет.

Работа с пословицами, определяющими мораль басни «Стрекоза и муравей».

Слайд 12: Ребята, собирайте пословицы и определяйте, в которой из них заключена мораль басни «Стрекоза и муравей».

Что намолотишь                                         чужие труды любят

Белые ручки                                                 да не загуливайся

Гулять гуляй                                                то в закрома положишь

  А теперь поговорим о словах и выражениях, вызвавших при чтении басен трудность. Объясни их лексическое значение:

Работа над лексическими значениями слов.

 

Слайд 13: Басня И.А. Крылова

                  Мурава трава.

 

                «В крайности – трудное положение, нужда.

                   Ссудить – дать в долг.

                   Не взыщи – не показывай, не осуждай.

                   Поди свищи – пропадай, голодай».

Учитель: Использование  данных слов связано с той эпохой, когда писались произведения.

А теперь сравним три басни, выделим их сходство и отличия.

      Сходство – в сюжете

      Различие – в отношении автора к Стрекозе.

В басне И.И. Хемницера жалость автора к Стрекозе, только словесное назидание.

IV. Итог урока:

Слайд 14:  –  Поработав над сюжетом басни «Стрекоза и Муравей», мы можем составить сравнительную таблицу.

 

Герои

Отношение автора

Отношение читателей

И.А. Крылов

И.И. Хемницер

Л.Н. Толстой

Стрекоза

 

 

 

 

Муравей

 

 

 

 

 

 

Слайд 15: Этап рефлексии.

Вопросы:

–  Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

– Басня какого баснописца вам понравилось больше и почему?

 

Домашнее задание:

–  Выучить наизусть понравившуюся басню, нарисовать к ней рисунок.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн