Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Портфолио Зайцевой Светланы Николаевны

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. "Общие сведения о воспитателе"

 

ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ

  Зайцева Светлана Николаевна

  • Дата рождения - 6 августа 1979 год рождения.
  • Образование высшее, 2003 год, МарГУ, историко-филологический

          факультет, специальность «Историк. Преподаватель истории»

          (копия диплома).

  • Общий трудовой стаж 12 лет,

          в данной должности 4 года.

  • Сведения о повышении квалификации: прошла курсы в ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования» в объеме 72 часов с 19.04.2010 г. по 30.04.2010 года по теме «Психолого-педагогические основы модернизации современного дошкольного образования» (копия удостоверения). 

      

КОПИИ ГРАМОТ, СЕРТИФИКАТОВ

 

 

  • Грамота от руководителя отдела образования и по делам молодежи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» Л.А Яндыбаевой, за добросовестный труд в системе образования и в связи с Днем воспитателя. Приказ № 196-к от 04.10.2011года.
  • Грамота от МДОУ комбинированного вида Детский сад «Солнышко»  за добросовестный труд в воспитательно-образовательном процессе и активное участие в общественной жизни. Приказ № 29 от 03.09.2010 года (копии грамот).
  • Сертификат за участие в районном семинаре «Опыт реализации в ДОУ образовательных технологий по развитию творческих способностей средствами изодеятельности», выдан 14 апреля 2011 года (копия сертификата).
  • Сертификат за проведение мастер-класса «Рисование песком. Песочные фантазии» на общем родительском собрании МДОУ комбинированного вида Детский сад «Солнышко» (копия сертификата).
  • Сертификат за успешное окончание учебного курса «Основы компьютерной грамотности». ГОУВПО «Марийский государственный университет».26.08.2011г.

№ 9113735 (копия сертификата)

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. «РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

За последние три года эффективность занятий снизилась на 2%, так как работа велась в первой младшей группе.  Посещаемость группы не стабильна, так как в 2010-2011 учебном году дети проходили адаптацию.  Результативность содержания и методов воспитания и обучения снизилась.

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

 

Чтобы проследить уровень развития художественно–творческих способностей детей были изучены несколько методик.

 

1. Уровень развития художественно – творческих способностей детей 6-7 лет 2009-2010 г.г. по Т.С.Комаровой, //«Обруч», №1, 2007 г., стр. 24.

Детям предлагается задание на дорисовывание 6 кругов одинаковой величины.

Критерии:

Продуктивность: количество кругов, оформленных в образы 6- 6баллов, 5 – 5 баллов и т.д. Оригинальность: по 3-х бальной системе.

3 б. – высокий уровень: качество, детали, оригинальные образы без повторов все 6 кругов.

2 б. – средний уровень: наделяют простыми, часто встречающимися образами, допускают повторения.

1 б. – низкий уровень: не смогли наделить образным решением все 6 кругов.

Высчитываем средний балл.

 

2. Уровень развития художественно – творческих способностей детей старшей группы 2009-2010 г.г. по Тихомировой Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль академия развития, 2000. – стр.20.

Детям дается лист бумаги, набор карандашей. На выполнение задания отводится 4-5 минут.

Критерии:

8-9 баллов – высокий уровень – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7 баллов – средний уровень – ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элементы творческой фантазии.

3-4 балла – низкий уровень – ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное, фантазия просматривается слабо.

 

3. Уровень художественного развития детей подготовительной группы 2010 – 2011г.г. Цветовосприятие по Белобрыкиной О.А. «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: методические рекомендации для родителей, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы». - Новосибирск: Изд-во НГПИД993.-стр.18.

Задание – раскрасить силуэт волшебника как хочет ребенок, но с условием, что один волшебник злой, другой – добрый.

Высокий уровень – дети изменяют содержание рисунка, находят коллорические решения – добро – яркие краски, зло – блеклые цвета.

Средний уровень – меняют цветовой облик лишь отдельные части изображения. Меняются лишь «атрибуты», а «декорации» (цветы, облака) те же.

Низкий уровень – отличия лишь формальные, цветовое решение то же.

Для выведения ребенка на более высокий уровень: игра «О моем настроении расскажет квадратик», «Богатырь на развилке дорог», «Парусник» (Фото).

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ НА НАЧАЛО И КОНЕЦ ГОДА

 

Автор,

методика

 

год

Начало года

Конец года

 

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

Комарова Т.С.

«Нарисуй все круглое»

2009-2010

41%

32%

27%

54,5%

45,4%

0%

Тихомирова Л.Ф.

«Нарисуй что-нибудь»

2009-2010

16,6%

25%

58%

25%

75%

0%

Комарова Т.С.

«Нарисуй все круглое»

2010-2011

53%

47%

0%

87%

12,5%

0%

Белобрыкина О.А.

«Волшебники»

2010-2011

43%

43%

14,3%

57%

43%

0%

                 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ГОДАМ

 

Название методики,

автор.

2010 год

2011 год

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Ср.

Низ.

Комарова Т.С.

«Нарисуй все круглое»

47,7%

38,7%

13,1%

70%

29,7%

0,3%

Тихомирова Л.Ф.

«Нарисуй что-нибудь»

20,8%

50%

29%

 

 

 

Белобрыкина О.А.

«Волшебники»

 

 

 

50%

43%

7,3%

 

 

 

 

ДИАГРАММЫ МЕТОДИК

 

Наблюдается рост уровня развития творческих способностей: цветовосприятия, оригинальности, фантазии. Растет продуктивность. Во второй год обучения для подготовительной группы я использовала методику Комаровой Т.С. «Нарисуй все круглое», которая позволяет выявить оригинальность и продуктивность работ. В результате уровень развития в течение года вырос в среднем на 13%.В старшей группе в первый год обучения я использовала методику Тихомировой Л.Ф. «Нарисуй что-нибудь», которая позволяет выявить уровень воображения, внимания, творчества. Уровень развития вырос на 9% На втором году обучения работа велась только в подготовительной группе, где уровень развития отслеживался по методике Комаровой Т.С. «Нарисуй все круглое». Разница между началом и концом года составила 34%. Белобрыкина О.А. «Волшебники».По методике Белобрыкиной О.А. отслеживался уровень цветовосприятия, который вырос на 14%. Уровень развития на 2010 и 2011 годы по методике Комаровой Т.С. вырос на 25%. Уровень развития на 2010 и 2011 годы по методике Комаровой Т.С. вырос на 25%.

 

 

 

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В КОНКУРСАХ, ВЫСТАВКАХ

 

Год

Мероприятие

Название

 

работы

Участники

Результат

(участник, диплом, грамота)

2009 год

Республиканский конкурс «Марш парков»

«Медвежонок и моя любимая книжка»

Зайцев Никита

Диплом победителя

2010 год

Республиканский конкурс «Школа в лицах»

«Наше любимое занятие»

Соловьев Рома

Газизов Ильгиз

Участники

2010 год

Республиканский конкурс «Марш парков»

«Медвежонок и моя любимая открытка»

Габдуллина Альфина

Участница

2010 год

Районный конкурс рисунков

 «90 лет РМЭ»

«Уголок природы»

«Мой дворик»

Ганиев Рамис

Айглова Оля

Участники

2010 год

Районный конкурс рисунков

«Моя любимая воспитательница»

Ягодаров Дима

Участник

2011 год

Районный конкурс рисунков

«50 лет полету человека в космос»

«Полет ракеты в космос»

«Космос»

Зайцев Никита

Ганиев Рамис

Участники

2011

год

Районный конкурс рисунков

«День Победы»

 

 

Зайцев Никита

Ганиев Рамис

Айглова Оля

Сабиров Максим

Тимофеев Данил

Костина Ляйсан

Сертификат

Сертификат

Сертификат

Сертификат

Сертификат

Сертификат

 

 

РАЗДЕЛ 3. «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности  «МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя. Конечно, не все дети станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно кем станет ребенок, главное, что занятия изобразительной деятельностью очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности. Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций  Белобрыкиной О.А. «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству», Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий», Лыковой И.А. «Цветные ладошки».

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

На занятиях используются игры, игровые приемы и пальчиковые игры, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращение времени на изложение теории. Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

 

Новизна

Изучив ряд методический пособий и литературы по организации и работы в кружках с дополнительным образованием, выявлено, что работа ведется в узком направлении: либо это рисование пальчиками, ладошкой, оттиск печатью, штриховка. Кружковая работа «Маленькие волшебники» включает занятия с разнообразными техниками рисования: ниткография, раздувание краски, рисование песком, монотопия, клякцеграфия, рисование по мокрой бумаге, набрызг, витражи.

Это развивает у дошкольников творчество, в ходе которого ребенок создает новое, оригинальное, реализуя свой замысел.

 

Цель программы

Основная цель программы - учить изображать доступными средствами и приемами предметы и явления окружающей действительности.

Задачи:

  1. Развивать воображение и фантазию.
  2. Формировать творческую личность.
  3. Развивать интерес к творческим успехам товарищей. 

Программа «Маленькие волшебники» рассчитана на старшую и подготовительную группы. Срок реализации 2 года. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять от 8 до 10 человек. Кружок дети посещают по заинтересованности. Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май. Продолжительность занятия с каждой группой – не более 20 мин. (старшая группа), 25 мин. (подготовительная группа).

 

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, наблюдения, показ воспитателем способов действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

 

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Название

Применение

Результат

Технологии развивающего обучения

В воспитательно-образовательной работе, на занятиях, прогулках.

Развитие речи, познавательной деятельности, памяти, мышления, внимания. Расширение кругозора.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром  «Петушок и его семья».

Технологии проблемного обучения

В воспитательно-образовательной работе, на занятиях, наблюдениях.

Развитие познавательной деятельности, воображения, логического мышления, расширение кругозора. Занятие по ознакомлению с окружающим миром  «Петушок и его семья».

Занятие по лепке «Кошкин дом»

Здоровье сберегающие технологии

В воспитательно-образовательной работе, на занятиях, прогулках.

Сохранение здоровья, развитие моторики. Занятие по изодеятельности «Осень к нам пришла».

Интернет ресурсы

ИКТ

На занятиях, для работы с родителями и педагогами.

Обмен педагогическим опытом, информирование, расширение кругозора. ТСО. Мастер-класс для воспитателей (показ слайдов).

 

ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ»

 

 

Ожидаемые результаты

В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, развитие памяти, внимания, мышления, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

 

Формы проведения итогов реализации кружковой работы

  • выставки детских работ в д/с;
  • составление папки лучших работ;
  • участие в выставках, районных конкурсах художественно-эстетической направленности;
  • презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;
  • систематизация работы воспитателя и представление на районных семинарах, методобъединений.

 

СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Литература(Фото)

  1. Белобрыкин О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: методические рекомендации для родителей, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы. - Новосибирск: Изд-во НГПИД993.-62 с.
  2. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72 с
  5. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / авт.-сост. М.Г.Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
  6. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать: для среднего дошкольного возраста: книга для детей, воспитателей детского сада и родителей / Худож. О.В.Кулькова. –М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. - 95 с.
  7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой-М:ТЦ Сфера, 2009.-128 с.
  8. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 56 с.
  9. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2011.-48с., цв. вкл.
  10. Кожохина С.К. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества. - Ярославль; ПК «Химический завод «Луч»,2007 г. - 80 с.
  11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.-М.: «Карапуз», 2010.-144 с., переиздание дораб. и доп.
  12. Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-96 с.
  13. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2010. - 96 с.

ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

 

Учебный

год

Дата

Тема

мероприятия

Форма

участия

Уровень

Результат

2010-2011 уч. год

Апрель 2011 г.

«Опыт реализации в ДОУ образовательных технологий по развитию творческих способностей средствами изодеятельности»

Доклад

«Рисунок-ключ к развитию художественно-творческих способностей детей»

 

Районный семинар

Сертификат

2010-2011 уч. год

Апрель 2011 г.

«Опыт реализации в ДОУ образовательных технологий по развитию творческих способностей средствами изодеятельности»

Мастер-класс

«Песочные фантазии»

(Фото )

Районный семинар

Сертификат

2010-2011 уч. год

Ноябрь

2010 г.

«Песочные фантазии»

Мастер-класс

«Кварцевая живопись»

 

Для воспитателей д/с «Солнышко»

 

2010-2011 уч. год

Май 2011 г.

 

Мастер-класс

«Кварцевая живопись»

Родительское собрание д/с «Солнышко»

Сертификат

2011-2012 уч. год

Октябрь 2011 г.

 

Доклад

«Чем привлекает нас детский рисунок?»

Педсовет

 

 


САМООБРАЗОВАНИЕ

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: «РИСУНОК - КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

 

 

Цель: овладеть методикой нетрадиционного рисования; создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей через нетрадиционные способы рисования.

 

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать теоретические источники, программы, передовой  педагогический опыт.
  2. Смоделировать и апробировать систему кружковой работы.
  3. Подобрать диагностическую методику для выявления уровня творческих способностей, воображения, фантазии, цветовосприятия.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО

 

«РЕБЕНОК-ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО НАПОЛНИТЬ, А ОГОНЬ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ»

Восточный мудрец

 

… Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский

 

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее  потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.  Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Однако занятия в привычных, традиционных формах им могут довольно быстро наскучить. А нестандартные подходы к организации занятий изобразительной деятельностью напротив, способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. В душе ребенка могут раскрыться новые творческие возможности, о которых родители раньше и не подозревали. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

За данный период работы в детском саду, я изучила «Программу воспитания и обучения в детском саду Васильевой М.А.», статьи и публикации в журналах «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Обруч». Изначально моей целью было овладеть навыками дошкольного воспитания. Кроме этого в журналах меня привлекли статьи посвященные рисованию в детском саду, но не просто рисованию, а рисованию нетрадиционным способом. Я взяла на заметку, а в дальнейшем ввела в практику некоторые конспекты занятий по ИЗО. С помощью этих журналов я овладела некоторыми методами в изодеятельности.  Особый интерес я проявила к программам по изодеятельности Г.С.Швайко «Программа по художественно–эстетическому воспитанию дошкольников» и О.А.Белобрыкиной  «Маленькие волшебники или на пути к творчеству», Лыковой И.А. «Цветные ладошки». Здесь предлагаются методы и приемы, развивающие воображение и фантазию, при этом используются разнообразные методы рисования. Кроме этого мною была изучена специальная литература по теме «Нетрадиционные способы рисования», таких авторов, как Давыдова Г.Н., Никитина А.В., Колдина Д.Н., Смирнова М.Г. В данных работах предлагаются описания разнообразных нетрадиционных способов рисования, здесь представлены рекомендации, занятия, дидактические игры, упражнения. Прослушан курс лекций преподавателя Оршанского педагогического колледжа им. И.К.Глушкова Сморкаловой Т.А., где меня привлекло рисование стихотворения.

Методическая тема, над которой я работаю: называется «Рисунок–ключ к развитию художественно-творческих способностей детей». Моя цель заключается в том, чтобы создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей через нетрадиционные способы рисования. Овладеть методикой нетрадиционного рисования.

Для осуществления цели решались задачи: изучить и проанализировать теоретические источники, программы, передовой  педагогический опыт, смоделировать и апробировать систему кружковой работы, подобрать диагностическую методику для выявления уровня творческих способностей, воображения, фантазии, цветовосприятия.

Актуальность. Занятия в привычных, традиционных формах детям могут довольно быстро наскучить. А нестандартные подходы к организации занятий изобразительной деятельностью напротив, способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. В душе ребенка могут раскрыться новые творческие возможности, о которых родители раньше и не подозревали. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Почему именно рисунок способствует развитию творческих способностей детей? Не у кого не вызывает сомнений, что все дети любят рисовать, но занятия в привычных традиционных формах им могут довольно быстро наскучить. Некоторые дети боятся рисовать, боятся сделать не правильно, в связи с этим переживают, испытывают стресс. И ребенок подавляет в себе творческие возможности, которые, может быть, заложены в нем. А нестандартные подходы к организации занятий изобразительной деятельность напротив способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, заставить их глаза блестеть от восторга.

В последние годы многие педагоги все чаще обращаются к нетрадиционным художественным техникам. Почему? Кандидат педагогических наук Лыкова И.А., автор программы «Цветные ладошки», пишет, что в этих способах изображения, достаточно простых по технологии, нет жесткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный – сюрпризность и почти не зависит от умелости и способностей.

Занимаясь же нетрадиционным рисованием, дети думают, пробуют, ищут, экспериментируют, а самое главное самовыражаются.

Этапы исследования. Вся работа состоит из 3-х этапов. На первом этапе (2008–2009 г.г.) я ознакомилась с литературой, овладела методикой нетрадиционного рисования, провела анкетирование родителей. На вопрос «Считаете ли вы необходимым посещение ребенком изостудии или кружка?» 89,5% опрошенных родителей считают необходимым посещение детьми кружка или изостудии, и всего 10,5%, считают, что в этом нет необходимости.

Провела несколько занятий с подгруппой детей и выяснила, что большинство детей не проявляют интереса к рисованию, часто задают одни и те же вопросы «Что рисовать? А как лучше?». Дети боятся экспериментировать, самовыражаться. Я поняла, что необходимо стимулировать, поддерживать малыша, открывать перед ним новые возможности в изодеятельности.

Администрацией была организована изостудия, с 2009 года я являюсь руководителем изостудии.

На втором этапе (2009 – 2010 г.г.) велись занятия согласно перспективному планированию.

На первых занятиях в кружке, когда я рассказала детям о том, что рисовать можно и без кисточки используя пальчики, ладошки, а также различный подручный материал (палочки, поролон, свечи и т.д.) дети на меня смотрели с удивлением и с настороженностью, ведь им не разрешали пачкать руки! И сколько было восторга и радости от одного намазывания      ладошек, не говоря уже о рисунках, которые получились в конце занятия. 

В конце этапа был проведен мониторинг по методике Комаровой Т.С. «Нарисуй все круглое» и Тихомировой Л.Ф. «Нарисуй что-нибудь?»Уровень развития творческих способностей вырос в подготовительной группе на 13%, а в старшей группе на 9%. 

Уровень развития художественно – творческих способностей детей 6-7 лет 2009-2010 г.г. по Т.С.Комаровой, журнал «Обруч», №1, 2007 г., стр. 24.

Детям предлагается задание на дорисовывание 6 кругов одинаковой величины.

Критерии:

Продуктивность: количество кругов, оформленных в образы 6- 6баллов, 5 – 5 баллов и т.д. Все баллы суммируются, делятся на количество детей, находится средний балл.

Оригинальность: по 3-х бальной системе.

3 б. – высокий уровень: качество, детали, оригинальные образы без повторов все 6 кругов.

2 б. – средний уровень: наделяют простыми, часто встречающимися образами, допускают повторения.

1 б. – низкий уровень: не смогли наделить образным решением все 6 кругов.

Ф.И. ребенка

Н.года

Продукт.

Н. года

Оригин.

Общее

К.года

Продукт.

К.года

Оригин.

Общее

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Виноградов М.

Габдуллина А.

Газизов И.

Гаязов А.

Гилязов Р.

Захаров Р.

Захарова С.

Зубарев В.

Кочергина А.

Курочкина Л.

Михайлова Н.

Орлов А.

Орлова Д.

Павлова В.

Петров Д.

Сметанина А.

Смирнов К.

Соловьев Р.А.

Соловьев Р.О.

Чернова К.

Юрьев И.

3

6

5

5

6

6

5

3

4

6

4

4

5

6

5

6

4

3

6

6

3

1

3

3

2

2

3

2

1

2

3

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

1

4

9

8

7

8

9

7

4

6

9

6

5

7

9

7

8

6

5

8

8

4

5

6

6

6

6

6

6

5

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

5

1

3

2

2

2

2

1

2

3

3

1

2

1

3

1

3

1

3

2

1

1

6

9

8

8

8

8

7

7

9

9

7

8

7

9

7

9

7

9

8

7

6

 

Уровень развития художественно – творческих способностей детей старшей группы 2009-2010 г.г. по Тихомировой Л.Ф. «Нарисуй что-нибудь» Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: академия развития, 2000. – стр.20.

Детям дается лист бумаги, набор карандашей. На выполнение задания отводится 4-5 минут.

Критерии:

8-9 баллов – высокий уровень – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7 баллов – средний уровень – ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элементы творческой фантазии.

3-4 балла – низкий уровень – ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное, фантазия просматривается слабо.

Ф.И. ребенка

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Гаврилова Аделина

Гилазова Ильмира

Ложкин Дима

Мустафин Азат

Айглова Оля

Газизов Раиль

Саляхов Ильсаф

Сабиров Максим

Костина Ляйсан

Ганиев Рамис

Темешев Никита

Степанов Денис

4

4

3

4

3

5

5

5

3

8

8

4

5

7

5

5

5

7

7

8

7

9

9

7

На третьем этапе (2010 -2011 г.г.) работа была направлена на развитие цветовосприятия. По итогам мониторинга уровень цветовосприятия вырос на 14%.

Уровень художественного развития детей подготовительной группы 2010 – 2011г.г. Цветовосприятие, автор Белобрыкина О.А. «Волшебники»

Задание – раскрасить силуэт волшебника как хочет ребенок, но с условием, что один волшебник злой, другой – добрый.

Высокий уровень – дети изменяют содержание рисунка, находят коллорические решения – добро – яркие краски, зло – блеклые цвета.

Средний уровень – меняют цветовой облик лишь отдельные части изображения. Меняются лишь «атрибуты», а «декорации» (цветы, облака) те же.

 Низкий уровень – отличия лишь формальные, цветовое решение то же.

Для выведения ребенка на более высокий уровень: игра «О моем настроении расскажет квадратик», «Богатырь на развилке дорог», «Парусник».

 

Ф.И. ребенка

Начало – октябрь 2010г.

Конец – май 2011

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Айглова Оля

Гилязова Ильмира

Ганиев Рамис

Газизов Раиль

Дворянскова Настя

Диденко Петя

Елизаров Никита

Костина Лейсан

Ложкин Дима

Саляхов Ильсаф

Сабиров Максим

Темешев Никита

Тимофеев Данил

Тимурханов Зулькафир

 

 

3

2

2

3

2

3

3

1

2

3

3

1

2

2

 

 

3

3

3

3

2

3

3

2

2

3

3

2

2

2

 

Таким образом, рисунок, созданный под руководством творческим развитием детей в условиях радостного и вдохновенного труда, создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Прежде чем знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (а мы уже в первой младшей группе пытаемся осваивать рисование пальчиком и ладошкой),  должны многое знать и родители. Для этого на родительском собрании был зачитан доклад «Малыш и рисование», проведено совместно с родителями занятие «Шлеп! Веселые ладошки». Провела анкетирование, где выяснилось, что родители с детьми очень мало рисуют, часто откладывают это на потом, не все приобретают необходимые принадлежности.

Занятия с детьми проводятся в ИЗО студии. Создала предметно – развивающую среду для реализации самостоятельной деятельности, условия для реализации замыслов. Изучение работ авторов, указанных выше, позволило разработать перспективное планирование, от простого к сложному. На каждом занятии детей ждет сюрприз – они знакомятся с новой техникой рисования, затем, в течении года, техники повторяются, но дети уже самостоятельно используют данную технику и дополняют рисунок.

В работе я использую такие приемы как рассматривание, наблюдение, экскурсии, беседы, художественное слово, образец изделия, показ воспитателем, дидактические игры, пальчиковую гимнастику, репродукции картин известных художников.

Для усвоения программы я подобрала и изготовила дидактический материал, который использую на занятиях, а так же на индивидуальных занятиях с детьми: «Собери из частей», «Собери клубок», «Ваза для цветов», «Веселый квадратик», «Цвет и форма», «Узор из букв» и другие (Фото). Эти игры развивают мелкую моторику рук, внимательность, цветовосприятие, развивают фантазию, зрительное восприятие, логику.  Для развития фантазии я использую игру «Незаконченные картинки», эта игра знакомит детей с понятием «сюжет».

В изостудии собран наглядный материал – это альбомы с изображениями пейзажа в разное время года, изображения животных, птиц (Фото), альбом, где изображены элементы декоративного рисования (Фото). Все это способствует расширению кругозора ребенка, формированию творческой личности.

В изостудии находится выставка «Волшебство красок», где находятся лучшие детские работы по каждой теме, а так же уголок «Мастерская маленького волшебника», который помогает закрепить знания о цвете и технику выполнения работ.

Составлена папка с  планом наблюдений. По этому плану воспитатели с детьми ведут наблюдение за окружающим миром на прогулке. Я предоставила им план наблюдений. Составила картотеку пальчиковой гимнастики, художественного слова. Кроме этого я использую загадки, загадки – складки для детей. Все это расширяет кругозор детей, воображение и творчество.

Ни одна работа ребенка не остается без внимания. Все работы дети вывешивают на «Чудо дерево», рассматривают их, выделяют особенности, удивляются и радуются своим работам и работам товарищей. Впоследствии стараются подражать друг другу. Я использую коллективные формы рисования, это воспитывает положительные взаимоотношения. На занятиях формируются не только взаимоотношения детей, но и происходит обогащение словаря дошкольников (пейзаж, сюжет, натюрморт, граттаж, витраж).

Для самостоятельной работы детей создана зона. Здесь дети могут найти все необходимое для творчества: карандаши, краски, мел, свечи, поролон, предметы для печати, трубочки, щетки, нитки, песок и многое другое.

Необходимо расширять опыт ребенка, создавать основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, тем больше узнал и освоил, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Когда я брала детей на первые занятия и говорила, что мы будем рисовать, они шли без желания. Через два занятия дети уже спорили, какая подгруппа первой пойдет на занятие, тянули руки, стремясь скорее пойти рисовать. Глаза детей блестят, они желают смеяться, удивляться, общаться. Мне это нравится, и я знаю, что все, что я делаю не напрасно (Фото).

 

 СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: методические рекомендации для родителей, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы. - Новосибирск: Изд-во НГПИД993.-62 с.
  2. Ветлугина Н.А. Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском    саду. - М.: Просвещение, 1989.-79 с.
  3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995.-64 с.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.  Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
  5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72 с
  6. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.-96с.
  7. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / авт.-сост. М.Г.Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
  8. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать: для среднего дошкольного возраста: книга для детей, воспитателей детского сада и родителей / Худож. О.В.Кулькова. -М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. - 95 с.
  9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой-М:ТЦ Сфера, 2009.-128 с.
  10. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 56 с.
  11. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2011.-48с., цв. вкл.
  12. Кожохина С.К. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества. - Ярославль; ПК «Химический завод «Луч»,2007 г. - 80 с.
  13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.-М.: «Карапуз», 2010.-144 с., переиздание дораб. и доп.
  14. Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-96 с.
  15. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2010. - 96 с.
  16. Рабочие тетради: «Нарисуй пальчиками. Издательство «Стрекоза».
  17. Рабочие тетради: «Рисуем красками без кисточки». Школа фантазеров.
  18. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. - Ярославль,2000. - 288 с.
  19. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144 с.
  20. Анникова С. «Подружись с карандашом».// «Дошкольное воспитание»,
  21. 2004 г.,№2, стр.19.
  22. «Учимся рисовать» // «Ребенок в детском саду»,2009 г., №1, стр.41.
  23. Дворецкая О. «Мозайка» креативности // «Обруч», 2009 г.,№4.
  24. «Как рисуют девочки? А как мальчики?» // «Дошкольное воспитание»,
  25. 2009 г., стр.67.
  26. Лисицына И.А., Молева И.Б.  «Оформление выставки совместного творчества родителей и детей» // «Справочник старшего воспитателя», 2008 г.,
  27. №8, стр.43.
  28. Савельева О.Г. Занятия по рисованию и развитию речи о космосе // Воспитатель ДОУ, 2011 г., №3, стр.81.
  29. Хамидулина З.Я. Кружок «Очумелые ручки» // Воспитатель ДОУ, 2010 г., №1, стр.74.

 

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

Год,

Этап

Проблема

Тема

Содержание

Результат

2008-

2009 г.г.

1 этап

«Влияние изодеятельности на развитие творчества»

«Рисунок-ключ к развитию художественно-творческих способностей детей»

Изучались и анализировались теоретические источники, программы, передовой педагогический опыт регионов России.

Г.С.Швайко «Занятия по изодеятельности», О.А.Белобрыкина  «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству»,

Лыкова И.А.

«Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий».

 

Составление перспективного плана для работы с детьми.

Изучение уровня знаний детей.

Диагностика.

Оформление информации для родителей и педагогов.

2009-2010 г.г.

2 этап

 

 

Проведение мероприятий для родителей и педагогов.

Перспективное планирование для работы с детьми.

Открытые занятия.

Участие детей  совместно с педагогами в конкурсах, проводимых в детском саду и в районе.

Оформление дидактических игр.

Показ открытых занятий.

2010-2011 г.г.

3 этап

 

 

Доклад для родителей «Малыш и рисование».

Занятие для родителей и детей «Шлеп! Веселые ладошки».

Рекомендации для педагогов «Чем привлекает нас детский рисунок?»

Обобщение опыта работы.

Оценка эффективности (диагностика).

 

 

 

 

 


РАЗДЕЛ 4. «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

СПИСОК ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Год

Мероприятие

Уровень

2009 год,

Декабрь

«Из истории жилища»

Для детей подготовительной группы

Районное

методическое объединение по старшему возрасту.

2010 год,

Декабрь

«Кошкин дом»

Для детей подготовительной группы

Районное

методическое объединение по старшему возрасту.

2011 год

Апрель

«Петушок и его семья»

Для детей первой младшей группы

Районное

методическое объединение по младшему возрасту.

2010 год

Февраль

«Праздник в царстве Дымкого»

Для детей подготовительной группы

Детский сад «Солнышко»

2010 год

Апрель

«Букет из вербы»

Для детей подготовительной группы

Детский сад «Солнышко»

2011 год

Сентябрь

«Осень к нам пришла»

Для детей второй младшей группы

Детский сад «Солнышко»

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

 

Результаты анкетирования. Все родители считают, что их дети имеют способности к изобразительному творчеству. Большинство родителей приобретает для домашних занятий: бумагу, краски, набор цветных карандашей, фломастеры, кисть. 7 человек не покупают цветные мелки, 4 - пластилин. Никто не приобретает глину, не рисует углем. Все родители отметили, что дети рисуют по своему желанию.  Дети проявляют интерес к рисованию, так как просят родителей порисовать с ними, а родители откладывают все дела и занимаются с ребенком. Иногда предоставляют им самостоятельность. Большинство семей не имеют в убранстве комнат картин различных жанров. Родители считают необходимым посещение кружка или изостудии. 

Результаты анкетирования. По результатам опроса родителей большинство детей идут в детский сад с удовольствием и с приподнятым настроением. Родителей больше всего привлекает возможность обучать ребенка с помощью профессионалов, хорошие взаимоотношения с воспитателем, образовательные программы. Для своих детей родители хотели бы выбрать несколько направлений в образовании: интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое, а так же обучение чтению, письму и математике. Родители больше всего получают информацию о успехах ребенка, о состоянии здоровья. Все родители ощущают доброжелательность и заботу, по отношению к детям. А так же они полностью удовлетворены работой воспитателей. Наибольший интерес у родителей вызвало родительское собрание совместно с детьми. Многие из родителей хотели бы побывать на открытых занятиях, и убедиться об успешном развитии своего ребенка.  


 

РАЗДЕЛ 5. «УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА»

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ИЗОСТУДИИ

 

Наглядный материал:

 

Картотека физкультминуток, пальчиковых игр

 

Оборудование для самостоятельной деятельности.

Гуашь, пальчиковая гуашь, карандаши, мелки, пластилин, акварель, альбомы, кисточки, стеки, трубочки, губки, различного вида печать, цветной песок, нитки, уголь, ватные палочки, зубные щетки и другое.     

 

Дидактические игры:

  1. «Собери из частей». Цель: развивать мелкую моторику, внимательность.
  2. «Собери клубок». Цель: продолжать знакомство с цветовым многообразием, развивать чувство цвета.
  3. «Ваза для цветов». Цель: учить составлять из цветов букет (теплая и холодная палитра), подбирать для них вазу, соответствующего колорита.
  4. «О моем настроении расскажет квадратик». Цель: развитие цветовосприятия.
  5. «Цвет и форма». Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, различать форму и цвет предметов.
  6. «Незаконченные  картинки». Цель: развивать фантазию, обогащать словарный запас.
  7. «Узор из звуков». Цель: повторение основных цветов, развитие зрительного восприятия, внимания.
  8. «Подбери узор». Цель: развивать цветовосприятие, внимание, память и воображение.

 

 

ФОТО ИНТЕРЬЕРА

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн