Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Литература периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия.

Submitted by Наталья Владимировна Борзова on вс, 21/08/2011 - 17:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Борзова Н. В.
Место работы, должность: 
Учитель МОУ-СОШ № 3 г. Маркса,Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

=

Цель урока: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями  лирического героя.

Оборудование урока: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
21
Используемое оборудование: 

Оборудование урока: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации

Краткое описание: 
Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для всего народа. Достойный вклад в общее дело разгрома ненавистного врага внесла в эти годы литература.

=Литература периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия.

 

Цель урока: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями  лирического героя.

Оборудование урока: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации.

 

Учитель:

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для всего народа.

Достойный вклад в общее дело разгрома ненавистного врага внесла в эти годы литература.

Никогда раньше художественное слово так непосредственно не участвовало во всенародной борьбе, как в этот трудный для нас период.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

В годы войны в литературе активно  сотрудничают поэты разных поколений. Создают  талантливые произведения такие большие художники, как  Николай Тихонов, Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Михаил Светлов и др. Крепнут голоса поэтов, вошедших  в большую литературу в предвоенный период (Константин Симонов, Алексей Сурков). А вместе с ними зазвучали голоса поэтической молодежи: Алексея Недогонова, Сергея Орлова, Семена Гудзенко, Михаила Луконина и др.

 

Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесет война, в их стихах – мотив жертвенности.

 

  Докладчик 1:

 

В апреле 1941 года Павел Коган, молодой талантливый поэт, погибший на войне в 1942, написал:

    Нам лечь, где лечь,

    И там не встать, где лечь.

……………………………………..

     И, задохнувшись «Интернационалом»,

     Упасть лицом на высохшие травы.

      И уж не встать, и не попасть в анналы,

      И даже близким славы не сыскать.

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте. Им  было немногим больше двадцати лет, когда они ушли  из жизни, «не долюбив, не докурив последней папиросы». В их мужественных стихах можно встретить грозное предчувствие  трагической судьбы:

       В могилах мы построились в отряд

       И ждем приказа нового. И пусть

       Не думают, что мертвые не слышат,

       Когда о них потомки говорят.

                                  (Николай Майоров)

 

Докладчик 2:

Большое распространение в годы войны получают патриотические стихотворения-песни. Популярности и массовости этого жанра во многом способствовала музыка, иногда народная, чаще написанная композиторами.

Жанр песни был очень оперативным. Некоторые песни пелись народом уже в первые дни войны. Так, уже на третий день войны газета «Известия» печатает стихотворение В. Лебедева-Кумача «Священная война». Композитор А. Александров написал к нему музыку. И песня «Священная война» приобрела всенародную известность.

 

Звучит отрывок из песни  «Священная война».

 

- Почему эта песня стала легендарной?

 

Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.

 

Докладчик 3:

Очень популярной песней в годы войны была «Землянка» Алексея Суркова. Причина потрясающего успеха этого стихотворения-песни состояла в исключительной правде изображения фронтовых будней. Лирический герой не произносит красивых слов. Жалуясь на разлуку, он говорит о таящейся рядом смерти, о больших расстояниях, разделяющих его с любимой, о нескорой встрече после войны…

      Ты сейчас далеко-далеко.

      Между нами снега и снега.

      До тебя мне дойти нелегко,

      А до смерти – четыре шага.

 

Звучит песня или стих «Землянка» Алексея Суркова.

 

Докладчик 4:

 

      Видно, выписал писарь мне дальний билет,

      Отправляя впервой на войну

       На четвертой войне, с восемнадцати лет,

       Я солдатскую лямку тяну.

 

 

Эти строки были написаны А. Сурковым в разгар войны, и они как нельзя лучше передавали и биографию, и весь творческий облик поэта. В качестве военного корреспондента он побывал на многих фронтах: под Смоленском, под Воронежем, под Сталинградом. Вместе с рядовыми солдатами он делил все тяготы военной службы. И писал он только правду, иногда горькую и тяжелую. Но именно поэтому стихи Суркова были особенно поняты и любимы людьми, испытавшими на себе весь ужас войны.

В стихотворениях А. Суркова можно встретить немало строк, посвященных героизму и мужеству солдат и офицеров. («Связист», «Разведчик Пашков», «После атаки»).

 Воины мстят фашистам «за кровь на асфальте, за женщин в слезах, за ужас в бессонных ребячьих глазах». В одном из лучших своих стихотворений поэт пишет:

       

 

 

 

        Человек склонился над водой

         И увидел вдруг, что он седой.

         человеку было двадцать лет.

          Над лесным ручьем он дал обет:

          Беспощадно, яростно казнить

          Тех убийц, что рвутся на восток,

           Кто его  посмеет обвинить,

           Если будет он в бою жесток?

 

Учитель:

Поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.

В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война:

     

ЧТЕЦ 1

      

       Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

        Это вовсе не дымное поле сраженья,

        Это даже не смерть и отвага. Она

         В каждой капле находит свое выраженье.

         Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

         Да слепящие вспышки ночного обстрела

         Это – боль головная, что ломит висок;

         Это – юность моя, что в окопах истлела;

         Это – грязных, разбитых дорог колеи;

          Бесприютные звезды окопных ночевок;

          Это – кровью омытые письма мои,

          Что написаны криво на ложе винтовок;

           Это – в жизни короткий последний рассвет

           Над разрытой землей. И лишь как завершенье –

           Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

           Беззаветная гибель на поле сраженья.

                                                 В. Занадворов.

Учитель:

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков.

Иосиф Уткин, «Из письма»

            Когда я вижу, как убитый

            Сосед мой падает в бою,

            Я помню не его обиды,

            Я помню про его семью

             Мне представляется невольно

             Его обманчивый уют.

             …Он мертв уже. Ему не больно,

             А их еще…письмом убьют!

 

Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стих К. Симонова «Жди меня». Это стихотворение переписывали, знали наизусть.

 

Звучит стих. К. Симонова «Жди меня».  ЧТЕЦ 2

 

 Докладчик 5:

 

Стихотворение звучит как молитва, как заклинание. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов «жди меня», «жди».

Это письмо солдата-фронтовика любимой. В стихотворении выражена вера в великую силу женской любви, которая согревает солдата на фронте, помогает ему выжить «всем смертям назло».

К. Симонов (1915-1979) к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну изнутри. Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1942 года, посвященное другу Симонова, поэту А. Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: «Мы вас подождем».И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, чтог это не навсегда, очень сильна, невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.)

 

Звучит стих  «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». ЧТЕЦ 3

 

Докладчик 6:

Образ России в ее единстве – в лирических стихотворениях, в песнях на стихи Михаила Исаковского: «Катюша», «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом», «Огонек»

Звучит песня…

Герои его лирических песен ни на минуту не забывают о суровой фронтовой действительности. Тем дороже и ближе для них были чувства, пережитые в недавнем прошлом. Вспоминая о мирной поре и мечтая о будущем, герои его песен знали, что путь к любимой женщине, к родному дому, к знакомой улице «ведет через войну». Поэт передал всеобщее чувство – желание сберечь родную землю. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому.

 

Учитель:

Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить и охранить Родину. Вспомним стихотворение А. Ахматовой «Мужество», в котором символом родины выступает «русская речь, великое русское слово».

 

   Докладчик 7:

У Ольги Бергольц, так же, как у Ахматовой, был свой счет к советской власти, принесшей ей много горя: «проработки», «исключения», тюрьму. В голодном блокадном Ленинграде Бергольц писала свой «Февральский дневник»:

      Был день как день.

      Ко мне пришла подруга,

      не плача, рассказала, что вчера

      единственного схоронила друга,

      и мы молчали с нею до утра.

      Какие ж я могла найти слова,

      я тоже ленинградская вдова.

Бергольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоции. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замерзшие, замершие в душе. Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.

               Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,

               что в сотни раз почетней и трудней

                в блокаде, в окруженье палачей

               не превратиться в оборотня, в зверя…

                Я никогда героем не была.

                Не жаждала ни славы, ни награды.

                Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

                я не геройствовала, а жила.

 

Учитель:

Наряду с лирическими стихами, большой популярностью пользовались поэмы, которые позволили шире и глубже изобразить жизнь человека на войне. Этот жанр соединил в себе воедино лирику, эпос, публицистику.

Одно из первых мест в литературе Великой Отечественной войны несомненно принадлежит поэме А. Твардовского «Василий Теркин». «Книга про бойца» была по-настоящему народным произведением. Она воспевала высокий подвиг и прекрасный нравственный облик народа, поднявшегося на борьбу с жестоким и неумолимым врагом. Герой поэмы В. Теркин воплощает в себе основные черты воина, которому присущи подлинный патриотизм, душевная стойкость, неиссякаемый юмор и оптимизм.

 

Звучит отрывок……

 

Учитель:

Поэзию грозных боевых лет по праву называют дневником и летописью войны. Она сумела запечатлеть все этапы войны, ее героику, быт и подвиг, донести до наших дней дыхание той грозовой эпохи.

Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны: «Бой идет святой и правый,\\ Смертный бой не ради славы,\\ Ради жизни на земле» (А. Твардовский)

 

  Звучит песня А. Фатьянова «Соловьи»

 

 

Домашнее задание: конспект, стих  военных лет наизусть, по выбору    

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн