Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей

Фото пользователя Елена Юрьевна Никифорова
Submitted by Елена Юрьевна Никифорова on вс, 21/08/2011 - 23:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Никифорова Елена Юрьевна
Место работы, должность: 
Учитель начальных классов МОУ "Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского"
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Математика
Используемая методическая литература: 

Эта статья опубликована в журнале "Начальная школа" в №8 за 2008 год.

Краткое описание: 
Из опыта работы над проблемой "Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей"

Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей

Е. Ю. НИКИФОРОВА,

учитель начальныхклассов, Гатчинская гимназияим. К.Д. Ушинского

 

Главной проблемой начиная с Iкласса яв­ляется проблема развития самостоятель­ности мышления, воспитания личности, способной к творческому мышлению и инициативе. Как показывает опыт, матема­тику любят те ученики, которые умеют ре­шать задачи. В ходе формирования умения решать задачи у учеников развиваются ин­терес к предмету, мышление, речь, интел­лект, инициатива и творчество, волевые ка­чества личности.

Характер работы с задачей на уроке за­висит от цели, для достижения которой она рассматривалась, а именно: формирование и совершенствование умения решать зада­чи определенного вида; углубление и рас­ширение формируемых математических знаний и умений; формирование вычисли­тельных навыков; обучение анализу содер­жания задач и т.д. В соответствии с постав­ленной целью выбираются определенные приемы над задачами.

В ходе обучения алгоритму решения за­дач «...дети учатся анализировать содержа­ние задач, объясняя, что известно и что не­известно в задаче, что можно узнать по дан­ному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи, обосновывать вы­бор каждого действия и пояснять получен­ные результаты, записывать решение зада­чи па первых порах только по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию за­дачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос зада­чи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы учащиеся подмечали воз­можность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали на­иболее рациональный из них»1.

На начальном (дотекстовом) этапе школьники учатся отличать рассказ от за­дачи, понимать задачу на слух и по рисун­ку. Здесь проводится подготовительная ра­бота к составлению краткой записи. На дан­ном этане учащихся можно познакомить с простейшим алгоритмом 1, по которому они учатся рассуждать в определенном по­рядке. Этапы алгоритма 1 должны не заучи­ваться, а запоминаться в ходе работы над задачей.

Алгоритм 1

1.    Из условия задачи известно...

2.    По вопросу надо узнать...

3.    Объясняю выбор действия...

4.    Записываю решение...

5.    Считаю...

6.    Записываю ответ...

7.    Проверяю (ответил ли на вопрос зада­чи, пересчитываю, сравниваю с известным числом ответ)...

Главная задача на текстовом этапе — учить понимать текст, делать из него опре­деленные выводы, выполнять краткую за­пись. В результате коллективной работы можно составить алгоритм 2.

Алгоритм 2

1.Читаю внимательно задачу.
Отмечаю карандашом главные слова.

2.  Представляю (нарисую словесную
картинку, рисунок, чертеж, запишу кратко).

3.Мне известно...

О неизвестном сказано...

4.    Надо узнать...

5.    Объясняю выбор действия...

6.    Записываю решение...

7.    Считаю...

8.    Записываю ответ...

9. Проверяю (ответил ли на вопрос зада­чи, пересчитываю, сравниваю с известным числом ответ).

Важно обратить внимание учащихся на одинаковые этапы в алгоритме 1 и 2.

 

1Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4): В 2 ч. Ч. 1. М., 2006; Математика. Авторы: М.И. Моро, Ю.М. Калягин, М.А. Бантова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

 

После знакомства с составной задачей руководством к действию может стать алго­ритм 3.

Алгоритм 3

1.Читаю внимательно задачу.
Отмечаю карандашом главные слова.

2.   Представляю   (нарисую   словес­ную картинку, рисунок, чертеж, запишу кратко).

3.    Повторю задачу по краткой записи...

4.    Мне известно...

О неизвестном сказано...

5.    Можно узнать...

6.    Объясняю выбор действия...

7.    Записываю решение...

8.    Ответил ли на вопрос задачи...

9.    Записываю ответ...

Обучение решению задач, ориентиро­ванное на определенную последователь­ность действий, приводит к формированию единого подхода к решению любой задачи. Такая целенаправленная работа по алго­ритму помогает работать с интересом, раз­вивает логическое мышление, устную и письменную речь учащихся.

В ходе формирования умения решать задачи учитель должен систематически ис­пользовать следующие методические прие­мы: решение задач с лишними, недостаю­щими, буквенными, неопределенными дан­ными; составление задач по условию, по вопросу, по решению; преобразование за­дач; решение задач занимательного харак­тера, нестандартных (логических, компью­терных, повышенной сложности и т.д.), сос­тавление учениками задач о растениях и животных, природных явлениях, семье, ли­тературных героях. Это могут быть шуточ­ные задачи, задачи на смекалку.

Приведем примеры задач, составленных учениками.

1.Таня купила карандаш за 2 р., ластик за 4 р. и ручку. Сколько стоила ручка, если за всю покупку Таня заплатила 11 р.?

2.    Красная Шапочка шла к бабушке и собирала цветы: желтых — 5, красных — 7, розовых — 3, остальные лиловые. Скольколиловых цветов собрала девочка, если всего у нее 25 цветов?

3.    В нашем классе 26 учеников. Мальчи­ков 10. Сегодня не пришли в школу Сева, Катя и Марина, Сколько сегодня девочек на уроках?

4.    Золушка сшила 29 вещей, из них 10 юбок, столько же костюмов и несколько платьев. Сколько платьев сшила Золушка?

С целью расширения кругозора учени­ков полезно подбирать данные для сюжетов задач из энциклопедий и справочников, ли­тературных источников и т.д., тем самым осуществляя связь с жизнью и другими учебными предметами. Решая подобные за­дачи, учащиеся не только овладевают вы­числительными навыками, но и знакомятся с разнообразием окружающего мира, исто­рией своей страны, родного края, задачи, составленные на основе литературного ма­териала, позволяют почувствовать красоту русского слова, прививают интерес к род­ному языку.

Приведем примеры подобных задач.

Задачи, составленные на основе лите­ратурного материала

1.  Сколько девушек посоветовал про­пустить Садко Микола Можайский, чтобы выбрать девицу-красавицу? Которой по счету оказалась девица Чернавушка?

Так перво триста девиц пропусти, И друго триста девиц пропусти, И третье триста девиц пропусти, Позади идет девица-красавица, Красавица девица Чернавушка, Бери ту чернаву за себя замуж.

Былина «Садко»

2.  Какой высоты был Конек-горбунок, если он «ростом только 3 вершка»?

Задачи, составленные на основе исто­рического материала

1.В конце 1718г. Петр Iввел ассамблеи. Сколько времени они продолжались, если начинались в 4ч утра и заканчивались в 10 ч вечера?

2.  Купцы платили за бороду 100 р, в год, а дворянская борода обходилась в 60 р. На сколько она была дешевле купе­ческой? На сколько купеческая борода до­роже дворянской?

3. На московском базаре XVIIв. штаны из сукна стоили 40 алтын. Сколько копеек надо было заплатить за двое штанов, если 1 алтын равен 3 коп.?

Задачи, составленные на основе при­родоведческого материала

1.Диаметр Земли равен 12 740 км. Ка­ков диаметр Юпитера, если он в 11 раз больше диаметра Земли?

2.   Чему равен диаметр Плутона, если он в 4 раза меньше диаметра Земли?

3.   Чему равен диаметр Солнца, если он в 109 раз больше диаметра Земли?

4.   На одной из первых географических карт России, которая называлась «Большойчертеж» (XVIв.), было показано 880 рек, 400 городов, около 60 озер. Сколько объек­тов было показано на этой карте?

5. Ученые подсчитали, что на земле каж­дую минуту люди вырубают примерно 20 га леса. А сколько леса может исчезнуть за 10 мин, за 1 ч?

В заключение подчеркнем, что форми­рование единого подхода к решению за­дач, использование различных видов ра­бот над ними развивают самостоятель­ность мышления, что оказывает положительное влияние на воспитание личности, способной проявлять инициативу и твор­чество.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн