Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Эффективный методический сервис в условиях системных изменений в образовании

Фото пользователя Оксана Владимировна Тулупова
Submitted by Оксана Владимировна Тулупова on пн, 22/08/2011 - 18:29

Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас к обсуждению проблем организации эффективного методического сервиса в условиях современного образования.

 

Опыт работы по проектированию инновационных моделей муниципальных методических служб в Нижегородской области (в ходе реализации регионального эксперимента в 2007 – 2010 гг.) выявил ряд проблем, связанных с качеством и структурой методических услуг. К ним можно отнести следующее.

1. Анализ существующей практики оказания методических услуг показывает, что они в основном ориентируются на сегодняшние запросы педагогических работников и не являются стимулирующим инновационную деятельность фактором, т.е. не ориентированы на развитие области профессиональных потребностей педагогов.

2. Большую трудность для специалистов муниципальных методических служб представляет разработка организационных сценариев научно-методического сопровождения – как способов соорганизации необходимых функционально - деятельностных позиций для реализации методической услуги. Такая работа, в лучшем  случае, подменяется планом мероприятий, в котором на первом месте стоят традиционные формы методической деятельности, ориентированные на обеспечение устойчивого функционирования, а не инновационные изменения муниципальной образовательной системы.

3. В ситуации реформирования, динамичных изменений по всем ключевым направлениям образования востребуется проектная культура педагогов, формирующая мощный ресурс изменений образовательной системы. Именно с формирования у педагогов позиции инноватора, ключевым моментом которой является способность к проектной деятельности, начинается целенаправленное решение задачи по изменению системы образования. Реализация проектной деятельности позволяет расширять границы педагогической деятельности, что приводит к появлению и нового содержания, и новых профессиональных средств. При этом сопровождение проектной деятельности педагогов как первостепенная задача муниципальной методической службы требует освоения  способов организации рефлексивной работы в педагогическом  сообществе.

4. Еще одним проблемным моментом является то, что с момента своего создания основным видом деятельности методических служб была работа с передовым педагогическим опытом (выявление, изучение, обобщение, трансляция). При этом передовой педагогический опыт, связанный с профессиональной педагогической деятельностью, демонстрирующей высокие результаты обучения и воспитания, является педагогическим феноменом, появившемся и закрепившимся в образовании в эпоху индустриализации. В новейшее время, в настоящем периоде цивилизационного развития общества, характеризуемом глобальными социальными и производственными проектами, на смену феномену передового педагогического опыта приходит феномен инновационной деятельности педагога как целевой составляющей построения инновационной экономики и инновационных образовательных систем. Для организации инновационной деятельности педагогов на муниципальном уровне необходимо создание проектно-инновационных групп, инициаторами чего призваны выступить сегодня муниципальные методические службы

В общем виде проблема организации научно-методического сопровождения внедрения новой модели общего среднего образования на муниципальном уровне связана с недостаточной разработанностью технологии научно-методического сервиса, соответствующего современным требованиям построения инновационной экономики и инновационных образовательных систем.

В качестве  ведущих направлений организации экспериментальных работ в системе ММС Нижегородской области можно обозначить:

- введение целенаправленных изменений в содержание и организацию методической деятельности в муниципальной системе образования, способствующих становлению и развитию инновационной деятельности педагогов в контексте внедрения современной модели общего среднего образования;

- нормотворчество, т.е. создание нормативных моделей методических услуг (стандарта методической услуги), соответствующих требованиям построения инновационной экономики и инновационных образовательных систем.

В современных условиях серьезные изменения претерпевает система непрерывного педагогического образования, которая долгие годы была "обезличенной", ориентированной только на количественные показатели своей деятельности. С этих позиций приоритет отдается таким способам организации методической работы с педагогами, которые позволяли бы  каждому педагогу выбирать собственную траекторию развития, определять содержание, формы, варианты профессионального развития; учитывали бы образовательные запросы и потребности педагогов, индивидуальный уровень их профессионализма, мотивы профессионального развития педагога; предполагали подбор соответствующего данным параметрам содержания, ь его корректировку; определение степени заинтересованности каждого педагога в собственном профессиональном развитии и при необходимости подключение механизмов его стимулирования.

Необходимость внедрения персонифицированного, клиент-ориентированного подхода в системе непрерывного образования педагогов определяет актуальность перехода структур, организующих методическую работу на муниципальном уровне в режим сервисных служб, представляющих собой организованное оказание высококвалифицированных услуг, удовлетворяющих определенные потребности заказчика. При этом реализация сервисного подхода не исключает, а лишь дополняет традиционные функции, выполняемые данными структурами, наполняя их новыми смыслами.

Традиционное представление о том, что понятие сервиса распространяется только на производственную сферу и сферу бизнеса, сегодня опровергается. Анализ исследований, раскрывающих теорию и методологию сервиса, позволяет сделать вывод, что в постиндустриальном обществе сфера социального сервиса ассоциируется с направленностью на раскрытие творческого потенциала человека как личности и как профессионала.

С расширением рынка услуг в сфере непрерывного образования педагога возникают новые задачи ее методической составляющей: коррекция содержания и способов обслуживания субъектов образовательного запроса, выявление потенциальных образовательных потребностей, актуализация и оформление образовательного заказа, мониторинг процесса профессионализации кадров и другие.

Понятия «образовательный сервис», «сервис в образовании» за последнее десятилетие нередко используются в публикациях по вопросам образования. Проблематика «методического сервиса» требует осмысления.

Центральным элементом структуры методического сервиса выступают собственно методические услуги.

На слайде представлены разные характеристики даваемые этой категории. Это и определенный комплекс услуг, оказываемых методической службой и связанных с реализацией главных целей образования, осуществлением ее миссии, и определенная система знаний, информации, умений и навыков, которые используются для осуществления методической работы, и организованная, целенаправленная, устойчивая методическая деятельность. При этом особо надо обратить внимание на то, что не всякая система знаний, информации, умений и навыков, равно как и не всякая методическая деятельность будет считаться методической услугой и методическим сервисом.

Прежде всего, под методическим сервисом мы будем понимать особую технологическую процедуру методического обслуживания образовательного запроса педагогов, включающую следующие шаги:

1) прогноз востребованной методической услуги,

2) изучение запроса на данный вид методической услуги со стороны субъектов системы образования,

3) разработка концепции методической услуги и механизмов её продвижения,

4) реализация методической услуги,

5) мониторинг качества результатов методического обслуживания;

6) определение базового процесса в составе методической услуги (поддержка, сопровождение, обеспечение, помощь) ;

7) описание методической услуги как процесса и как продукта;

8) оформление специфических принципов сервисной методической деятельности;

9) определение подходов к оценке эффективности, а также совокупность критериев (педагогический, социальный, экономический) и показателей эффективности методической деятельности.

Точно также как сегодня наиболее значимой составляющей профессионализма педагога является способность строить свою профессиональную деятельность как педагогическую технологию, для современного методиста важно уметь строить свою профессиональную деятельность как управленческую технологию, включающую такие процедуры как прогнозирование, диагностика, планирование, анализ, контроль, коррекция и т.д.

иВ современных исследованиях, посвященных методической работе выделяют 7 основных сервисов.

 

Сервис

Цель

Результат

Предметно-методический сервис

Создание условий для модернизации содержания школьного образования и внедрения в учебно-воспитательный процесс новых образовательных технологий

 

Знание педагогами современных тенденций в педагогике, методике, психологии.

Умение отбирать наиболее актуальные, рациональные и эффективные формы и методы работы.

Способность творчески подходить к профессиональной деятельности, создавать авторские педагогические разработки

Информационно -методический сервис

Создание условий для ознакомления педагогов с образовательными  ресурсами и опытом инновационной деятельности муниципального, регионального, федерального уровня

 

Информированность педагогов в области имеющихся в их профессиональной области образовательных ресурсов

Умение ориентироваться в обширном информационном пространстве современного образования

Способность осуществлять ценностный, целесообразный выбор наиболее актуальных, значимых в определенных условиях информационных ресурсов и использования их на практике

Мониторинговый сервис

Создание условий для оперативного выявления проблем муниципальной системы образования, профессиональных затруднений педагогов, определения результативности и эффективности образовательных и инновационных процессов

Наличие аналитико-диагностического инструментария.

Умение педагогов пользоваться  получаемой аналитико-диагностической информацией.

Своевременность выявления проблем муниципальной системы образования и затруднений педагогов

Маркетинговый сервис

Создание условий для прогнозирования педагогами и образовательными учреждениями структуры, содержания и уровня предоставляемых образовательных услуг

Наличие профессиональной позиции каждого педагога и ОУ как способа профессиональной реализации определенной базовой ценности

Карта образовательных услуг ОУ (образовательная карта муниципального района)

Консалтинговый сервис

Создание условий для оказания адресной помощи педагогам и руководителям ОУ

Подбор стратегий позитивного выхода из конфликтных, кризисных и проблемных ситуаций.

Наличие комплекса консалтинговых услуг

Высокая степень удовлетворенности педагогов и руководителей ОУ и качеством оказываемой помощи

Наличие индивидуальных маршрутов (программ) профессионального развития педагогов

Экспертный сервис

Создание условий для исследования и квалифицированной оценки образовательных и инновационных процессов в муниципальной системе образования

Оценка эффективности той или иной педагогической системы.

Сформированность экспертно-аналитической компетенции педагогов

Наличие критериальной базы экспертизы от отдельно взятого учебного занятия до авторской разработки

Высокий уровень творческой активности и инициативности педагогов и педагогических коллективов

PR-сервис

Создание условий для распространения передового и инновационного педагогического опыта, нововведений, реализуемых ОУ как внутри муниципальной системы образования, так и на региональном и федеральном уровне

Умение презентовать собственные профессиональные достижения

Наличие модели диссеминации результатов инновационной деятельности

Наличие разнообразных форм тиражирования передового и инновационного педагогического опыта в том числе с использованием современных цифровых технологий

 Деятельность педагогов и ОУ в условиях системных изменений по определению является инновационной и в связи с этим значительно возрастают требования, предъявляемые к методическим услугам. Технология научно-методического сервиса инновационной деятельности реализуется в муниципальной системе образования на следующих уровнях: уровень индивидуального субъекта; уровня коллективного субъекта и уровня сетевого субъекта.

Уровни организации научно-методического сервиса инновационной деятельности в муниципальной системе образования

Название уровня

Тип осуществляемых нововведений

Продукты инновационной деятельности

Уровень индивидуального субъекта инновационной деятельности (педагог)

Локально-педагогические нововведения в методику, технологию учебного процесса, его содержание

Авторские педагогические разработки

Уровень коллективного субъекта инновационной деятельности

(образовательное учреждение)

Системно-педагогические нововведения

Программы развития образовательных учреждений

Коллективные инновационные социально-образовательные проекты

Уровень сетевого субъекта инновационной деятельности

(профессиональное педагогическое сообщество)

Системные социально-образовательные нововведения

Программы развития муниципальных (региональных) образовательных систем

Сетевые образовательные проекты.

В муниципальной системе образования устанавливаются оптимальные связи «педагог как индивидуальный субъект иновационной деятельности» - «школа как коллективный субъект иновационной деятельности» - «профессионально - педагогическое сообщество как сетевой субъект иновационной деятельности». Именно эта дифференцированная система взаимодействий нуждается в системно-организованном научно-методическом сервисе.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Эффективный методический сервис в условиях системных изменен


Уважаемая Оксана Владимировна! Спасибо за приглашение к серьёзному обсуждению  очень актуальной темы. Проблемы с  методическими услугами, уверена, существуют не только в нашей области. Надеюсь, коллеги откликнутся и получится содержательный разговор.

С уважением, Л.Пятко.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн