Тема: «Наперсница волшебной старины» (О няне гениального русского поэта А.С.Пушкина – Арине Родионовне Яковлевой.)
Submitted by Елена Юрьевна Никифорова on Tue, 23/08/2011 - 18:13
Ход занятия.
1. Сообщение темы занятия.
Звучит музыка Г.Свиридова.
На экране портрет няни А. С. Пушкина – Арины Родионовны Яковлевой и цитата И.С.Аксакова.
Учитель:
“Так вот кто первая вдохновительница первая муза первого истинно русского
поэта, это – няня. Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная
благодарность”.
И.С. Аксаков
Наше занятие посвящено простой русской женщине, крестьянке, А.Р.Яковлевой –
няне гениального русского поэта А.С.Пушкина. Что мы о ней знаем, кроме того, что поэт посвятил ей несколько стихотворений, какую роль сыграла она в его жизни? А ведь жизнь няни А.С.Пушкина очень интересна, и именно о ней мы сегодня поговорим на нашем занятии «Наперсница волшебной старины».
С раннего детства будущий поэт был окружён заботой и вниманием своей няни. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, говорила она «окая», ведь была неграмотной простой крестьянкой. Маленький Саша очень любил свою няню, называл её ласково мамушкой.
2. Вступительная беседа с учащимися.
Учитель: Под Петербургом спряталось маленькое село Суйда. Небогатое то село перешло во владение к прадеду А.С.Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу. 10 апреля 1758 года в соседнем селе Воскресенском в семье крепостных Ганнибала родилась девочка, которую назвали Ариной. Росла Арина весёлой, говорливой да работящей. Всё спорилось в её руках. А вечерами любила она слушать сказки, песни, старинные предания. И все их, словно сокровища бесценные, хранила её память. Арина Родионовна стала няней Пушкина.
С раннего детства она рассказывала Саше сказки и пела песни, возбуждая в ребёнке любовь к народному творчеству.
Чтение учащимися наизусть отрывков из сказок Пушкина.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему наше занятие, посвященное Арине Родионовне, мы начали с чтения отрывков из сказок великого русского поэта?
Ответы детей:
– Арина Родионовна – с детских лет самый близкий человек для Пушкина, открыла
поэту мир сказки;
– для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой
сказочницей;
– она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэта;
– няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
– от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц,
поговорок.
Учитель: Молодцы, ребята, вы совершенно правы. Арина Родионовна с малых лет ввела
будущего поэта в мир сказки, раскрыла перед ним богатство русской речи, расцвеченной
пословицами, поговорками, прибаутками и меткими словечками. Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки.
Ребята, какие сказки написал А.С.Пушкин? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о медведихе», «Жених».)
3. Основная часть.
Учитель: В одном из стихотворных набросков Пушкин пишет:
Ученик: Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Учитель: В начале 1824 года поэт пишет брату из Михайловского: « До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
В другом письме: « Вечером слушаю сказки моей няни… Она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно».
Нянины сказки – золотые россыпи народного творчества – Пушкин смог превратить в золотые слитки.
– А что вы чувствуете, когда слушаете волшебные истории?
Рассуждения детей: Нравится сюжет сказок, сказки завораживают, переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками, удивляешься их находчивости, радуешься, когда добро побеждает зло.
Учитель: Как вы думаете, что испытывал маленький Саша Пушкин, когда пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили его в мир чудесных превращений?
Ответ детей: С детских лет Пушкина восхищали сказки и песни няни, её пословицы и поговорки, былины и предания, её образная речь.
Учитель: Послушайте отрывки из стихотворений Пушкина « Сон» и «Наперсницаволшебной старины» и приготовьтесь потом рассказать, какой вы увидели няню в этих строках.
Дети читают отрывки наизусть:
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног ни головы
* * *
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Учитель: Почему А.С.Пушкин называет няню «наперсницей волшебной старины»?
Ученики: Наперсница – любимица волшебных историй, песен, старинных преданий, которые, словно сокровища хранила её память. А.С.Пушкин удивляется её таланту.
Учитель: Какой вы увидели няню поэта?
Ответы детей: Добрая, весёлая старушка, мамушка, певунья, сказочница. Она очень любила своего воспитанника, заботилась о нём, а в его душе было ответное чувство.
Учитель показывает портрет, рисунки А.С. Пушкина с изображением няни.
Учитель: Поэт Е. Винокуров писал: «По жизни за ним идет его няня, – с самого детства до зрелости он, в сущности, не расстается с детской. Он не ушел от детства, от школьных друзей, даже от няни.
Давайте сейчас перенесемся на Псковскую землю – в Михайловское.
Просмотр отрывков видеофильма « Пушкин в Михайловском».
Учитель: Здесь пустынно и тихо. В вышине плывут облака. Шумят сосны. Под их кронами качается от ветра лесной полусвет. Во всем присутствует пушкинское очарование.
Учащиеся рассматривают на экране домик Арины Родионовны в Михайловском.
Ученик читает стихотворение «Домик няни» Л. Вышеславского:
На зеленой поляне,
Сбитый крепкой рукой,
Как бывало при няне,
Он стоит над рекой.
Древней пряжи волокна
В нем старушка сучит,
И утопленник в окна
В час урочный стучит.
К этой горнице милой
Сквозь вечерний туман
Подъезжает с Людмилой
Победитель Руслан.
Домик полон до крыши
Давних сказок и снов,
Притаился и – слышит
Шорох вспугнутых снов
Тишины не нарушив,
У закрытых дверей
Глухо капают груши
С почерневших ветвей.
За околицей гулко
Стонет сумрачный лес.
Домик няни – шкатулка
Небывалых чудес.
Учитель: Почему автор называет домик няни Пушкина в Михайловском шкатулкой небывалых чудес?
Ученики рассуждают:
– в этом домике Пушкин слушал чудесные сказки, а сказки для него были чудом;
– домик таит в себе волшебство;
– кажется, что все сказочные герои, о которых писал Пушкин, живут здесь на самом деле.
Учитель наблюдает над ощущениями учащихся при чтении стихов, посвященных няне, (выключает свет, зажигает свечу):
А теперь представьте: зима, вечер. За окном бушует метель, в печной трубе гудит ветер. В такие минуты Пушкину было особенно одиноко, на душе – грустно. И поэт приходит к няне в светелку – отдохнуть, послушать ее напевный голос. Душу и сердце вложил поэт в стихотворение «Зимний вечер».
Учитель: Какой вы видите няню в этом стихотворении?
Ученики: Няня – близкий человек, друг, добрая подружка, тихо сидит с веретеном в тёмной комнате. Ей прискучило завывание бури, и она сострадает любимому воспитаннику.
Учитель: Какие слова говорит поэт Арине Родионовне, желая выразить свои чувства?
Ученики: Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Его слова, обращённые к Арине Родионовне, проникнуты любовью и нежностью.
Учитель: Подобно материнскому молоку, впитывал поэт нянины песни и сказки, древнююкультуру народа, и навеки запечатлел свою мамушку, свою няню в стихотворении «Няне».
Ученик: Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Учитель: Почему Пушкин, обращаясь к няне, называет ее «подруга дней моих суровых»? Ученики: В трудные годы ссылки в Михайловское няня была единственным близким человеком и как могла скрашивала его жизнь. В часы уныния она была спасением для поэта.
Учитель: Почему глядит няня «в забытые вороты»? Кого она ждет?
Ученики: После ссылки поэт возвращается в Москву. Он беспокоится о няне, она осталась в Михайловском совсем одна и тоскует по своему воспитаннику.
Ученики: Грустным, печальным, поэт хотел передать своё главное ощущение: преданность, любовь, тоску.
Учитель: Яковлева Арина Родионовна… Русская крестьянка с добрым сердцем и светлой, чуткой душой… Проходят десятилетия, столетия, а Арина Родионовна всегда с нами, как и великий Пушкин. И идут люди на поклон в Михайловское к Пушкину и его няне. Идут простые люди и не простые – художники, поэты, композиторы, артисты.
«Я, как завороженный, ходил и пел, пел все пушкинское, – рассказывал в своих воспоминаниях о поездке в Михайловское певец Б.Р. Гмыря. – Я пел и белкам, и скворцам… Мне так хотелось спеть нянину «Синицу» в ее светлице, что я не утерпел и попросил разрешения у хранителя музея… Я пел с таким задором, с каким пел редко, ибо пел я воображаемой старушке».
Учитель: Россия не поставила памятника Великой Няне поэта. Затерялась ее могила. Она умерла 29 июля 1828 году семидесяти лет отроду и похоронена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Тяжело пережил Пушкин ее смерть, тосковал он без няни, вспоминал ее. Няня очень много значила в жизни А.С.Пушкина и оказала большое влияние на его творчество.
Ученик: Вот опальный домик,
Где я жил с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора…
Учитель: А в Михайловском, в домике няни, всегда многолюдно. В любое время года на маленьком крылечке, всего в одну ступеньку, лежат цветы.
На нашей Гатчинской земле тоже сохранился домик няни великого поэта в селе Кобрино, который мы с вами обязательно посетим.
( На доске фотография домика няни Арины Родионовны в селе Кобрино). Звучит музыка Г.Свиридова.
Учитель читает стихотворение наизусть:
Когда я в бронзе вижу Пушкина,
Стоящего в плаще крылатом,
Живое личико старушкино
Всегда мне видится с ним рядом.
С ним Вы, Арина Родионовна,
В веках остались неразлучны.
Святое слово – слово «Родина»
Так с Вашим именем созвучно. (Н. Доризо).
4. Итог занятия.
Учитель: Что нового вы узнали?
Какие чувства пробудило у вас сегодняшнее занятие?
Высказывания детей.
Учитель: Если вы хотите ещё раз перечитать стихи А.С.Пушкина, окунуться в его творчество, то можете взять книги, представленные на выставке, или обратиться в библиотеку.