Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: «Наперсница волшебной старины» (О няне гениального русского поэта А.С.Пушкина – Арине Родионовне Яковлевой.)

Фото пользователя Елена Юрьевна Никифорова
Submitted by Елена Юрьевна Никифорова on Tue, 23/08/2011 - 18:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Никифорова Елена Юрьевна
Место работы, должность: 
Учитель начальных классов МОУ "Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского"
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1.Расширить и углубить знания детей о творчестве А.С.Пушкина; показать  огромное влияние Арины Родионовны на развитие его поэтического таланта;  донести  до учеников суть взаимоотношений Александра Сергеевича и няни, женщины с истинно русской душой.

2.Совершенствовать навык выразительного чтения.

3.Воспитывать интерес к истории родного края, любовь к чтению, к творчеству А.С.Пушкина.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

Книги А.С.Пушкина

Используемая методическая литература: 

Климентовская З. В. Уроки поэзии в начальных классах: Методическое пособие для учителя. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Используемое оборудование: 

Портрет няни А.С.Пушкина, рисунки А.С.Пушкина с изображением няни, выставка книг А.С.Пушкина, эпиграф на доске, высказывания поэта, певца, видеофильм «Пушкин в Михайловском», фотография домика няни в Михайловском и селе Кобрино, музыка Г.Свиридова.

Краткое описание: 
Внеклассное занятие по литературному чтению в 3 классе. Тема: «Наперсница волшебной старины» (О няне гениального русского поэта А.С.Пушкина – Арине Родионовне Яковлевой.)

Ход занятия.

1. Сообщение темы занятия.

Звучит музыка Г.Свиридова.

На экране портрет няни А. С. Пушкина –  Арины Родионовны Яковлевой и цитата И.С.Аксакова.

Учитель:

             “Так вот кто первая вдохновительница первая муза первого истинно русского                                                                      

             поэта, это – няня.  Да будет же ей,  этой няне,  от лица русского общества вечная

             благодарность”.

                                                                                                И.С. Аксаков

            Наше занятие посвящено простой русской женщине, крестьянке, А.Р.Яковлевой –

няне гениального русского поэта А.С.Пушкина. Что мы о ней знаем, кроме того, что поэт посвятил ей несколько стихотворений, какую роль сыграла она в его жизни? А ведь жизнь няни А.С.Пушкина очень интересна, и именно о ней мы сегодня поговорим на нашем занятии «Наперсница волшебной старины».  

            С раннего детства будущий поэт был окружён заботой и вниманием своей няни. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, говорила она «окая», ведь была неграмотной простой крестьянкой. Маленький Саша очень любил свою няню, называл её ласково мамушкой.

 

2. Вступительная беседа с учащимися.

Учитель: Под Петербургом спряталось маленькое село Суйда. Небогатое то село перешло во владение к прадеду А.С.Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу. 10 апреля 1758 года в соседнем селе Воскресенском в семье крепостных Ганнибала родилась девочка, которую назвали Ариной. Росла Арина весёлой, говорливой да работящей. Всё спорилось в её руках. А вечерами любила она слушать сказки, песни, старинные предания. И все их, словно сокровища бесценные, хранила её память. Арина Родионовна стала няней Пушкина.

            С раннего детства она рассказывала Саше сказки и пела песни, возбуждая в ребёнке любовь к народному творчеству.

Чтение учащимися наизусть отрывков из сказок Пушкина.

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему наше занятие, посвященное Арине Родионовне, мы начали с чтения отрывков из сказок великого русского поэта?

Ответы детей:

     – Арина Родионовна – с детских лет самый близкий человек для Пушкина, открыла   

        поэту мир сказки;

     – для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой

        сказочницей;

     – она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэта;

     – няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;

     – от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц,

        поговорок.

Учитель: Молодцы, ребята, вы совершенно правы. Арина Родионовна с малых лет ввела

будущего поэта в мир сказки, раскрыла перед ним богатство русской речи, расцвеченной

пословицами, поговорками, прибаутками и меткими словечками. Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки.

            Ребята, какие сказки написал А.С.Пушкин? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о медведихе», «Жених».)

 

3. Основная часть.

Учитель: В одном из стихотворных набросков Пушкин пишет:

Ученик:                                        Мастерица ведь была,

                                                       И откуда что брала!

                                                       А куды разумны шутки,

                                                       Приговорки, прибаутки,

                                                       Небылицы, былины

                                                       Православной старины!

                                                       Слушать, так душе отрадно.

                                                       И не пил бы, и не ел,

                                                       Все бы слушал да сидел.

                                                       Кто придумал их так ладно?                                        

Учитель: В начале 1824 года поэт пишет брату из Михайловского: « До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

     В другом письме: « Вечером слушаю сказки моей няни… Она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно».

     Нянины сказки – золотые россыпи народного творчества – Пушкин смог превратить в золотые слитки.

– А что вы чувствуете, когда слушаете волшебные истории?

Рассуждения детей: Нравится сюжет сказок, сказки завораживают, переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками, удивляешься их находчивости, радуешься, когда добро побеждает зло.

Учитель: Как вы думаете, что испытывал маленький Саша Пушкин, когда пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили его в мир чудесных превращений?

Ответ детей: С детских лет Пушкина восхищали сказки и песни няни, её пословицы и поговорки, былины и предания, её образная речь.                                    

 

Учитель: Послушайте отрывки из стихотворений Пушкина « Сон» и «Наперсница волшебной старины» и приготовьтесь потом рассказать, какой вы увидели няню в этих строках.

Дети читают отрывки наизусть:

                                   Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

                                   О прелести таинственных ночей,

                                   Когда в чепце, в старинном одеянье,

                                   Она, духов молитвой уклоня,

                                   С усердием перекрестит меня

                                   И шепотом рассказывать мне станет

                                   О мертвецах, о подвигах Бовы…

                                   От ужаса не шелохнусь, бывало,

                                   Едва дыша, прижмусь под одеяло,

                                   Не чувствуя ни ног ни головы

                                                           * * *

                                   Наперсница волшебной старины,

                                   Друг вымыслов игривых и печальных,

                                   Тебя я знал во дни моей весны,

                                   Во дни утех и снов первоначальных.

                                   Я ждал тебя; в вечерней тишине

                                   Являлась ты весёлою старушкой

                                   И надо мной сидела в шушуне,

                                   В больших очках и с резвою гремушкой.

                                   Ты, детскую качая колыбель,

                                   Мой юный слух напевами пленила

                                   И меж пелен оставила свирель,

                                   Которую сама заворожила.

Учитель: Почему А.С.Пушкин называет няню «наперсницей волшебной старины»?

Ученики: Наперсница – любимица волшебных историй, песен, старинных преданий, которые, словно сокровища хранила её память. А.С.Пушкин удивляется её таланту.

Учитель: Какой вы увидели няню поэта?

Ответы детей: Добрая, весёлая старушка, мамушка, певунья, сказочница. Она очень любила своего воспитанника, заботилась о нём, а в его душе было ответное чувство.

 

Учитель показывает портрет, рисунки А.С. Пушкина с изображением няни.

Учитель: Поэт Е. Винокуров писал: «По жизни за ним идет его няня, – с самого детства до зрелости он, в сущности, не расстается с детской. Он не ушел от детства, от школьных друзей, даже от няни.

Давайте сейчас перенесемся на Псковскую землю – в Михайловское.

 

Просмотр отрывков видеофильма « Пушкин в Михайловском».

Учитель: Здесь пустынно и тихо. В вышине плывут облака. Шумят сосны. Под их кронами качается от ветра лесной полусвет. Во всем присутствует пушкинское очарование.                          

Учащиеся рассматривают на экране домик Арины Родионовны в Михайловском.

 

Ученик читает стихотворение «Домик няни» Л. Вышеславского:


На зеленой поляне,

Сбитый крепкой рукой,

Как бывало при няне,

Он стоит над рекой.

 

Древней пряжи волокна

В нем старушка сучит,

И утопленник в окна

В час урочный стучит.

 

 

 

 

К этой горнице милой

Сквозь вечерний туман

Подъезжает с Людмилой

Победитель Руслан.

 

Домик полон до крыши

Давних сказок и снов,

Притаился и – слышит

Шорох вспугнутых снов

 

 

 

 

Тишины не нарушив,

У закрытых дверей

Глухо капают груши

С почерневших ветвей.

 

За околицей гулко

Стонет сумрачный лес.

Домик няни – шкатулка

Небывалых чудес.


Учитель: Почему автор называет домик няни Пушкина в Михайловском шкатулкой небывалых чудес?

Ученики рассуждают:

– в этом домике Пушкин слушал чудесные сказки, а сказки для него были чудом;

– домик таит в себе волшебство;

– кажется, что все сказочные герои, о которых писал Пушкин, живут здесь на самом деле.

 

Учитель наблюдает над ощущениями учащихся при чтении стихов, посвященных няне, (выключает свет, зажигает свечу):

А теперь представьте: зима, вечер. За окном бушует метель, в печной трубе гудит ветер. В такие минуты Пушкину было особенно одиноко, на душе – грустно. И поэт приходит к няне в светелку – отдохнуть, послушать ее напевный голос. Душу и сердце вложил поэт в стихотворение «Зимний вечер».

Ученик читает наизусть стихотворение «Зимний вечер».

                                               Буря мглою небо кроет,

                                               Вихри снежные крутя;

                                               То, как зверь, она завоет,

                                               То заплачет, как дитя,

                                               То по кровле обветшалой

                                               Вдруг соломой зашумит,

                                               То, как путник запоздалый,

                                               К нам в окошко постучит.

 

                                               Наша ветхая лачужка

                                               И печальна, и темна.

                                               Что же ты, моя старушка,

                                               Приумолкла у окна?

                                               Или бури завываньем

                                               Ты, мой друг, утомлена,

                                               Или дремлешь под жужжаньем

                                               Своего веретена?

 

                                               Выпьем, добрая подружка

                                               Бедной юности моей,

                                               Выпьем с горя; где же кружка?

                                               Сердцу будет веселей.

 

                                               Спой мне песню, как синица

                                               Тихо за морем жила;

                                               Спой мне песню, как девица

                                               За водой по утру шла.

 

                                               Буря мглою небо кроет,

                                               Вихри снежные крутя:

                                               То, как зверь, она завоет,

                                               То заплачет, как дитя,

 

                                               Выпьем, добрая подружка

                                               Бедной юности моей,

                                               Выпьем с горя; где же кружка?

                                               Сердцу будет веселей.

 

Учитель: Какой вы видите няню в этом стихотворении?

Ученики: Няня – близкий человек, друг, добрая подружка, тихо сидит с веретеном в тёмной комнате. Ей прискучило завывание бури, и она сострадает любимому воспитаннику.

Учитель: Какие слова говорит поэт Арине Родионовне, желая выразить свои чувства?

Ученики: Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Его слова, обращённые к Арине Родионовне, проникнуты любовью и нежностью.

 

Учитель: Подобно материнскому молоку, впитывал поэт нянины песни и сказки, древнююкультуру народа, и навеки запечатлел свою мамушку, свою няню в стихотворении «Няне».

Ученик:                                 Подруга дней моих суровых

                                                Голубка дряхлая моя!

                                                Одна в глуши лесов сосновых                         

                                                Давно, давно ты ждешь меня.

                                                Ты под окном своей светлицы

                                                Горюешь, будто на часах,

                                                И медлят поминутно спицы

                                                В твоих наморщенных руках.

                                                Глядишь в забытые вороты

                                                На черный отдаленный путь;

                                                Тоска, предчувствия, заботы

                                                Теснят твою всечасно грудь.

                                                То чудится тебе…

Учитель: Почему Пушкин, обращаясь к няне, называет ее «подруга дней моих суровых»? Ученики: В трудные годы ссылки в Михайловское няня была единственным близким человеком и как могла скрашивала его жизнь. В часы уныния она была спасением для поэта.

Учитель: Почему глядит няня «в забытые вороты»? Кого она ждет?

Ученики: После ссылки поэт возвращается в Москву. Он беспокоится о няне, она осталась в Михайловском совсем одна и тоскует по своему воспитаннику.                                                                  

Учитель: Каким настроением пронизано стихотворение?

Ученики: Грустным, печальным, поэт хотел передать своё главное ощущение: преданность, любовь, тоску.

 

Учитель: Яковлева Арина Родионовна… Русская крестьянка с добрым сердцем и светлой, чуткой душой… Проходят десятилетия, столетия, а Арина Родионовна всегда с нами, как и великий Пушкин. И идут люди на поклон в Михайловское к Пушкину и его няне. Идут простые люди и не простые – художники, поэты, композиторы, артисты.

              «Я, как завороженный, ходил и пел, пел все пушкинское, – рассказывал в своих воспоминаниях о поездке в Михайловское певец Б.Р. Гмыря. – Я пел и белкам, и скворцам… Мне так хотелось спеть нянину «Синицу» в ее светлице, что я не утерпел и попросил разрешения у хранителя музея… Я пел с таким задором, с каким пел редко, ибо пел я воображаемой старушке».

 

Учитель: Россия не поставила памятника Великой Няне поэта. Затерялась ее могила. Она умерла 29 июля  1828 году семидесяти лет отроду и похоронена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

            Тяжело пережил Пушкин ее смерть, тосковал он без няни, вспоминал ее. Няня очень много значила в жизни А.С.Пушкина и оказала большое влияние на его творчество.

 

 

Ученик:                     Вот опальный домик,

                                    Где я жил с бедной нянею моей.

                                    Уже старушки нет – уж за стеною

                                    Не слышу я шагов ее тяжелых,

                                    Ни кропотливого ее дозора…

 

Учитель: А в Михайловском, в домике няни, всегда многолюдно. В любое время года на маленьком крылечке, всего в одну ступеньку, лежат цветы.

            На нашей Гатчинской земле тоже сохранился домик няни великого поэта в селе Кобрино, который мы с вами обязательно посетим.

        ( На доске фотография домика няни Арины Родионовны в селе Кобрино). Звучит музыка Г.Свиридова.

 

Учитель читает стихотворение наизусть:

                                      Когда я в бронзе вижу Пушкина,                       

                                      Стоящего в плаще крылатом,

                                      Живое личико старушкино

                                      Всегда мне видится с ним рядом.

                                      С ним  Вы, Арина Родионовна,

                                      В веках остались неразлучны.

                                      Святое слово – слово  «Родина»

                                      Так с Вашим именем созвучно. (Н. Доризо).

 

4. Итог занятия.

Учитель: Что нового вы узнали?

Какие чувства пробудило у вас сегодняшнее занятие?

Высказывания детей.

Учитель: Если вы хотите ещё раз перечитать стихи А.С.Пушкина, окунуться в его творчество, то можете взять книги, представленные на выставке, или обратиться в библиотеку.

Рассматривание книг на выставке

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн