По статистике, примерно у половины детей, которые приходят в первый класс, есть нарушения в звукопроизношении. Причем, число потенциальных клиентов логопеда из года в год только растет. От того, как у школьника сформирована звукопроизносительная сторона и развита речь ребёнка в целом, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы.Поэтому очень важно научить учащегося чётко и правильно произносить все звуки родного языка.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Применение условных обозначений (символов звуков речи, моделей артикуляции звука) позволяют представить и понять ребёнку то, о чём рассказывает логопед, запомнить характеристику звуков; предвидеть возможные результаты собственных действий.
Начиная работу над звуками, в логопедической работе использую модели-символы. Модели отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. На основе символов осуществляется устная передача звука по подражанию с опорой на модели артикуляции с введением игровых приёмов.
Модели-символы легко запоминаются детьми. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке, а весь процесс постановки звука становится осмысленным, в котором учащиеся являются активными участниками. Применяя графические модели-символы, школьники учатся сравнивать звуки, могут наглядно видеть, чем один звук отличается от другого.
Таким образом, использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у них памяти, внимания, мышления, восприятия, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.
|