Классный час "Сохраним жизнь лесной красавице". 1-2-3 класс
Submitted by Софья Александровна Гевьяк on Wed, 24/08/2011 - 05:52
Сценарий классного часа.
Ведущий:Лесом частым, полем вьюжным зимний праздник к вам идет.
Так давайте скажем дружно: «Здравствуй, здравствуй Новый год!»
- А всегда ли Новый год праздновался зимой? (В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали как праздник весны, солнца, тепла, ожидание нового урожая)
-Какой царь издал указ о праздновании Нового года 1января? ( Петр Первый в 1700 году).
Уч-ся:Слетят листки календаря, останется листок.
В последний вечер декабря придет волшебный срок.
Пробьют часы 12 раз и Дед Мороз придет
И поведет с собою нас в счастливый Новый год.
- Какое дерево является главным на новогоднем празднике?
Ребята читают загадки о ели:
Гостья к нам пришла с опушки – зелена, хоть не лягушка.
Она не Мишка косолапый, хоть ее мохнаты лапы.
Не швея, она, не ежик, хоть на ежика похожа.
Она пушиста, не цыпленок, знает ее любой ребенок.
Ведущий:
- Догадаться очень просто, кто пришел к нам нынче в гости?
-Где, в каких лесах можно встретить лесную красавицу? Что вы узнали о лесной красавице?
Ребята сообщают теоретические знания о ели (сообщения приготовлены заранее):
- В России ель обыкновенная занимает пятую часть всей площади, покрытой хвойными лесами. Это высокое, может достигать 50 метров, стройное дерево с красивой вечнозеленой конусообразной кроной. Продолжительность жизни ели доходит до 300 лет.
-Нередко ель образует смешанные насаждения с сосной и березой, а в южной части – с липой. Хабаровская тайга – это чистые ельники, они занимают огромные пространства в нашем крае.
-На прямом стволе боковые ветви располагаются лучеобразно. Самые длинные у основания, они постепенно уменьшаются к вершине, что придает дереву форму конуса.
-Короткая темно-зеленая хвоя ели расположена в два ряда и обильно покрывает все боковые ветви до самого основания. Это делает ель очень теневыносливой. Хвоя меняется через семь, а то и десять лет.
-Весной, в начале мая, появляются у ели шишечки с золотистыми пыльцевыми мешочками, переполненными пыльцой, и красные семена шишечки. Семена созревают уже в октябре, но шишки раскрываются лишь в феврале-марте, в сухую и ветреную погоду. На каждой чешуйке шишки с обратной стороны находится по два семечка, снабженные крылышками. Вылетая из раскрывшейся шишки, они вращаются в воздухе и поэтому относятся далеко ветром.
-Особой красотой пушистой хвои серебристой или голубой окраски отличаются ель серебристая и ель голубая. Деревья этих пород достигают до 40 метров.
-В парках для озеленения используют также карликовую ель, которая обладает красивой конической формой кроной и голубовато-зеленой хвоей на тонких ветвях.
Ведущий объявляет конкурс чтецов «Елочка зеленая».
(победители отмечаются грамотами)
Уч-ся: Как хороша новогодняя елка! Как нарядилась она, погляди!
Платье на елке зеленого шелка, снежный шарфик у ней на груди!
Своей кроною густой веселит народ лесной!
Ведущий–Какую пользу приносит ель для лесных жителей – зверей и птиц?
Уч-ся. –Семена ели – питательный корм для белок и птиц.
- В летнее время в еловом лесу прохладно, животные и птицы могут укрыться от жары.
- Под кронами елей влажно, влага необходима для жизни и другим растениям, которые растут под кронами елей.
-Ель – украшение леса, тайги.
Проводится игра «Пролети, собери» Участники – это птицы. Каждому участнику дается начало слова – названия птицы. На полу (на доске) разложены карточки с буквами и слогами – окончаниями слов. Каждый участник должен набрать нужные карточки, чтобы получились названия птиц. (КЛ-Е-СТ, СИ-Н-ИЦА, ДЯ-Т-ЕЛ, ТЕТ-ЕР-ЕВ, РЯ-БЧ-ИК)
Ведущий:- Но и в жизни людей ель играет большую роль. Какую?
Уч-ся– Ель исключительно декоративна. Она прекрасно переносит стрижку, так что кроне ее можно придавать различную форму. Это имеет большое значение в создании живых изгородей, защитных заграждений. Например, сажают ели вдоль железнодорожного полотна для защиты его от снежных заносов. Сажают ели в городах для декоративного украшения улиц, парков, площадей.
- Древесина ели это хорошее сырье для изготовления бумаги, картона.
- Если в жаркий летний день вы войдете в еловый лес – сразу окажитесь в глубокой тени, почувствуете прохладу, влажность. А воздух в еловом лесу окажет укрепляющее действие на организм.
- Ствол и ветви ели покрыты серой корой, которая содержит смолу и дубильные вещества. Смолу и хвою используют для изготовления шампуней, мыла, лекарств.
Ведущий: Елка в блестках ледяных, в теплых слезках смоляных.
Свежая, зеленая, солнцем озаренная!
Дети исполняют песню «Новогодняя хороводная»
Ведущий: -Послушайте еще одно стихотворение о елочке:
Елка новогодняя в комнате стоит и, блестя игрушками, с нами говорит.
-Как выдумаете, что может сказать нам елочка?
Вспоминает елочка с грустью зимний лес полный звонких песен, сказок и чудес!
- Почему елочке грустно?
Ведущий подводит детей к выводу, что Новогодний праздник по продолжительности очень короткий, и для того, чтобы принести радость нескольких дней, люди ставят елочку, которая росла, может быть, десятки лет. После праздника ель обратно в лес не вернешь, она погибла сразу, как ее срубили. Не слишком ли велика цена: жизнь 10-20летнего дерева и короткий праздник в несколько дней?
Уч-ся: (Творческая работа.)
Елочка зеленая, снегом запушенная,
Смолою вся пахучая, иголками колючая.
Стоит в лесу красавица, своим нарядом славится!
Вот подходит Новый год, человек пилу берет.
Пять минут и от пилы нет уж этой красоты.
Что росло десятки лет, на поляне больше нет!
Но есть и другие елки, ничуть не хуже иголки,
И так же блестят и сверкают, и кроной своей восхищают.
И сделаны они на славу из экологически чистого материала!
Задумайтесь дяди и тети, когда в магазин вы идете:
КАКУЮ ЖЕ ВЫБРАТЬ ЕЛЬ?
(Дети высказывают альтернативные предложения:
-Ель можно купить искусственную в магазине.
-Вырастить во дворе ель и наряжать ее на улице.)
В заключении классного часа проходит практическая работа. Дети раскрашивают и оформляют агитационные листовки с призывом сохранять ели от вырубки: «Береги лесную красавицу!», «Сохрани жизнь лесной красавице!», «Оставь елочку встречать новый год в лесу!»
Количество человек, принявших участие- 23 ученика
Изготовлено 23 агитационных листа и 60 листовок «Береги живую ель!».
Подготовлена одна творческая работа «Елочка зеленая».
Дети расходятся, развешивают агитационные листы в общественных местах, раздают прохожим листовки.