Вы не зарегистрированы

Авторизация



открытый урок по литературному чтению

Submitted by Ольга Валентиновна Зайцева on Wed, 24/08/2011 - 09:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зайцева О.В.
Место работы, должность: 
Моу"СОШ п.Трусово"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

 

познакомить учащихся с творчеством Бориса Пастернака, учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащать словарный запас учащихся, развивать память, речь, мышление; воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
13
Используемые учебники и учебные пособия: 

"Литературное чтение" Климановой

Используемая методическая литература: 

ресурсы интернет

Используемое оборудование: 

 

проектор, экран, ноутбук.

Используемые ЦОР: 

интернет

Краткое описание: 
познакомить с творчеством Бориса Пастернака

 

Тема: «Борис Пастернак «Золотая осень».

Цель:познакомить учащихся с творчеством Бориса Пастернака, учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащать словарный запас учащихся, развивать память, речь, мышление; воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: проектор, экран.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

- На дом было задано нарисовать на альбомном листе картину «Золотая осень». Представьте ваши работы, на доске организуем выставку ваших работ. А вернемся мы к ней чуть-чуть попозже.

Ученики вывешивают свои работы на доску.

- А сейчас мы переходим к теме нашего урока. Но сначала я хочу, чтобы вы прослушали эту песню (слайд №1) – Н.Носков «Свеча горела».

- Понравилась вам эта песня? Мелодия к ней написана на стихи русского поэта Бориса Пастернака. Именно его творчество мы будем изучать на сегодняшнем уроке.

3. Работа  по теме урока.

- Сейчас ребята… (имена называются)  расскажут нам о самом Борисе Пастернаке.

Два ученика подготовили дома сообщение (приложение №1) о жизни Бориса Пастернака (во время рассказа на экране слайд №2-3).

 

- Жизнь Бориса Пастернака была очень интересной, насыщенной, более подробно о ней вы узнаете в старших классах. Его творчество было не менее интересным. В русской поэзии он занимал особое место. Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала XX в., в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность.

И сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением «Золотая осень».

А начнем мы наше знакомство со словарно -    лексической работы (слайд №4)

 

 

Чертог -большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец.

 

Флигель- вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы…

 

Каталог- В общем случае, это некий список информации об объектах,

                составленный с целью облегчения  поиска этих объектов по какому-то признаку.

                Катáло́г (от греч. κατάλογος):

               Список или опись  собрания книг в библиотеках…

- А сейчас я вам прочитаю стихотворение «Золотая осень», а чтобы вы прочувствовали это замечательное произведение как можно глубже, я включу вам прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь» (слайд №5).

 

- Понравилось вам стихотворение? А давайте посмотрим на ваши работы (выставка рисунков на доске).

- Можно их использовать в качестве иллюстраций к данному произведению?

- Давайте откроем ваши учебники на стр.114

- Посмотрите перед вами картина «Осенняя песня» художника Виктора Борисова-Мусатова (слайд №6).

 

Какие ощущения вызывает у вас эта картина? (выслушиваются ответы учеников)

4.Физкульминутка.

 - Ребята, я думаю, вы немного устали и предлагаю сделать физкультминутку, но сегодня она пройдет не совсем обычно. Раз уж мы окунулись в мир искусства, предлагаю вам встать и немного потанцевать, давайте представим, что мы с вами осенние листочки, и кружимся, кружимся (слайд №7).

- Это звучит музыка ещё одного замечательного композитора Вивальди «Времена года. Осень».

 

5. Работа над текстом.- Давайте вспомним, какие литературные приемы используют поэты в своих произведениях и для чего они это делают (слайд №8)

 

Метафора

Скрытое сравнение

 

Сравнение

Сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.

 

Эпитет

Одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности.

 

Олицетворение

Наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов, человека.

 - Находим в стихотворении все литературные приемы.

«…сказочный чертог…» – метафора.

«…дорог, заглядевшихся в озера…» - олицетворение.

«Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин…» - метафора.

«Липы обруч золотой…» - метафора и эпитет.

Как венец на новобрачной…» - сравнение.

«Лик березы…» олицетворение

Подвенечной и прозрачной» - метафора.

«В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах» - сравнение.

 «И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка…» - метафора.

«Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья…» - метафора.

«Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа» - метафора.

Ученики должны объяснить значение используемых средств.

 

 

- В изображении природы с особой силой проявился стихийно-игровой дар Б.Пастернака, тяготеющего к моментальной и бурной смене впечатлений, сплетению разнокачественных образов и ассоциаций. (приложение №2 – слово учителя об изображении природы Борисом Пастернаком).

6. Самостоятельная работа (слайд №9)

Выбрать из стихотворения Бориса Пастернака «Золотая осень» понравившийся литературный прием, выписать его и объяснить его значение и роль в данном произведении.

 

7. Итог урока (слайд №10).

 Что нового узнали на уроке?

- Понравился вам сегодняшний урок?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Бориса Пастернака

«Золотая осень», по желанию выучить.

 

 

Приложение №1.

Борис Пастернак

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Отец его был художником, мать - известной пианисткой. Пастернак был с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели, и среди них - Лев Толстой.

Под влиянием крупного русского композитора А. Н. Скрябина тринадцатилетний Пастернак увлекся музыкой. Но в 1909 году он оставляет мысль о композиторстве и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в университете в Марбурге. И хотя изучение философии идет у него успешно, он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой.

Пастернак начинает писать стихи. В 1914 году выходит первый его поэтический сборник "Близнец в тучах". Поэзия становится его призванием, его "почвой и судьбой". Она вобрала в себя и его страсть к музыке, и интерес к философии.

В стихотворении, посвященном Пастернаку, А. Ахматова писала: "Он награжден каким-то вечным детством".

"Вечное детство" составляло самую суть поэтической личности Пастернака. Широко раскрытыми глазами смотрел он на мир, не уставая удивляться ему, восхищаться его пленительным разнообразием. На первых порах своей поэтической деятельности Пастернак писал изысканные стихи для узкого круга ценителей. Перелом произошел в 20-е годы, когда поэт обратился к социальным проблемам.

Литературная деятельность Пастернака была разнообразна. Он писал прозу, занимался переводами, достигнув в этом искусстве высокого мастерства, был автором поэм, романа в стихах "Спекторский". Но наиболее значительна все же его лирика. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через посредство проникновенных картин природы. Восхищение красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное характерно для Пастернака.

Известны переводы Пастернаком "Фауста" Гете, трагедий Шекспира, а также стихотворных произведений поэтов национальных республик нашей страны и зарубежных народов.

 

Приложение №2

Борис Пастернак (Природа, мир, тайник вселенной...)

Михаил Эпштейн

 В изображении природы с особой силой проявился стихийно-игровой дар Б.Пастернака, тяготеющего к моментальной и бурной смене впечатлений, сплетению разнокачественных образов и ассоциаций. В природе, как ее видит поэт, преобладает беспорядок, свежий хаос, наплыв безудержных влечений, хлещущих через край ("Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе, // Разбилась весенним дождем обо всех...").   Это  скорее беспрестанная игра, веселая и дерзкая: воздух "шипучкой играет от горечи тополя"; во время снегопада "крадучись, играя в прятки, // Сходит небо с чердака"; на море, поднятые ветром "барашки грязные играли"; "сколько надо отваги // Чтоб играть на века, // Как играют овраги, // Как играет река" ("После дождя", "Снег идет", "Вакханалия").

 Характерны такие пастернаковские эпитеты к природе: "обалдев", "одурев", "ошалев", "в бреду", "в лихорадке", "был мак, как обморок", "грозой одуренная влага", соловей "кору одурял", он как "ртуть очумелых дождей", от него "ошалелое щелканье катится", "и шелест листов был как бред", "речь половодья - бред бытия" ("Маргарита", "Белая ночь", "Душная ночь" и др.).

Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты: "вырывается весна нахрапом", "за окнами давка, толпится листва", "сад тормошится", "рушится степь"...

 У Пастернака, при отсутствии наружного сходства, очеловечиваются сами действия, повадки природы - своенравной, бесчинной, неугомонной ("Небо в бездне поводов, // Чтоб набедокурить" - "Звезды летом", 1922).

 Любимые пастернаковские образы - мелкие дробные части природы: ветки, почки, капли, льдинки, звезды, градинки, снежные капельки, стручки гороха, все, что сыплется, брызжет, катится, шевелится, трепещет, воплощая неусыпное кипение жизни ("Ты в ветре, веткой пробующем...", "Душистою веткою машучи...", "Определение поэзии", "Давай ронять слова..."). Безусловное первенство в русской поэзии принадлежит Пастернаку по таким мотивам, как дождь и ливень ("После дождя", "Дождь", "Лето", "Счастье", "Имелось" и др. - всего 15 стихотворений), гроза ("Июльская гроза", "Гроза моментальная навек", "Наша гроза", "Приближенье грозы" и др. - 14 стихотворений..

 Как никто, он чувствителен к смене дней, к продленному мгновенью - "и дольше века длится день"; характерны для него "сезонные" и "суточные" названия, приурочивающие пейзаж к определенному моменту времени ("После дождя", "Зазимки", "Единственные дни", "Кремль в буран конца 1918 года", "Январь 1919 года", "Февраль. Достать чернил и плакать...", "Март", "Июль", "Август").

 Хотя "зимних" стихотворений у Пастернака больше, чем "летних" (18 и 12), именно последние резче выделяют его на фоне преобладающих зимне-осенних мотивов русской поэзии (так, на 139 стихотворений, посвященных зиме, и 170 - осени, лишь 41 - лету). Тонкая поэтическая интуиция тепла, жара, по летнему распаренного и "растрепанного" состояния природы ("В лесу", "Лето", "Летний день", "Когда разгуляется" и др.) сказалась и в стихах, посвященных Югу, Кавказу, Грузии ("Мчались звезды. В море мылись мысы...", "Волны", "Пока мы по Кавказу лазаем...", "Путевые записки").

 Новое у Пастернака - и те образные ряды, с которыми он сопрягает природу, впуская ее в будничность и простоту повседневной жизни: вьюга "вяжет из хлопьев чулок", "пыль глотала дождь в пилюлях", "сто слепящих фотографий ночью снял на память гром", "зари вишневый клей" и пр. В качестве метафорических подобий берутся предметы домашнего обихода - в отличие от преобладающих "церковных" сравнений у Н.Клюева ("храм", "ладан"), "животных" у С.Есенина ("теленок", "лягушка"), "физиологических" у В.Маяковского (звезды - "плевочки", солнце - "ранка", небо - "распухшая мякоть").

 Одна из своеобразнейших черт пастернаковского видения природы - стремление определить через нее сущность поэзии и вдохновения ("это - щелканье сдавленных льдинок", "внезапные, как вздох, моря", "ты - лето с местом в третьем классе" - "Определение поэзии", 1922; "Так начинают. Года в два...", 1922; "Поэзия", 1922; "Про эти стихи", 1920; "Весна", 1921-1923; "Определение творчества"; "Давай ронять слова"; "Во всем мне хочется дойти...").

 С другой стороны, поэтичность и словотворчество заложены в самой сути природы и составляют еще один устойчивой метафорический ряд ("исписанный инеем двор", ливень кропает "акростих, // Пуская в рифму пузыри", "нив алфавиты" - "Двор", 1917; "Поэзия"; "Любимая, - молвы слащавой...", 1931; "Зима приближается", 1943).

 

Прикрепленный файлSize
DSCF0334.jpg40.7 KB
DSCF0335.jpg32.24 KB
DSCF0336.jpg54.11 KB
DSCF0337.jpg66.16 KB
DSCF0338.jpg78.36 KB
DSCF0340.jpg40.29 KB
DSCF0341.jpg36.42 KB
DSCF0342.jpg52.22 KB
DSCF0343.jpg52.64 KB
DSCF0344.jpg34.97 KB
DSCF0345.jpg31.16 KB