Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Раз словечко, два словечко..." Консультация для воспитателей по развитию речи детей раннего возраста

Фото пользователя Виктория Львовна Терехова
Submitted by Виктория Львовна Терехова on Wed, 24/08/2011 - 13:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Терехова Витория Львовна
Место работы, должность: 

учитель-логопед

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Описаны &nbsp;этапы становления речевого развития&nbsp; малышей. Приведены конкретные советы и рекомендации воспитателям по созданию условий для возникновения речи у детей раннего возраста.</p>

 

«Раз словечко, два словечко…»

По данным статистики, абсолютно здоровых детей рождается всё меньше и меньше. Любая родовая травма, хроническое заболевание или слабая сопротивляемость организма, в результате чего ребёнок часто болеет, могут повлиять на его общее развитие. В первую очередь страдает речь.

По наблюдениям специалистов, число детей с задержкой речевого развития, к сожалению, год от года не уменьшается, а растёт. А ведь это  очень важно, чтобы у малыша вовремя формировалась речь, т.к. задержка неблагоприятно сказывается на интеллектуальном и психическом развитии маленького человека.  Слово – это единица мышления. С помощью слов мы материализуем свои мысли: рассуждаем, делимся умозаключениями с другими людьми.

Развитие речи у маленьких детей  в норме  происходит  в два этапа:

  • подготовительный – от рождения до появления первых сознательно сказанных слов  (примерно около года в норме). Это время, когда малыш своим голосом сообщает о своих потребностях, затем , произнося различные звуковые комплексы («АГУ», «ГЫ»), тренирует свои губы, язык, мягкое нёбо.  Лепетная речь на данном этапе («ПА-ПА-ПА», «МА-МА-МА-МА»…) тренирует слух ребёнка, учит прислушиваться к тому, что он сам сказал. Далее малыш, подражая взрослому, произносит слова и фразы.
  • «самостоятельный» - ребёнок активно говорит, учится строить фразы и предложения.

Поступая в ясельную группу (1год  и 3 месяца и далее) малыш, общаясь со взрослыми, может пользоваться несколькими лёгкими  для произнесения словами («дай»,  «на», «бах»),а также звукоподражаниями («му», «ав-ав»). При этом количество понимаемых ребёнком слов почти в 10 раз больше произносимых.  Это происходит из-за несовершенства речевого аппарата маленького человека.

Второй год жизни – решающий в развитии речи. Быстро растёт словарный запас: активный – слова, которые малыш говорит сам, и особенно пассивный – слова, которые ребёнок понимает. Речь развивается за счёт познавательной  деятельности и, если взрослый будет сопровождать исследовательскую деятельность крохи словесным комментарием, то и знать малыш день ото дня будет всё больше и больше. Активный словарь на данном этапе развития ребёнка увеличивается за счёт сокращённых слов, представляющих собой один ударный  (или первый) слог от слова, которое малыш хочет сказать. Эти первые слова имеют обобщённый смысл и служат малышу ля обозначения и самого предмета, и действий с ним, и одного из его качеств. Например, ребёнок говорит: «Ки!». Это может означать:  «Там кошка», «Дай кошку», «Шарф пушистый, как кошка».  Понять то, что хочет сказать ребёнок, можно  только ориентируясь на конкретную ситуацию, а также на его мимику и жесты.

С полутора лет у ребёнка начинает увеличиваться количество правильно произносимых слов. Они постепенно вытесняют звукоподражания. Сначала малышу проще говорить слова, состоящие из двух слогов с одинаковыми согласными, но разными гласными («тётя», «Нина», «Вова»), затем приходит очередь слов, состоящих из неповторяющихся согласных и гласных звуков, таких как «часы», «лиса», «Катя». Ближе к  двум годам у большинства нормально развивающихся детей происходит на называемый «лексический взрыв»: значительно увеличивается число слов, которые малыш  произносит сам.

Интересен тот факт, что развитие речи у мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Девочки, как правило, начинают говорить раньше мальчиков. У них быстро растёт предметный словарь, тогда как у мальчиков, начинающих говорить несколько позже. Среди первых слов преобладают слова-действия (глаголы). Примерно в два года здоровый ребёнок, будь то мальчик или девочка, произносит свои первые фразы, состоящие из двух-трёх слов.  Важно отметить,  для активного  развития  фразовой  речи необходимо, чтобы в лексиконе малыша было кроме существительных достаточное количество глаголов (не менее 10). По данным ученых-физиологов, усвоение ребёнком именно слов-действий является «пусковым механизмом» ля появления фразовой речи.

Активная речь ребёнка начала третьего года жизни день ото дня совершенствуется: слова постепенно становятся правильными, состоящими из всех морфологических элементов (корня, суффикса, окончания). У существительных ребёнок начинает использовать единственное и множественное число:  мишка – мишки, родительный падеж – нет мишки, винительный падеж (дай зайку), а также уменьшительно-ласкательные  формы (мяч – мячик). У глаголов появляются разные формы: спать, спи, спит. Фразы становятся многословными. Примерно в два с половиной года у малыша появляются первые сложные предложения, а активный словарный запас достигает 300 слов. Во второй половине третьего года жизни ребёнок говорит постоянно. Он начинает задавать окружающим вопросы: «Где?», «Куда?». К трём годам появляются и более сложные вопросы: «Почему?», «Когда?». Таким образом, речь для маленького человека становится способом общения с окружающими людьми – взрослыми и детьми.

 В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с тем, что и в полтора, и два, и даже в три года ребёнок с нормальным интеллектом и слухом всё ещё не говорит. Кажется, малыш всё понимает, может выполнить разные поручения, с интересом слушает чтение и рассказы взрослого, рассматривает картинки к стихам и сказкам, показывает на них то, о чём его спрашивает, но при этом молчит. Причин такого явления может быть несколько.

  • Малыш, воспитывающийся в неблагоприятных социальных условиях, неизбежно отстаёт в своём психическом (в том числе и речевом) развитии от сверстников. Появляется недостаток эмоционального и речевого общения  взрослого с ребёнком.
  • Гиперопека, когда каждое желание крохи, выраженное на доречевом уровне, тут же удовлетворяется. Учиться такому ребёнку просто незачем. При таких обстоятельствах у маленького человека не формируется мотивация речевого общения.
  • Задержка развития речи в некоторых случаях связана с чертами характера малыша. Так, флегматичный и робкий малыш, скорее всего, заговорит несколько позже своих сверстников.  Ребёнок, недавно перенесший болезнь, на время может замолчать, а едва начавший говорить кроха, заболев, может на какое-то время замолчать.
  • Задержка формирования речи  может иметь и органическую природу. Это, как правило, последствия перенесённой ребёнком травмы или инфекции в период утробного развития, во время родов или на первом году жизни. В результате у малыша нарушается деятельность отделов головного мозга. Последствия могут быть весьма серьёзны: снижение слуха, задержка моторного развития (формирование двигательных навыков) или психического развития (нарушаются внимание, память, мышление и речь). Конечно же,  активная речь у ребёнка с органическими нарушениями формируется позже возрастной нормы (около трёх лет) и отличается нечёткостью (говорит, словно «каша во рту»). Такой дефект называется «дизартрией». Кроме  движений органов артикуляции, у ребёнка, страдающего дизартрией, как правило, снижена и подвижность пальцев рук – движения неловки, плохо скоординированы.  Малыш долго не может научиться правильно держать в руке ложку, карандаш, плохо рисует, долго не может научиться одеваться, застёгивать  пуговицы, завязывать шнурки. Речь  ребёнка с дизартрией со временем продолжает оставаться малопонятной для окружающих.  Данный речевой дефект часто сопровождается слабым речевым дыханием и тихим голосом, сложность в произношении длинных слов, состоящих из нескольких слогов.   Это связано, с одной стороны, с трудностями переключения органов артикуляции, то есть низкой скоростью смены положений губ и языка при переходе от оного звука  другому. А с другой – с недостатками фонематического слуха – способностью отличать на слух друг от друга близкие по звучанию фонемы (звуки речи):  жиравль = жираф + журавль.  Дети, страдающие дизартрией, часто путают твёрдые и мягкие, глухие и звонкие  согласные  «козогор»  вместо «косогор», а также близкие в акустическом отношении согласные: «качу» вместо «хочу». Эти речевые дефекты с возрастом не уходят сами по себе – необходимы регулярные логопедические занятия в течение нескольких  лет на фоне медикаментозного лечения.

Как помочь малышам-молчунам? СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ!

  • Обязательное условие – активное общение детей со взрослыми.  Уроки «подражания» принесёт наибольшую пользу, если во время общения ребёнок хорошо видит лицо взрослого. В этом случае он будет подражать не только звукам, но и  движении губ взрослого. Для того, чтобы малыш мог хорошо слышать свой голос и голос взрослого, следует устранить посторонние звуки и шумы. Главная задача взрослого поддерживать эту предречевую активность ребёнка, играть с ним в «перекличку», давая образцы разных слогов  и простых слов для повторения.
  • Очень важно дать возможность ребёнку активно исследовать окружающий мир, познавать его с помощью всех пяти органов чувств. Полноценное сенсорное развитие (восприятие мира с помощью чувств и анализ этих ощущений клетками головного мозга) – необходимое условие для роста интеллектуального и речевого потенциала маленького человека 9необходимо давать вволю пощупать, посмотреть, постучать, понюхать, попробовать на вкус не только игрушки, но и предметы ближайшего окружения. Единственное условие – безопасность!
  • Маленьких детей надо обеспечить игрушками, способствующими развитию его интеллекта: пирамидками, матрёшками, вкладышами, конструкторами, мозаиками. Действуя с ними под руководством взрослого, малыш будет учиться сравнивать предметы по форме, цвету, величине, качеству материала.
  • Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития  являются игры с пальчиками.
  • Для того, чтобы произошёл качественный скачок в развитии маленького человека и он осмысленно заговорил сам, количество понимаемых слов  (пассивный словарь) должно быть достаточно большим. Говорить необходимо спокойно, не спеша, простыми фразами, доступными его пониманию (вспомните язы сказки «Курочка Ряба»). Следует  не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами слов.  Необходимо пользоваться каждым моментом для разговора: накрывая на стол показывать и называть предметы посуды, собираясь на прогулку, показывать одежду и рассказывать какого она цвета.
  • Важно рекомендовать родителям дома  при общении с ребёнком следовать тем же  правилам, что и в детском саду.

 

 

 

Тренировка артикуляционного аппарата и слухового восприятия  (с полутора лет)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА»  (тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался:   (открыть рот)

Он умылся,                               (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,                            (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами,  

                                                       высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,         (провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,   (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,       (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.            (спрятать язык во рту)

Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями («сладкое варенье»; «грибок» - язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; «толчки в стенку»- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на «шишечку», образовавшуюся на щечке снаружи).

«ВОЗДУШНЫЙ ПОЦЕЛУЙ» Поднесите ладонь к губам, губы вытяните трубочкой и чмокните ладошку. Отведите ладонь ото рта и покажите её.

«ПОКРИЧИМ, КАК ИНДЕЙЦЫ» Откройте рот и произнесите длительно звук «А-А-А…», одновременно похлопывая ладонью по губам. В результате должен получиться прерывистый звук.

«ПОЛАКАЕМ, КАК КОТЯТА» Высовывайте изо рта и втягивайте обратно широкий язык, как будто лаете.

«ШАРИК» Рот закройте, надуйте щёки и удерживайте их в таком положении несколько секунд. Если у ребёнка упражнение не получается, предложите ему просто подуть, сжав при этом губы пальцами, в результате чего воздух изнутри «надует» щёки. Затем слегка стукните кулачками по надутым щекам: «шарик лопнет» - воздух с шумом выйдет изо рта.

«КАЧЕЛИ» Высуньте изо рта язык и совершайте им движения вверх-вниз, как будто тянетесь языком то к носу, то к подбородку – так язычок «качается на качелях»

«ЧАСИКИ» Высуньте изо рта язык и совершайте им движения из одного угла рта  другому, как будто это маятник у часов.

«ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ»   (материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных)

1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).

2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.

– «Му-Му –у» – кто это мычит?

– «Мяу – мяу» – кто пришел?

– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?

– «Ко-ко-ко» – кто теперь?

– «Ква-ква-ква» – а это кто?

– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?

– «Тик-так, тик-так» – а это что?          И так далее.

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

«УЗНАЙ ПО ЗВУКУ»    (игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д)

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его,  не поворачиваясь.

Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

Упражнения на развитие речевого дыхания

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

«ОДУВАНЧИК»      (материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

«СНЕЖИНКИ»   (материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»   (материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)

Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Развиваем память, внимание

"НАЙДИ КУКЛУ!»    Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, взрослый в это время прячет куклу, потом говорит ребенку:

Кукла Ляля убежала.

Ах, куда она пропала?

Петя, Петя (имя ребенка), поищи,

С нашей Лялей попляши!           (А. Ануфриева)

Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.

"КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?"    Перед ребенком раскладывается 5-6 игрушек, он их рассматривает около минуты, затем отворачивается. Взрослый убирает одну или 2 игрушки, остальные можно переставить. Ребенок должен вспомнить, какой игрушки не хватает.

В эту игру можно играть часто, меняя набор игрушек, усложняя (раскладывать большее количество игрушек, убирать 2-3).

Развиваем восприятие величины, формы

"МЯЧИ"        Берем мячи различной величины (для малыша 2-х лет достаточно 3-4 мяча, для ребенка постарше можно взять больше). Взрослый стоит вдалеке от ребенка (несколько метров) и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его. Если он не ошибся, обязательно похвалите и продолжайте игру, мячи снова перемешиваются и ребенок должен выбрать самый маленький. Если малыш ошибся, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать маленький и большой мячи, обвести по окружности. Так можно играть не только с мячами, но и с кубиками, мягкими игрушками, для детей после 2-х лет можно предложить картинки (бабочки, матрешки, куклы и т.д.).

ИГРЫ С МОЗАИКОЙ. Используйте элементы крупной мозаики, заранее откладывая необходимое для игры количество и цвет.

"Курочка и цыплята"          Возьмите 6 элементов желтого цвета и один - белого, несколько элементов других цветов.

Начинам с чтения потешки:

- Курочка-рябушечка, куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: "Курочка у нас будет белого цвета", демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: "Желтого цвета будут цыплятки".

В отверстие игровой панели взрослый вставляет белую мозаику, напоминая, что это - курочка, за ней идут цыплятки, ставит желтый элемент, затем просит ребенка еще поставить цыпленка следом за мамой - курочкой. Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех "цыплят" желтого цвета. Потом взрослый предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят. Эта игра хорошо тренирует знание и различие цветов.

"Елочки и грибочки"       В этой игре малыш учится чередовать предметы по цвету.

Необходимо взять 10 элементов зеленого цвета, 10 - красного, по 5 штук белого, желтого и синего. Взрослый показывает элементы мозаики и, объясняя, что елочки бывают зеленого цвета, размещает на панели "елочку". Потом показывает красный элемент, говорит, что грибочки бывают красными. Взрослый размещает на панели елочку - грибочек - елочку - грибочек, при этом читает: "Елочки нарядные встали все в рядок, и за каждой елочкой - красненький грибок!" Затем ребенок продолжает выкладывать ряд самостоятельно. Если он ошибается, взрослый говорит: "Проверь, все ли у тебя правильно. Почему два грибка вместе?" некоторые дети размещают 2-3 пары правильно, а затем начинают ошибаться. Если ребенку трудно выполнять задание, взрослый диктует последовательность элементов: "Елочка, грибочек, елочка, грибочек…" Постепенно ребенок должен выполнять задание самостоятельно.

"Гуси с гусятами"           Задача усложняется: нужно выбрать три цвета из пяти предложенных.

Взять 10 элементов желтого, 10 белого, по 5 синего, красного, зеленого. Взрослый показывает синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем размещает все элементы синего цвета на панели слева, сверху вниз - получилась речка. Показывая один белый и один желтый элементы, взрослый говорит, что это гусь и гусенок. Размещаем на панели белый элемент, за ним - желтый: "Гусь пошел и гусенка повел". После ребенку предлагается самому найти гуся и гусенка, разместить их на панели. Во время выполнения взрослый читает стихотворение  про  гусей, например:

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: "Га-га-га!"        (Н. Клокова)

Затем ребенок выполняет все самостоятельно (от речки и до гусей), сам выбирает нужные цвета, расставляет. При затруднении взрослый может помочь либо продиктовать очередность элементов.

Таким образом, можно самим придумывать сюжеты, подбирать стишки, цветовые сочетания. Фантазируйте!

 

 

 

Стандартные показатели развития детей раннего возраста.

возраст

 

Двигательные навыки

 

 

            Речевое развитие

Сенсорное развитие

Игра

Общая моторика

Мелкая моторика

Пассивный словарь

Активный словарь

 

 

1 год 3 месяца

(13-15 месяцев)

 

 

 

Ребёнок ходит, приседает, наклоняется, поворачивается, но часто падает. Стоя, бросает мяч.

 

 

 

Поднимает мелкие предметы (крошки, сахар, изюм) с помощью указательного и большого пальца. Катает машинку на колёсиках. По показу взрослого строит  «дом» и «машину» из двух кубиков.

 

Ребёнок понимает слова, обозначающие предметы ближайшего окружения, игрушки. Малыш показывает или отыскивает взглядом знакомый предмет, когда его спрашивают: «Где мяч (кукла, собачка…)?». Ребёнок понимает, когда с ним прощаются, и показывает жест «Пока-пока».

 

 

 

 

 

 

Ребёнок подражает шумам окружающей среды. Произносит звукоподражания: «бух», «ав-ав», «ту-ту». Говорит слова типа: «мама», «папа», «баба», «дай».

 

Малыш надевает одинаковые по размеру кольца на пирамидку.

По показу взрослого может покормить куклу, пользуясь тарелкой и ложкой.

1 год 6 месяцев

(16-19 месяцев)

Ребёнок хорошо ходит, падает редко. Бегает неловко. Может перешагивать через препятствие приставным шагом, ходить по лежащей на полу доске. Поднимается и спускается по лестнице высотой в 3 ступеньки приставным шагом, держась за перила или руку взрослого. Нагибается и берёт предметы с пола без опоры. Сам садится на маленький стул, карабкается на большой стул. Может бросить мяч.

Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны. Ставит кубик на кубик, вставляет вкладыши, выкладывает дорожку из 3-4 кирпичиков, строит башню из такого количества кубиков.  Рисует «каракули». Показывает на предметы указательным пальцем.

Знает имена – своё и близких людей. По просьбе взрослого показывает предметы ближайшего окружения, некоторые части тела, одежды, выполняет простые действия («принеси», «поставь»…) Малыш может понять несложный рассказ при условии демонстрации картинок к тексту.

Говорит около 15 слов, включая звукоподражания и имена. Может повторять отдельные слова за взрослыми. Появляются отдельные фразы из двух слов («На мяч», «Мама, иди», «Киса ам», «Вова бай-бай»). Вместо слова ребёнок может произносить только первый или ударный слог.

Ребёнок пытается воспроизводить интонацию, подпевать песенки.

Ребёнок вставляет вкладыши  в прорези, учитывая их форму; вкладывает меньший предмет в больший; собирает пирамидку из трёх колец, может собрать две разные пирамидки разного размера. Малыш даёт по просьбе взрослого «такой же» предмет из группы разных предметов.

По подражанию выполняет действия  с игрушками. Отражает в игре отдельные, часто наблюдаемые в быту действия. Показывает на кукле 3-5 частей тела.

1 год 9 месяцев

 (20-23 месяца)

Ребёнок ходит по скамейке или доске (шириной 20 см), приподнятой над полом. Во время игры садится на корточки. Идёт по ступенькам, держась одной рукой. Бьёт ногой по мячу, не держась за опору. Прыгает на месте.

Удерживает 3 кубика  двумя руками. Строит  башню из нескольких кубиков. По показу взрослого строит ворота  из трёх кирпичиков. Разворачивает завёрнутый предмет. Переворачивает страницы в книге по 2-3 одновременно. По показу взрослого проводит  карандашом горизонтальные и вертикальные линии.

Понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке. Понимает вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», отвечает на них и показывает на картинке. Выполняет просьбы взрослого (идёт в другую комнату и приносит то, что его попросили).

 Говорит примерно 200 слов. Произносит фразы из двух слов. Повторяет за взрослым 2-3 последних слова.

Ребёнок ориентируется в 2-3 контрастных величинах и в соответствии с этим размещает вкладыши. Подбирает по образцу парные предметы, в том числе по цвету (подбор  фону игрушек 2-3 цветов). Узнаёт знакомые предметы на картинках.

Начинает во время игры обозначать свои действия словами. Может по показу взрослого вытереть носик платком, причесать куклу расчёской. Вытряхивает мелкие предметы из бутылки.

2 года

 (24-27 месяцев)

Ребёнок хорошо бегает  (без падений). Ходит по ступеням вверх и вниз. Пинает ногой большой мяч. Ловит катящийся мяч. Маленькой мячик бросает в заданном направлении. Перешагивает через несколько палок, лежащих на полу одна за другой, чередующимся шагом.

Нанизывает 2-3 шарика с отверстиями на шнурок. Опускает мелкие предметы в отверстие (например, в горлышко бутылки). По показу взрослого рисует карандашом круги на бумаге. Переворачивает страницы в книге по одной. Делает разнообразные постройки из строительного материала: стол, стул, диван, скамейка, ворота, дом.

Ребёнок понимает обращённую к нему речь, в том числе слова, характеризующие действия («идёт», «рисует»…), свойства («большой», «тяжёлый»…), состояния («холодно», «мокро»…). Понимает короткий рассказ взрослого без показа действий. Выполняет поручения, состоящие из двух взаимосвязанных действий, по словесной инструкции (Например, «Открой шкафчик и достань сапожки»).

Ребёнок говорит 200-250 слов. Речь фразовая – из 2-3 слов. Произношение нечёткое, но слова обозначают конкретные предметы и действия.

Малыш пытается произносить слова из 3-4 слогов. Появляется вопросительная и восклицательная интонация. Начинает употреблять прилагательные, местоимения, предлоги, наречия. Говорит первые вежливые слова: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте».

Различает и называет величину предметов: большой, маленький; различает (но ещё не называет) 3-4 основных цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный; подбирает предметы по цвету («дай такой же»). Строит башню из 5-7 кубиков. Складывает разрезную картинку из двух половинок. Собирает пирамидку из 4-5 убывающих колец.

Подражает домашней деятельности взрослых. Играет один даже в присутствии других детей (параллельная игра). Начинает использовать элементарные предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, когда кормит куклу, или кирпичик вместо мыла, когда её моет). Сооружает постройки для маленьких игрушек. «Разговари-

вает» с игрушками, когда играет с ними.

2 года 6 месяцев

(28-31 месяц)

Ребёнок ходит на цыпочках (после показа); прыгает, отрывая обе ноги от пола. Пытается стоять на одной ноге. Перешагивает через препятствие (палку, верёвку), приподнятое над полом на высоту 20-25 см.

После показа складывает лист бумаги пополам. Может резать бумагу ножницами при небольшой помощи взрослого. Переливает жидкость из одной ёмкости  в другую. Строит башню из 8 кубиков. Делает простые сюжетные постройки, давая им название. Рисует кривые замкнутые линии, при этом держит карандаш не в кулаке, а пальцами.

Называет своё имя, пол. Говорит предложения из 3-4 слов и более – простые и сложноподчинённые. Задаёт вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?», «Кто?» Говоря о себе, чаще использует местоимение, чем своё имя. Употребляет прилагательные, начинает использовать наречия. Отчётливо произносит о М,Н,П,Б,Т,Д,К,Г,Ф,В,Й. Согласные может смягчать.

Подбирает по образцу геометрические фигуры. Называет предметы по цвету. Собирает 3-местную матрёшку (с помощью взрослого).

Появляются первые сюжетные игры, например, «Доктор», «Парикмахер». После игры помогает убирать свои игрушки.

 

 

3 года

(32 – 36 месяцев)

 

 

 

3 года

 (32-36 месяцев)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ездит на трёхколёсном велосипеде. Может кратковременно стоять на одной ноге, удерживая равновесие. Перешагивает через палку, верёвку, поднятую над  полом на высоту 30-35 см. Поднимается по лестнице попеременным шагом. Хорошо бегает.

Открывает завинчивающиеся крышки. Делает сюжетные постройки из кубиков и кирпичиков и использует их в игре: например, строит гараж, дорогу и возит по ней машинку. Начинает строить из кубиков по модели. Рисует крестик по образцу. Неровно обводит по контуру квадрат, руг. Рисует и отвечает, что нарисовал. При этом рисунок имеет некоторое сходство с изображённым предметом. Раскатывает пластилин. Лепит из пластилина колбаски и пытается скатывать шарики.

Ребёнок говорит 800-1200 слов. Звукопроизношение пока несовершенно. Малыш может смягчать согласные С,З; шипящие заменять на свистящие – Ш на С, Ж на З; звуки Р,Л заменяет на Й или мягкий звук Л. В знакомых словах произносит все слоги. Употребляет основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Пользуется простыми, распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Часто задаёт вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?». Определяет действие, изображённое на картине. Употребляет множественное число существительных. Согласует слова в предложении в роде, числе, падеже. Понимает шутки. Знает несколько стихотворений. Повторяет за взрослым рассказ по картинке из 3 предложений.

Играет в геометрическую мозаику, накладывая фигуры на карточку-образец. По просьбе даёт один и много предметов.

Ребёнок в игре берёт на себя роли (например, играя с куклой, выступает в роли мамы или доктора). Таким образом, появляются элементы ролевой игры. Дети начинают играть вместе.

 

 

 


»  Tags for document: