ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Бибина Н.Н., Диянова Г.Н.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 59 с углубленным изучением предметов» муниципального образования «Город Саратов»
Учебно-воспитательный процесс в школе – процесс динамичный, тесно связанный с жизнью общества.
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении.
Интегрированные технологии помогают решить задачу, которая стоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он не только обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделал обучение развивающим, но и воспитывал терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми. В процессе выполнения разнообразных учебных задач учитель организует умственную деятельность детей на получение новых знаний, обеспечивает преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации. Интенсификация учебного процесса позволяет увеличить объем и глубину изучаемого материала на основе базисного компонента.
Развивая межпредметные связи, интегрированные технологии повышают качество учебного процесса по предметам, позволяют добиться у учащихся целостного восприятия изучаемых объектов и сформировать глубокое понимание сущности основных взаимосвязей в системе «природа - человек – общество», способствуют воспитанию уважения ценностей, значимых для другого, осознанию и принятию собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и жизненные конфликты.
Объединение химических и экономико-географических знаний способствует сближению теории с практикой.
Программа по экономике закладывает фундамент для понимания динамики процессов, протекающих в хозяйстве страны, помогает школьникам сделать перспективный выбор, содействует выгодному размещению имеющихся средств, обеспечивает получение прикладных профессиональных знаний по экономике предприятия.
Школьный курс химии знакомит учащихся с химизацией сельского хозяйства, черными и цветными металлами, промышленным органическим синтезом на основе переработки нефти, газа, угля. При этом, в целях политехнической подготовки, изучаются технологические схемы, аппараты, оптимальные условия протекания реакций, освоение новых источников сырья, внедрение прогрессивных технологий. Одно из направлений совершенствования школьного химического образования связано с повышением интегративности его содержания и усилием его развивающего влияния на личность каждого ученика. Актуальность данного направления определяется, с одной стороны, интенсификацией процесса гуманизации образования, а с другой, - интегративным характером развития науки, техники и производства, определившим потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нем человека и обладающих творческим, системным стилем мышления.
География – единственный курс в системе школьного обучения, который дает целостное представление о всех основных отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Ученики знакомятся с народным хозяйством своего экономического района, города, области. Интегрированные уроки с элементами краеведения направлены на развитие у школьников профессионального интереса.
При совмещении в учебном процессе экономико-географических и химических знаний следует, что экономико-географическая теория является прикладной областью для химии. Это дает школьникам осознано перейти к выбору будущей профессии, воспитывает бережное отношение к природным ресурсам, умение применять знания на практике, работать творчески.
Установление межпредметных связей – хорошее средство для устранения перегрузки школьников и формирования целостной картины восприятия окружающего мира.
Основные промышленные предприятия Заводского района города Саратова – это предприятия химической промышленности. Используя краеведческий материал о Саратовском нефтеперерабатывающем заводе, ООО «Саратоворгсинез», ученики узнают не только историю заводов, но и какую продукцию они выпускают, технологию производств, знакомятся с организационной структурой, производственными связями, получают полезную информацию о разнообразных профессиях, которые необходимы на предприятиях.
Органическая взаимосвязь учебного материала по экономике, химии и географии со сведениями краеведческого характера представляет возможность сформировать у учащихся глубокий интерес к самим предметам, рассмотреть и углубить их знания об экономической теории и химическом производстве, побудить потребность дальнейшего получения среднего или высшего профессионального образования, что способствует воспитанию у учащихся толерантности, то есть воспитанию сотрудничества, духа партнерства, уважения человеческого достоинства, прав других.