Официальный сайт morning-news 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца »

Фото пользователя Олеся Владимировна Гончарук
Размещено: Олеся Владимировна Гончарук - пн, 29/08/2011 - 00:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гончарук Олеся Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №88
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

 

Цели урока:

  1. Образовательные создатьусловия для:
  2. ознакомления с законом Джоуля-Ленца;
  3. выведения формулы и зависимость физических величин этого закона;
  4. научиться применять закон Джоуля - Ленца к объяснению и анализу явлений окружающего мира;
  5. применять знания и умения к решению физических задач.

II. Воспитательные:

  1. продолжить формирование познавательного интереса обучающихся;
  2. продолжить формирование стремления к глубокому освоению теоретических знаний через решение задач;

 

III. Развивающие:

  1. научиться применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения задач;
  2. для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза;
  3. продолжить формирование умения рационально решать качественные и расчетные задачи.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
1) ознакомления с законом Джоуля-Ленца; 2) выведения формулы и зависимость физических величин этого закона; 3) научиться применять закон Джоуля - Ленца к объяснению и анализу явлений окружающего мира; 4) применять знания и умения к решению физических задач.

 

Урок по физике: «Нагревание проводников электрическим током» 8 класс.

 

Тема урока: Нагревание проводников электрическим током

 

Тип урока: изучение нового материала (урок комбинированный)

Цели урока:

  1. Образовательные создатьусловия для:
  2. ознакомления с законом Джоуля-Ленца;
  3. выведения формулы и зависимость физических величин этого закона;
  4. научиться применять закон Джоуля - Ленца к объяснению и анализу явлений окружающего мира;
  5. применять знания и умения к решению физических задач.

II. Воспитательные:

  1. продолжить формирование познавательного интереса обучающихся;
  2. продолжить формирование стремления к глубокому освоению теоретических знаний через решение задач;

 

III. Развивающие:

  1. научиться применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения задач;
  2. для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза;
  3. продолжить формирование умения рационально решать качественные и расчетные задачи.

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Приборы:источники тока, реостаты, соединительные провода, ключи, лампочки, амперметры, вольтметры, (утюг, фен, эл. чайник, плойка для завивки волос, кипятильник, паяльник).

Методы: работа в парах, фронтальная беседа.

 

Ход урока:

 

1) Изучение нового материала

На столе стоит вкл. лампочка  (ребята попробуйте это объяснить с точки зрения физики)

Почему лампочка горит?

Почему это происходит?

Основная часть лампы- спираль из тонкой вольфрамовой проволоки, она нагревается до 3000 0С, при такой температуре достигает белого коленья и светится ярким светом

Молодцы….

Попытаемся сформулировать тему урока….

Итак, мы имеем дело с тепловым действием тока, следовательно,  тема сегодняшнего урока «Нагревание проводников электрическим током»

 

Каких целей мы должны достигнуть?

 

Слайд 1

  1. Цель урока: создатьусловия для создатьусловия для:
  2. ознакомления с законом Джоуля-Ленца;
  3. выведения формулы и зависимость физических величин этого закона;
  4. научиться применять закон Джоуля - Ленца к объяснению и анализу явлений окружающего мира;
  5. применять знания и умения к решению физических задач.

Подготовка к восприятию

Вспомним изученный ранее материал:

Слайд 2

  1. Что такое электрический ток в металлах?( Упорядоченное движение свободных электронов)
  2. Что такое сила тока?(это отношение эл. заряда, прошедшего ч\з поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения)
  3. Что такое электрическое напряжение?(работа, совершаемая эл. полем при перемещении положительного заряда из одной точки в другую)
  4. Сформулируйте закон Ома?
  5. Что такое электрическое сопротивление?
  6. Чему равна работа эл тока на участке цепи?

Обратимся к опыту:

Слайд 3

Никелевая проволока, которая при нагревании прогибается и становится красной.

Что вы наблюдаете?

Эл. ток  нагревает проводник?

 

Объяснение нового материала

Сегодня на уроке мы должны решить  проблему

Почему нагревается проводник? 

Слайд 4

 

Это объясняется тем, что свободные электроны в металлах, перемещаясь под действием эл. поля, взаимодействуют с ионами передают им свою энергию, заставляя их колебаться.  Ек ионов увеличивается, следовательно, увеличивается внутренняя энергия проводника, следовательно, проводник нагревается.

 

Слайд 5

То же самое происходит в растворе медного купороса

 

Слайд 6

В неподвижных металлических проводниках вся работа тока идет на увеличение их внутренней энергии. Нагретый проводник отдает полученную энергию окружающим телам, путем теплопередачи.   Q= A

 

Теперь необходимо вывести закон Джоуля - Ленца

 

Работа в группах

Первый ряд -теоретики            Слайд6, 7

Второй ряд -  практики            Слайд 8

Третий –исследователи           Слайд 8

 

 

Задание  для 1 ряда: (теоретики)

Вывод формулы  Q= A на листах А3            

 

Мы знаем формулу для работы A=IUt. В неподвижном проводнике вся работа тока идет  лишь на нагревание проводников, т.е. на то, чтобы увеличивалась внутренняя  энергия, следовательно Q=A=UIt.

 

Из закона Ома для участка цепи следует U=IR, тогда вывод: Q=I2Rt

 

Показазать     слайд 7

 

Слово практикам   Слайд 7

Задание для 2ряда: (практики)

На столах собрана  электрическая  цепь из источника тока, реостата,  лампочки, ключа и соединительных проводов. Для измерения силы тока и напряжения на лампе будем использовать амперметр и вольтметр.

 

Снять показания вольтметра и амперметра,  по формуле рассчитать Q=A=UIt, за 5с. Затем увеличить сопротивление , снять показания силы тока, по формуле  рассчитать Q=A=UIt, за тоже время. Сделать вывод:

Чем больше сопротивление в цепи, тем больше выделяется количество теплоты.

 

 

Дано:                             Решение

U=

I=

t= 5c


Q- ?                                  Ответ

 

Увеличиваем сопротивление:

 

Дано:                       Решение

U=

I=

t= 5c


Q- ?                         Ответ

Вывод:

 

На слайде 8  часть 2

 

Задание  для 3 ряда: (исследователи)

Карточки с заданием:эл. цепь, состоящая из нескольких последовательно соединенных проводников различным сопротивлением (медная, стальная, никелиновая).

 По формуле Q=I2Rt, если R= pL/S, сделать вывод как нагреваются проводники, если длина проводника Lи площадь поперечного сечения Sодинаковы. Вывод: чем больше удельное сопротивление проводника, тем сильнее он нагревается.

 

медь

сталь

никелин

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Как определить степень нагревания  в зависимости от p?

 

Вещество

Удельное сопротивление

Нагревание проводников

медь

0,017

слабое

сталь

0,1

среднее

никелин

0,42

сильное

 

__________________________________________________________________

 

На доске вывешиваются на листах А3 и с помощью магнитов  выводы каждых групп и показ слайдов Слайды 6,7 и 8.

 

 

Выводы:

  1. Q=I2Rt
  2. Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени.
  3. Нагревание проводников зависит от их сопротивления. Чем больше сопротивление проводников, тем больше он нагревается.

 

К этому же выводу пришли, независимо друг от друга, анг. учен. Джеймс Джоуль и русский ученый Эмиль Христианович  Ленц. Поэтому закон называется Закон Джоуля – Ленца.  

 Оформить доску.

Устали? Давайте проведем физминутку.

 

Ребята встаньте возле своих парт, давайте потрем ладошки. Что мы чувствуем? Почему они нагреваются?

(Ребята рассуждают)

 

 

2) Закрепление изученного материала:(ребята работают по карточке, решение задачи)  используя закон – Джоуля – Ленца:

 

Определите количество теплоты выделяемое проводником, сопротивление которого 20 Ом, в течении 3 мин. Сила тока в проводнике 5А.

 

Дано :                     СИ                                     Решение

R= 20 Ом                                                      Q=I2Rt

t= 3 мин                180с                               Q= 52 A*20 Ом*180с = 90000Дж =

I= 5 A                                                         = 90 кДж

 

 
 

 


Q-?                                                  Ответ: 90 кДж

 

 

Сравнивают с ответом на Слайде 9

 

Ребята, скажите, а где используют явление нагревание проводника эл. током, в жизни. В каких бытовых приборах?

 

На столе стоят: (утюг, фен, эл. чайник, плойка для завивки волос, кипятильник, паяльник).

Самым важным применением теплового действия тока является электрическое освещение.

  3) Подведение итогов урока:

 

Вернемся к началу урока

Рефлексия

 

Д/з: §53, ответы на вопросы устно, выучить определения, №1413,1418,1419* (Л)

 

Спасибо за урок!

Мне очень  понравилось, как вы сегодня работали.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн