Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями

       В современных условиях эффективность использования ИКТ в образовании определяется не количеством поставленных компьютеров, а уровнем их использования, полноценным включением в образовательный процесс. В этих условиях существенно трансформируется понимание назначения электронных образовательных ресурсов – они больше не служат средством заполнения вакуума продуктов для использования компьютерных систем, а выступают как ресурс для получения новых образовательных результатов, зафиксированных в образовательных стандартах нового поколения, которые делают особый акцент на развитие компетенций учащихся.

 

      Одним из способов формирования и развития компетенций является активно-деятельностное, практико-ориентированное обучение, интегрирующее фундаментальные знания и практические умения. Реализация такого подхода в обучении требует, в том числе, интерактивного мультимедийного представления изучаемых объектов, процессов, явлений, адекватного моделирования предметной области. Кроме того, интерактивные аудиовизуальные технологии являются на сегодня самым мощным «медийным» средством воздействия и воспитания, удовлетворения культурных запросов и формирования нравственных ценностей.

 

      Таким образом, именно наличие критической массы современного электронного образовательного контента может служить ключом к раскрытию инновационного потенциала информатизации образования. Однако само по себе создание ЭОР, удовлетворяющих потребностям системы образования,  недостаточно для решения инновационных задач, стоящих перед системой образования. Требуется организовать и проводить в разных формах повышение квалификации, обеспечить постоянную методическую поддержку специалистов сферы образования в области использования электронных образовательных ресурсов. Необходимо также предусмотреть комплекс мер по широкомасштабному внедрению новых (современных) образовательных технологий, основанных на использовании ЭОР.

 

     Решению этих задач посвящен новый проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями», который  осуществляется в соответствии с решением Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (протокол №3 от 31 августа 2009 года) утвержденного Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым от 30 сентября 2009 г. №Пр-2601.

 

     Сроки реализации Проекта ‑ с 2011 года по IV квартал 2012 года включительно.

 

     Основной целью проекта является обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов.

 

Для достижения данной цели планируется решить следующие задачи:

  • разработки и апробации в условиях реального образовательного процесса электронных образовательных ресурсов;
  • комплексного внедрения новых образовательных технологий, основанных на использовании ИКТ, в деятельность общеобразовательных учреждений с обеспечением методической поддержки и подготовки педагогов, постоянного мониторинга востребованности и эффектов использования ЭОР;
  • широкомасштабного информационного продвижения новых инновационных решений в области информатизации образования среди всех участников образовательного процесса, включая учащихся, преподавателей и администраторов системы образования, родителей.

 

     В результате должна быть сформирована целостная система разработки и массового использования электронных образовательных ресурсов, обеспечивающая возможности для индивидуализации образовательного процесса с учетом стартового уровня знаний, умений и навыков учащегося, его особенностей здоровья, предпочтений и степени мотивации.

 

Для оценки результативности проекта используются следующие основные индикаторы и показатели:

Наименование

Единица измерения

2011
год

2012
год

1

2

3

4

Доля общеобразовательных учреждений,  использующих ЭОР  в образовательной деятельности

проценты, нарастающим итогом

45,0%

95,0%

Доля учащихся с ограниченными возможностями здоровья, для которых обеспечена возможность обучения с использованием ЭОР, от общей численности детей, для которых рекомендовано дистанционное обучение и нет противопоказаний к работе с компьютером

проценты, нарастающим итогом

12,0%

28,0%

Доля учителей общего образования, использующих ЭОР в образовательной деятельности, за исключением начального общего образования

проценты, нарастающим итогом

25%

40%

Доля учителей начального общего образования, использующих ЭОР в образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

проценты, нарастающим итогом

12,5%

25,0%

Среднее количество обращений пользователей к Федеральной системе информационных образовательных ресурсов

единиц в месяц

500 000

1 000 000

 

Структура проекта

 

В проекте предусматриваются мероприятия по решению семи основных задач.

1.     Разработка ЭОР

2.     Экспертиза и приемка ЭОР

3.     Методическое сопровождение ЭОР

4.     Повышение квалификации специалистов сферы образования в области использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

5.     Информационная поддержка проекта

6.     Управление и мониторинг мероприятий проекта

7.     Апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников в общеобразовательных учреждениях.

 

Задача 1. Разработка ЭОР

В рамках данной задачи будет разработан комплекс ЭОР для дошкольного и начального общего образования, а также сформированы комплекты культурно-познавательных ресурсов. Комплекс ЭОР для начального общего образования будет включать интегрированные творческие среды и информационные инструменты, использование которых в учебном процессе будет обеспечивать достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Другим важным направлением работы является создание единой  информационной среды распространения и доставки ЭОР.

 

Задача 2. Экспертиза и приемка ЭОР

Экспертиза и приемка необходимы для установления соответствия разрабатываемых электронных образовательных ресурсов техническим и содержательным требованиям государственного заказа, потребностям образовательного процесса, требованиям федерального государственного образовательного стандарта, другим нормам действующего законодательства.

 

Задача 3. Методическое сопровождение ЭОР

Для решения проблемы внедрения ЭОР в образовательный процесс будут разработаны комплекты методических материалов и создана централизованная система методической поддержки внедрения ЭОР в школы.

В ходе реализации задачи будут созданы комплекты учебно-методических материалов, описаны современные образовательные технологии и доказательно-результативные педагогические практики по использованию ЭОР в образовательном процессе. Образовательные технологии и учебно-методические материалы будут рассчитаны на различные варианты оснащения учебного процесса, в том числе предполагать возможность использования персональных компьютеров, интерактивных учебных досок, электронных устройств для чтения, современных информационно-коммуникационных устройств, а также на использование различных учебных программ и учебников.

 

Задача 4. Повышение квалификации специалистов сферы образования в области использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

На первом этапе будет осуществляться подготовка с помощью дистанционных технологий методистов-тьюторов из региональных организаций системы повышения квалификации.

Далее подготовленные тьюторы будут осуществлять обучение учителей в соответствии с разработанными в проекте учебными программами и методическими материалами. Общее количество учителей, которые пройдут повышение квалификации в проекте составит 65000 человек.

 

Задача 5. Информационная поддержка проекта

В рамках проекта создаются электронные образовательные ресурсы для широкого использования в образовательном процессе учреждений общего образования, значительное внимание будет уделено изучению и созданию новых образовательных технологий и методик преподавания с использованием ЭОР. В связи с этим необходимо привлекать специалистов образовательных учреждений на всей территории Российской Федерации к активному и эффективному их использованию путем популяризации применения ЭОР в образовательном процессе.

 

Задача 6. Управление и мониторинг мероприятий проекта

Реализация комплексного проекта, содержащего различные мероприятия в областях разработки современных ресурсов для целей образования, подготовки методической поддержки учителей общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организации оценки использования ЭОР и обратной связи с пользователями ЭОР, не может проходить без постоянного мониторинга выполнения мероприятий и анализа достигаемых показателей. В рамках данной работы будет осуществлятся сбор и анализ образовательной статистики, связанной с внедрением в образовательный процесс учреждений общего образования методических подходов, нацеленных на активное применение электронных образовательных ресурсов и информационных технологий.

 

Задача 7. Апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников в общеобразовательных учреждениях

В современных условиях получили бурное развитие компактные электронные устройства, позволяющие воспроизводить различный мультимедийный контент. К ним относятся электронные ридеры, планшеты и т.д. Возможности этих устройств позволяют реализовать на их основе интерактивные мультимедийные электронные учебники (ИМЭУ).

Основная задача данного направления ‑ провести апробацию ИМЭУ в образовательном процессе, изучить вопрос соответствия этих устройств гигиеническим требованиям безопасности для здоровья школьников, определить учебно-методические, дидактические и иные возможности использования ИМЭУ, изучить правовые аспекты при внедрении, экономические преимущества ИМЭУ перед классическим школьным учебником.

Эксперимент планируется провести в 5 субъектах Российской Федерации.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория