Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование экономического мировоззрения младших школьников

Submitted by Анна Глядяева on Sat, 03/09/2011 - 17:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Глядяева Анна
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Экономика
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> работа предназначена для учителей начальных классов в помощь организации внеучебной деятельности по предмету окружающий мир. в ней дан краткий анализ существующих программ по экономике для начальной школы.</p>

Министерство образования Саратовской области

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и

 переподготовки работников образования»

 

Кафедра философии и методологии науки

Курсовая работа

Формирование экономического мировоззрения

младшего школьника

 

выполнил слушатель

КПК учителей экономики

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 33 города Энгельса

Глядяева Анна Дмитриевна

 

 

 

 

Саратов

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение                                           

1   Реализация экономического образования младших школьников.       3                                       

1.1  Экономическое образование младших школьников через                 4 интегрированный курс «Окружающий мир»

1.2   Экономическое образование младших школьников через курс       факультативных занятий.                                                                                     7

2    Идеи непрерывного экономического образования.                             8             

        2.1  Реализации непрерывного экономического образования через введение «Программы непрерывного социально – экономического  образования и воспитания учащихся 1 – 8 классов общеобразовательных школ»   разработанная РАО, редактор программы  - чл.-корр. РАО И.А.Сасова.                                                                                                           9

        2.2  Психолого-педагогические условия экономического            образования и воспитания младших школьников.                                          15                                                          

Заключение                                                                                                  16                                                                  

Список источников информации                                                           17

 

 

 

 


 

           Сегодня не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не сталкивающегося с проблемой рыночных отношений. И чем раньше он познакомится с основными понятиями и категориями экономики, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь. Школьник должен иметь представление о школьной экономике, а именно – четко понимать, во что обходится разбитое стекло, сломанная парта, ремонт, нерациональный расход электроэнергии и воды.

         В результате совместной деятельности семьи, дошкольных учреждений, дополнительных структур дошкольного воспитания у детей к началу обучения в школе возникает активный интерес к явлениям социально-экономической действительности. Они способны проявить экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам, готовы осознать связь "труд - деньги", распознают факты купли - продажи, получают первичные представления о некоторых профессиях, связанных с экономической жизнью общества (кассир, продавец, менеджер, бухгалтер и др.).

           Ко времени поступления в школу ребенок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые связаны с трудом и его процессами.

          Введение курса экономики в школьное образование – требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.

         Интерес школьников и их родителей к экономическому воспитанию вызвал необходимость введения в программы общеобразовательных школ учебных предметов, направленных на изучение основ экономики.

 

          Преподавание в начальной школе ведется по различным программам, и авторы по-разному распределяют материал в них.

           На сегодняшний день экономические понятия в начальной школе включены в образовательную область «Окружающий мир», который является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «естествознание» и «обществознание».

        Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

          Особая значимость этого курса состоит в формировании у  школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество». Понятно, что экономическое образование младших школьников носит пропедевтический характер, так как на данном этапе происходит ознакомление с известными экономическими понятиями.         

          Рассмотрим изучение экономических понятий на примере УМК «Школа России»(под редакцией А.А. Плешакова).

Так, в учебнике А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс, II часть выделен раздел «Чему учит экономика», который поможет учащимся разобраться в том, для чего люди занимаются хозяйством; подумать над тем, как ведется семейное хозяйство; выяснить, как связаны между собой экономика и экология.

Учебный материал данной темы отобран с учетом воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

          В 3 классе на изучение  раздела  «Чему учит экономика» отводится 12 часов.

Название темы

 

Требование к ЗУН

1.Для чего нужна экономика.

 

2.Три кита экономики

 

3. Полезные ископаемые.

 

4. Растениеводство.

 

5. Животноводство.

 

6.Какая бывает промышленность?

 

7. Что такое деньги?

 

 

8. Государственный бюджет.

 

9. Семейный бюджет.

 

10.Экономика и экология.

 

1 ч.

 

 

 

1 ч.

 

 

2 ч.

 

 

 

1 ч.

 

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

 

1 ч.

 

 

 

 

1 ч.

 

 

1 ч.

 

 

2 ч.

знать:

-     понятия: «потребности», «товары», «услуги», «природные богатства», «капитал», «месторождение», «геолог», «отрасль», «растениеводство», «зерновые культуры», «кормовые культуры», «прядильные культуры», «животноводство», «бартер», «купля-продажа», «денежные единицы», «сбережения», «бюджет», «доходы», «расходы»,  «налоги», «стипендия», «пенсия», «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз»;

-     7-8 названий полезных ископаемых (железная руда, известняк, каменный уголь, нефть, гранит, глина, природный газ);

-     способы добычи полезных ископаемых;

-     представителей различных групп культурных растений;

-     представителей различных групп домашних животных;

-     отрасли промышленности.

понимать:

-     в чем состоит главная задача экономики;

-     от чего  зависит успех труда в экономике;

-     значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности людей;

-     как связаны растениеводство и животноводство, животноводство и промышленность;

-     какую продукцию производит каждая отрасль промышленности;

-     от чего зависит цена товара;

-     зачем нужен государственный бюджет;

-     из чего складываются доходы и расходы в государственном бюджете;

-     зачем нужен семейный  бюджет;

-     из чего складываются доходы и расходы в семейном бюджете;

-     взаимосвязь экономики и экологии.

уметь:

-     коротко описать «рождение» какого-либо предмета;

-     определить название предложенного образца

-     полезного ископаемого и установить некоторые его свойства (твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или

    рыхлое);

-     давать описание растений по предложенному плану: название, к какой группе относится (дерево, кустарник или травянистое растение), где выращивают (в поле, в саду, на огороде), как человек использует это растение;

-     определять лицевую и оборотную сторону монеты;

-     составлять простые экологические прогнозы;

-     использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

         

           В развивающей системе Л.В.Занкова разработан курс «Экономика» (авторы: Т.В.Смирнова, Т.В.Проснякова), который обеспечен следующим учебно-методическим комплектом:  учебником «Белка и компания» (2-4 кл.) и практическим пособием «Путешествие в компании Белки и ее друзей» (2 кл.).     

          Курс предназначен для факультативных занятий по экономике. В сказочной форме, доступной для детского восприятия, раскрываются основные понятия и виды экономической деятельности: торговля, услуги, производство и др. Дети знакомятся с историей экономических явлений, с основами этикета делового человека, учатся считать затраты, анализировать и моделировать экономические ситуации. Справочное бюро в конце каждой темы содержит разъяснения основных экономических терминов. Большое количество ребусов, задач, игровых заданий способствует усвоению материала в условиях коллективной или индивидуальной игровой деятельности. Во многих школах предмет «Экономика» включен в учебные планы.

            В настоящее время разработаны и широко применяются в школе курсы экономики следующих авторов: Л. Антоновой,  И. Липсица,  учебные пособия Б.А. Райзберга “Экономика для детей в играх, задачах и примерах”, А.А. Смоленцевой “Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок” и др.

             В начальной школе умения и навыки формируются в процессе упражнений, выполнения различных заданий, общественных поручений, самостоятельной работы экономического содержания.

          

           Повседневная действительность показывает, что изучение экономики в начальных классах становится реалией современной школы. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию невысока.

         На мой взгляд, основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономического мировоззрения  состоит в том, что в этой работе нет системы. Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики. Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета «Экономика». В-третьих, отсутствует единая апробированная программа курса «Экономика» для младших школьников.

          По мнению чл.-корр. РАО И.А.Сасовой «Большинство существующих региональных и авторских программ по экономике не предусматривают непрерывности и преемственности экономического образования, не формируют отношение к экономике, как к общественной науке, которая описывает и анализирует выбор человека и общества для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

         Эти программы в значительной степени являются интегрированными с экологией, обществознанием, историей, географией… и другими предметами, охватывая только их экономическую составляющую».[1 с.39]

       Экономическое образование должно быть непрерывным. Мировая практика обучения уже дала систему экономического образования с первого по одиннадцатый класс. Более раннее изучение экономики позволяет избежать ряда ошибок и, благодаря концентрическому построению программ, высвободить в старших классах время для разъяснения более сложных концепций, решения задач, ситуаций и разбор сложных деловых игр.

         Уже в начальных классах школьников можно ознакомить с фундаментальными экономическими понятиями, такими как, например, «ресурсы» и «потребности». Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме.

           Основной целью непрерывного экономического образования учащихся в условиях общеобразовательной школы является формирование основ экономических знаний, умений и экономического поведения, что позволяет развивать у учащихся качественные черты активной экономической позиции, гражданственности, которые дают возможность молодежи участвовать в сложных социально-экономических отношениях в обществе.

         Реализации этой цели способствует «Программа непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1 – 8 классов общеобразовательных школ» разработанная РАО, редактор программы  - чл.-корр. РАО И.А.Сасова.

        При разработке программы в качестве исходных положений были приняты следующие:

1.     Мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те понятия и явления, с которыми дети не раз встречались в жизни.

2.     Для активизации процесса обучения и воспитания используются различные методы: рассказ, тренинг, игра, выполнение проектов, дискуссия, изобразительная деятельность.

3.     Содержание учебного экономического материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в средней школе.

4.     Социально-экономические знания, получаемые школьниками, должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.[1 с.42]

       Основная идея авторов учебно-методического комплекта для начальной школы состоит в том, что содержание учебного материала начальной экономической подготовки должно стать основой для формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения;  ознакомление с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями; приобщение к бережливости, экономности;  создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных экономических знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.

           Ученики 1-го и 2-го класса в основном имеют дело с экономикой семьи; третьеклассники познают экономику школы, школьных столовой, библиотеки, мастерских, а сфера деятельности четвероклассников еще шире – экономика местного хозяйства, предприятия, родного края.

          Начинать необходимо и возможно именно с начальной школы, так как в данном возрасте закладываются основы для формирования личности, идет интенсивное сознательное освоение социальной среды, закладываются основы нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Дети в этом возрасте уже имеют опыт участия в экономических отношениях (чаще всего потребления), знают отдельные экономические понятия. По мнению И.А. Сасовой , автора многих работ по теории и практике экономического воспитания, учащимся начальных классов доступно усвоение примерно пятидесяти наиболее распространенных экономических понятий .

         Изучение курса «Экономика» целесообразно начинать в 1 классе со второго полугодия, когда дети научились читать. На эти занятия можно выделить часы школьного компонента, либо реализовывать его в рамках неаудиторной занятости (кружковая работа в объеме 17 часов).

       Творческие задания, представленные в тетради, позволят детям в веселой и увлекательной форме разобраться в потребностях человека и возможностях их удовлетворения, научиться делать выбор, понять, что ресурсы для удовлетворения потребностей не безграничны. Тетрадьможет быть использована как для работы на уроках экономики и общеобразовательных дисциплин, так и для совместной деятельности родителей с детьми.

         Обучение со 2 по 4 классы строится по программе И.А. Сасовой “Экономика для начальной школы” и учебно-методическому комплексу к ней.

              

 

 

 

 

          

Учебно – тематический план курса

«Экономика для начальной школы»

Классы

Разделы

Количество часов

1-й

1.     Необходимость изучения экономики.

2.     Потребности.

3.     Источники удовлетворения потребностей.

Итого

2

7

8

17

2-й

1.     Проблема выбора.

2.     Деньги.

3.     Доходы и расходы.

4.     Покупатель и продавец.

Итого

8

7

10

9

34

3-й

1.     Труд.

2.     Собственность.

3.     Домашнее хозяйство.

4.     Школьное хозяйство.

Итого

8

7

8

11

34

4-й

1.     Местное хозяйство.

2.     Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.

3.     Управление местным хозяйством.

Итого

12

 

12

10

34

 

           Темы для изучения курса отобраны с учетом возрастных возможностей младших школьников. Они предусматривают ознакомление младших школьников с экономическими основами большинства конкретных проблем, с которыми они и их семьи встречаются в повседневной жизни. Структура содержания курса представляет собой систему понятий, органически связанных между собой: каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих тем.

         Другая ведущая идея авторов комплекта состоит в том, что экономические понятия в начальной школе следует вводить с большой осторожностью. Принцип доступности содержания экономического обучения обусловливает отсутствие необходимости нагружать учащихся избыточными, часто второстепенными знаниями по экономике. Так, едва ли целесообразно в массовой начальной школе вводить (а может быть, даже произносить) такие понятия, как "ликвидность", "квота", "маркетинг", "микроэкономика", "монополия" и др. И, наконец, понятия, которые необходимо освоить всем выпускникам начальной школы. Это небольшое число специально отобранных, концептуальных экономических понятий, которые могут быть введены уже в 1-м классе на доступном уровне, а затем обсуждаться и использоваться в последующих классах уже на более "сложном" уровне. Методическое пособие, которое входит в комплект "Экономика для младших школьников", содержит подробное описание того, как может учитель построить объяснение нового и организовать деятельность детей по освоению экономической информации.

        Выделенная система базовых экономических понятий начального курса экономики может быть охарактеризована следующим образом.

1. Потребности, ресурсы, выбор, ограниченность. Начиная с 1-го класса дети на доступном им уровне знакомятся с различными видами ресурсов (природными, экономическими, финансовыми и др.) и потребностей: физиологическими (в пище, воде, сне, воздухе, тепле), в безопасности и сохранении здоровья, в образовании, в общении и уважении, в проявлении интересов, в самореализации (наивысшими в данной иерархии). При этом второклассники знакомятся с потребностями, ресурсами и проблемами выбора, существующими в семье; третьеклассники – в школе; четвероклассники рассматривают данные понятия в разрезе своего региона.

Рассматривая проблему ограниченности ресурсов, дети осознают невозможность удовлетворения всех потребностей человека и необходимость выбора при определении приоритетов и очередности. Развитию экономического мышления детей способствуют математические задачи на оптимизацию с вопросами "Хватит ли?", "Что выгоднее?" и т.п.

2. Труд, профессия. С ними школьник имеет дело с 1-го класса, постепенно углубляя свое представление. Так, если в 1-м классе ребенку достаточно назвать профессии, изображенные на картинках, а во 2–3-м классах ему предлагается имитировать действия некоторых профессионалов, то к 4-му классу он уже способен исследовать мир профессий своего родного города (края). Знания о мире труда, разделении труда, экономике ближайшего окружения (школы, города, края) – также важнейшая составляющая данных понятий.

         При этом в процессе экономической подготовки школьников важно не только увеличивать количество известных школьникам названий профессий, но и обеспечить более глубокое их изучение (содержание профессии, ее престижность, условия труда и т.д.; классификация профессий по группам, основанная на развитии умений выделять общее и особенное в профессиях; определение профессионально важных качеств представителей известных профессий).

3. Доход, расход, бюджет, собственность, богатство. Эти понятия вводятся начиная со 2-го класса. При их изучении у детей формируется взгляд на труд людей как основной источник доходов семьи, предприятия, государства, развиваются умения анализировать источники доходов и основные направления расходов. Важно показать детям, каким образом они могут участвовать в увеличении доходов семьи и школьных подразделений и экономить имеющиеся ресурсы. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в богатстве природы, искусства, в результатах труда людей. Говоря о собственности, важно акцентировать внимание на таких понятиях, связанных с собственностью, как "мое", "наше", "чужое".

4. Рынок, обмен, торговля (в том числе и межрегиональная – в 4-м классе), товар, услуга. Что такое товар и как он попадает в магазин; почему цены разные; что делают предприятия и магазины, чтобы выдержать конкуренцию; зачем нужны реклама и упаковка; что такое сфера услуг и т.д. – вот те вопросы, на которые ученики начальной школы могут найти ответы в процессе экскурсий, деловых, имитационных и ролевых игр, выполнения творческих заданий.

5. Деньги. Деньги как средство купли-продажи; владение деньгами; процесс обмена "денег" на товар. Изучая понятие деньги, школьники узнают о том, зачем нужны деньги, можно ли без них обойтись, все ли потребности можно удовлетворить с помощью денег; учатся пользоваться деньгами, совершать элементарные покупки.

         Учебно-методический комплект "Экономика для младших школьников" включает: тетрадь творческих заданий для школьников; методическое пособие для учителя (которое, по существу, представляет собой поурочные разработки); сборник дидактических материалов "Азбука экономики".           Тетрадь творческих заданий содержит как задания для индивидуальной творческой работы, так и материал для организации коллективной творческой деятельности школьников. В пособии авторы предлагают учителю не только готовые сценарии каждого урока, но и дополнительный материал, с помощью которого учитель может легко подготовить свою разработку.

         При выборе форм и методов экономического воспитания и образования младших школьников необходимо учитывать особенности развития познавательных процессов в этом возрасте.

        Известно, что восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста, во-первых, резко усиливается, будучи подкрепленным практической деятельностью ребенка, во-вторых, важнейшим катализатором восприятия является эмоциональность. Поэтому следует при экономической подготовке детей использовать наглядную, яркую, живую информацию, которая воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем, например, символические схемы и изображения, необходимо применять практические методы, активизирующие деятельность ребенка, различные игровые формы, нетрадиционные задания, что позволит сконцентрировать внимание ребенка на изучаемых экономических понятиях. Весьма продуктивным следует считать ссылки на собственный экономический опыт ребенка.

          Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Поэтому важнейшим условием организации внимания в процессе экономического обучения является наглядность обучения, использование новых, ярких, броских наглядных пособий. Знакомство с такими отвлеченными понятиями как "бюджет", "план", "прибыль" и другими требует широкого применения иллюстраций, рисунков, плакатов. Однако надо помнить, что младшие школьники очень впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснение.

          Психика младшего школьника характеризуется повышенной подражательностью. Значительный авторитет представляет для ребенка учитель. Доверительность и открытость детей к воздействию педагогов и родителей создают благоприятные возможности для формирования в сознании детей социально ценностных представлений о такой важнейшей стороне жизни общества, как экономическая, для формирования у ребенка на всю жизнь позитивной этической основы для развития правильной модели экономического поведения.

       

 

              Показателем сознательного усвоения младшими школьниками экономических знаний будет их умение и, что очень важно, желание разбираться в простейших экономических фактах, объяснять существующие между ними связи. Только такая постановка экономического образования и воспитания детей и только такой подход к овладению экономическими знаниями позволят воспитать полноценных, экономически мыслящих граждан, вооруженных прочными экономическими знаниями и глубокими экономическими убеждениями. Усвоенные сознательно и прочно, они становятся орудием экономического мышления и деятельности учащихся в значительной степени благодаря тому, что обрастают умениями.

         Формируя экономическое мировоззрение  отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников информации:

1.     Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. Издательство «Вита - Пресс» Москва 2008г.

2.     Кондратенко Татьяна Михайловна. Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 2002. - 217 с. РГБ ОД, 61:03-13/1-X

3.     Школа России: Концепция и программы для начальных классов: В 2 ч.: Ч. 2 Анастасова Л.П. Горяев В.Г. Алексеенко Е.В.Издательство: Просвещение:2010

4.     Младшиешкольники: особенностиразвития -  Кулагина И.Ю. ; Эксмо: 2009.

5.     http://nsc.1september.ru

Елена ЗЕМЛЯНСКАЯ «Экономика для младших школьников»

6.     http://www.edurm.ru/

«Экономическое образование младших школьников» И.А.Лазуткина,  ст. преподаватель кафедры начального и дошкольного образования МРИО.

7.     http://www.bestreferat.ru/referat

«Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников»

8.     А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» Учебник 3 класс в 2 ч. «Просвещение» 2008г.

9.     И.А.Сасова «Экономика. Учебно-методический комплект» 1 класс

          Вита – Пресс; 2010г.

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн