Родительское собрание "Альтернативное образование в России"
Размещено: Анна Глядяева - сб, 03/09/2011 - 18:12
Публичная лекция
«Альтернативное образование в России:
реальность или миф»
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Глядяевой Анны Дмитриевны
2011 год
I. Ребёнок появился на свет и вместе с радостными хлопотами у родителей появляется множество вопросов и проблем, требующих решений. Одна из таких проблем - выбор образовательного учреждения. Как дать ребёнку такое образование, чтобы он получил необходимые знание, умения и навыки, позволяющие ему реализовать себя в современном мире, при этом сохранить его индивидуальность и здоровье? Этот вопрос никого не может оставить равнодушным, он затрагивает каждого из нас. Даже если ваш ребенок уже вырос, появится проблема обучения ваших внуков или правнуков.
Есть ли альтернативное образование в России? Что это - миф или реальность?
Нынешняя классно-урочная система организации обучения появилась и получила широкое распространение в Европе в 16 веке, после того как стали доступны относительно дешёвые печатные книги. Она пришла на смену монастырскому и цеховому обучению, которое не позволяло дать массовое образование, как того требовало развитие промышленности( т.е. это было противоречие между образованием и потребностями общества). От новой системы требовалось быстро привить ученику навыки общей грамотности и добиться определенного набора знаний. Поскольку на массовое образование никогда не выделялось много денег, на каждого учителя приходилась целая орава детей, которых требовалось строго организовать.
Так родилась классно-урочная система, теоретическое обоснование которой дал в 17 веке проповедник реформаторской церкви Ян Амос Каменский. В России идеи Каменского широко распространились в 19 веке во многом под влиянием немецких педагогов – известных любителей порядка и дисциплины. Достоинство классно-урочной системы – в четкой упорядоченности обучения и возможности руководства им. Размышление и самообучение в круг её задач не входили.
Между тем, современное общество требует развития индивидуальности, а не стандартных навыков, и ставит творческое мышление выше следования единому для всех образцу. Ведь информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем переписываются учебники и переучиваются учителя.
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства её достижения находят отражение и в государственных документах. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в разделе 1.2. «Новые социальные требования к системе российского образования» говорится, что школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Таким образом, новая цель образования – создание условий для приобретения учащимися системы компетенций на выходе из школы (или из школьных ступеней).
Всё это стало предпосылками для появления и развития альтернативного образования.
II. Следует отметить, что противостояние классно-урочной системе началось не сейчас и даже не 50 лет назад.
За многие годы попыток организовать образование по-иному, родилось множество моделей и подходов. Среди них хочется выделить те, которые пересматривают саму суть образовательного процесса и форму его организации, предлагая для него новые смыслы и ценности взамен массово принятых. Образование в школе как было, так и остается жестко форматированным (классно-урочная система, четко фиксированная продолжительность уроков, навязываемое государством построение учебных программ). Как выйти за пределы «формата» и не оказаться в конфронтации с современным социумом? Значительная часть института альтернативного образования, так или иначе, связана с обучением детей, которые не вписываются в массовую школу по причине своего физического здоровья. А как быть тем, кто мыслит «по-другому», у кого доминирует не вербальное, а образное или кинестетическое восприятие реальности?
a) Вальдорфская педагогика основана Рудольфом Штайнером. Австриец по происхождению, ученый, художник и философ. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения, в их основу были положены антропософские идеи. Первая школа на базе этих принципов была открыта в 1919 году в Штутгарте (Германия) при табачной фабрике «Вальдорф-Астория».
Эта система основана на уважении к детству и учете индивидуальных потребностей каждого ученика. Программы этих школ, а их сотни в самых разных уголках планеты, нацелены в большей степени на развитие природных способностей ребенка, чем просто на передачу знаний. Они предполагают такой способ познания мира, который развивает в ученике чувство сопричастности ко всему, формируя активную позицию ребенка.
Одна из отличительных способностей Вальдорфской системы — широта подхода и междисциплинарность. Такой метод позволяет сформировать представление о мире в целом. Понятно, что, имея такое представление, ученику не только легче осваивать отдельные области знаний, но и самостоятельно установить связь между явлениями, понять причины их возникновения и предугадать их развитие.
В чем же заключаются отличия традиционной педагогики от Вальдорфской?
Рассмотрим на примере одной из московских школ.
Школа «Путь зерна» работает по адаптированной к российским образовательным стандартам модели вальдорфской педагогики с применением идей русских педагогов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и авторских разработок учителей школы. Основной целью образования является пробуждение способностей через преподаваемый материал в соответствии с возрастным становлением ребенка.
В обучении используется интеграционный принцип преподавания основных предметов методом «погружения» или «эпохами».
Преподаются все основные предметы, два иностранных языка (английский, немецкий), музыка (флейта, фортепиано, скрипка), живопись, лепка, рукоделие, танцы. Знания имеют практическую направленность. Проводится выездная учеба. В начальных классах знания даются в образной форме.
В школе работают психологи. До 7-го класса проводится безоценочное обучение. По окончании учебного года родителям выдается письменная характеристика на каждого ребенка с описанием достигнутого уровня по всем предметам. Оценка по общепринятой системе показателей качества обучения осуществляется только при аттестации по итогам 4-го, 9-го и 11-го классов.
Начальная школа работает с 9-00 до 14-30, для желающих – группа продленного дня (до 18-00 с питанием). В средней школе занятия продолжаются до 15-30.
ПРЕПОДАВАНИЕ «УЧЕБНЫМИ ЭПОХАМИ»
Формой организации учебного процесса является преподавание «учебными эпохами» (циклами «погружения»), каждая из которых длится от 1-2-х до 3-4-х недель. Ряд общеобразовательных предметов: история, биология, география, а также (частично) математика, русский язык и литература – изучаются концентрированно в виде определенных циклов. При этом занятия происходят интенсивно: ежедневно в рамках сдвоенного урока. Это позволяет глубоко погрузиться в учебное содержание, усиливает концентрацию учащихся и повышает учебную мотивацию. В течение года эпохи сменяют друг друга, например, за математикой следует русский язык, потом опять математика и т.д. Как показывает практика, такая периодичность изучения предметов не ведет к забыванию, а, наоборот, способствует углублению понимания изучаемых на эпохах тем, что сопровождается более прочными знаниями. «Эпохальное» преподавание позволяет ребенку «погрузиться» в предмет, а не изучать его фрагментарно.
Одновременно с этим материал, требующий постоянного упражнения – правописание в русском языке, навыки счета и решения примеров в математике, а также иностранные языки, предметы художественно-прикладной сферы и искусства, физкультура и эвритмия – преподаются на еженедельных уроках в течение всего года.
В конце учебного года, в мае, предусмотрена «эпоха повторения», в течение которой все предметы распределяются традиционным образом по урочной системе. В этот период происходит внутришкольный контроль качества обучения.
ПРОВЕДЕНИЕ ЭПОХАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ «ГЛАВНОГО УРОКА»
Описанные выше эпохи занимают в учебном расписании школы ежедневно место первых двух уроков. Таким образом, главный урок – это первый урок каждого учебного дня. Он состоит из первых двух 45(30)-минутных уроков, и на нем изучается один «главный» на этот момент предмет. Существенной чертой главного урока как особой формы организации учебного процесса является ритмическая смена деятельности детей. Этот урок, как правило, имеет следующую структуру: ритмическая (двигательная) часть – основная часть – краткий перерыв на активную, двигательную часть – рассказ или эксперимент.
На ритмической части (логоритмика), играющей важную роль в начальной школе, происходит работа над образностью и выразительностью речи. Дети поют песни и водят хороводы, говорят хором стихотворения и скороговорки, делают различные ритмические упражнения, сопровождая их топаньем, хлопаньем, движениями.
На основной части урока изучается, обсуждается и усваивается новый материал по предмету, соответствующему идущей эпохе (дети работают с учебными тетрадями).
В конце урока следует рассказ учителя, ориентированный на культурно-исторические или литературные темы. В начальной школе учитель рассказывает детям сказки, легенды и саги (в соответствии с учебной программой каждой классной ступени). Это может быть устная работа учащихся, чтение. В средних и старших классах в это время демонстрируются эксперименты или же детально описываются конкретные исторические события или биологические и географические факты.
Таким образом, смена деятельности во время главного урока – переход от ритмической части к интеллектуальной работе и далее к практической, а от нее к спокойной созерцательной во время рассказа учителя или наблюдения экспериментов – избавляет от необходимости делить этот урок на части, так как при таком построении урока не происходит перегрузки детей.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Следует отметить наличие в программе характерных для вальдорфской школы предметов, не знакомых традиционной школе. Это Рисование формы и Эвритмия.
РИСОВАНИЕ ФОРМЫ
присутствует в основном в расписании эпох 1-го, 2-го и 3-го классов как «письмо» - первоначальное графическое обучение письму и началам графики и каллиграфии. Собственно, Рисование формы предшествует письму. Начало обучения напрямую связано с движением, которое присутствует и в ритмической части урока, и в Рисовании формы, которая (форма) первоначально должна переживаться всем телом (ходьба – переживание прямой; окружности – широкие движения руками и ногами). Позже ученик начинает постигать формы в рисовании сложных геометрических узоров, орнаментов и др. На уроках родного языка в 1-м классе дети знакомятся с большими печатными буквами, появляющимися из рисунка, который связан с характером звука.
ЭВРИТМИЯ
Занятия особым видом танцев – эвритмией как искусством выразительного движения через единство музыки, слова и образа предусмотрены во второй половине дня. Кроме эстетического значения эти занятия имеют большое гармонизирующее значение для психофизиологического здоровья детей.
КЛАССНЫЙ УЧИТЕЛЬ
Наличие специально подготовленного классного учителя как важнейшего субъекта образовательного процесса ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ И НЕОБХОДИМЫМ условием успешной работы в начальной и основной школе. С 1-го по 7-8-й классы этот педагог ведет ряд основных общеобразовательных предметов: русский язык, математику окружающий мир в начальной школе (плюс к этому нередко рукоделие, подвижные игры, живопись), к которым, как правило, добавляется история и ряд предметов естествознания в 5-6 классах. Такое продление срока работы основного педагога начальной школы связано, в первую очередь, с педоцентрической направленностью школы (а также многолетними традициями Вальдорфской педагогики). Для детей 7-12 лет важнейшими являются личные качества педагога, а не только его уровень владения специальными знаниями по конкретному предмету. Условием подобной «универсальности» педагога является специальное образование в области методики преподавания этих предметов. Кроме того, подобный подход снимает проблему преемственности начальной и основной школы.
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОЦЕНОК
Особенностью методики, принятой в Вальдорфской школе, является обучение без балльных оценок. В соответствии с гуманистическим характером педагогической концепции школы в начальных и средних классах отсутствует единая и независящая от реальных возможностей учащегося оценочная («отметочная») шкала успеваемости. Вместе с тем достижения каждого ребенка оцениваются индивидуально и качественно, в соответствии с его возможностями и достигнутым уровнем развития. Главным мерилом на этом возрастном этапе является сам ребенок: его сегодняшнее состояние сравнивается с предыдущим; в соответствии с этим и оцениваются происходящие в нем позитивные или негативные изменения. Оценка существует лишь для учителя и используется для промежуточной и годовой аттестации учащихся. Ребенок получает качественную оценку своих знаний в виде письменных реплик учителя, которые он оставляет в тетради практически ежедневно. В начальной школе используется развернутая качественная характеристика развития и обучения школьника по каждому предмету, выдаваемая в конце учебного года родителям по итогам года в виде анализа достижений ребенка и описания трудностей, на которые следует обратить внимание. Наряду с этим используется и текущая качественная оценка результатов обучения и поведения учащегося в устной и письменной форме. В 4-ом, 9-ом, 11-ом классах (наряду с качественной характеристикой) по итогам обучения за последний год и экзаменов по всем предметам выставляются оценки.
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ СТАНДАРТНЫХ УЧЕБНИКОВ
Организована специальная система работы детей с учебными тетрадями, которые для ребенка по окончании учебного года становятся его личными учебниками.Для образовательной программы школы принципиальной является установка на то, что не учебники, а личность педагога оказывает на детей определяющее образовательное воздействие. Именно он в состоянии оживить и сделать интересным и доступным для детей любой материал. Поэтому школа оставляет за учителем право выбирать подходящий способ подачи материала и его источники. Кроме того, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого ученика и класса в целом, а также различные возможности и опыт каждого преподающего в классе педагога, школа ориентирует свой педагогический процесс таким образом, что в каждом конкретном классе учебный процесс обладает рядом индивидуальных и неповторимых черт. Этому не могут способствовать единые для всех стандартизованные учебники. В начальной школе и в ряде предметов средней школы учебник – как основной источник усваиваемого содержания – отсутствует. Его роль выполняют устные рассказы и задания учителя, а также книги для чтения, сборники задач и прочие разнообразные учебно-методические материалы
Вальдорфской педагогике в России более 15 лет. Западной вальдорфской школе 85. Сейчас в России насчитывается 26 школ, половина из которых — государственные. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна: от Москвы и Петербурга до Ижевска, Красноярска, Тюмени, Ухты и т. д.
b) Ещё одно альтернативное движение в педагогике – это система М.Монтессори.
Монтессори-педагогика отметила свой вековой юбилей. О ней говорят, пишут, спорят: кто с восторгом и восхищением, кто с недоверием и осторожностью, кто с негодованием.
Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации. Следовательно, главная задача учителя не рассказать детям материал, а так спланировать учебную ситуация, чтобы ребёнок смог проявить свою активность и самостоятельность. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому». Главное (за это и ратовала Мария Монтессори) — понимание того, что мир детей и мир взрослых — это совершенно разные миры. Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. По Монтессори эта радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.
Заповеди Марии Монтессори.
1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Школы Монтессори: проблемы и перспективы
Монтессори-педагогике в России уже 18 лет. Датой ее возрождения можно считать 1991 год, когда Творческий союз учителей СССР и научно-методическое объединение «Творческая педагогика» в лице Елены Александровны Хилтунен заручились поддержкой Association Montessori International (г. Амстердам) в создании Центра Монтессори в России. Затем, благодаря усилиям Е.А.Хилтунен, в Москве в ведомственном детском саду появилась первая группа Монтессори.
Л.Ю.Климанова,председатетель Ассоциации Монтессори-педагогов России
- Монтессори - школ в Россииюридически – нет. Фактически – они есть. Есть три проблемы, почему у нас Монтессори-школ так мало: это проблемы с помещениями, юридическим статусом и наличием квалифицированных педагогов. Кроме того, Монтессори - школа – это абсолютно не коммерческий проект. У нас при Ассоциации такая школа существует с 2003 года. Мне известны в Москве еще две подобные школы. Правда, насколько это действительно школы Монтессори, никто не скажет. Почти все мы создаем сами. Юридически дети находятся на семейной форме обучения. С одной стороны, существует Госстандарт того, что дети должны знать.
Его мы придерживаемся. Работают с детьми три Монтессори-педагога плюс специалисты (музыка, изо, филолог, английский). У нас тринадцать детей. Каждого ребенка педагог ведет по учебной программе персонально. У каждого ведь свои темпы обучения, поэтому и своя индивидуальная программа. А помогает этому наша методика учета и продвижения детей в образовательном процессе. Это наше «ноу хау». Мы разработали ее в виде штрих-карт. Внешне они слегка напоминают карту метрополитена. У каждого ребенка свой «лист продвижения». Например, зная что-то, по нашей схеме педагог с учеником определяет, куда ему можно идти дальше.
К.Сумнительный
директор Московского Центра Монтессори,
- В нашей стране есть три вещи, сильно препятствующие созданию школ Монтессори: отсутствие государственной поддержки, отсутствие кадров и отсутствие потребителей, готовых за такое образование платить. Монтессори-образование очень затратно, и нужны серьезные инвестиции, чтобы Монтессори-школы были открыты.
Ю.Изотова,
директор Монтессори-школы «Пушкинская горка», г.Пушкино
- Конечно, у Монтессори школ сложностей много, но я думаю, они не сильно отличаются от сложностей, с которыми сталкиваются и самые обычные школы. И более того - у школ, реализующих программу Монтессори, есть ряд преимуществ: это яркая четкая позиция на рынке услуг (нас нельзя не заметить и сложно перепутать с кем-то), а это очень хорошо. И еще у нас есть свои клиенты - те, кто ищет именно средовые школы , и здесь спрос сильно превышает предложение. Рынок образования сейчас как никогда ждет появления средового продукта в образовании, стандартизированного и профессионального.
Что касается перспектив: я думаю, перспективы есть, и они очень привлекательные, но они - только для сильных команд, имеющих профессиональных руководителей, работающих на уровне создания брендов и ориентации на ценности, а не на технологии. На мой взгляд, современным Монтессори школам необходимо:
1. Глубокое понимание своей деятельности: что я делаю и зачем
2. Ценностно-ориентированное управление
3. Смелость и приверженность, а не компромиссы и отговорки, профессиональный подход в работе
Т.А.Костенко,
директор начальной школы Монтессори, г.Томск
- В Томске с 1992 года существует начальная школа Монтессори. К слову сказать – это единственный прецедент муниципальной Монтессори школы в России.
Самый острый вопрос для сторонников Монтессори-педагогики, это вопрос подготовки педагогических кадров.
МОНТЕССОРИ-УЧИТЕЛЬ
Должен иметь диплом об окончании высшего или среднего специального педагогического учебного заведения, а также курса «Основы Монтессори-педагогики» и государственный сертификат о сдаче квалификационных экзаменов. Раз в три года подтверждать свою квалификацию, проходя аттестацию.
Должен знать:
- общепедагогические требования к учителю и стандарты российского образования;
- основы теории педагогической системы М.Монтессори и основные принципы воспитания и обучения детей;
- особенности построения специально подготовленной культурной развивающей среды Монтессори-школы;
- правила и способы презентации школьного дидактического материала, составляющие развивающую среду соответствующего уровня обучения.
Должен уметь:
- организовывать свободную учебную деятельность детей при отсутствии в Монтессори-школе классно-урочной системы;
- проектировать и создавать специально подготовленную развивающую среду для детей школьного возраста;
- наблюдать и анализировать индивидуальную учебную деятельность детей и класса в целом;
- осуществлять индивидуальную работу с каждым ребенком в условиях группы;
- постоянно осуществлять диагностику учебных достижений детей, их интеллектуального, творческого и социального развития».
В Монтессори-школах мира не существует единых программ обучения и воспитания, в них претворяют в жизнь идею о том, что каждый человек имеет данное природой и Богом право на собственный уникальный путь развития. И пусть эта идея уникальности человеческой жизни не нова, но мало кто в педагогике брался за воплощение ее в жизнь. Мало кто нашел способы реального ее достижения.
Не способствует продвижению метода и государственная образовательная политика. Общеизвестно, что у чиновников к Монтессори-образованию отношение негативное. Оно раздражает, т.к. ориентировано на воспитание в детях независимости и самостоятельности. Да и учителя боятся отойти от классно-урочной системы. С трудом приживается и разновозрастность групп.
c) Доступно ли альтернативное образование нам, жителям провинциальных городов, где нет такого выбора учебных учреждений, как в мегаполисах?
В последние годы постоянно растёт число родителей, забирающих своих детей из школы и обучающих их самостоятельно с учётом индивидуальных способностей, образа жизни и режима деятельности как самого ребёнка, так и его семьи. Это явление не только российское, в США уже несколько миллионов семей отказались учить своих детей в школах и взяли на себя ответственность за их образование. Понятно, что такой шаг могут позволить себе родители, достаточно обеспеченные, чтобы проводить с ребёнком необходимое время, и достаточно образованные, чтобы помочь ему в освоении предметов. В Интернете есть сайты, посвященные семейному образованию, где родители делятся своим опытом и объединяются в ассоциации, помогая друг другу в обучении своих детей.
Как ни странно, одним из препятствий на пути развития семейного образования в России является неосведомлённость родителей о такой возможности. Термин «обязательное среднее образование » воспринимается как обязательное посещение школы. Однако российским законодательством разрешена такая форма обучения как семейное образование.
Семейное образование представляет собой одну из форм освоения гражданином программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. Право дать ребенку образование в семье предоставляется всем родителям (лицам, их заменяющим). Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего. Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором: " предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения; " обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; " осуществляет промежуточную и итоговую аттестации обучающегося.
Родители имеют право углублять программу или снижать требования вплоть до, так называемых, коррекционных, могут ускоренно проходить программу. Но не могут менять содержание образования.
Кроме того, родители имеют дополнительное право на получение финансовой компенсации за выбор этой формы обучения.
До 07 февраля 2005 года получение общего образования в семье регулировалось Примерным положением о получении образования в семье, утв. приказом Министерства образования РФ от 27 июня 1994 г. № 225.
Данное Примерное положение было отменено Приказом Минобрнауки от 07.02.2005 № 32 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, согласно которому полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам были переданы на уровень местного самоуправления (см. п. 11 ст. 15, п. 13 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В настоящее время на федеральном уровне получение общего образования в семье регулируется Положением о получении общего образования в форме экстерната, утв. приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 июня 2000 г. № 1884 (в ред. Приказа Минобразования РФ от 17.04.2001 № 1728). В соответствии с п. 1.3. вышеуказанного Положения, лица, осваивавшие общеобразовательные программы в форме семейного образования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
d) В чем отличие экстерната от семейного обучения при получении среднего образования?
Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и итоговой аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Согласно п. 1.2. вышеуказанного Положения о получении общего образования в форме экстерната.
Экстерн – лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Такая возможность предоставляется на основании заявления обучающегося или родителей несовершеннолетнего обучающегося, поданного руководителю общеобразовательного учреждения. Уйти в экстернат может любой желающий независимо от возраста. Об этом написано в Законе РФ «Об образовании» и приказе Минобразования РФ от 23 июня 2000 года № 1884.
Суть экстернатасостоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно. Программа двух классов может быть пройдена за один год.
Экстерн имеет право:
-получать консультации (2 часа по каждому предмету перед каждым экзаменом),
- брать учебную литературу в школьной библиотеке,
- посещать лабораторные и практические занятия,
- принимать участие в олимпиадах, конкурсах и централизованном тестировании.
Каждые полгода сдавать промежуточные экзамены - не более 12 в год..
Школа при этой форме обучения выполняет лишь функцию фильтра – принимает экзамены и выдаёт соответствующий документ.
e) Ещё одна форма организации образовании – дистанционное обучение.
Пальма первенства в основании самостоятельных заочных высших учебных заведений принадлежала бывшему Советскому Союзу, где высшее заочное образование начало складываться во второй половине 20-х гг., когда был создан ряд заочных политехнических институтов и заочных отделений в педагогических вузах.К середине 60-х гг. в СССР насчитывалось 11 самостоятельных заочных высших учебных заведений и заочные отделения в сотнях университетов и институтов.
В качестве примеров наиболее крупных современных центров ДО обычно называют Современный гуманитарный университет (СГУ), Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ) и Международный Институт Менеджмента "ЛИНК" (МИМ "ЛИНК").
Потенциальными потребителями дистанционных образовательных услуг по данным исследований являются:
1. абитуриенты дневных отделений государственных вузов;
2. студенты вузов;
3. учителя средних общеобразовательных школ;
4. сотрудники государственных органов власти и управления;
5. менеджеры предприятий различных форм собственности;
6. безработные лица;
7. лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды), жители удаленных от административных центров городов и сельские жители;
8. офицеры Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной пограничной службы РФ;
С появлением компьютеров и Интернета существенно изменились его возможности. Доставка текстов, заданий ускорилась, появилась возможность онлайн - конференций и интернет – семинаров.
Словосочетание "дистанционное образование" (ДО) прочно вошло в мировой образовательный лексикон. В течение последних трёх десятилетий ДО стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира.
III. Какое из этих педагогических движений или форм организаций образования наиболее эффективно, решать вам. Есть ли альтернативное образование в России? У каждого своё мнение. Я хочу закончить своё выступление словами древнегреческого философа Гераклита «Все течет, все меняется».
Классно-урочная система распространилась в эпоху Просвещения, как отклик на совершенно конкретную потребность общества, но общественное устройство меняется, и это ставит перед образованием новые цели и задачи. Система образование развивается вместе с обществом, что позволяет надеется на широкое распространение альтернативных подходов к образованию. Станет ли альтернативное образование массовым, зависит и от нас с вами. Нужно лишь решиться встать на этот непростой путь.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: происходит переосмысление понятия образование, значения и функций; повышается его социальная роль, от направленности и эффективности образования во многом определяются перспективы развития цивилизации.