Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок биологии – 7 класс: Подцарство Простейшие.

Фото пользователя Светлана Георгиевна Козлова
Submitted by Светлана Георгиевна Козлова on вс, 04/09/2011 - 02:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Козлова Светлана Георгиевна
Место работы, должность: 
МОУ Средняя Общеобразовательная школа № 2 г. Великие Луки Псковская область
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

 

Изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1. Н. И. Сонин   «Биология. Многообразие организмов».
  2. стихотворения: «Сегодня классная доска…» Агния Барто,

                                 «Амёба» Андрей Черников. http://www.proza.ru/2009/12/07/454

 

эвглена зеленая:

http://vkontakte.ru/video-19933690_150483282?noiphone

Амёба:

http://vkontakte.ru/video97447255_152491784?noiphone

Инфузория туфелька:

http://vkontakte.ru/video7984079_152257730

Используемая методическая литература: 

 

  1. Биология. 7 класс. Животные - образовательный комплекс 1С: Школа.
  2. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов. Электронное учебное издание, ООО «Дрофа», 2006. Фото  из мультимедийного приложения.
Используемое оборудование: 

Компьютер, медиапроектор, экран, ИД  Smart Board.

Используемые ЦОР: 

 

  1. видеофрагмент «Одноклеточные организмы»,  «Инфузория туфелька». 
  2. интерактивный рисунок «Строение амёбы», «Строение эвглены зеленой», «Строение инфузории-туфельки», «Типы простейших».
  3. анимации «Сократительная вакуоль», «Питание амебы. Образование пищеварительной вакуоли»,
  4. интерактивное тестовое задание по теме «Тип саркодовые жгутиконосцы»,  «Класс жгутиконосцы», «Тип Инфузории».
  5. интерактивные средства из коллекции LAT2.0: «Amoeba proteus», «Paramecium»; на соответствие, тестовые.
Краткое описание: 
Урок по изучению представителей подцарства Простейшие с использованием арт-педагогической технологии. На уроке для изучения и закрепления знаний применяются ЦОРы и тесты, созданные в режиме ИД.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Урок 7. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы.

Тип Инфузории, или Ресничные.

Цель урока: Изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных.

Задачи урока: 

Образовательная – сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

Развивающаясформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы.

Воспитательная  организация мыслительной деятельности учащихся, творческой       самореализации; создание  позитивного микроклимата, искренности и  открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: география, биология, экология,  литература.

Домашнее задание:

С. 96-97, 99. Вопросы.

Для рукодельных - макеты представителей Простейших.

Для творческих – стихотворение, музыкальное сопровождение.

Для знающих – кроссворд.

Для любознательных - сообщение о морских простейших.

1. Экспозиция урока.

Педагогическая экспозиция-  этап, на котором учитель устанавливает и реализует первичный контакт с учащимися; формирует творческую, психологически комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.

Сегодня классная доска

учитель показывает на доску

Сказала мелу свысока:

берёт в руки мел

- Смотри, с меня не сводит глаз

 

Весь класс!  А ты - пачкун!

 

Спасибо мокрой тряпке,

 

Что стерла за тобою грязь:

 

Твои каракули, крючки, царапки!

 

- Эх ты, хвастунья! -

берёт тряпку

Тряпка возразила. -

 

В тебе ли сила?

 

Когда бы не писал слова и цифры Мел, -

пишет «Что такое мел?»

Никто бы на тебя и не смотрел!

 

                                                      

                                                       Агния Барто

 

 

Ученики: отвечают на вопрос «Что такое мел?»

Учитель: почему «пачкун», оставляет грязь, откуда «царапки»?

 

2.Завязка действия.

Завязка арт-урока - начальный этап, где  учитель формирует первые представления о теме урока, о предполагаемых проблемах, задачах и целях, требующих своего разрешения в ходе урока, определяет  ход мыслительной деятельности участников урока, систему событий.

 

Слайд 1.

Учитель: что общего между изображением на фото слайда и кусочками мела:

Оказывается, самая большая пирамида мира состоит из остатков раковинок одноклеточных организмов! Древние храмы городов России тоже сложены из плит известняка, образованного раковинками одноклеточных. Из остатков крошечных раковинок состоит и обычный школьный мел! Только они настолько маленькие, что и в микроскоп их разглядеть трудно. Кусочек мела размером с ноготь содержит десятки миллиардов таких «скорлупок»!

 

Учитель: сформулируйте тему урока.

Ученики:                            «Одноклеточные организмы».

 

Протозоология – наука, изучающая одноклеточных животных.

Протистология– наука, изучающая простейших.

 

Просмотрите видеофрагмент и назовите признаки одноклеточных организмов.

  • Микроскопические, различные по форме, одноклеточные.
  • Обитают в жидкой среде: вода, увлажнённая почва, организмы растений и животных.
  • Органы движения.
  • Клетка выполняет все функции организма – перемещается (движется), питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет ненужные вещества, размножается. 

 

Достойны звания «животные»- почему их относят к животным?

 

3. Действие урока (развитие его сюжета)

Кульминация   арт-урока-  высшее  напряжение  мыслительной деятельности учителя и учащихся,  достижение поставленных целей и разрешение  задач,  т.е.    обогащение    учащихся    новыми    знаниями,    умениями,    позволяющими    в дальнейшем сформировать на их базе необходимые навыки.На данном этапе применяется педагогическая интрига- обострение сюжета, хода урока с помощью использования различных случайностей, совпадений, обманных ходов, стимулирующих творческий ход мысли учащихся. 

 

Слайд 2.

 

Одноклеточные  образуют Подцарство Простейшие, которое включает в себя несколько типов животных, тело которых состоит из одной клетки.

В настоящее время известно около 70 тыс. видовпростейших.

План характеристики одноклеточных организмов.

 

  1. Среда обитания

 

  1. Строение:
  • размеры
  • форма тела
  • органоиды движения
  • ядро
  • пищеварительная вакуоль
  • сократительная вакуоль
  • светочувствительный глазок
  • хлоропласты
  1. Питание

 

  1. Дыхание

 

  1. Выделение

 

  1. Размножение

 

  1. Реакция на внешние раздражители

 

 

Слайд 3.

Учитель:  прочитав стихотворение «Амёба» Андрея Черникова, определите признаки амёбы – представителя класса Саркодовые. Запишите их в таблицу.

 

  • Амёба обыкновенная (лат. Amoeba proteus - амёба протей).

 

Амёба обитает в пресных водах,

На самом дне, где илистая муть.

В среде, где очень мало кислорода

Амёба ищет свой особый путь.

Движениепосредством ложноножек

Увидеть можно только в микроскоп:

Течёт в мешочкеиз мембраннойкожи

Густая цитоплазма, как сироп.

Обычные амёбы меньше точки,

Но делятся, однако, и живут.

Притом морские мелкие комочки

И горы меловые создают.

В растворе соли клеточка сжималась,

Как будто тельце ощущало боль,

При этом учащенно сокращалась,

Выталкивая жидкость, вакуоль.

 

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда:

  1. интерактивное средство из коллекции LAT2.0: «Amoeba proteus» - ядро;
  2. питание –  анимации  «Питание амебы»,

      образование пищеварительной вакуоли путём фагоцитоза;

  1. выделение – анимации «Сократительная вакуоль»,

      образование сократительной вакуоли;

Закрепление знаний:

 Работа с интерактивным рисунком «Строение амёбы» в  режиме  тестового задания.

Самостоятельное изучение нового материала:

 

Вариант I

Вариант II

характеристика класса Жгутиконосцы

характеристика типа Инфузорий

строение эвглены зеленой

строение инфузории-туфельки

учебник с. 97

учебник с. 99

 

Слайд 4.

  • Эвглена зелёная (Euglena viridis).

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда.

Закрепление знаний:

 Работа с интерактивным рисунком «Строение эвглены зеленой» в  режиме  тестового задания.

 

Слайд 5.

  • Инфузория-туфелька (Paramecium caudatum).

Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда.

  1. видеофрагмент  «Инфузория туфелька» - движение.
  2. интерактивное средство из коллекции LAT2.0: «Paramecium» - ядро, сократительные вакуоли действуют поочерёдно, движение цитоплазмы;

Закрепление знаний:

 Работа с интерактивным рисунком «Строение инфузории-туфельки» в  режиме  тестового задания.

 

Размножение Простейших.

Сравните способы размножения амебы протея и эвглены зеленой. Кратко охарактеризуйте их. Размножаются амёба и эвглена путем продольного деленияклетки.

Слайд 6.

Реакция на внешние раздражители.                                                                                                                     

Цель работы: рассмотреть особенности реакции на внешние раздражители у различных простейших.                                                                                                                                                                    

Ход работы:

  1. Амёба – назвать реакцию из стихотворения «Амёба»;
  2. Эвглена и инфузория - просмотр слайда в режиме «Запись страницы».                                                                                                                         
  3. Поместите две капли воды с инфузориями на предметное стекло, соедините их водяным "мостиком". На край одной капли положите кристаллик соли. Понаблюдайте за происходящими явлениями. Объясните их.

 

На   какие   внешние   раздражители   реагируют простейшие?

а) механические; б) химические; в) световые; г) звуковые.

Фототаксис – реакция на свет. Эвглена движется по направлению к свету с помощью светочувствительного глазка.

 

4. Развязка.

Развязка   арт-урока  -   духовно   и нравственно окрашенное завершение урока, содержащее в себе рефлексию всего того, что произошло на уроке, его оценку, итоги.

Слайд 7 - 8 – 9.

 

На протяжении миллионов лет после гибели создавших их обитателей раковинки опускались на морское дно, где постепенно спрессовывались, образуя осадочную породу — известняк. В некоторых местах дно моря постепенно поднимается, и тогда обнажившиеся известняки можно использовать для построек.

 

Слайд 10 - 11.

Известняк, мел под микроскопом.

Контроль знаний:

Слайд 12.

Признаки одноклеточных животных – интерактивный тест на соответствие.

 

Слайд 13.

Интерактивный тест – 8 вопросов.

Одновременно учащиеся выполняют тестовые задания, заполняя бланки ответов.

 

5. Эпилог.

Эпилог- краткий взгляд в будущее, в то, что может стать продолжением творческой работы учителя и учащихся, что станет импульсом к дальнейшему более глубокому освоению темы.

Слайд 14 - итоги урока.

Слайд 15 - домашнее задание.

 

 

Прикрепленный файл Size
Урок биологии.doc 192.5 KB
Обучающая карта.doc 41.5 KB
тип простейшие. урок notebook.rar 9.89 MB
строение амёбы.rar 1.26 MB
эвглена.rar 564.61 KB
инфузория.rar 5.3 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн