Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Submitted by вера викторовна иванова on пн, 05/09/2011 - 12:06

 

г. Петровок                                                         В.В.Иванова

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Один из актуальных вопросов музыкальной педагогики, волнующих педагогов-музыкантов, - это вопрос о воспитании технических навыков учащихся. Он в равной степени актуален на разных стадиях обучения будущих музыкантов.

Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует для своей реализации высокой степени личностного развития в целом, отлаженной работы психических процессов - воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречной согласованности тонких физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и предает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства.

Фортепианное исполнительство - искусство практическое, требующее определенных технических навыков. Поэтому культура работы над фортепианной техникой относится к наиболее важным вопросам методики обучения игре на фортепиано, так как профессиональное вычленение технических компонентов игры необходимо сочетать с профессиональным охватом процесса в целом. Развитие пианистических данных, накопление технических средств исполнения неразрывно связано с развитием слуха и музыкального понимания произведения.

Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как фортепианная техника по сути есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.

Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. «Техника без музыкальной воли - это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов.

Из этого высказывания следует, что техника - это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание, а всякой технической работе должна предшествовать работа над пониманием этого содержания.

«Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее и то, как его сделать» (Г.Г.Нейгауз). Пианист должен представить себе внутренним слухом то, к чему он будет стремиться, должен как бы «увидеть» произведение и целом и в деталях, почувствовать, понять его стилистические особенности, характер, темп и прочее. Контуры исполнительского смысла уже с самого начала указывают главное направленно технической работы.

Техника нужна во всяком искусстве. Фортепианное исполнительство не представляет исключения. Техника пианиста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с клавиатурой и продолжается у пианистов всю жизнь. Не случайно учиться на рояле издавна принято с раннего детства, с 5-7-летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями развития и приобретения технических навыков.

Повседневная работа над развитием технических навыков влияет на исполнительский замысел. Она помогает глубже понять изучаемое произведение, конкретизирует, улучшает, уточняет первоначальное представление о нем.

Соотношение музыкальных и технических задач в работе пианиста, их последовательность можно сформулировать следующим образом: от понимания музыки к технической работе, и затем в процессе технической работы - к более высокому пониманию музыки. В тех случаях, когда изучаемую пьесу удается довести до хорошего уровня исполнения, эти две, так ясно различимые вначале, стороны работы пианиста сливаются в единый исполнительский процесс.

Работа по развитию технических навыков у учащихся должна строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Она должна быть посильной и последовательной и строиться на основе принципа наглядности, в данном случае - на основе показа педагогом игры на фортепиано.

Любая педагогическая деятельность, как известно, начинается с цели. Поставленная цель развития у учащихся технических навыков заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащегося качества будут востребованы. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения на уроках фортепиано в школе и в домашних занятиях ученика.

На уроках в школе при работе над техническими трудностями конкретных произведений можно использовать следующие методические приемы:

•        объяснение;

•        устный разбор произведения;

•        показ педагога;

 

•        ввод словосочетаний и фраз под музыку;

•        сопоставление речевых соединений;

•        аннотация к исполнению произведения;

• анализ технической структуры музыкального произведения (пассажей и др.);

•        связывание группировок в пассажах;

•        графическое изображение пассажей;

•        проигрывание арпеджио в разных темпах;

•        слушание музыкальных отрывков.

Приведем примеры работы над техническими трудностями на конкретных произведениях.

Этюды.

Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым использование этюдов создает предпосылки для плодотворной работы над техникой.

Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения. Надо помнить, что работа над хорошим качеством звучания, над фразировкой даже в самых элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения — все это в большой степени способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен проникнуться мыслью, что достижение нужной беглости в этюде, как и в любой пьесе — не цель, а лишь средство для выразительного, красивого исполнения сочинения.

Большое значение имеет систематичность и последовательность в изучении этюдов. Они эффективно служат учащимся для развития технических навыков. Многие этюды отлично «тонизируют» руки, развивают гибкость и эластичность межкостных ладонных мышц. Это те произведения, фактура которых требует попеременно то собранного, то раскрытого положения ладони: в пассажах таких этюдов происходит частая смена широкого расположения интервалов на тесное.

Специальное назначение этюдов вызывает необходимость особо пристального внимания к разрешению имеющихся в них технических трудностей. Для того, чтобы эта работа велась более осознанно, ученику важно составить о них вполне ясное представление. Поэтому при знакомстве с новым этюдом, помимо обычного разбора нотного текста, полезно проделать разбор специально технический — выяснить характерные, с этой точки зрения, особенности его фактуры.

 

Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащегося точные ритмические навыки, метроритмическую организованность. Четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные представления и, в частности, пальцевую ровность. Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставит перед учащимися разнообразные и артикуляционные задачи. Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое внимание пианиста будет активизировано.

Работа над этюдами - это не только упражнения для развития кисти, пальцев - это физическая тренировка для достижения выносливости всего аппарата, укрепления пальцев. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, динамика, хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук, певучесть. Накопление технического материала необходимо для передачи содержания произведения.

Другими словами можно сказать, что работа над этюдами воспитывает внимание к тексту и качеству звучания, к опоре, слуховому контролю, а это есть главные принципы в организации рук и технических навыков.

Ш.Майер. Этюд ор.149.

В этюде представлена фактура линейного пассажа. Начинаем с группировки арпеджированных пассажей по позициям. Делим на технические единицы так, чтобы они совпадали с фразировочными, не нарушая мотивы.

Выбираем аппликатуру с учетом следующих технических условий:

удобное распределение пальцев в пределах позиций (длинные пальцы помещаем на черных клавишах, короткие - на белых);

•        объединение в одной позиции большого числа пальцев;

•        пластичность движения, связывающего позиции;

•        подвижность первого пальца;

•        стремление избегать резких поворотов руки;

•        приведение и отведение кисти в крайних регистрах.

Делим позиции на опорные и неопорные. В тяжелых позициях рука опирается на клавиатуру, в лёгких - рука, облегчённая от баса и давления, играет только пальцами. Выбор позиций идёт от выразительности музыкального момента.

Далее связываем позиции посредством первого пальца. Подготавливаем его вовремя и незаметно, не допуская толчка и глубокого погружения в клавишу. Кисть ведется на одном уровне, запястья свободные. После подкладывания вся ладонь сразу переносится через первый палец и широко располагается на

 

следующие позиции. Перемещаясь по пассажам, рука принимает разные положения, прилаживаясь к мелодическому рисунку. Вырабатываем технику движения до автоматизма в разных ритмах и темпах.

Технические упражнения.

С тех пор как существует искусство фортепианной игры, технические упражнения в том или ином виде применяются в процессе обучения и пианистического совершенствования. Они далеко не одинаковы по своим достоинствам. Наряду с упражнениями, в которых технически полезное органически сочетается с музыкально значительным, нередко встречаются и такие, которые преследуют узко технические цели.

Говоря словами Листа, «упражняться» - это значит анализировать, обдумывать и изучать, приходить к принципам. Внимание учащегося все время должно быть сконцентрировано на звуке, линии и ритме. Особенно важно постоянно следить за качеством туше, вырабатывая в процессе упражнения ровный, певучий и в то же время достаточно разнообразный по колориту звук.

Думать надо не только об ударе пальца, но и о его подъеме. Никогда не следует напрягать руку, которая должна оставаться свободной от плеча до кончиков пальцев. Упражняться можно в разных темпах; не всем обязательно начинать с медленного темпа. Однако к медленной игре следует время от времени возвращаться; медленная игра — необходимое «профилактическое» условие всякого упражнения.

Полезно также играть некоторые упражнения каждой рукой отдельно - особенно тому учащемуся, кто еще не имеет достаточных технических навыков - и как можно чаще прибегать к р!апо, но с достаточным «погружением» в клавишу.

Первый опыт приходит к ученику тогда, когда он сумеет объединить звуки на одном движении сначала в пределах одной позиции без подкладывания первого пальца. В дальнейшем, при переходе от простых позиций к сложным, усложняются и пианистические задачи, связанные с развитием гибкости рук. Но тут надо быть осторожным, не форсировать техническое продвижение ученика, не давать заданий, превосходящих по трудности возможности учеников. Это приводит к большому количеству ошибок и порождает неправильные приемы игры, а также переутомляет детей.

Караев. Вальс из балета «Семь красавиц».

Основную трудность в данном произведении представляет исполнение октавных комбинаций. Фактура нелинейная. Группировка идет в едином направлении движения. Произведение должно быть исполнено «одним духом». Для успешного исполнения произведения необходима тщательно проработать не только удобства движения руки, но и позаботиться о правильности мышления ученика.

Октавы должны исполняться легко и точно. В этом помогут следующие технические упражнения.

учим упражнения для отработки точности - соединяя кончики первого и пятого пальцев в промежутках между взятием октав;

• упражнение для развития пятого пальца - игра пятым пальцем гаммы между октавами. Пятый палец продолжает линию плеча и предплечья. Для легкости и подвижности октав играем «похлопывающим» движением в любой последовательности, постоянно пробуя опору и пружинность запястья;

• учим верхний голос отдельно пятым пальцем с сохранением положения кисти в позиции октавы.

Цель упражнений- добиться ровного и точного исполнения. Работа должна проводиться сознательно с пониманием анатомии трудности. Для достижения цели проводится долгая и упорная тренировка, это помогает осуществить художественное намерение верно передать звуковой образ музыкального произведения.

По-разному происходит развитие пианиста. На различных этапах обучения на первый план выдвигаются перед ним различные задачи. Как бы далеко от музыки ни уводила пианиста необходимость учить медленно, крепко, он всегда должен иметь перед собой музыкальный идеал.

Не терять идеал из виду; всегда стремиться к содержательному исполнению - вот основная установка для работы над техникой. И тогда встречающиеся на пути пианиста многочисленные и кажущиеся такими непреодолимыми тернии окажутся побежденными, и работа над техническим воплощением музыкального замысла будет успешной. Если же мысленный идеал отсутствует или исчезает, техническая работа пианиста превращается в рисование вслепую, с закрытыми глазами. Увидеть, что должно получиться, - основа технической работы и писателя, и художника, и композитора, и актера, и пианиста.

Сведения об авторе:

Иванова     Вера     Викторовна,     преподаватель     специального фортепиано МОУ ДОД «Петровская ДШИ им. С.Н.Крушевицкого». Конт. тел.: 8 987 316 26 22

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн