Submitted by Татьяна Михайловна Белкова on пн, 05/09/2011 - 22:54
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа по русскому языку включает в себя содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, учитываются возрастные особенности учащихся, определяется минимальный набор сочинений, изложений, контрольных диктантов.
Программа составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которые получили пятиклассники в начальной школе.
В программе определено, что должно быть главным в усвоении тех или иных разделов школьного курса, на каких вопросах должно быть сконцентрировано основное внимание.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическаяфункция дает представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитании и развитии учащихся средствами русского языка.
Организационно-планирующаяфункция выделяет этапы обучения, структурирование учебного материала, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом из этапов.
Курс русского языка делится на разделы, при изучении которых формируются базовые умения и навыки по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации, культуре речи.
Одной из основных тем в программе является формирование и развитие орфографических навыков. Для этого на уроках рекомендуется проводить орфографические и словарные диктанты, тренировочные упражнения, задания, связанные с анализом структуры слова, контрольные диктанты.
Обязательной является работа в классе над всеми допущенными ошибками.
Для проверки усвоения теоретических знаний школьников используются тесты. По сравнению с традиционными формами проверки тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемого материала и получить более объективные данные о состоянии знаний, умений и навыков учащихся.
Программа предусматривает многоаспектный анализ текста с учетом особенностей и возможностей учащихся данного возраста. Анализ текста проводится не только с точки зрения орфографии, пунктуации, его строения, определения основной мысли, типа и стиля речи, но и с точки зрения использования выразительно-изобразительных средств, знания о которых получены учащимися на уроках литературы.
Программа рассчитана на использование дидактического материала, который наряду с решением основной познавательной задачи урока, определяемой темой, призван обогащать словарь школьников, формировать навыки правильного произношения, выразительного чтения.
Цели:
- воспитание духовно развитой грамотной личности, любви к родному языку;
- формировать орфографические и пунктуационные навыки;
- формировать умения выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, определять количество предложений в составе сложного;
- освоение грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Содержание разделов по русскому языку в 8 классе (102 часа)
Разделы
Кол-во
тем
Сколько
часов
Сколько
контр работ
Сколько
самост.
работ
Конечный результат
Введение. Функция русского языка в современном мире.
1
1
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, приложением, форзацами.Показать роль языка в современном мире.
Повторение изученного вV-VIIклассах
9
9
1
Повторение материла, изученного в V-VIIклассах.
Синтаксис и пунктуация.
80
87
Основные единицы синтаксиса
1
1
Понятие основных единиц синтаксиса.
Текст как единица синтаксиса
1
1
Текст. Виды текстов, строение текстов.
Словосочетание
2
3
Повторение сведений о словосочетании, полученных школьниками в предшествующие годы обучения, формирования навыка вычленения словосочетания из предложения, подбора синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи, обогащения ее.
Предложение. Простое предложение.
5
4
1 соч.
Формирование умений: 1) осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения; предложение как средство выражения мысли, чувств, переживания и пр.. 2)употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения.
9
6
1
2 соч, 1 изл.
Формирование умений выделять главные члены предложения, способы их выражения, правильно согласовывать подлежащее со сказуемым.
Второстепенные члены предложения.
8
8
1
1 изл.
Формирование умений определять роль второстепенных членов в предложении, способы их выражения.
Простые односоставные предложения
13
15
1+1 тест
1 изл.
Дать понятия односоставных предложений, формировать умения находить их в тексте, использовать в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.
Однородные члены предложения
13
15
1
1 изл.
Научить опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи, правильно ставить знаки препинания, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами.
17
22
1
2соч+ 1 тест
Дать понятие обособления, показать, что обособление – один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; формировать умения выделять интонационно обособленные члены, проводить синонимическую замену обособленных членов, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.
8
9
1
1 соч.+1 тест.
Формировать умения находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания при обращении, выразительно читать предложения, соблюдая звательную интонацию.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
3
3
Ознакомить с понятием «чужая речь» и способами её передачи. Формировать умения выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания.
Основные знания, умения, навыки/ или виды деятельности
1 четверть
1
Функции русского языка в современном мире.
1
2.09.
Дать представление о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе.
Повторение изученного в V-VII классах.
2.
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.
1
7.09.
Уметь разграничивать знаки препинания по их функциям; пользоваться простыми предложениями.
3
Знаки препинания в сложном предложении
1
9.09.
Знать виды предложения по количеству ситуаций, фрагментов действительности; виды сложных союзных предложений в зависимости от средства связи. Уметь определять вид сложного предложения, создавать графические схемы.
4
Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
1
10.09.
Знать условия выбора н, нн в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий. Уметь правильно писать орфограмму, графически обозначать условия выбора; разграничивать наречия, краткие прилагательные и причастия.
5
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
1
12.09.09
Знать условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, существительными, деепричастиями, причастиями, наречиями, прилагательными. Уметь правильно писать не с данными частями речи.
6
Слитное - раздельное написание не-ни с местоимениями и наречиями.
1
14.09.
Закрепление полученных навыков и умений.
7
Употребление в тексте частицы ни
1
15.09.
Уметь различать употребление частиц не и ни.
8
Дефисное написание слов
1
17.09.
Уметь находить в тексте и объяснять дефисное правописание частиц, суффиксов, наречий.
9
Повторение. Подготовка в диктанту.
1
19.09.
Систематизация и закрепление знаний.
10
Контрольный диктант по теме «Повторение»
1
21.09.- 26.09.
Проверка знаний учащихся.
11
Работа над ошибками.
1
Выявление и устранение допущенных ошибок.
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Словосочетание
12
Основные единицы синтаксиса
1
Знать основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст; их функции6 номинативная и коммуникативная. Уметь находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения.
13
Текст как единица синтаксиса
1
14
Предложение как единица синтаксиса
1
28.09.-3.10.
Уметь соотносить содержание предложения с фрагментами действительности; разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
15-16
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.
Контрольное тестирорвание.
2
Знать, что такое словосочетание, его функцию, виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные. Уметь составлять разные виды словосочетаний.
17
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
1
Уметь определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании; составлять словосочет. с заданным видом связи.
Предложение. Простое предложение.
18
Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Грамматическая основа предложения.
1
Знать виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные, уметь их разграничивать.
19
Повторим орфографию.
1
5.10.-10.10.
Повторение и систематизация знаний.
20
Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация
1
Знать особенности порядка слов в русском языке; основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы. Уметь выразительно читать предложения по интонационным схемам, составлять графическую интонационную схему предложения.
21-22
Особенности связи подлежащего и сказуемого.
2
Уметь согласовывать подлежащее и сказуемое.
23
р/р Описание памятника культуры.
1
Двусоставные предложения. Главные члены предложения.
24
Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
1
12.10.-17.10.
Знать способы выражения подлежащего, уметь находить его в тексте и определять способы его выражения.
25
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
1
Знать способы выражения сказуемого, правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в роде и числе.
Знать основные элементы составного глагольного сказуемого. Уметь находить его в предложении, определять значение вспомогательного глагола.
30
Составное именное сказуемое.
1
Знать основные элементы составного именного сказуемого, их функции, способы выражения именной части. Уметь разграничивать простое глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.
31-32
Р/р Изложение с описанием местности.
2
33-34
Тире между подлежащим и сказуемым
2
9.11.-14.11.
Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Уметь правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора.
35
р/р Сочинение на тему «Характеристика человека»
1
Второстепенные члены предложения.
36
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.
1
Знать виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении. Уметь находить их в предложении. Распознавать дополнение в предложении. Находить грамматические ошибки в его использовании.
37
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
1
16-21.11.
Знать виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом. Уметь разграничивать определение и именную часть составного сказуемого.
38
Приложения как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.
1
Знать, что такое приложение, способы выражения приложения. Уметь находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их; использовать приложения в речи.
39-40
р/р Изложение с элементами сочинения.
2
41-42
Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.
2
23-28.11.
Знать способы выражения обстоятельств, виды обстоятельств по значению. Уметь находить их в тексте, разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения.
43
Синтаксический разбор двусоставного предложения
1
Знать порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения, уметь его производить.
44
Повторение.
1
Закрепление и систематизация знаний.
45-46
Контрольный диктант и его анализ.
2
30-5.12.
Проверка усвоения изученного материала.
Простые односоставные предложения.
47
Главный член односоставного предложения.
1
Знать грамматическую основу односоставного предложения. Уметь разграничивать односоставные и двусоставные предложения.
48-49
Назывные предложения
2
Знать, что такое назывное предложение, способы выражения его главного члена, уметь находить их в тексте.
51-52
Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
2
7-12.12.
Знать способы выражения определенно-личных предложений, уметь их распознавать, пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами.
53
Неопределенно-личные предложения
1
Знать способы выражения главного члена неопределенно-личных предложений, уметь находить их в тексте.
54-55
Безличные предложения.
2
Знать функции безличных предложений в речи. Уметь разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние человека; находить главный член предложения безличных предложений.
56
Односоставные предложения с главным членом – сказуемым.
1
14-19.12.
Закрепление знаний по теме односоставные предложения.
57
Контрольное тестирование по теме «Односоставные члены предложения»
1
Проверка знаний.
58
Инструкция
1
59
Рассуждение
1
60
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
1
Закрепление и систематизация знаний.
61
Контрольный диктант и работа над ошибками.
1
21-26.12
Проверка знаний.
62-63
р/р Изложение текста публицистического характера с элементами сочинения.
2
28-30.12
3 четверть
64-65
Неполные предложения
2
Знать определение неполных предложений, правило употребления тире в неполных предложениях; распознавать их в тексте, определять их тип, находить пропущенный член предложения.
Однородные члены предложения
66
Синтаксический разбор односоставного предложения
1
11.01.-16.01.
Знать и уметь производить устный и письменный синтаксический разбор односоставного предложения.
67
Понятие об осложненном предложении.
1
Знать, что такое осложненное предложение; способы осложнения предложения. Уметь определять способ осложнения предложения.
68
Понятие об однородных членах.
1
Уметь распознавать однородные члены предложения и составлять графические схемы; использовать разделительные знаки препинания в предложения с однородными членами.
69-70
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.
2
18-23.01.
Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах, уметь его применять.
71-72
р/р Изложение по тексту.
2
73-74
Однородные и неоднородные определения.
2
25-30.01.
Уметь разграничивать однородные и неоднородные определения; использовать их в заданной ситуации.
75-77
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
3
1.02.-6.02.
Уметь правильно расставлять знаки препинания в предложения с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными союзами.
78-80
Обобщающие слова при однородных членах предложениях и знаки препинания при них.
3
Уметь находить обобщающее слово и определять его позицию, правильно расставлять знаки препинания.
81
Повторим орфографию
1
8-13.02.
Закрепление и систематизация полученных знаний.
82
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»
1
Закрепление и систематизация полученных знаний.
83
Синтаксический разбор с однородными членами предложения
1
Уметь производить устный и письменный разбор предложения с однородными членами.
84
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
1
Уметь производить устный и письменный разбор предложения с однородными членами.
85
Контрольный диктант
1
15-20.02.
Проверка знаний.
Предложения с обособленными членами.
86-87
Понятие об обособлении
2
Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении, показывать графически.
88-90
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.
3
22-27.02.
Уметь правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами.
91-92
р/р Рассуждение на дискуссионную тему
2
93-94
Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.
2
1-6.03.
Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.
95
Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений.
1
Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.
96
Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.
1
Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.
97-98
Обособление согласованных приложений.
Контрольное тестирование.
2
9-13.03.
Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.
99
Отсутствие или наличие запятой перед союзом как
1
100
Обобщение по теме изученного
1
Закрепление и систематизация изученного.
101-102
р/р Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
2
15-20.03.
103-104
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями
2
Уметь распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления.
105
Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.
1
22-24.03.
Распознавать в художественной тексте обособленные определения и обстоятельства.
4 четверть
106-108
Обособление уточняющих членов предложения.
3
1.04.-3.04.
Уметь находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения.
109
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.
1
5-10.04.
Уметь производить устный и письменный разборы.
110
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
1
Уметь производить устный и письменный пунктуационный разбор.
111
Повторение.
1
Закрепление знаний.
112
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»
1
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями
113-114
Обращение и знаки препинания при нем.
2
12-17.04.
Уметь находить обращения, правильно расставлять знаки препинания, определять способ его выражения.
115
р/р Составление делового письма
1
116
Вводные слова и знаки препинания при них.
1
19-24.04.
Знать основные группы вводных слов, уметь применять и находить их в тексте; правильно расставлять знаки препинания.
117-120
Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.
Контрольное тестирование.
4
26-30.04.
Уметь обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение, выделять на письме знаками препинания.
121
Публичное выступление.
1
122
Междометия в предложении.
1
3-7.05.
Уметь обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль.
123
Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обращениями, вводными словами и конструкциями.
1
Уметь производить разборы.
124
Контрольный диктант и его анализ.
1
10-15.05.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
125
Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. Прямая и косвенная речь.
2
Уметь конструировать предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания, обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль.
126
Диалог. Рассказ.
1
17-22.05.
Уметь объяснять текстообразующую роль диалога.
127
Цитаты и знаки препинания при них.
1
Уметь распознавать цитаты в тексте; вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью; использовать цитаты в речи.
128-136
Повторение пройденного в VIII классе.
9
24-29.05.
Закрепление и систематизация полученных знаний.
Пояснительная записка.
Тематический план разработан на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.
Главной целью основного образования является развитие ребенка как компонентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, поиск смыслов жизнедеятельности. Это определило цели обучения:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
· отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического
планирования обеспечивает взаимосвязное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию общественно востребованных качеств.
Деятельностный подходотражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, нацеленного на совершенствование современного общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков.
В 8 классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Содержание курса по литературе в 8 классе. (68 ч.)
Литература и история(1 ч.)
Русский фольклор(2 ч.)
Лирические песни.
Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»
Древнерусская литература(2 ч.)
Жанр жития. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Способы создания характера в «Житии…»
Из литературы XVIII века
«Повесть о Шемякином суде». Обращение литературы к жизни человека.
Д.И. Фонвизин.Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Основные каноны классицизма. (3 ч.)
К.Ф. Рылеев.Дума «Смерть Ермака». Связь с русской историей. (1 ч.)
А. С. Пушкин.«История Пугаческого бунта». «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его взглядов и характера. Отношение автора к Пугачеву и к народному восстанию. Смысл названия повести. (10 ч.)
М.Ю. Лермонтов.«Мцыри». Идейное содержание поэмы. Понятие романтизма. (5 ч.)
Н.В. Гоголь.«Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Значение авторских ремарок. «Ревизор» в театре и кино. (5 ч.)
И.С. Тургенев. «Ася». Особенности историзма. Характеристика героев повести. Образ «тургеневской» девушки. (3 ч.)
М.Е. Салтыков-Щедрин. Главы из «Истории одного города». Сатирическая направленность произведения. (2 ч.)
Н.С. Лесков. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений». (1 ч.)
Л.Н. Толстой.«После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. (4 ч.).
Работа над лирическими произведениями. (2 ч.)
А.П. Чехов. «О любви» - рассказ об упущенном счастье. (2 ч.)
Из литературы ХХ века.
И.А. Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ».(1 ч.)
А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» (1 ч.)
М Горький. «Челкаш». Герои и их судьбы. Романтическое произведение. (2 ч.)
А.А. Блок. Цикл «На поле Куликовом». Историческая тема в творчестве Блока. (1 ч.)
С. Есенин. Поэма «Пугачев». М.А. Осоргин «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики. (1 ч.)
И.С. Шмелев. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. (1 ч.)
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. (1 ч.)
Тэффи. «Жизнь и воротник» М. Зощенко «История болезни» ( 1 ч.)
А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Теркин». Герой и автор поэмы. (1 ч.)
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. (1 ч.)
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». (1 ч.)
Лирика русских поэтов о родине. (1 ч.)
Зарубежная литература.
У Шекспир. «Ромео о Джульетта». Проблема трагедии. (1 ч.)
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (1 ч.)
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». (1 ч.)
В Скотт «Айвенго». (1 ч.)
Количество часов: 68
- сочинений:
Домашних (1 чет. – 1; 2 чет. – 1;
Классных ( 2 чет. – 1; 3 чет. – 1; 4 чет. -2)
№ п/п
Наименование урока
Количество часов
Сроки
Основные знания, умения, навыки/ или виды деятельности
1 четверть
1
Вводный урок. Русская литература и история.
1
3.09.09
Кратко повторить изученное в 7 классе. Работа с учебником. Понятие историзма в художественном произведении.
2
Устное народное творчество. Русские народные песни. Исторические народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
1
7-12.09
Вспомнить жанры устного народного творчества. Знать особенности жанра народной песни. Формировать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения.
4
Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»
1
Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий; сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.
Древнерусская литература
5-6
Древнерусская литература. Жанр жития. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
2
14-19.09.
Развить понятие о древнерусской литературе; Расширить представления об особенностях житийного жанра. Развитие навыка анализа текста, навыки монологической речи и выразительного чтения.
Русская литератураXVIIIвека.
7
«Повесть о Шемякином суде»
1
21-26.09
Усвоить идейно-художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения. Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, описания иллюстраций.
8
Д.И. Фонвизин. Знакомство с писателем. Фонвизин – сатирик. Особенности классицизма.
1
Усвоить понятие классицизма, его особенности. Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии.
9-10
Герои и события. Проблемы гражданственности. Образование и воспитание в комедии.
2
28-3.10.
Вопросы воспитания и образования в дворянской семье.
Русская литератураXIX века.
11
И.А. Крылов. «Лягушки, просящие царя»
1
5-10.10.
Расширить знания учеников о баснописце и его баснях; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
12
К.Ф. Рылеев. Знакомство с писателем. «Смерть Ермака»
1
Знакомство с личностью Рылеева. Усвоить понятие жанра думы. Связь думы с историей.
13
А.С. Пушкин. О поэте. «История Пугачевского бунта»
1
12-17.10.
Расширить представление о личности А.С. Пушкина как историка; Знакомство с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».
14
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.
1
Историческая правда и художественный вымысел, причины обращения Пушкина к теме пугачевского бунта.
15
Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.
1
19-24.10.
Знать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева.
16
Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи.
1
Повторить, что такое литературный портрет, анализ главы.
2 четверть
17
Гринев и Швабрин. Проблемы, чести, достоинства и нравственности поступка.
Роль пейзажа и интерьера в художественном произведении.
19
Встреча с вождем народного восстания в его штабе. Два военных совета в повести.
1
9-14.11.
Лексическая работа с устаревшими словами. Сопоставить образ автора и рассказчика. Значимость художественной детали. Речевая характеристика героев.
20
Изображение народной войны и ее вождя
1
Сопоставление эпизодов, определение авторского отношения к героям.
21
Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести.
1
16-21.11.
Новые знания о портрете героя; отражение чувств героя в изменении выражения лица. Внимание к художественному слову; зеркальные сцены: государевы милости.
22
Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.
Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал.
23
М.Ю Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.
1
Тема Кавказа в творчестве Лермонтова. Анализ лирического произведения. Формировать умение составлять тезисный план.
24
Поэма «Мцыри». Значение эпиграфа. История создания.
1
23-28.11.
Тема узничества в творчестве поэта. Сюжет поэмы, роль эпиграфа.
25
Идейное содержание поэмы. Ее композиция.
1
Анализ поэмы, ее композиция, ее элементы.
26
Три дня на свободе. Что значит жить для героя поэмы «Мцыри»
1
30-5.12.
Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме.
27-28
р/р Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
2
Усвоить цитирование как способ аргументации, оформление цитат, композиция сочинения.
29
Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»
1
7-12.12.
Углубить знания о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы
30
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России.
1
14-19.12.
Углубить понятие о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа текста, характеристики героев. Жизненная основа и обобщающий смысл комедии.
31
Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина.
1
Характеристика героя; обобщающее значение образа Хлестакова.
32
Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Чиновники на приеме у «Ревизора»
1
21-26.12.
Новое о героях. Развитие монологической речи.
33
Финал комедии, его идейно-композиционное значение.
1
Роль финала, смысл эпиграфа комедии.
34
И.С. Тургенев. Судьба и личность писателя. Автобиографические мотивы в повести «Ася».
1
28-30.12.
Расширить знания о писателе; углубить понятие о русском национальном характере; совершенствовать навыки выразительного чтения.
3 четверть
35
Повесть «Ася». Образ «тургеневской» девушки. Тайна Аси и ее брата.
1
11-16.01.
Усвоить понятие «тургеневской» девушки.
36
Драма рассказчика, обреченного на одиночество.
1
Формировать умение анализировать данный эпизод. Проследить отзывы на повесть «Ася» в русской критике.
37
М.Е. Салтыков-Щедрин. Знакомство с писателем. «История одного города»
1
18-23.01.
Вспомнить основные страницы жизни и творчества писателя; познакомить с художественно-политической сатирой; отметить иронию писателя-гражданина
38
Объекты сатирического осмеяния в «Истории одного города»
1
Формировать умение определять стиль произведения. Познакомить со своеобразием историзма Салтыкова-Щедрина.
39
Жизнь и творчество Н.С. Лескова. «Старый гений»
1
25-30.01.
Уметь определять нравственные проблемы рассказа.
40
Л.Н. Толстой. Личность и судьба. История создания рассказа «После бала»
1
Закрепить основные биографические сведения о писателе. Вспомнить особенности рассказа как жанра эпического.
41
Герои рассказа «После бала» и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа.
1
1-6.02.
Образ повествователя-рассказчика. Особенности композиции.
42-43
р/р Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»
2
8-13.02.
Формировать умение грамотно и логически высказывать свои мысли, опираясь на прочитанное произведение.
44
Поэзия родной природы: А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков
2
15-20.02.
Определить своеобразие лирики поэтов; анализ лирического произведения; выразительное чтение стихотворений.
45
к/р Анализ поэтического текста
1
Проверка усвоения знаний.
46-47
А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «О любви»
2
22-27.02.
Вспомнить основные моменты жизни и творчества писателя. Рассмотреть проблему отношений между мужчиной и женщиной.
Из литературы ХХ века
48
И.А. Бунин. «Кавказ»
1
1-6.03.
Показать особенности творческой индивидуальности писателя; анализ текста.
49
А.И. Куприн. «Куст сирени»
1
Выявить нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста.
50-51
Максим Горький. «Челкаш»
2
8-13.03.
Углубить представление о личности писателя; расширить понятие о романтизме; новаторство Горького в развитии романтических традиций.
52
А.А. Блок. Лирика. «Мир на Куликовом поле», «На поле Куликовом», «Россия»
1
Знакомство с творческой биографией поэта. Особенности подхода Блока к истории.
53
С.А. Есенин. «Пугачев»
1
15-20.03.
Анализ поэтического текста.
54
М.А. Осоргин. «Пенсне». И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»
1
23.03.
Подчеркнуть общую проблематику рассказов; закрепить понятия «метафора» и «олицетворение»
4 четверть
55-56
Юмор в произведениях писателей
2
1-10.04.
Закрепить понятия «юмор» и «сатира»
57
Тэффи. «Жизнь и воротник», М.М. Зощенко. «История болезни»
1
Развивать умение различать юмор и сатиру в произведении.
58
А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Теркин»
1
12-17.04.
Проследить, как в поэме сочетаются героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина.
59
А.П. Платонов. О писателе. «Возвращение»
1
Раскрыть нравственный смысл рассказа, определить роль художественных приемов.
60-61
Стихи и песни, посвященные Великой Отечественной войне
2
19-24.04.
Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии того времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
62
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
1
26-30.04.
Вспомнить страницы из жизни писателя; работа над осознанным, выразительным чтением.
63
Р\Р Сочинение на военную тему
2
3-8.05.
64
Русские поэты ХХ века о Родине
1
Анализ лирического произведения.
65
Поэты русского зарубежья о Родине
1
10-15.05.
Анализ лирического произведения, выразительное чтение.
66
р/р Сочинение на тему «Связь литературы и истории»
1
Проверка знаний.
Зарубежная литература
67
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
1
17-22.05.
Дать представление о литературе в эпоху Возрождения; выявить основные проблемы трагедии.
68
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»
1
Выявить глубинное содержание романа; развивать навыки выразительного чтения.