Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по русскому языку и литературе

Submitted by Татьяна Михайловна Белкова on пн, 05/09/2011 - 22:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Белкова Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 

ГОУ "КСШ №2"

учитель русского языка и литературы

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Программа по русскому языку и по литературе включает в себя содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение&nbsp; учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, учитываются возрастные особенности учащихся.</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа по русскому языку включает в себя содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение  учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, учитываются возрастные особенности учащихся, определяется минимальный набор сочинений, изложений, контрольных диктантов.

Программа составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которые получили пятиклассники в начальной школе.

В программе определено, что должно быть главным в усвоении тех или иных разделов школьного курса, на каких вопросах должно быть сконцентрировано основное внимание.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическаяфункция дает представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитании и развитии учащихся средствами русского языка.

Организационно-планирующаяфункция выделяет этапы обучения, структурирование учебного материала, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом из этапов.

Курс русского языка делится на разделы, при изучении которых формируются базовые умения и навыки по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации, культуре речи.

Одной из основных тем в программе является формирование и развитие  орфографических навыков. Для этого на уроках рекомендуется проводить орфографические и словарные диктанты, тренировочные упражнения, задания, связанные с анализом структуры слова, контрольные диктанты.

Обязательной является работа в классе над всеми допущенными ошибками.

Для проверки усвоения теоретических знаний школьников используются тесты. По сравнению с традиционными формами проверки тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемого материала и получить более объективные данные о состоянии знаний, умений и навыков  учащихся.

Программа предусматривает многоаспектный анализ текста с учетом особенностей и возможностей учащихся данного возраста. Анализ текста проводится не только с точки зрения орфографии, пунктуации, его строения, определения основной мысли, типа и стиля речи, но и с точки зрения использования выразительно-изобразительных средств, знания о которых получены учащимися на уроках литературы.

Программа рассчитана на использование дидактического материала, который наряду с решением основной познавательной задачи урока, определяемой  темой, призван обогащать словарь школьников, формировать навыки правильного произношения, выразительного чтения.

 

Цели:

- воспитание духовно развитой грамотной личности, любви к родному языку;

- формировать орфографические и пунктуационные навыки;

- формировать умения выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, определять количество предложений в составе сложного;

- освоение грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

 

Содержание разделов по русскому языку в 8 классе  (102 часа)

 

Разделы

Кол-во

тем

Сколько

часов

Сколько

контр работ

Сколько

самост.

работ

Конечный результат

Введение. Функция русского языка в современном мире.

1

1

 

 

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, приложением, форзацами.Показать роль языка в современном мире.

Повторение изученного в V-VIIклассах

9

9

1

 

Повторение материла, изученного в V-VIIклассах.

Синтаксис и пунктуация.

80

87

 

 

 

Основные единицы синтаксиса

1

1

 

 

Понятие основных единиц синтаксиса.

Текст как единица синтаксиса

1

1

 

 

Текст. Виды текстов, строение текстов.

Словосочетание

2

3

 

 

Повторение сведений о словосочетании, полученных школьниками в предшествующие годы обучения, формирования навыка вычленения словосочетания из предложения, подбора синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи, обогащения ее.

Предложение. Простое предложение.

5

4

 

1 соч.

Формирование умений: 1) осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения; предложение как средство выражения мысли, чувств, переживания и пр..  2)употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

9

6

1

2 соч, 1 изл.

Формирование умений выделять главные члены предложения, способы их выражения, правильно согласовывать подлежащее со сказуемым.

Второстепенные члены предложения.

8

8

1

1 изл.

Формирование умений определять роль второстепенных членов в предложении, способы их выражения.

Простые односоставные предложения

13

15

1+1 тест

1 изл.

Дать понятия односоставных предложений, формировать умения находить их в тексте, использовать в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.

Однородные члены предложения

13

15

1

1 изл.

Научить опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи, правильно ставить знаки препинания, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами.

17

22

1

2соч+ 1 тест

Дать понятие обособления, показать, что обособление – один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; формировать умения выделять интонационно обособленные члены, проводить синонимическую замену обособленных членов, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

8

9

1

1 соч.+1 тест.

Формировать умения находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания при обращении, выразительно читать предложения, соблюдая звательную интонацию.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

3

3

 

 

Ознакомить с понятием «чужая речь» и способами её передачи. Формировать умения выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания.

Повторение изученного

9

5

1

 

Повторение и систематизация изученного материала.

 

Всего уроков:   136 ч. Контрольных работ:

                                      - диктантов – ( 1 чет. – 1; 2 чет. – 2; 3 чет. – 1; 4 чет. – 2)

                                      - сочинений – ( 1 чет. – 2; 2 чет. – 1; 3 чет. – 2; 4 чет. -1)

                                      - изложений - (2 чет. – 3; 3 чет. – 1)

                                      - тестов – (1 чет. – 1; 2 чет. -1; 3 чет. – 1; 4 чет. – 1)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Сроки

Основные знания, умения, навыки/ или виды деятельности

 

1 четверть

 

 

 

1

Функции русского языка в современном мире.

1

2.09.

Дать представление о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе.

 

Повторение изученного в V-VII классах.

 

 

 

2.

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

7.09.

Уметь разграничивать знаки препинания по их функциям; пользоваться простыми предложениями.

3

Знаки препинания в сложном предложении

1

9.09.

Знать виды предложения по количеству ситуаций, фрагментов действительности; виды сложных союзных предложений в зависимости от средства связи. Уметь определять вид сложного предложения, создавать графические схемы.

4

Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

10.09.

Знать условия выбора н, нн в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий. Уметь правильно писать орфограмму, графически обозначать условия выбора; разграничивать наречия, краткие прилагательные и причастия.

5

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

12.09.09

Знать условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, существительными, деепричастиями, причастиями, наречиями, прилагательными. Уметь правильно писать не с данными частями речи.

6

Слитное - раздельное написание не-ни с местоимениями и наречиями.

1

14.09.

Закрепление полученных навыков и умений.

7

Употребление в тексте частицы ни

1

15.09.

Уметь различать употребление частиц не и ни.

8

Дефисное написание слов

1

17.09.

Уметь находить в тексте и объяснять дефисное правописание частиц, суффиксов, наречий.

9

Повторение. Подготовка в диктанту.

1

19.09.

Систематизация и закрепление знаний.

10

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

21.09.- 26.09.

Проверка знаний учащихся.

11

Работа над ошибками.

1

 

Выявление и устранение допущенных ошибок.

 

Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Словосочетание

 

 

 

12

Основные единицы синтаксиса

1

 

Знать основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст; их функции6 номинативная и коммуникативная. Уметь находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения.

13

Текст как единица синтаксиса

1

 

 

14

Предложение как единица синтаксиса

1

28.09.-3.10.

Уметь соотносить содержание предложения с фрагментами действительности; разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.

15-16

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

Контрольное тестирорвание.

2

 

Знать, что такое словосочетание, его функцию, виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные. Уметь составлять разные виды словосочетаний.

17

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

1

 

Уметь определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании; составлять словосочет. с заданным видом связи.

 

Предложение. Простое предложение.

 

 

 

18

Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Грамматическая основа предложения.

1

 

Знать виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные, уметь их разграничивать.

19

Повторим орфографию.

1

5.10.-10.10.

Повторение и систематизация знаний.

20

Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация

1

 

Знать особенности порядка слов в русском языке; основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы. Уметь выразительно читать предложения по интонационным схемам, составлять графическую интонационную схему предложения.

21-22

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

2

 

Уметь согласовывать подлежащее и сказуемое.

23

р/р Описание памятника культуры.

1

 

 

 

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

 

 

 

24

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

1

12.10.-17.10.

Знать способы выражения подлежащего, уметь находить его в тексте и определять способы его выражения.

25

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

 

Знать способы выражения сказуемого, правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в роде и числе.

26

Повторим орфографию

1

 

Повторение и систематизация знаний.

27-28

р/р Сочинение на тему «Чудный собор»

2

19-24.10.

 

 

2 четверть

 

 

 

29

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

1

2.11.-7.11.

Знать  основные элементы составного глагольного сказуемого. Уметь находить его в предложении, определять значение вспомогательного глагола.

30

Составное именное сказуемое.

1

 

Знать основные элементы составного именного сказуемого, их функции, способы выражения именной части. Уметь разграничивать простое глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.

31-32

Р/р Изложение с описанием местности.

2

 

 

33-34

Тире между подлежащим и сказуемым

2

9.11.-14.11.

Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Уметь правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора.

35

р/р Сочинение на тему «Характеристика человека»

1

 

 

 

Второстепенные члены предложения.

 

 

 

36

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

1

 

Знать виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении. Уметь находить их в предложении. Распознавать дополнение в предложении. Находить грамматические ошибки в его использовании.

37

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

1

16-21.11.

Знать виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом. Уметь разграничивать определение и именную часть составного сказуемого.

38

Приложения как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

1

 

Знать, что такое приложение, способы выражения приложения. Уметь находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их; использовать приложения в речи.

39-40

р/р Изложение с элементами сочинения.

2

 

 

41-42

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

2

23-28.11.

Знать способы выражения обстоятельств, виды обстоятельств по значению. Уметь находить их в тексте, разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения.

43

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

 

Знать порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения, уметь его производить.

44

Повторение.

1

 

Закрепление и систематизация знаний.

45-46

Контрольный диктант и его анализ.

2

30-5.12.

Проверка усвоения изученного материала.

 

Простые односоставные предложения.

 

 

 

47

Главный член односоставного предложения.

1

 

Знать грамматическую основу односоставного предложения. Уметь разграничивать односоставные и двусоставные предложения.

48-49

Назывные предложения

2

 

Знать, что такое назывное предложение, способы выражения его главного члена, уметь находить их в тексте.

51-52

Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

2

7-12.12.

Знать способы выражения определенно-личных предложений, уметь их распознавать, пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами.

53

Неопределенно-личные предложения

1

 

Знать способы выражения главного члена неопределенно-личных предложений, уметь находить их в тексте.

54-55

Безличные предложения.

2

 

Знать функции безличных предложений в речи. Уметь разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние человека; находить главный член предложения безличных предложений.

56

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым.

1

14-19.12.

Закрепление знаний по теме односоставные предложения.

57

Контрольное тестирование по теме «Односоставные члены предложения»

1

 

Проверка знаний.

58

Инструкция

1

 

 

59

Рассуждение

1

 

 

60

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

1

 

Закрепление и систематизация знаний.

61

Контрольный диктант и работа над ошибками.

1

21-26.12

Проверка знаний.

62-63

р/р Изложение текста публицистического характера с элементами сочинения.

2

28-30.12

 

 

3 четверть

 

 

 

64-65

Неполные предложения

2

 

Знать определение неполных предложений, правило употребления тире в неполных предложениях; распознавать их в тексте, определять их тип, находить пропущенный член предложения.

 

Однородные члены предложения

 

 

 

66

Синтаксический разбор односоставного предложения

1

11.01.-16.01.

Знать  и уметь производить устный и письменный синтаксический разбор односоставного предложения.

67

Понятие об осложненном предложении.

1

 

Знать, что такое осложненное предложение; способы осложнения предложения. Уметь определять способ осложнения предложения.

68

Понятие об однородных членах.

1

 

Уметь распознавать однородные члены предложения и составлять графические схемы; использовать разделительные знаки препинания в предложения с однородными членами.

69-70

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

2

18-23.01.

Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах, уметь его применять.

71-72

р/р Изложение по тексту.

2

 

 

73-74

Однородные и неоднородные определения.

2

25-30.01.

Уметь разграничивать однородные и неоднородные определения; использовать их в заданной ситуации.

75-77

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

3

1.02.-6.02.

Уметь правильно расставлять знаки препинания в предложения с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными союзами.

78-80

Обобщающие слова при однородных членах предложениях и знаки препинания при них.

3

 

Уметь находить обобщающее слово и определять его позицию, правильно расставлять знаки препинания.

81

Повторим орфографию

1

8-13.02.

Закрепление и систематизация полученных знаний.

82

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1

 

Закрепление и систематизация полученных знаний.

83

Синтаксический разбор с однородными членами предложения

1

 

Уметь производить устный и письменный разбор предложения с однородными членами.

84

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

 

Уметь производить устный и письменный разбор предложения с однородными членами.

85

Контрольный диктант

1

15-20.02.

Проверка знаний.

 

Предложения с обособленными членами.

 

 

 

86-87

Понятие об обособлении

2

 

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении, показывать графически.

88-90

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

3

22-27.02.

Уметь правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами.

91-92

 р/р Рассуждение на дискуссионную тему

2

 

 

93-94

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

2

1-6.03.

Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.

95

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений.

1

 

Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.

96

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

1

 

Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.

97-98

Обособление согласованных приложений.

Контрольное тестирование.

2

9-13.03.

Правильно расставлять знаки препинания, графически объяснять.

99

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как

1

 

 

100

Обобщение по теме изученного

1

 

Закрепление и систематизация изученного.

101-102

р/р Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

2

15-20.03.

 

103-104

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

2

 

Уметь распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления.

105

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.

1

22-24.03.

Распознавать в художественной тексте обособленные определения и обстоятельства.

 

4 четверть

 

 

 

106-108

Обособление уточняющих членов предложения.

3

1.04.-3.04.

Уметь находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения.

109

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

1

5-10.04.

Уметь производить устный и письменный разборы.

110

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

 

Уметь производить устный и письменный пунктуационный разбор.

111

Повторение.

1

 

Закрепление знаний.

112

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

1

 

 

 

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

 

 

 

113-114

Обращение и знаки препинания при нем.

2

12-17.04.

Уметь  находить обращения, правильно расставлять знаки препинания, определять способ его выражения.

115

р/р Составление делового письма

1

 

 

116

Вводные слова и знаки препинания при них.

1

19-24.04.

Знать основные группы вводных слов, уметь применять и находить их в тексте; правильно расставлять знаки препинания.

117-120

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

Контрольное тестирование.

4

26-30.04.

Уметь обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение, выделять на письме знаками препинания.

121

Публичное выступление.

1

 

 

122

Междометия в предложении.

1

3-7.05.

Уметь обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль.

123

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обращениями, вводными словами и конструкциями.

1

 

Уметь производить разборы.

124

Контрольный диктант и его анализ.

1

10-15.05.

 

 

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

 

 

 

125

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. Прямая и косвенная речь.

2

 

Уметь конструировать предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания, обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль.

126

Диалог. Рассказ.

1

17-22.05.

Уметь объяснять текстообразующую роль диалога.

127

Цитаты и знаки препинания при них.

1

 

Уметь распознавать цитаты в тексте; вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью; использовать цитаты в речи.

128-136

Повторение пройденного в VIII классе.

9

24-29.05.

Закрепление и систематизация полученных знаний.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Тематический план разработан на основе программы основного общего образования  по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.

Главной целью основного образования является развитие ребенка как компонентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, поиск смыслов жизнедеятельности. Это определило цели обучения:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и  свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

·        приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

·        овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

·        устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

·        научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

·        отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

·        освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенцией.

Таким образом, компетентностный подход  к созданию тематического

планирования обеспечивает взаимосвязное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию общественно востребованных качеств.

Деятельностный подходотражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека  и гражданина, нацеленного на совершенствование современного общества. Система уроков сориентирована   не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков.

В 8 классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

 

Содержание курса по литературе в 8 классе. (68 ч.)

 

Литература и история(1 ч.)

Русский фольклор(2 ч.)

Лирические песни.

Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Древнерусская литература(2 ч.)

Жанр жития. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Способы создания характера в «Житии…»

Из литературы XVIII века

«Повесть о Шемякином суде». Обращение литературы к жизни человека.

Д.И. Фонвизин.Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Основные каноны классицизма. (3 ч.)

И.А. Крылов. Басня «Лягушки, просящие царя». Историческая основа басен. (2 ч.)

К.Ф. Рылеев.Дума «Смерть Ермака». Связь с русской историей. (1 ч.)

А. С. Пушкин.«История Пугаческого бунта». «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его взглядов и характера. Отношение автора к Пугачеву и к народному восстанию.  Смысл названия повести. (10 ч.)

М.Ю. Лермонтов.«Мцыри». Идейное содержание поэмы. Понятие романтизма. (5 ч.)

Н.В. Гоголь.«Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Значение авторских ремарок. «Ревизор» в театре и кино. (5 ч.)

И.С. Тургенев. «Ася». Особенности историзма. Характеристика героев повести. Образ «тургеневской» девушки. (3 ч.)

М.Е. Салтыков-Щедрин. Главы из «Истории одного города». Сатирическая направленность произведения. (2 ч.)

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений». (1 ч.)

Л.Н. Толстой.«После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. (4 ч.).

Работа над лирическими произведениями. (2 ч.)

А.П. Чехов. «О любви» - рассказ об упущенном счастье. (2 ч.)

Из литературы ХХ века.

И.А. Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ».(1 ч.)

А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» (1 ч.)

М Горький. «Челкаш». Герои и их судьбы. Романтическое произведение. (2 ч.)

А.А. Блок. Цикл «На поле Куликовом». Историческая тема в творчестве Блока. (1 ч.)

С. Есенин. Поэма «Пугачев». М.А. Осоргин «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики. (1 ч.)

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. (1 ч.)

Журнал «Сатирикон».  Сатирическое изображение исторических событий. (1 ч.)

Тэффи. «Жизнь и воротник»  М. Зощенко «История болезни» ( 1 ч.)

А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Теркин». Герой и автор поэмы. (1 ч.)

А.П. Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. (1 ч.)

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. (1 ч.)

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». (1 ч.)

Лирика русских поэтов о родине. (1 ч.)

Зарубежная литература.

У Шекспир. «Ромео о Джульетта». Проблема трагедии. (1 ч.)

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (1 ч.)

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». (1 ч.)

В Скотт «Айвенго». (1 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов: 68

                                - сочинений:

                                   Домашних (1 чет. – 1; 2 чет. – 1;

                                   Классных ( 2 чет. – 1; 3 чет. – 1; 4 чет. -2)

№ п/п

Наименование урока

Количество часов

Сроки

Основные знания, умения, навыки/ или виды деятельности

 

1 четверть

 

 

 

1

Вводный урок. Русская литература и история.

1

3.09.09

Кратко повторить изученное в 7 классе. Работа с учебником. Понятие историзма в художественном произведении.

2

Устное народное творчество. Русские народные песни. Исторические народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

1

7-12.09

Вспомнить жанры устного народного творчества.  Знать особенности жанра народной песни. Формировать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения.

4

Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

1

 

Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий; сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.

 

Древнерусская литература

 

 

 

5-6

Древнерусская литература. Жанр жития. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

2

14-19.09.

Развить понятие о древнерусской литературе; Расширить представления об особенностях житийного жанра. Развитие навыка анализа текста, навыки монологической речи и выразительного чтения.

 

Русская литература XVIIIвека.

 

 

 

7

«Повесть о Шемякином суде»

1

21-26.09

Усвоить идейно-художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения. Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, описания иллюстраций.

8

Д.И. Фонвизин. Знакомство с писателем. Фонвизин – сатирик. Особенности классицизма.

1

 

Усвоить понятие классицизма, его особенности. Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии.

9-10

Герои и события. Проблемы гражданственности. Образование и воспитание в комедии.

2

28-3.10.

Вопросы воспитания и образования в дворянской семье.

 

Русская литература XIX века.

 

 

 

11

И.А. Крылов. «Лягушки, просящие царя»

1

5-10.10.

Расширить знания учеников о баснописце и его баснях; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

12

К.Ф. Рылеев. Знакомство с писателем. «Смерть Ермака»

1

 

Знакомство с личностью Рылеева. Усвоить понятие жанра думы. Связь думы с историей.

13

А.С. Пушкин. О поэте. «История Пугачевского бунта»

1

12-17.10.

Расширить представление о личности А.С. Пушкина как историка; Знакомство с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».

14

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

1

 

Историческая правда и художественный вымысел, причины обращения Пушкина к теме пугачевского бунта.

15

Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.

1

19-24.10.

Знать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева.

16

Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи.

1

 

Повторить, что такое литературный портрет, анализ главы.

 

2 четверть

 

 

 

17

Гринев и Швабрин. Проблемы, чести, достоинства и нравственности поступка.

1

2-7.11.

Проследить духовный путь становления Гринева.

18

Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон.

1

 

Роль пейзажа и интерьера в художественном произведении.

19

Встреча с вождем народного восстания в его штабе. Два военных совета в повести.

1

9-14.11.

Лексическая работа с устаревшими словами. Сопоставить образ автора и рассказчика. Значимость художественной детали. Речевая характеристика героев.

20

Изображение народной войны и ее вождя

1

 

 Сопоставление эпизодов, определение авторского отношения к героям.

21

Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести.

1

16-21.11.

Новые знания о портрете героя; отражение чувств героя в изменении выражения лица. Внимание к художественному слову; зеркальные сцены: государевы милости.

22

Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

 

 

Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал.

23

М.Ю Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

1

 

Тема Кавказа в творчестве Лермонтова. Анализ лирического произведения. Формировать умение составлять тезисный план.

24

Поэма «Мцыри». Значение эпиграфа. История создания.

1

23-28.11.

Тема узничества в творчестве поэта. Сюжет поэмы, роль эпиграфа.

25

Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

1

 

Анализ поэмы, ее композиция, ее элементы.

26

Три дня на свободе. Что значит жить для героя поэмы «Мцыри»

1

30-5.12.

Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме.

27-28

р/р Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

2

 

Усвоить цитирование как способ аргументации, оформление цитат, композиция сочинения.

29

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»

1

7-12.12.

Углубить знания о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы

30

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России.

1

14-19.12.

Углубить понятие о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа текста, характеристики героев. Жизненная основа и обобщающий смысл комедии.

31

Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина.

1

 

Характеристика героя; обобщающее значение образа Хлестакова.

32

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Чиновники на приеме у «Ревизора»

1

21-26.12.

Новое о героях. Развитие монологической речи.

33

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1

 

Роль финала, смысл эпиграфа комедии.

34

И.С. Тургенев. Судьба и личность писателя. Автобиографические мотивы в повести «Ася».

1

28-30.12.

Расширить знания о писателе; углубить понятие о русском национальном характере; совершенствовать навыки выразительного чтения.

 

3 четверть

 

 

 

35

Повесть «Ася». Образ «тургеневской» девушки. Тайна Аси и ее брата.

1

11-16.01.

Усвоить понятие «тургеневской» девушки.

36

Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

1

 

Формировать умение анализировать данный эпизод. Проследить отзывы  на повесть «Ася» в русской критике.

37

М.Е. Салтыков-Щедрин. Знакомство с писателем. «История одного города»

1

18-23.01.

Вспомнить основные страницы жизни и творчества писателя; познакомить с художественно-политической сатирой; отметить иронию писателя-гражданина

38

Объекты сатирического осмеяния в «Истории одного города»

1

 

Формировать умение определять стиль произведения. Познакомить со своеобразием историзма Салтыкова-Щедрина.

39

Жизнь и творчество Н.С. Лескова. «Старый гений»

1

25-30.01.

Уметь определять нравственные проблемы рассказа.

40

Л.Н. Толстой. Личность и судьба. История создания рассказа «После бала»

1

 

Закрепить основные биографические сведения о писателе. Вспомнить особенности рассказа как жанра эпического.

41

Герои рассказа «После бала» и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа.

1

1-6.02.

Образ повествователя-рассказчика. Особенности композиции.

42-43

р/р Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

2

8-13.02.

Формировать умение грамотно и логически высказывать свои мысли, опираясь на прочитанное произведение.

44

Поэзия родной природы: А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков

2

15-20.02.

Определить своеобразие лирики поэтов; анализ лирического произведения; выразительное чтение стихотворений.

45

к/р Анализ поэтического текста

1

 

Проверка усвоения знаний.

46-47

А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «О любви»

2

22-27.02.

Вспомнить основные моменты жизни и творчества писателя. Рассмотреть проблему отношений между мужчиной и женщиной.

 

Из литературы ХХ века

 

 

 

48

И.А. Бунин. «Кавказ»

1

1-6.03.

Показать особенности творческой индивидуальности писателя; анализ текста.

49

А.И. Куприн. «Куст сирени»

1

 

Выявить нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста.

50-51

Максим Горький. «Челкаш»

2

8-13.03.

Углубить представление о личности писателя; расширить понятие о романтизме; новаторство Горького в развитии романтических традиций.

52

А.А. Блок. Лирика. «Мир на Куликовом поле», «На поле Куликовом», «Россия»

1

 

Знакомство с творческой биографией поэта. Особенности подхода Блока к истории.

53

С.А. Есенин. «Пугачев»

1

15-20.03.

Анализ поэтического текста.

54

М.А. Осоргин. «Пенсне». И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»

1

23.03.

Подчеркнуть общую проблематику рассказов; закрепить понятия «метафора» и «олицетворение»

 

4 четверть

 

 

 

55-56

Юмор в произведениях писателей

2

1-10.04.

Закрепить понятия «юмор» и «сатира»

57

Тэффи. «Жизнь и воротник», М.М. Зощенко. «История болезни»

1

 

Развивать умение различать юмор и сатиру в произведении.

58

А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Теркин»

1

12-17.04.

Проследить, как в поэме сочетаются героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина.

59

А.П. Платонов. О писателе. «Возвращение»

1

 

Раскрыть нравственный смысл рассказа, определить роль художественных приемов.

60-61

Стихи и песни, посвященные Великой Отечественной войне

2

19-24.04.

Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии того времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

62

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

1

26-30.04.

Вспомнить страницы из жизни писателя; работа над осознанным, выразительным чтением.

63

Р\Р Сочинение на военную тему

2

3-8.05.

 

64

Русские поэты ХХ века о Родине

1

 

Анализ лирического произведения.

65

Поэты русского зарубежья о Родине

1

10-15.05.

Анализ лирического произведения, выразительное чтение.

66

р/р Сочинение на тему «Связь литературы и истории»

1

 

Проверка знаний.

 

Зарубежная литература

 

 

 

67

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

1

17-22.05.

Дать представление о литературе в эпоху Возрождения; выявить основные проблемы трагедии.

68

Дж. Свифт. «Путешествия  Гулливера»

1

 

Выявить глубинное содержание романа; развивать навыки выразительного чтения.

69

В. Скотт. «Айвенго»

1

24-29.05.

Расширить понятие о жанре исторического романа.

70

Подведение итогов

1

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн