Вы не зарегистрированы

Авторизация



УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Фото пользователя Ольга Владимировна Овчинникова
Submitted by Ольга Владимировна Овчинникова on Tue, 06/09/2011 - 10:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Овчинникова О.В.
Место работы, должность: 

ТОГБОУ СПО "Аграрно-промышленный техникум", педагог-психолог

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Если учитель не хочет сбиться с курса&nbsp; в океане различных нововведений, технологий и других материалов, ему не обойтись без науки. Умение осмысливать свою работу с научных позиций является важной составляющей методологической культуры педагога. Поэтому возникла необходимость в формировании исследовательской деятельности педагога, способного осуществлять направленный поиск нового.</p>

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

О.В. Овчинникова

ТОГОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»

г.Кирсанов,  Тамбовская область, Россия

Если учитель не хочет сбиться с курса  в океане различных нововведений, технологий и других материалов, ему не обойтись без науки. Умение осмысливать свою работу с научных позиций является важной составляющей методологической культуры педагога. Поэтому возникла необходимость в формировании исследовательской деятельности педагога, способного осуществлять направленный поиск нового.

Решающее значение для обеспечения инновационного климата в образовательном учреждении имеет поддержка новаторства со стороны руководства. Настоящим руководителем можно назвать лишь того, кто обладает способностью побуждать людей, будь то словами или собственным примером, к полному проявлению своих потенциальных возможностей; предоставляет им поле деятельности и свободу для реализации их устремлений. Основной задачей руководителя становится умение не столько единолично находить правильные решения и брать на себя все вопросы, сколько создать атмосферу творческого поиска в руководимом коллективе. В этом кроется большой смысл, так как сами подчиненные вовлекаются в процесс разработки, а главное - реализации решения, воспринимаемого ими или как собственное, или как лучшее из всех.

Важнейшим условием успешного управления в современном образовании,является личность самого руководителя. Повышенные требования предъявляются к его компетентности – личной способности специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Это значит, что каждый руководитель должен знать, что делать и как выполнять свою работу наилучшим образом. Компетентность культивируется среди руководителей оригинальным способом: с помощью идеи о том, что руководитель не может позволить себе учиться на собственных ошибках. Знания по управлению могут быть получены либо в результате специального обучения, либо в результате тщательного анализа ошибок других и собственного опыта.

В обобщенном виде модель профессиональной компетентности представлена на рис.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опытно-экспериментальная проверка эффективности управления инновационными процессами в образовательном учрежденииТамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Аграрно-промышленный техникум» базировалась на мониторинге самооценки и уровня профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности. Эксперимент проходил в два этапа.

На первом этапе эксперимента(2007 г.) по разработанной методике был проведен социологический опрос среди педагогов с целью выявления степени их готовности к участию в инновационной деятельности и применению ими современных образовательных технологий.

На основе полученных результатов были сделаны выводы:

Высокий уровень готовности педагогов к инновационной деятельности (84-71 балл) составил 8%; средний уровень (70-55 баллов) – 72%; низкий уровень (менее 55 баллов) – 20%.

Полученные результаты свидетельствовали о высоком потенциале педагогического коллектива к освоению и внедрению инноваций.

На втором этапе эксперимента была проведена оценка эффективности новых способов управления инновациями в образовательном учреждении с двух позиций: внешней (экстеросистемный анализ) и внутренней (интеросистемный анализ).

Интеросистемный анализ (внутренний аудит)позволил создать целостное представление об эффективности новых способов управления инновациями с точки зрения руководителя образовательного учреждения и педагогов.

Экстеросистемный анализ (внешний аудит)в нашем исследовании давал возможность получить независимую оценку эффективности новых способов управления инновациями с позиции представителей органов управления образованием, родителей, обучающихся, общественности. В данном случае оценивался уровень конкурентоспособности образовательного учреждения и его положительный имидж.

Такой подход позволил нам рассматривать результат использования новых способов управления инновациями как интегральный критерий их эффективности.

Эксперимент проводился методом сравнения, при котором первоначально оценивалась деятельность образовательного учреждения до внедрения новых способов управления инновациями,  а затем деятельность того же учреждения после внедрения новых способов управления инновациями.

Результаты исследования позволили нам выделить три уровня готовности педагогического коллектива к освоению и внедрению инноваций: высокий, средний и низкий. Характеристики уровней готовности по годам представлены в таблице №1.

В ходе эксперимента была проведена работа по информированию педагогического коллектива по инновационной деятельности образовательного учреждения, ее методической поддержке. Многие педагоги прошли обучение на  курсах повышения квалификации по внедрению инноваций в образовательный процесс.

Внутренний анализ среды позволил создать эффективный план повышения квалификации работников образовательного учреждения.

Параллельно проводилась работа по мотивации работников к участию в инновационной деятельности:

- привлечение их к анализу состояния педагогической системы образовательного учреждения, к оценке и выбору новшеств для внедрения, формированию целей, планированию будущего через участие в семинарах, педагогических советах;

- использование нематериальных форм поощрения участия педагогов в инновационной деятельности, таких как проведение конкурсов по освоению новых технологий, творческих отчетов, позволяющих почувствовать человеку свою значимость в коллективе;

- разработка форм поощрения участников инновационной деятельности, условия и порядок реализации материальной поддержки педагогов (оплата их публикаций, издательская деятельность, оплата организационных взносов и др.)

Информация о поощрениях регулярно отражалась на информационных досках, в методических бюллетенях, в устной форме на совещаниях и педагогических советах.

Преодолению негативного влияния на мотивацию участия в инновационной деятельности способствовала психологическая перестройка педагогов, в которой можно выделить  три основных фазы:

Формирование проблемного сознания. В ходе  дискуссий, обмена опытом, мозговых штурмов, работы в творческих группах, тренингов, деловых игр, происходило   осознание педагогами проблемной ситуации, что  давало импульс к движению, которое сопровождалось эмоциональной реакцией (переживанием).

Первая фаза перестройки подготавливала переход ко второй фазе – творческому поиску, в результате которого преподаватель находили новые формы и методы работы, соответствующие новым требованиям, совершенствовали старые.

Третьей фазой психологической перестройки стало освоение и закрепление нового опыта, что привелоквыработке новых методов, поиску нового стиля педагогической деятельности.

Алгоритм последовательности подготовки учителя к инновационной деятельности можно  проиллюстрировать схемой:

Развитие творческой индивидуальности учителя

Овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования,

Освоение технологии инновационной деятельности.

Практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс  в соответствии с фазами:

Этап поиска новых идей

Этап формирования нововведения

Этап реализациинововведения

Этап закрепления новшества

Рефлексия, как познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятельности в соответствии с характеристиками:

·                    прямой анализ – целеполагание от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;

·                    обратный анализ – целеполагание от конечного состояния к актуальному;

·                    целеполагание от промежуточных целей с помощью как прямого, так и обратного.

Таблица № 1

Уровни  самооценки готовности педагогов к участию в инновационной деятельности

Годы

Уровни %

низкий

средний

высокий

2006-07

20

72

8

2007-08

5

45

50

2008-09

3

37

60

2009-10

 0

18

82

Таблица № 2

Показатели профессиональная готовность педагогов к применению современных образовательных

Годы

Уровни (чел.)

низкий

Средний

высокий

2006-07

32

49

8

2007-08

5

39

45

2008-09

1

27

70

2009-10

0

8

81

Таблица № 3

Мониторинг уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов

 

 

 

 

Год

Показатели

К-во педагогов, прошедших курсы повышения квалификации

К-во педагогов, участвующих в областных и региональных конкурсах

К-во педагогов, ведущих эксперемен-тальную работу

К-во эксперимен-тальных площадок, открытых на базе ОУ

К-во публикаций в пед. журналах и сборниках

 

2006-07

7

12

17

1

16

2007-08

11

35

18

3

24

2008-09

15

33

22

3

31

2009-10

67

50

36

3

45

 

           Результаты анализа инновационной деятельности педагогов за период проведения эксперимента дают возможность утверждать о правильной стратегии управления инновационным процессом в образовательном учреждении и перехода учебного заведения в режим развития.