Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дополнительная образовательная программа "Наглядная геометрия" для детей 6-7 лет

 

Пояснительная записка

  Актуальность.В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен  заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении математике ставится:

  а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины мира.

          Внимание методической науки к проблеме геометрической подготовки учащихся 1 - 4 классов обусловлено результатами психологических исследований, в которых было доказано, что сенситивным периодом для развития пространственного мышления является возраст от 6 до 10 лет   (И.С. Якиманская).

          Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Геометрии важно отводить ведущую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника. Школьный курс геометрии всегда был и остаётся одной из проблемных «точек» методики преподавания математики. Развитие логики и интуиции делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.

    Основная цель дополнительной образовательной программы «Наглядная геометрия» - воспитание личности с нестандартным мышлением.

    Задачи:

-  развивать познавательный интерес к начальному курсу геометрии,

-  дать начальные геометрические представления,

-усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей,

 - сформировать  начальные элементы  конструкторского мышления.

             Занятия данного курса  принципиально отличаются от обычных уроков, как по  форме и содержанию, так и по целям, стоящими перед учителем и учащимися. Эти занятия  способствуют развитию у детей  речи, абстрактного  и логического мышления, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу.Занятия строятся на основе развивающих  игр, упражнений,  занимательных элементов,  задач. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку.

 Теоретико-методологическую основу данной программы  составили положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,

 

 

 

С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов); принцип ведущей роли обучения в развитии; методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике (Н.Б. Истомина); современная концепция развития пространственного мышления (И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович); взгляды методистов-математиков начальной и средней школы на начальное геометрическое образование (И.Ф. Шарыгин, Г.Д. Глейзер, Н.С. Подходова, В.А. Гусев, Н.Б. Истомина, И.М. Смирнова).

                   Геометрическую пропедевтику в начальных классах целесообразно осуществлять в курсе «Наглядная геометрия», так как только в этом случае возможно организовать целенаправленную и систематическую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственного мышления и на формирование представлений о геометрических фигурах.

                 Достижение поставленной цели при изучении курса «Наглядная геометрия» обеспечивается комплексным использованием принципов организации деятельности учащихся (приоритета самостоятельной деятельности учащихся; приоритета практической деятельности учащихся; включения в деятельность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения; установления соответствия между формой окружающих предметов, геометрическими моделями и их графическими изображениями; продуктивного повторения;  вариативности учебных заданий) в процессе выполнения учебных геометрических заданий.

                   Эффективными методическими приемами для развития пространственного мышления и формирования у учащихся представлений о геометрических фигурах являются: приемы сравнения (форм реальных объектов; форм геометрических фигур реальных объектов; предметных моделей геометрических фигур (выделение их сходства и различия); графических изображений геометрических фигур, предметных  моделей и их   изображений); приемы   выбора (реальных объектов заданной формы; геометрической   фигуры на   основе   представливания  и  практической деятельности;  развертки геометрического  тела на  основе   соотнесения с  предметной моделью или ее изображением); приемы конструирования (разных геометрических фигур при определенных условиях; предметных моделей по их изображению; реальной ситуации по ее изображению; геометрических фигур по представлению; приемы преобразования: (переход от развертки к геометрической фигуре (предметные модели); переход от изображения объемной фигуры к изображению ее развертки;  поворот или вращение геометрических фигур на уровне практических действий).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 6-7 лет.

Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы –

2011-2012 учебный год.

 

 

Режим занятий -1 раз в неделю, во второй половине дня. Программа предназначена для учащихся 1 класса и рассчитана на 33 часа .

 

Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны иметь представление:

- о линиях - прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке;

- о замкнутых и незамкнутых линиях;

- о взаимном расположении линий и точек на плоскости

- об угле и его видах - прямом, остром и тупом - и о соотношении между ними;

- о многоугольниках и их классификации по числу углов;

- о разнице между плоскостными и объемными предметами;

- об объемных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде.

Знать:

- термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, замкнутая, незамкнутая, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг.

Уметь:

- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы, многоугольники и обозначать их при помощи букв латинского алфавита;

- строить отрезки, равные данным, а также сумму и разность данных отрезков при помощи циркуля и чертежной линейки;

- находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры.

                Учебно - тематическое  планирование

 

п/п

Темы занятий.

  Всего часов.

Практических

  Теоретических

Сроки реализации

 

 

 

 

 

 

1

Путешествие в страну Геометрию.

Знакомство с Веселой Точкой.

1

 

1

 

2

Цвета радуги. Их очередность.

1

0,5

0,5

 

3

Урок-игра. Сравнение величин. Взаимное расположение предметов

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Линии. Прямая линия и её свойства.

1

 

1

 

5

Кривая линия.

1

 

1

 

6

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

1

1

 

 

7

Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

 

1

 

8

Решение топологических задач.

1

0,5

0,5

 

9

Решение топологических задач. Лабиринт.

1

0,5

0,5

 

10

Пересекающиеся линии.

1

1

 

 

11

Вертикальные

и горизонтальные прямые линии.

1

1

 

 

 

 

 

12

Первоначальное знакомство с сетками.

1

0,5

0,5

 

13

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

1

 

 

14

Урок- практикум. Решение задач на развитие пространственных представлений.

1

1

 

 

 

 

5

 

 

 

15

Отрезок. Имя отрезка.

1

 

1

 

16

Отрезок. Закрепление изученного.

1

1

 

 

17

Сравнение отрезков. Единицы длины.

1

1

 

 

18

Луч. Солнечные и несолнечные лучи.

1

0,5

0,5

 

19

Урок- путешествие в сказку.

Луч. Спектральный анализ света.

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Угол. Стороны и вершины угла.

1

 

1

 

21

Угол. Разные виды углов.

1

0,5

0,5

 

22

Многоугольники. Классификация многоугольников по числу углов.

1

0,5

0,5

 

23

Математическая викторина

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Треугольник.

1

 

1

 

25

Урок - моделирования.

 Виды треугольников.

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Четырёхугольники. Общее понятие.

1

 

1

 

27

Виды четырёхугольников: квадрат, прямоугольник. Блиц - турнир.

1

0,5

0,5

 

 

 

 

 

 

 

28

Окружность и круг. Циркуль помощник.

1

 

1

 

29

Урок – практикум.

Радиус и диаметр круга

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

30

Объёмные предметы.

1

 

1

 

31

Выделение групп предметов сходных по форме.

1

 

1

 

32

Обобщение материала, изученного в 1 классе. Олимпиада.

1

1

 

 

33

Урок- праздник «Хвала геометрии!»

1

1

 

 

 

ИТОГО:

33

18

15

 

 

Содержание дополнительной образовательной программы

Раздел 1 - (3 часа)

Понятие «Геометрия», «Точка».Знакомство с ориентацией в пространстве и на плоскости (через демонстрацию и словесные пояснения): «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «за», «посредине», «между», а также их сочетание (например «вверху справа»).Цвета радуги, их очередность.

 

Раздел 2 – (11 часов)

Знакомство с линиями – прямой, кривой, ломаной. Представление о бесконечности прямой. Незамкнутые и замкнутые ломаные  и кривые линии. Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга.

Топологические понятия: «внутренняя область», «граница объекта», «внешняя граница».Ориентация на местности (в классе, коридоре).

Раздел 3 – (5 часов)

Луч и отрезок. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи линейки. Обозначение прямых, лучей и отрезков при помощи букв. Построение отрезка, равному данному при помощи циркуля и чертёжной линейки. Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки.

Раздел 4 – (4 часа)

Первое представление об угле. Стороны и вершины угла. Разные виды углов: прямой, тупой, острый. Построение углов на бумаге и сгибанием листа. Их обозначение буквами. Сравнение углов наложением друг на друга. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов.

Раздел 5 –(2 часа)

Треугольник. Виды треугольников: прямоугольный, равнобедренный, равносторонний. Видение треугольной формы в предметах повседневной жизни.

Раздел 6 – (2 часа)

Четырёхугольники. Общее понятие. Виды четырёхугольников: квадрат, прямоугольник.

Раздел 7 – (2 часа)

Круг. Признаки круга. Окружность. Место положения окружности по отношению к кругу. Радиус и диаметр круга.

Раздел 8 – (4 часа)

Объёмные предметы. Выделение групп предметов сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

-планируемые формы занятий, приемы и методы:

Индивидуальные, фронтальные, коллективные формы занятий;

познавательные игры (ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра), КВН, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, викторины, познавательные беседы, интеллектуальные марафоны и т. д.

 

-перечень оборудования:

плакаты с изображением геометрических фигур, краски, бумага, кисти , ножницы, листы бумаги, линейки, карандаши, нитки и проволока для конструирования, пластилин, набор палочек, набор моделей геометрических фигур, набор острых и

тупых углов разного размера и цвета, раздаточный материал (плоские геометрические фигуры), модели циферблатов, циркуль, звукозаписи песен и сказок, кроссворды, ребусы, шарады, компьютер, мультимедийная приставка.

 

 

Список литературы

Литература, используемая для разработки программы:

Жильцова Т.В, Обухова Л.А. Наглядная геометрия к программам Моро М.И., Петерсона Л.Г., Истоминой Н.Б., Александровой Э.И. –М., Вако, - 2004,

Алексеева С. Кто отгадает// журнал « Начальная школа»,№4,–2002.

 Аржановская Н.В. Математический КВН//журнал«Начальная школа»,№8,- 2003.

Батова А.С. Графический диктант// журнал « Начальная школа», №9,–2003. Богданова Е.А. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии// журнал « Начальная школа», №10,- 2001.

Глотова Э.А. Угловой градус// журнал « Начальная школа», №11,- 2001.

Краснова О.В. Первые шаги в геометрии// журнал « Начальная школа», №4,

 – 2002.

Подходова Н.С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях.- СПб.,- 2000

 Подходова Н.С. Подготовка учителя к изучению геометрии// « Начальная школа», №1,– 2002.

Селиверства Н.Ю. Найди закономерности // журнал «Начальная школа», №5,

- 2003.

Соколова С.В. Оригами для дошкольников – СПб., 2003

Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике // журнал

« Начальная школа», №11,- 2002.

Тарасова О.В. Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике// журнал « Начальная школа», №5, – 2001.

Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас// журнал « Начальная школа», №5,- 2001.

Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- М.: Школьная Пресса, 2002.

Шадрина И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии// журнал « Начальная школа», №10, - 2001.

 

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Плоскость и пространство. Рабочая тетрадь, издательство:Федоров Учебная литература,- 2004 .

Петерсон Л.Г.  Геометрическое лото. Дидактическое пособие. 1 класс, -2009.

Волкова С.И., Столярова Н.Н.Тетрадь с математическими заданиями для 1 класса.- М.: Просвещение, -1993г.

Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей /1-5 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, -1999.

Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления. – СПб.: Литера,- 2002.

Береславский Л.Я. Азбука логики: Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием. – М.: Астрель, АСТ,- 2001.

Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 1-м классе. Тетрадь № 1, Тетрадь № 2. М.: Классикс Стиль,- 2003.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн