Пояснительная записка
Актуальность.В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении математике ставится:
а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
в) формирование картины мира.
Внимание методической науки к проблеме геометрической подготовки учащихся 1 - 4 классов обусловлено результатами психологических исследований, в которых было доказано, что сенситивным периодом для развития пространственного мышления является возраст от 6 до 10 лет (И.С. Якиманская).
Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Геометрии важно отводить ведущую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника. Школьный курс геометрии всегда был и остаётся одной из проблемных «точек» методики преподавания математики. Развитие логики и интуиции делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.
Основная цель дополнительной образовательной программы «Наглядная геометрия» - воспитание личности с нестандартным мышлением.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к начальному курсу геометрии,
- дать начальные геометрические представления,
-усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей,
- сформировать начальные элементы конструкторского мышления.
Занятия данного курса принципиально отличаются от обычных уроков, как по форме и содержанию, так и по целям, стоящими перед учителем и учащимися. Эти занятия способствуют развитию у детей речи, абстрактного и логического мышления, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу.Занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов, задач. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку.
Теоретико-методологическую основу данной программы составили положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов); принцип ведущей роли обучения в развитии; методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике (Н.Б. Истомина); современная концепция развития пространственного мышления (И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович); взгляды методистов-математиков начальной и средней школы на начальное геометрическое образование (И.Ф. Шарыгин, Г.Д. Глейзер, Н.С. Подходова, В.А. Гусев, Н.Б. Истомина, И.М. Смирнова).
Геометрическую пропедевтику в начальных классах целесообразно осуществлять в курсе «Наглядная геометрия», так как только в этом случае возможно организовать целенаправленную и систематическую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственного мышления и на формирование представлений о геометрических фигурах.
Достижение поставленной цели при изучении курса «Наглядная геометрия» обеспечивается комплексным использованием принципов организации деятельности учащихся (приоритета самостоятельной деятельности учащихся; приоритета практической деятельности учащихся; включения в деятельность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения; установления соответствия между формой окружающих предметов, геометрическими моделями и их графическими изображениями; продуктивного повторения; вариативности учебных заданий) в процессе выполнения учебных геометрических заданий.
Эффективными методическими приемами для развития пространственного мышления и формирования у учащихся представлений о геометрических фигурах являются: приемы сравнения (форм реальных объектов; форм геометрических фигур реальных объектов; предметных моделей геометрических фигур (выделение их сходства и различия); графических изображений геометрических фигур, предметных моделей и их изображений); приемы выбора (реальных объектов заданной формы; геометрической фигуры на основе представливания и практической деятельности; развертки геометрического тела на основе соотнесения с предметной моделью или ее изображением); приемы конструирования (разных геометрических фигур при определенных условиях; предметных моделей по их изображению; реальной ситуации по ее изображению; геометрических фигур по представлению; приемы преобразования: (переход от развертки к геометрической фигуре (предметные модели); переход от изображения объемной фигуры к изображению ее развертки; поворот или вращение геометрических фигур на уровне практических действий).
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 6-7 лет.
Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы –
2011-2012 учебный год.
Режим занятий -1 раз в неделю, во второй половине дня. Программа предназначена для учащихся 1 класса и рассчитана на 33 часа .
Прогнозируемые результаты
Учащиеся должны иметь представление:
- о линиях - прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке;
- о замкнутых и незамкнутых линиях;
- о взаимном расположении линий и точек на плоскости
- об угле и его видах - прямом, остром и тупом - и о соотношении между ними;
- о многоугольниках и их классификации по числу углов;
- о разнице между плоскостными и объемными предметами;
- об объемных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде.
Знать:
- термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, замкнутая, незамкнутая, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
Уметь:
- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы, многоугольники и обозначать их при помощи букв латинского алфавита;
- строить отрезки, равные данным, а также сумму и разность данных отрезков при помощи циркуля и чертежной линейки;
- находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры.
Учебно - тематическое планирование
№
п/п
|
Темы занятий.
|
Всего часов.
|
Практических
|
Теоретических
|
Сроки реализации
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Путешествие в страну Геометрию.
Знакомство с Веселой Точкой.
|
1
|
|
1
|
|
2
|
Цвета радуги. Их очередность.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
3
|
Урок-игра. Сравнение величин. Взаимное расположение предметов
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Линии. Прямая линия и её свойства.
|
1
|
|
1
|
|
5
|
Кривая линия.
|
1
|
|
1
|
|
6
|
Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.
|
1
|
1
|
|
|
7
|
Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
|
1
|
|
1
|
|
8
|
Решение топологических задач.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
9
|
Решение топологических задач. Лабиринт.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
10
|
Пересекающиеся линии.
|
1
|
1
|
|
|
11
|
Вертикальные
и горизонтальные прямые линии.
|
1
|
1
|
|
|
|
12
|
Первоначальное знакомство с сетками.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
13
|
Ломаная линия. Длина ломаной.
|
1
|
1
|
|
|
14
|
Урок- практикум. Решение задач на развитие пространственных представлений.
|
1
|
1
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
15
|
Отрезок. Имя отрезка.
|
1
|
|
1
|
|
16
|
Отрезок. Закрепление изученного.
|
1
|
1
|
|
|
17
|
Сравнение отрезков. Единицы длины.
|
1
|
1
|
|
|
18
|
Луч. Солнечные и несолнечные лучи.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
19
|
Урок- путешествие в сказку.
Луч. Спектральный анализ света.
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
|
Угол. Стороны и вершины угла.
|
1
|
|
1
|
|
21
|
Угол. Разные виды углов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
22
|
Многоугольники. Классификация многоугольников по числу углов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
23
|
Математическая викторина
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24
|
Треугольник.
|
1
|
|
1
|
|
25
|
Урок - моделирования.
Виды треугольников.
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26
|
Четырёхугольники. Общее понятие.
|
1
|
|
1
|
|
27
|
Виды четырёхугольников: квадрат, прямоугольник. Блиц - турнир.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
|
|
|
|
|
|
28
|
Окружность и круг. Циркуль помощник.
|
1
|
|
1
|
|
29
|
Урок – практикум.
Радиус и диаметр круга
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30
|
Объёмные предметы.
|
1
|
|
1
|
|
31
|
Выделение групп предметов сходных по форме.
|
1
|
|
1
|
|
32
|
Обобщение материала, изученного в 1 классе. Олимпиада.
|
1
|
1
|
|
|
33
|
Урок- праздник «Хвала геометрии!»
|
1
|
1
|
|
|
|
ИТОГО:
|
33
|
18
|
15
|
|
Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел 1 - (3 часа)
Понятие «Геометрия», «Точка».Знакомство с ориентацией в пространстве и на плоскости (через демонстрацию и словесные пояснения): «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «за», «посредине», «между», а также их сочетание (например «вверху справа»).Цвета радуги, их очередность.
Раздел 2 – (11 часов)
Знакомство с линиями – прямой, кривой, ломаной. Представление о бесконечности прямой. Незамкнутые и замкнутые ломаные и кривые линии. Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга.
Топологические понятия: «внутренняя область», «граница объекта», «внешняя граница».Ориентация на местности (в классе, коридоре).
Раздел 3 – (5 часов)
Луч и отрезок. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи линейки. Обозначение прямых, лучей и отрезков при помощи букв. Построение отрезка, равному данному при помощи циркуля и чертёжной линейки. Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки.
Раздел 4 – (4 часа)
Первое представление об угле. Стороны и вершины угла. Разные виды углов: прямой, тупой, острый. Построение углов на бумаге и сгибанием листа. Их обозначение буквами. Сравнение углов наложением друг на друга. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов.
Раздел 5 –(2 часа)
Треугольник. Виды треугольников: прямоугольный, равнобедренный, равносторонний. Видение треугольной формы в предметах повседневной жизни.
Раздел 6 – (2 часа)
Четырёхугольники. Общее понятие. Виды четырёхугольников: квадрат, прямоугольник.
Раздел 7 – (2 часа)
Круг. Признаки круга. Окружность. Место положения окружности по отношению к кругу. Радиус и диаметр круга.
Раздел 8 – (4 часа)
Объёмные предметы. Выделение групп предметов сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
-планируемые формы занятий, приемы и методы:
Индивидуальные, фронтальные, коллективные формы занятий;
познавательные игры (ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра), КВН, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, викторины, познавательные беседы, интеллектуальные марафоны и т. д.
-перечень оборудования:
плакаты с изображением геометрических фигур, краски, бумага, кисти , ножницы, листы бумаги, линейки, карандаши, нитки и проволока для конструирования, пластилин, набор палочек, набор моделей геометрических фигур, набор острых и
тупых углов разного размера и цвета, раздаточный материал (плоские геометрические фигуры), модели циферблатов, циркуль, звукозаписи песен и сказок, кроссворды, ребусы, шарады, компьютер, мультимедийная приставка.
Список литературы
Литература, используемая для разработки программы:
Жильцова Т.В, Обухова Л.А. Наглядная геометрия к программам Моро М.И., Петерсона Л.Г., Истоминой Н.Б., Александровой Э.И. –М., Вако, - 2004,
Алексеева С. Кто отгадает// журнал « Начальная школа»,№4,–2002.
Аржановская Н.В. Математический КВН//журнал«Начальная школа»,№8,- 2003.
Батова А.С. Графический диктант// журнал « Начальная школа», №9,–2003. Богданова Е.А. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии// журнал « Начальная школа», №10,- 2001.
Глотова Э.А. Угловой градус// журнал « Начальная школа», №11,- 2001.
Краснова О.В. Первые шаги в геометрии// журнал « Начальная школа», №4,
– 2002.
Подходова Н.С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях.- СПб.,- 2000
Подходова Н.С. Подготовка учителя к изучению геометрии// « Начальная школа», №1,– 2002.
Селиверства Н.Ю. Найди закономерности // журнал «Начальная школа», №5,
- 2003.
Соколова С.В. Оригами для дошкольников – СПб., 2003
Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике // журнал
« Начальная школа», №11,- 2002.
Тарасова О.В. Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике// журнал « Начальная школа», №5, – 2001.
Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас// журнал « Начальная школа», №5,- 2001.
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- М.: Школьная Пресса, 2002.
Шадрина И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии// журнал « Начальная школа», №10, - 2001.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Плоскость и пространство. Рабочая тетрадь, издательство:Федоров Учебная литература,- 2004 .
Петерсон Л.Г. Геометрическое лото. Дидактическое пособие. 1 класс, -2009.
Волкова С.И., Столярова Н.Н.Тетрадь с математическими заданиями для 1 класса.- М.: Просвещение, -1993г.
Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей /1-5 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, -1999.
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления. – СПб.: Литера,- 2002.
Береславский Л.Я. Азбука логики: Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием. – М.: Астрель, АСТ,- 2001.
Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 1-м классе. Тетрадь № 1, Тетрадь № 2. М.: Классикс Стиль,- 2003.
|