Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Речевой этикет как основа учтивости и вежливости» (6 класс)

Submitted by Наталья Владимировна Кунцевич on Fri, 09/09/2011 - 15:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кунцевич Наталья Владимировна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

научиться быть учтивыми и вежливыми, т.е.

а) научиться говорить друг другу приятные слова

б) доброжелательно высказывать, нелестное мнение о человеке

в) научиться утешать товарища

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Краткое описание: 
«Речевой этикет как основа учтивости и вежливости» (6 класс)

 

            Тема: «Речевой этикет как основа учтивости и вежливости» (6 класс)

 

 

   Наше ежедневное общение в семье, школе, на улице – та реальность, в которой мы живём, но о которой резко задумываемся. Все мы ранимы и уязвимы. Часто мучения от обиды и равнодушия со стороны других.

 

- Как бы вы хотели, чтобы к вам относились?

 

Высказывания учеников…

 

Учитель:

Вам небезразлично, как к вам относятся.

            Вы хотите, чтобы вас любили, чтобы окружающим было с вами хорошо.

 

   Но нередко мы наблюдаем безразумные, оскорбления, высокомерные к нам со стороны окружающих.

И причина этого явления заключается в отсутствии в нашем сознании понятия этикет.

 

Этикет – установленные правила поведения ( Как вести себя в театре, школе, за столом, в гостях). (записать на доске)

 

- Исходя из этого определения, как вы думаете, что такое речевой этикет?

- а) Правила ведения разговора.

- б) Формы обращения, приветствия, благодарности.

 

Задачи урока: научиться быть учтивыми и вежливыми, т.е.

а) научиться говорить друг другу приятные слова

б) доброжелательно высказывать, нелестное мнение о человеке

в) научиться утешать товарища

 

Научиться по-доброму относиться друг к другу. А помогут нам в этом, сказочные герои. В конце урока,  произнесём клятву вежливого человека, которую вместе составим. Обратите внимание на эпиграф (записан на доске)

« Те поступки других, которых человек для себя не желает, пусть не делает другим людям».

( Древнеиндийский эпос Махабхарата, 5 в до н.э.)

 

- О чем этот эпиграф ?                                   

  Обьясните его.

  Ответы учеников:

 Человек должен относится к окружающим так, как хотел, чтобы относились к нему….

 

- Для чего мы с вами друг с другом общаемся?

   Ответы учеников?

 Делится какой – либо информацией впечатлениями ….

 

- Но ведь вы не будете общаться с человеком грубым , неудачливым.

 

- Речевой этикет охватывает всех , что выражает доброжелательное отношение к собеседнику. Это и создает примитивную атмосферу для общения.

 

   Есть такое словосочетание «волшебные слова»

   Что оно обозначает? (эти слова каждому из нас очень дороги)

   Это слова вежливости.

   Назовите их.

 

   Ответы учеников:

   Спасибо , вы очень любезны я вам очень признателен….

   - Известный педагог ( В. Сухомлинский ) рассуждая о так называемых « волшебных                             словах», подчеркнул одну тонкую деталь: « Дело не только в том, чтобы уметь произнести эти слова в нужный момент, сколько в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души».

Вывод учителя.

 Являясь вежливым человеком, вы облагораживаете свою душу, становитесь внутренне красивым.

 Вот, например, послушайте, какую огромную роль в жизни каждого из нас играет всего – навсего приветствие.

В. Сухомлинский размышляет о роли приветствия в жизни человека.

                                              Здравствуйте!

                     Поклонившись, мы друг другу сказали,

                     Хоть были совсем незнакомы.

                     Что особого тем мы друг другу сказали?

                     Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

                     Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

                     Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Итак, обыкновенное приветствие, которое не несет никакой информации.( Ведь мы с вами  ничего не узнали, сказав « Здравствуйте».

Но это слово обладает особой значимостью: отчего и солнце  прибавилось в мире  и радостней делается наша с вами жизнь.

  А детская писательница Агния Барто описала возможность взаимоотношений  людей при помощи только одного только слова « Здравствуйте».

                                                     Я была в стране Суоми…

                                                     Вспоминаю часто

                                                     Снежный лес и низкий домик

                                                     И девчонка -  Аста.

                                                     Она была глазаста,

                                                     Ходила в белой блузке

                                                     И только слово « Здрасте»

                                                     Могла сказать по-русски

                                                     Всего одно словечко,

                                                     А как нас выручало!

                                                     Потрескивала печка,

                                                     Девчонка не молчала.

                                                     Пирог со свежей рыбой

                                                     Разрезала на части

                                                     И на мое «спасибо»

                                                     Смеясь, сказала « Здрасте!»

                                                     Я улыбнулась Асте,

                                                     Она мне снова – « Здрасте!»

                                                     Всего одно словечко,

                                                     А как нас выручало!

Итак , мы говорим друг другу « Здравствуйте !»

Много  это или мало?

Мы над этим не задумываемся.

С одной стороны, как будто бы мало: что нового мы сказали, сообщили друг другу?

А с другой стороны.  Сколько досадных минут мы переживаем, если знакомый человек прошел мимо , не поздоровался.

А теперь переходим к творческим заданиям

После каждого конкурса записываем клятву.

- Давайте говорить друг другу комплименты.

Что такое комплименты?

- Это любезные, приятные слова.

- Вам приятно слушать комплименты в ваш адрес?

- Да.

- А теперь  посмотрим, умеете ли вы сами говорит приятные и добрые слова другим.

Представьте, что вы в сказочной стране и участвуете в конкурсе похвал

Ваша задача: выбрать комплиментов комплименты для Кащея, Бабы Яги, Золушки.

Объяснить свой выбор.( Один из комплиментов не подходит ни одному из героев ).

  1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. ( Баба Яга ).
  2. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая  ловкая и трудолюбивая ( Золушка ).
  3. Как хорошо иметь такого друга, на тебя можно положиться. ( Не подходит ), т.к. Кащей и Баба Яга не являются друзьями , а Золушка отличается своим трудолюбием.
  4. Ты так долго живешь на свете, и ты наверняка много видел. ( Кащей ).

Вывод: Никого из героев мы не обидели и даже в отрицательных героях ( Яга и Кащей ) подчеркнули самое лучшее, причем сказали правдиво.

Попробуйте с сегодняшнего дня говорить похвальные слова тем, кто вас окружает, и делайте это как можно  чаще.

Вежливая критика.

- Вам приходилось высказывать свое мнение о человеке, причем не всегда положительное?

Давайте попробуем это сделать вежливо.

Ваша задача: Представьте, что героев сказки « Лиса и Журавль» приглашает к себе Ежик.

Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга.

Кому принадлежит 1 – ое высказывание, кому 2 – ое. ( Докажите ).

  1. Всё хорошо  было на званом обеде. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не додумала хозяйка о подходящей посуде. ( Журавль.Он высказывается осторожно, мягко ).
  2. Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть  из этой посуды. Больше не просите , не приду. ( Лиса. Зная характер Лисы, она высказывается обманчиво, злобно, едко).
  3. -  Как вы думаете, что мог сказать на это ежик? ( И чего не мог сказать ).
  4. Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.
  5. Лисонька, так, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.
  6. Ну, ребята , вы оба не правы, и мирить я вас не буду.

- В чем благородство Ёжика?

- Его критика не злая, а доброжелательная, вежливая. Он вежливо указал на недостатки в поведении Лисы.

- Как же можно сказать о недостатках человека?

- О недостатках человека можно сказать  вежливо и доброжелательно, т.е. не обидеть его, не унизить, а помочь поправить ему ошибки.

 

Утешители.

Задание: От деда с бабкой убежал Колобок. Они на него так надеялись, а ему и дела нет. Катится по лесу и хвастливую песенку поет.

Итак, дед с бабкой огорчены. Вам надо их утешить. Для этого выберите подходящую пословицу. ( Объясните её смысл )

1.Горе -  не беда. С кем не бывает.( Страшного ничего нет: не такая уж большая потеря). Дается совет не унывать.

2. Нет худа без добра.

( Следствием плохого часто бывает хорошее ).

3.Наши лепёшки тоже поели кошки.

( Есть некая сопричастность, сложность проблем ).

Утешители разделяют это горе, т.к. сами испытали его.

Перед нами даны разные подходы к утешению, каждый хорош по-своему.

Вывод: Добрые слова способны утешить, успокоить человека.

Итак, пословицы – народная мудрость. Надо вам их знать, помнить и уметь применять в жизни.

В заключение мне хотелось бы сказать, чтобы в классе прозвучало стихотворение Владимира Солоухина « Слово о словах».

 

Когда ты хочешь молвить слово,

                                                  Мой друг, подумай – не спеши.

                                                  Оно бывает то сурово,

                                                  То рождено теплом души.

                                                  Оно то жаворонком вьется,

                                                  То медью траурной поёт.

                                                  Покуда слово сам не взвесишь,

                                                  Не выпускай его  в полёт.

                                                  Им можно радости прибавить,

                                                  И радость людям отравить.

                                                  Им можно лёд зимой расплавить

                                                  И камень в крошку раздолбить.

                                                  Оно одарит иль ограбит,

                                                  Пусть ненароком, пусть шутя.

                                                  Подумай, как бы им не ранить

                                                  Того, кто слушает тебя.

 

О чем это стихотворение? К чему призывает?

Слово – сильнейшее оружие.

А) способное ранить человека, причинить ему боль или ,наоборот,

Б) осчастливить его, подарить ему радость и счастье.

1. Стихотворение проникнуто бережным отношением к своему языку, своей речи.

2. Оно призывает задуматься над тем, что мы говорим и как говорим.

3. Оно направлено на то, чтобы мы воспитывали в себе культуру речевого обращения..

Заключение:

Сегодня мы с вами учились

А) говорить друг другу комплименты

Б) вежливо критиковать

В) и утешать

Овладевали культурой речевого обращения, тем самым учились добру, дружбе, искренности.

     

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн