«Речевой этикет как основа учтивости и вежливости» (6 класс)
Submitted by Наталья Владимировна Кунцевич on Fri, 09/09/2011 - 15:48
Тема: «Речевой этикет как основа учтивости и вежливости» (6 класс)
Наше ежедневное общение в семье, школе, на улице – та реальность, в которой мы живём, но о которой резко задумываемся. Все мы ранимы и уязвимы. Часто мучения от обиды и равнодушия со стороны других.
- Как бы вы хотели, чтобы к вам относились?
Высказывания учеников…
Учитель:
Вам небезразлично, как к вам относятся.
Вы хотите, чтобы вас любили, чтобы окружающим было с вами хорошо.
Но нередко мы наблюдаем безразумные, оскорбления, высокомерные к нам со стороны окружающих.
И причина этого явления заключается в отсутствии в нашем сознании понятия этикет.
Этикет – установленные правила поведения ( Как вести себя в театре, школе, за столом, в гостях). (записать на доске)
- Исходя из этого определения, как вы думаете, что такое речевой этикет?
- а) Правила ведения разговора.
- б) Формы обращения, приветствия, благодарности.
Задачи урока: научиться быть учтивыми и вежливыми, т.е.
а) научиться говорить друг другу приятные слова
б) доброжелательно высказывать, нелестное мнение о человеке
в) научиться утешать товарища
Научиться по-доброму относиться друг к другу. А помогут нам в этом, сказочные герои. В конце урока, произнесём клятву вежливого человека, которую вместе составим. Обратите внимание на эпиграф (записан на доске)
« Те поступки других, которых человек для себя не желает, пусть не делает другим людям».
( Древнеиндийский эпос Махабхарата, 5 в до н.э.)
- О чем этот эпиграф ?
Обьясните его.
Ответы учеников:
Человек должен относится к окружающим так, как хотел, чтобы относились к нему….
- Для чего мы с вами друг с другом общаемся?
Ответы учеников?
Делится какой – либо информацией впечатлениями ….
- Но ведь вы не будете общаться с человеком грубым , неудачливым.
- Речевой этикет охватывает всех , что выражает доброжелательное отношение к собеседнику. Это и создает примитивную атмосферу для общения.
Есть такое словосочетание «волшебные слова»
Что оно обозначает? (эти слова каждому из нас очень дороги)
Это слова вежливости.
Назовите их.
Ответы учеников:
Спасибо , вы очень любезны я вам очень признателен….
- Известный педагог ( В. Сухомлинский ) рассуждая о так называемых « волшебных словах», подчеркнул одну тонкую деталь: « Дело не только в том, чтобы уметь произнести эти слова в нужный момент, сколько в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души».
Вывод учителя.
Являясь вежливым человеком, вы облагораживаете свою душу, становитесь внутренне красивым.
Вот, например, послушайте, какую огромную роль в жизни каждого из нас играет всего – навсего приветствие.
В. Сухомлинский размышляет о роли приветствия в жизни человека.
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Что особого тем мы друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Итак, обыкновенное приветствие, которое не несет никакой информации.( Ведь мы с вами ничего не узнали, сказав « Здравствуйте».
Но это слово обладает особой значимостью: отчего и солнце прибавилось в мире и радостней делается наша с вами жизнь.
А детская писательница Агния Барто описала возможность взаимоотношений людей при помощи только одного только слова « Здравствуйте».
Я была в стране Суоми…
Вспоминаю часто
Снежный лес и низкий домик
И девчонка - Аста.
Она была глазаста,
Ходила в белой блузке
И только слово « Здрасте»
Могла сказать по-русски
Всего одно словечко,
А как нас выручало!
Потрескивала печка,
Девчонка не молчала.
Пирог со свежей рыбой
Разрезала на части
И на мое «спасибо»
Смеясь, сказала « Здрасте!»
Я улыбнулась Асте,
Она мне снова – « Здрасте!»
Всего одно словечко,
А как нас выручало!
Итак , мы говорим друг другу « Здравствуйте !»
Много это или мало?
Мы над этим не задумываемся.
С одной стороны, как будто бы мало: что нового мы сказали, сообщили друг другу?
А с другой стороны. Сколько досадных минут мы переживаем, если знакомый человек прошел мимо , не поздоровался.
А теперь переходим к творческим заданиям
После каждого конкурса записываем клятву.
- Давайте говорить друг другу комплименты.
Что такое комплименты?
- Это любезные, приятные слова.
- Вам приятно слушать комплименты в ваш адрес?
- Да.
- А теперь посмотрим, умеете ли вы сами говорит приятные и добрые слова другим.
Представьте, что вы в сказочной стране и участвуете в конкурсе похвал
Ваша задача: выбрать комплиментов комплименты для Кащея, Бабы Яги, Золушки.
Объяснить свой выбор.( Один из комплиментов не подходит ни одному из героев ).
Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. ( Баба Яга ).
Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая ( Золушка ).
Как хорошо иметь такого друга, на тебя можно положиться. ( Не подходит ), т.к. Кащей и Баба Яга не являются друзьями , а Золушка отличается своим трудолюбием.
Ты так долго живешь на свете, и ты наверняка много видел. ( Кащей ).
Вывод: Никого из героев мы не обидели и даже в отрицательных героях ( Яга и Кащей ) подчеркнули самое лучшее, причем сказали правдиво.
Попробуйте с сегодняшнего дня говорить похвальные слова тем, кто вас окружает, и делайте это как можно чаще.
Вежливая критика.
- Вам приходилось высказывать свое мнение о человеке, причем не всегда положительное?
Давайте попробуем это сделать вежливо.
Ваша задача: Представьте, что героев сказки « Лиса и Журавль» приглашает к себе Ежик.
Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга.
Всё хорошо было на званом обеде. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не додумала хозяйка о подходящей посуде. ( Журавль.Он высказывается осторожно, мягко ).
Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше не просите , не приду. ( Лиса. Зная характер Лисы, она высказывается обманчиво, злобно, едко).
- Как вы думаете, что мог сказать на это ежик? ( И чего не мог сказать ).
Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.
Лисонька, так, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.
Ну, ребята , вы оба не правы, и мирить я вас не буду.
- В чем благородство Ёжика?
- Его критика не злая, а доброжелательная, вежливая. Он вежливо указал на недостатки в поведении Лисы.
- Как же можно сказать о недостатках человека?
- О недостатках человека можно сказать вежливо и доброжелательно, т.е. не обидеть его, не унизить, а помочь поправить ему ошибки.
Утешители.
Задание: От деда с бабкой убежал Колобок. Они на него так надеялись, а ему и дела нет. Катится по лесу и хвастливую песенку поет.
Итак, дед с бабкой огорчены. Вам надо их утешить. Для этого выберите подходящую пословицу. ( Объясните её смысл )
1.Горе - не беда. С кем не бывает.( Страшного ничего нет: не такая уж большая потеря). Дается совет не унывать.
2. Нет худа без добра.
( Следствием плохого часто бывает хорошее ).
3.Наши лепёшки тоже поели кошки.
( Есть некая сопричастность, сложность проблем ).
Утешители разделяют это горе, т.к. сами испытали его.
Перед нами даны разные подходы к утешению, каждый хорош по-своему.
Вывод: Добрые слова способны утешить, успокоить человека.
Итак, пословицы – народная мудрость. Надо вам их знать, помнить и уметь применять в жизни.
В заключение мне хотелось бы сказать, чтобы в классе прозвучало стихотворение Владимира Солоухина « Слово о словах».
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
О чем это стихотворение? К чему призывает?
Слово – сильнейшее оружие.
А) способное ранить человека, причинить ему боль или ,наоборот,
Б) осчастливить его, подарить ему радость и счастье.
1. Стихотворение проникнуто бережным отношением к своему языку, своей речи.
2. Оно призывает задуматься над тем, что мы говорим и как говорим.
3. Оно направлено на то, чтобы мы воспитывали в себе культуру речевого обращения..
Заключение:
Сегодня мы с вами учились
А) говорить друг другу комплименты
Б) вежливо критиковать
В) и утешать
Овладевали культурой речевого обращения, тем самым учились добру, дружбе, искренности.