Submitted by Алла Викторовна on вс, 11/09/2011 - 01:20
Модель (психолого-педагогическая схема) урока обществознания (права)
Тема: Наследование и его правовая регламентация (2 часа)
Воля наследодателя всегда на первом месте.
Римское юридическое изречение
Цель урока: формирование мировоззренческой позиции через решение проблемы: «Запрет (ограничение) наследования или ликвидация частной собственности» (Почему на современном этапе законодатель значительно расширил круг наследников по закону? Правильно ли это?).
Задачи урока: формирование специальных учебно-правовых умений (анализ правовых источников), умений принятия решений, отстаивания своей точки зрения, логического мышления, применения теоретических знаний в жизненных ситуациях, усложнение словарного запаса учащихся и смысловой функции их речи; воспитание толерантности, коммуникабельности, формирование навыков культуры диалога, группового общения и коллективного взаимодействия; развитие творческих способностей.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.
Формы работы на уроке: учебно-правовая ролевая ситуация, практическая работа.
Оборудование: компьютеры (справочно-правовая система «КонсультантПлюс»); раздаточный материал: схемы, тексты ситуаций; видеопроектор, проекционный экран (видеофрагмент лекции о становлении института наследования).
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приемы и методы, используемые учителем
Вызов
Видео лекция (фрагменты о становлении института наследования): Древний Рим и Древняя Греция, Законы ХХIIтаблиц, дополнение Солона в закон о завещании, оформление завещания в эпоху эллинизма в Египте. Изменение правил наследования: к чему это приводило?
Исследование и обобщение изменений правил наследования, попытки сделать вывод, высказывание вариантов ответа
Мотивация, побуждение к поиску, создание проблемной ситуации с помощью мозгового штурма «Запрет (ограничение) наследования или ликвидация частной собственности» (Почему на современном этапе законодатель значительно расширил круг наследников по закону? Правильно ли это?)
Осмысление содержания
1). Моделирование ролевой ситуации (наследодатель, наследники разных очередей, представители по управлению государственной собственности). Роль нотариуса у учителя, который консультирует, объясняет новый материал.
Определение основных понятий
2). Класс разделен на три группы, которые выполняют с помощью СПС «КонсультантПлюс» лабораторно-практическую работу с правовыми текстами (Конституция РФ, ГК РФ, Основы законодательства РФ о нотариате, Правила нотариального делопроизводства).
Составление кластеров
3). Первичное закрепление изученного: решение учебно-правовых ролевых ситуаций в дифференцированных (в зависимости от уровня восприятия учебного материала) группах по два ученика.
Обоснование алгоритма решения
4) Разрешение проблемы урока: ученики делают вывод: Почему на современном этапе законодатель значительно расширил круг наследников по закону? Правильно ли это? Учитель обобщает ответы
Работа в группах, обще классная и индивидуальная работа: определение основных понятий, составление кластеров (с использованием СПС), применение технологии инсерта в работе с правовыми текстами, составление и обоснование алгоритма решения ситуаций
Лабораторная работа с текстами, практическая работа с ситуациями, создание алгоритма решений, обобщение
Рефлексия
Обсуждение и анализ деятельности на уроке, оценка урока.
Домашнее задание: теоретический материал и самостоятельное решение (по алгоритмам) проблемных ситуаций
Творческая интерпретация результатов работы закрепляется в синквейне
Установление причинно-следственных связей между блоками информации, возвращение к основным понятиям
Приложение 1
1. Правовая ситуация: После смерти Павлова О. 1 августа 2008 года в нотариальную контору обратилась за свидетельством о праве на наследство по закону его сын Павлов П. и дочь Иванова Г. 12 октября 2008 года Павлов П. погиб в автокатастрофе. Между Ивановой Г. и вдовой Павлова возник спор о том, кто из них является наследником. Кому нотариус должен выдать свидетельство о праве на наследство на имущество Павлова О.?
Наследниками по закону являлись Иванова и Павлов П. Так как он погиб, не успев принять наследство, то причитающаяся доля переходит к его вдове. Следовательно, свидетельство о праве на наследство по истечении 6 месяцев должно быть выдано дочери умершего Ивановой и вдове умершего сына наследодателя Павловой.
(ООД конкретная, пригодная для решения одной правовой ситуации, неполная по составу ориентиров, ученик получает от учителя только образец готового решения. Чтобы перейти к решению следующей ситуации, ученик вновь проделывает путь самостоятельного поиска ориентиров).
2. Правовая ситуация: Семенов И. спустя 5 месяцев после смерти отца подал заявление в нотариальную контору об отказе от наследства. Узнав об этом через 2 месяца, его брат Семенов О. обратился к нотариусу с заявлением о том, что он принимает наследство. Нотариус отказал Семенову О. в выдаче свидетельства о праве на наследство, объяснив, что 6-месячный срок для принятия наследства истек 4 недели назад, поэтому наследство перейдет к государству. Правомерны ли действия нотариуса?
Алгоритм: определение оснований для выдачи свидетельства о праве на наследство, определение наследников, действия нотариуса по выдаче свидетельства о праве на наследство.
(Ученик получает алгоритм, с помощью которого можно осуществить решение ситуации. Однако эти ориентиры конкретные, пригодные только для решения определенных ситуаций (в примере – для ситуаций, связанных только с одним институтом гражданского права – наследственным правом).
3. Правовые ситуации для самостоятельного решения:
- Иванов Б., будучи тяжело больным, пригласил на дом нотариуса, чтобы составить завещание. Завещание было оформлено, один его экз. остался у Иванова Б., а второй взят на хранение нотариусом. Сын Иванова – Иванов С., после смерти отца прочитал завещание и увидел, что ему оставлена ¼ часть имущества отца, а ¾ - его сестре Ивановой О. Он исправил цифры так, чтобы ему и его сестре приходилось по ½ доли наследства. Иванова О. обратилась к нотариусу с просьбой выдать ей свидетельство на ¾ доли имущества (согласно завещанию). Иванову С. В выдаче свидетельства нотариус отказал, т.к. признал его виновным в подделке завещания. Правомерны ли действия нотариуса?
- После смерти Николаева К. о своих претензиях на его наследство заявили: его сын М. Николаев, внук А. Николаев (сын М. Николаева) и О. Воробьев – родной отец Николаева К. Николаев К. много лет назад был усыновлен с согласия Воробьева вторым мужем матери Николаевым С. Кому может быть выдано свидетельство о праве на наследство?
Учитель не дает готовой системы ориентиров, но объясняет ученикам принцип их нахождения. В примере – определение отрасли и института права, классификация правоотношения (по специфике правового регулирования, по составу участников, по продолжительности действия), установление основания возникновения (изменения, прекращения) правоотношения, реализация норм права и определение основных стадий правоприменительной деятельности. Демонстрация производится на одной ситуации.
Приложение 2
Из Гражданского кодекса Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008)
Статья 1142. Наследники первой очереди
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Статья 1147. Наследование усыновленными и усыновителями
При наследовании по закону усыновленный и его потомство с одной стороны и усыновитель и его родственники - с другой приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам).
Усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению не наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства.
Статья 1156. Переход права на принятие наследства (наследственная трансмиссия)
Если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия).
Статья 1162. Свидетельство о праве на наследство
Свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом.
Свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части.