Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Система подготовки к промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся по математике

/sites/default/files/ckeditor/69668/files/Система подготовки к промежуточной и государственной.doc

Поскольку контроль является неотъемлемой частью учебного процесса, то все происходящее в организации государственного итогового контроля не может не отразиться на организации учебного процесса и промежуточном контроле знаний учащихся, поэтому естественно стремление каждого учителя разнообразить формы контроля, приближать его к тем, которые используются на государственном уровне.

ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу».  Экзамены в форме ЕГЭ мои ученики начали сдавать с 2001 года. На сегодняшний день мною выпущено 10 классов в форме ЕГЭ и 4 класса по новой форме (9-ые классы). В настоящее время нашими учителями накоплен большой багаж методических материалов,  примеры текстов зачетных работ в форме ЕГЭ для учащихся 8, 9, 10 и 11 классов. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь тематических зачетов, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных.

Практика работы нескольких лет показывает, что для учащихся необходим психологический настрой на экзамен, в этом неоценимую помощь могут оказать психологи школы. В нашей школе психолог школы проводит консультации для желающих, выступает с беседами перед учениками на классных часах, перед родителями на родительских  собраниях. Все такие мероприятия помогают учащимся правильно настроить себя на экзаменационные испытания, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Тесты - промежуточные измерители успешности обучения. Учащимся нужно помочь усвоить некоторые правила работы с ними. Типичная ошибка: школьники не доводят решение задачи до конца и, заметив промежуточный ответ, отмечают его, тем самым дают неверный ответ на вопрос. Поэтому в обучении нужно обратить внимание на необходимость проверять выбранный ответ. Я всегда на обучающих занятиях по работе с тестами даю задания, предусматривающие типичные ошибки учащихся, учитывающие и область определения алгебраического выражения, умение решать по правилам уравнения, учет знаков при переносе слагаемых, умение выбирать меньшее (большее) значение, например, корней уравнения и т.д. Очень много таких ошибок ребята допускают при решении итоговых полугодовых тестов, включающих вопросы обобщающего характера. Такие тесты по своему содержанию носят смешанный, а не тематический характер, что позволяет проверить прочность, осознанность, оперативность и другие качества знаний учащихся за длительный промежуток времени. Особое внимание нужно уделять формулировкам, характерным для экзаменационных  материалов. Ведь часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму подобного эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок, содержащих дополнительные условия по сравнению со стандартной формулировкой. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учится вдумчиво читать условия, искать неявные смыслы в тексте. Например, при проверке навыка в решении уравнений можно привести примеры таких заданий:

 -Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения.

-Найдите сумму, произведение корней уравнения.

-Найдите среднее арифметическое корней уравнения.

-Найдите сумму наименьшего и наибольшего значений корней уравнения, принадлежащих заданному промежутку.

-Укажите наименьший положительный корень уравнения.

В своей работе использую такие пособия, как

-Контрольно-измерительные материалы. Алгебра/ Сост. Л.Ю.Бабушкина. – М.:ВАКО, 2010.

- Контрольно-измерительные материалы. Геометрия/ Сост. Н.Ф.Гаврилова. – М.:ВАКО, 2011

-Ю.А.Глазков, М.Я.Ганашвили. Тесты. Геометрия/.-М.: Центр тестирования МО РФ, 2001

-Тесты к школьному учебнику.Алгебра.: Справочное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998

- Тесты к школьному учебнику.Геометрия.: Справочное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998

-Алтынов П.И. Звавич Л.И. и др. Математика. 2600 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы- М.: Дрофа,2000

Мои ученики вот уже несколько лет занимаются по УМК А.Г. Мордковича. Многие задания УМК учитывают встречающиеся в ЕГЭ формулировки заданий. Для того, чтобы мои ученики лучше понимали тему «Производная», а именно,  когда по графику производной нужно указать количество,  длину промежутков монотонности или указать точки минимума и максимума и т.п., вместе с учениками подготовили цифровой образовательный ресурс, который содержит множество заданий по теме «Производная. Геометрический смысл производной»

Существуют экзаменационные задачи, у которых грамотный анализ условия уже является сложной логической головоломкой. На уроках алгебры и геометрии в среднем звене основное внимание должно быть направлено на овладение умениями  извлекать информацию из условия и требования задачи, вычленять отдельные элементы, комбинировать их, выводить следствия, переформулировать требования задачи. Поэтому анализ условия решаемой задачи  - один из элементов работы учителя. Хотя в последнее время КИМы содержат необходимые формулы, но большую работу провожу на знание формул, умение понимать каждый параметр, умение отличать формулы, алгоритмы применения знаний в некоторых типах задач по геометрии.

Тест на ЕГЭ должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо научить обучающихся правильно ориентироваться во времени, выполнять задание за указанное время. С этой целью могут применяться так называемые диагностические замеры - небольшие  проверочные работы,  требующие выполнения всех промежуточных действий  «в уме» и фиксирования только окончательного ответа. В каждом  «Диагностическом замере» содержится 10 заданий, расположенных по возрастанию степени сложности. 5 первых заданий - одношаговые упражнения базового уровня, 6-8 - посложнее, но еще репродуктивного характера, а 9-10 уже требуют творческого осмысления. Поэтому и критерий оценок выглядит так:

50-75%  верно выполненных упражнений - оценка «3»

75-9 9% -«4»

100% - «5».

На выполнение работы по усмотрению учителя отводится 1-4 минуты в зависимости от сложности изучаемого материала и степени подготовленности учащихся. Если проводить эту работу систематически, то ребята постепенно к ней привыкают и не задают вопросов организационного плана, в том числе и по выставлению оценки. Проверка правильности выполнения заданий  может проводиться с помощью ТСО, а также правильные ответы могут записываться за «крылом» доски или зачитываться.

            Само название этого вида работы говорит о том, что результат выполнения этих упражнений позволяет учителю прогнозировать успешность изучения учащимися материала по данной теме и установить уровень усвоения ими опорных задач (например, запоминание и осмысление определения, формулы,  алгоритма, табличных значений и т.д.). Без успешного выполнения этого рода заданий невозможно перейти к изучению более сложных вопросов, опирающихся на знание базовых. Например, в 5-6 классах учитель должен постоянно владеть информацией о состоянии техники устного счета и уровне развития вычислительных навыков учащихся. Для контроля   над  этим направлением проводится «диагностический замер», состоящий из примеров на вычисление, или одношажных заданий. А в 10 классе при изучении темы «Тригонометрические уравнения» ни один ученик не сможет выполнять сложные задания без знания решений простейших тригонометрических уравнений, которые и включены в диагностические замеры.

            Выше сказанное касается контролирующей функции предложенных заданий. Но имеет место и другая, наверное, главная. Эти упражнения призваны формировать у учеников прочные навыки устных вычислений, эффективно развивая при этом внимание, оперативную память - необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики и подготовки к итоговой аттестации. На выполнение заданий дается ограниченное время, т.о. оттачиваются не только собственно вычислительные навыки, но и формируется «числовая зоркость», развивается активность мышления и сообразительность.

Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы,  но и  в индивидуальной и групповой работе, «слабые» учащиеся могут записывать решение полностью.

 Вообще, устным упражнениям необходимо уделять внимание на каждом уроке. Организационные формы устного счета на уроках математики разнообразны. Не любой ученик решит устно задачи (одни предпочитают устное решение, другие нуждаются в рисунке). Картина устных решений всегда пестрая, многообразная и весьма сложная. Однако, установка на устное решение, пусть и не полностью осуществимая, способствует пробуждению и поддержанию желания мыслить, искать, актуализировать имеющиеся знания. Мне и моим ученикам очень нравятся на уроках геометрии задачи по готовым чертежам. Дается рисунок к задаче, ученик дает словесную формулировку к задаче, строит план решения, представляет устное решение задачи, для сложных задач оформляется письменно. Чаще решение одной задачи могут рассказать несколько учеников. В итоге: большинство учеников охвачены работой, «слабые» подтягиваются за более «сильными» учениками, развивается математическая речь.

В целях эффективного использования времени на экзамене, нужно также учить школьников приемам быстрого и рационального счета. Например. добиваться применения формулы корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом, разложением на множители подкоренного выражения при извлечении квадратного корня, использование основного свойства алгебраической дроби. Большую помощь учителю может оказать использование в работе математических тренажеров, предназначенных для закрепления навыков счета и усвоения основных алгебраических формул. Такие математические тренажеры составлены и используются на многих уроках математики.

Тестовая форма аттестации обладает весьма существенными особенностями. Несмотря на довольно простые по содержанию вопросы, около 20% тестируемых ощущают большую психологическую нагрузку от калейдоскопичности тем заданий - мгновенный переход от тригонометрии к логарифмам и т.п. К таким перегрузкам школа не готовит - традиционно в российской школе основной упор делается на качество и логику решения, а не на скорость выполнения. Нужны обязательные тренировки.  Схема тренировок такая: дается тема, готовящийся к тестированию 10-15 секунд концентрируется, «собирая» в своей памяти всю информацию по теме. Затем устно проговаривает ее. После 4-5 тем следует провести анализ ошибок, неточностей пробелов. Такие тренировки желательно провести 5-10 раз. Приведем пример такой тренировки по теме «Логарифмические уравнения».

Шаг 1. Область определения логарифмического уравнения. Выражение под логарифмом больше нуля, основание больше нуля и не равно 1.

Шаг 2. Если основания логарифмов разные, то приводим к одному по формуле method05005(при а > 0, а method05007 1, b> 0, с> 0, сmethod050071).

Шаг 3. Преобразуем (упрощаем) уравнение, пользуясь свойствами логарифмов: сумма логарифмов равна логарифму произведения, разность - частному и т.д.

Шаг 4. Если можно упростить, введя новую переменную, - вводим.

Шаг 5. Стремимся привести уравнение к виду loga А(х) = loga В(х), откуда А(х) = В(х).

Шаг 6. Решаем полученное уравнение и выбираем те корни, которые принадлежат области определения, это и есть ответ.

Организация такой работы может осуществляться, например, на консультациях. А на экзамене, приступая к очередному заданию, рекомендуется не сразу решать его, а 10-15 секунд сосредоточиться на теме вопроса, вспоминая все основные определения, свойства, приемы решений и преобразований, последовательность действий.

В обучении школьников доказательству важное место принадлежит формированию стандартов логических рассуждений. Психологи утверждают, что структуры мозга, руководящие аналитической деятельностью, формируются к 13-14 годам. Развитие доказательного мышления проходит две стадии. В собственно подростковом возрасте школьник скорее усваивает доказательства, чем самостоятельно пользуется ими, и еще меньше он создает их.  В  юношеском же возрасте уже заметно выступают критическое отношение к готовым доказательствам и стремление к собственным обоснованиям утверждений. Поэтому самостоятельному доказательству следует предварить обучение учащихся умению анализировать готовые доказательства.

На одних тестах учить математике нельзя, иначе школьники совсем разучатся рассуждать и, в конечном счете, не будут понимать математику вообще. Да и одинаковая оценка выполненного с арифметической ошибкой упражнения и не выполненного вовсе сомнительна. Как известно, на ГИА-9 предлагаются задания, состоящие из трех блоков. 8 заданий блока А содержат задания базовой части, если они для сильного ученика являются задачами для устного счета, то для слабых по знаниям учеников эти задачи требуют некоторой головоломки, т.к. они содержат условия, в которых надо уметь правильно составить уравнение к задаче, знать свойства степеней, умение представлять графический способ задания функции переводить на аналитическую модель и другие. В настоящее время в тестовые задания включены и задачи по теории вероятностей.

В настоящее время работа учителя математики по подготовке к ЕГЭ немного облегчается тем, что есть открытый банк заданий, и учитель может ученика слабого «натаскать» на определенного вида задачах. Но практика работы показывает, что выпускники последних лет плохо ориентируются в практических задачах. Не умеют покупать товары для дома (В1), не знают, в какой последовательности надо идти, чтобы сделать полки для шкафа (купить большой лист стекла, разрезать его на одинаковые части, ошлифовать, заплатить за каждый вид работы (В5)), не умеют давать оценку полученному ответу задачи и т.д. Трудностью является не только возросший уровень  сложности предлагаемых заданий, но включений тем 9-летней школы. Как известно,  КИМы содержат задачи, при решении которых учащемуся нужно применить свои знания в измененной (нетипичной ситуации, используя при этом методы, известные ему из школьного курса, не говоря о заданиях, на преобразование выражений, предусматривающие несколько шагов рассуждений.

Планиметрия не изучается в 10-11 классах, и для того, чтобы успешно справиться с задачами, включенными в ЕГЭ, нужно выделить достаточное время на повторение курса планиметрии, которое не предусмотрено действующей программой. Весьма важно решать планиметрические задачи в течение всего учебного года. При этом необходимым условием эффективности повторения является связь решаемых планиметрических задач с текущим, изучаемым планиметрическим материалом.

При обобщающем повторении курса планиметрии необходимо сообщить учащимся ряд дополнительных теоретических фактов или приемов решения, на которые, как правило не обращается внимание  в 7-9 классах, но без знания которых решение задачи может оказаться затруднительным или займет больше времени. Например, использование  приема удвоения медианы треугольника и замены данного треугольника равновеликим при решении задачи. («Две стороны треугольника равны 13 и 15, а медиана, проведенная к третьей стороне, равна 7. Найдите площадь треугольника»).

Полезным бывает и решение комплексных задач, т.к. во время изучения планиметрического материала в 7-9 классах такой возможности не представляется. В соответствии с назначением и особенностями задач высокого уровня сложности  и требованиями к математической подготовке учащихся, достижение которых проверяется этими заданиями, в решениях фиксируются следующие моменты, характеризующие полноту и правильность решения:

· Конечный результат, полученный при верном ходе решения,

·  выполнение промежуточных преобразований, вычислений,

· обоснование выводов (шагов), приводящих к правильному ответу,

· логика решения.

 В заключение отмечу, что задания с параметрами традиционно представляют для учащихся сложность в логическом, техническом и психологическом плане. Однако, именно решение таких задач открывает перед учащимися большое число эвристических приемов общего характера, применяемых в исследованиях на любом математическом материале. Решению таких задач надо обучать специально. Этому вопросу должны быть посвящены внеклассные занятия уже в 8-9 классах. Мной разработана программа элективного курса «Задачи с параметрами» для 9 классов. Также на дополнительных занятиях, курсах довузовской подготовки ( в течение нескольких лет вела вела такие курсы при МарГТУ) решению задач с параметрами отвожу много времени.

Знать школьный курс математики - значит  владеть материалом каждого из основных направлений: выражения и преобразования, уравнения и неравенства, функции, числа и вычисления, геометрические фигуры и их свойства, измерение геометрических величин, быть в состоянии актуализировать любое из них в любое время, чтобы достичь этого, нужно систематически обращаться к каждому из них. С этой целью необходимо

· решать устные задачи, в которые входят задания многих направлений,

· рассматривать более сложные, комплексные задачи, подобранные таким образом, что решение каждой из них требует обращения ко многим направлениям, а все задачи из каждого набора в совокупности отражают все направления,

· проведение исследований, составление наборов таких задач, при решении которых явным образом используются основные мыслительные операции - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация

Общие методы решения, их классификация - мощное средство скрепления основных направлений курса. Систематизирующее воздействие будет эффективнее, если придерживаться следующих советов:

· Перед каждой темой проводить вводные уроки, открывающие перспективу ее изучения, а после изучения темы- уроки систематизации, обобщения, углубления математических знаний.

· Включать в проверочные работы задачи по любому из ранее изученных материалов, практиковать систематически работы с задачами из многих направлений

· Искать и использовать разнообразные основания для обсуждения и объединения разнородных направлений в одну укрупненную дидактическую единицу.

В процессе обучения математике важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения им. Указывая на важность процесса повторения учебного материала, современные исследователи показали значительную роль при этом таких дидактических приемов как сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, содействующих интенсивному протеканию процесса запоминания. При этом вырабатываются гибкость, подвижность ума, обобщенность знаний.

В процессе повторения память у учащихся развивается. Эмоциональная память, опирающаяся на наглядно-образные процессы, постепенно уступает памяти с логическими процессами мышления, которая основана на умении устанавливать связи между известными и неизвестными компонентами, сопоставлять абстрактный материал, классифицировать его, обосновывать свои высказывания.

Повторение учебного материала по математике осуществляется во всей системе учебного процесса: при изложении новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельных работ различных видов и т. д. Без постоянного обращения к основным направлениям школьного курса невозможна его систематизация. А без нее невозможно полноценное осуществление идеи развивающего обучения школьников математике.

Цель повторительно - обобщающих уроков: научить старшеклассника мыслить и оперировать математическими знаниями, определяемыми документами обязательного стандарта, не оставив при этом без внимания старшеклассников, которым математика интересна как наука, требующая полета фантазии и оригинальности мышления. Формирование теоретического мышления осуществляется при различных применениях обобщений. Обобщение нередко осуществляется путем выделения одинакового математического содержания для различных задач. Составление математической модели - это наиболее распространенный вид обобщения. Он состоит в переводе происходящих в действительности процессов на язык математики. При подготовке к ЕГЭ для обобщающего повторения в конце года должен быть отобран самый важный материал с точки зрения общеобразовательной ценности, упражнения  комплексного характера. Наиболее целесообразным является распределение повторяемых вопросов по содержательно- методическим линиям курса, порядок следования которых позволяет эффективно реализовать связи между темами. Этому требованию наиболее полно удовлетворяет такой порядок:

·        Линия развития понятия числа,

·        Функциональная линия,

·        Линия тождественных преобразований,

·        Линия уравнений и неравенств.

В заключение отметим, что кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию учащихся к участию в ЕГЭ. Каждый ученик должен четко понимать, что для него важно при сдаче ЕГЭ. От выбранной цели зависит подготовка к ЕГЭ и стратегия его сдачи.

 

 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн