№
П-п
|
Тема урока
|
Дата проведения
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
|
Вид контроля. Измерители
|
Домашнее задание
|
коррекция
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
1
|
Что изучает
|
2.09
|
Изучение
|
Человек и экономика.
|
Знать основные положения.
|
Вид контроля:
|
|
|
|
|
|
курс «Обще-
|
|
нового
|
Проблемы социально-
|
Уметь анализировать, делать выводы,
|
выборочное
|
|
|
|
|
|
ствознание»
|
|
материала
|
политической жизни. Человек и закон
|
отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
|
оценивание. Измерители: ответы на вопросы
|
|
|
|
|
|
Глава 1. Человек и экономика-17часов
|
|
|
|
2-3
|
§ 1. Экономи-
|
А
|
Усвоение
|
Что изучает экономи-
|
Знать, с чем связано появление эконо-
|
Выборочное
|
§1, с. 6-16;
|
|
|
|
|
ка: наука
|
|
нового
|
ческая наука. Эконо-
|
мической науки; что изучают макроэко-
|
оценивание.
|
|
|
|
|
|
и хозяйство
|
|
учебного материала. Закрепление нового материала
|
мика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности
|
номика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.
Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах
|
Ответы на вопросы.тестирование
|
с. 16,документ
|
|
|
|
4-5
|
§ 2. Экономи-
|
2
|
Усвоение
|
Понятие экономиче ского роста.
|
Знать, что такое «порочный круг бедности».
|
Выборочное
|
§ 2, с. 17-29;
|
|
|
|
|
ческий рост и развитие
|
|
нового учебного материала. Закрепление нового материала
|
Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл
|
Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.
Уметьназывать факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIXв. от кризисов XXв.
|
оценивание.
Ответы на вопросы
|
задания № 1-4, с. 28-29
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
§ 3. Рыночные
Отношения в экономике
|
Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала
|
Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России
|
Знатьосновные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструк тура рынка; чем характеризуется современный рынок
Понимать,чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики
Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция
|
Выборочное оценивание Ответы на вопросы
|
§3, с. 30-42; задания № 1-4,
|
|
|
|
|
|
|
7-8
|
§4 Фирмы в экономике
|
|
Усвоение нового материала
|
Факторы производства Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями
|
Знать, что такое «эффективное пред приятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.
Уметьобъяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала
|
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы.Тестирование
|
§ 4, с. 43-54;
|
|
|
|
9
|
§5. Правовые основы предпринимательской деятельности
|
|
Усвоение нового материала.Закрепление нового материала
|
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело
|
Знать, какие законы регулируют пред принимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.
Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Уметьдавать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора
|
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
§ 5, с. 54-66;
|
|
|
|
10
|
§ 6. Слагаемые успеха в бизнесе
|
|
Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала
|
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга
|
Знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме.
Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок.
Уметьобъяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков.
|
Тестирование
|
§ 6, с. 67-78;
|
|
|
|
11-12
|
Экономика и государство
|
|
Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала
|
Экономические функ- ции государства. Ин -струмент регулирования экономики. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?
|
Знать, в чем заключается ограничен ность возможностей рынка «регулиро- вать» экономику.
Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.
Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике
|
Ответы на вопросы
|
§7, с. 78-91;
|
|
|
|
13
|
§8 Финансы в экономике
|
|
Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала
|
Банковская система.Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия
|
Знать,какую роль выполняют финансы
в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.
Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику.
Уметьобъяснять, почему возникает инфляция
|
Ответы на вопросы.Тестирование
|
§9, с. 103-115; задания № 1-7, с. 114-115
|
|
|
|
14
|
§ 9. Занятость и безработица
|
|
Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала
|
Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости
|
Знать, как действуют спрос и предло- жение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.
Понимать, для чего необходим рынок труда.
Уметь объяснять, почему трудно достичь равновесия на рынке труда
|
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы.Тестирование
|
§9, с. 103-115;
|
|
|
|
15-16
|
§ 10. Мировая экономика
|
|
комбинированный
|
Мировая экономика. Международная торговля. Государствен- ная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики
|
Знать, что такое «международные эко- номические отношения».
Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма.
Уметьобъяснять, какая страна - США или Нидерланды - больше зависит от международной торговли и почему
|
Работа с документами
|
§ 10.
|
|
|
|
17
|
§11. Человек в системе экономических отношений
|
|
комбинированный
|
Рациональное поведе- ние потребителя Рациональное поведе- ние производителя
|
Знать, какие факторы влияют на произ- водительность труда.
Понимать, какие экономические про- блемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю. Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом.
Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах
|
Ответы на вопросы
|
§ 11, с. 128-132
|
|
|
|
18
|
Человек и экономика
|
|
Повторение и обобщение знаний
|
|
Знать положения раздела основные
Уметьприменять полученные знания на практике
|
Тестирование
|
Повторение темы «экономика»
|
|
|
|
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни – 15ЧАСОВ
|
|
|
19
|
§ 12. Свобода в деятельности человека
|
|
Изучение нового материала
|
«Свобода есть осознанная необходимость».Свобода и ответственность
|
Знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость.
Уметь объяснять связь понятий »свобода» , »выбор», »ответственность»
|
Ответы на вопросы
|
§12, с. 140-148;
Зад1-4 стр158.
|
|
|
|
20-21
|
§ 13. Общест-венное сознание
|
|
Изучение нового материала
|
Сущность и особенно сти общественного- сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание
|
Знать, какие уровни принято выделять в общественном сознании.
Понимать, как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание.
Уметь объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; дать характеристику различных форм общественного сознания
|
Тестирование.
Ответы на вопросы
|
§13, с. 148-158;
|
|
|
|
22-23
|
§ 14. Полити-ческое сознание
|
|
комбинированный
|
Обыденное и теорети ческое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание
|
Знать, чем различаются два уровня по- литического сознания: обыденно- практический и идеолого-теоретиче-ский, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии. Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание».
Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XXв.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции.
|
Ответы на вопросы
|
§14, с. 158-172
|
|
|
|
24-25
|
§ 15. Полити-ческое поведение
|
|
комбинированный
|
Многообразие форм политического пове- дения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения
|
Знать, что называется политическим поведением, как различаются его фор- мы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения.
Понимать, каковы мотивы политического поведения.
Уметьобъяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение
|
Тестирование.
Ответы на вопросы
|
§15, с. 172-181
|
|
|
|
26-27
|
§ 16. Полити-ческая элита и политическое лидерство
|
|
комбинированный
|
Политическая элита. Политическое лидер- ство. Роль политиче- ского лидера. Типы лидерства
|
Знать,что представляет собой полити-
ческая элита; кто такой политический
лидер, каковы основные признаки поли тического лидерства; основные функции политического лидера.
Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства - традиционного и харизматического.
Уметьобъяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство
|
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
§ 16, с. 182-193
|
|
|
|
28-29
|
§ 17. Демо-графическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи
|
|
комбинированный
|
Тенденции развития семьи в современной России. Проблема не полных семей. Совре- менная демографическая ситуация в Российской Федерации
|
Знать, какие тенденции в развитии се- мьи можно оценить как неблагоприят- ные, что такое неполная семья, как уве- личение числа неполных семей сказыва- ется на демографической и социальной ситуации в обществе.
Уметьобъяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России
|
Работа с документами
|
§ 17, с. 193-201
|
|
|
|
30-31
|
§ 18. Религи-озные объединения и организации в Российской Федерации
|
|
Изучение нового материала
|
Религиозные объеди- нения. Права религи- озных организации. Проблема поддержа- ния межрелигиозного мира
|
Знать, какие религиозные объединения могут действовать в Российской Федера ции; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объеди- - нения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти.
Понимать, какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями
|
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
§ 18, с. 202-213
|
|
|
|
32-33
|
Проблемы социально-политической и духовной жизни
|
|
Повторение и обобщение
|
|
Знать основные положения курса
Уметь применять полученные знания на практике
|
Тестирование
|
Повторение темы
|
|
|
|
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН-35ЧАСОВ
|
|
|
34-35
36
|
§19 Современные подходы к пониманию права
|
|
Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала
|
Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юри- дической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ
|
Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву.
Уметьхарактеризовать основные осо- бенности естественного права
|
|
§ 19, с.217- 228
|
|
|
|
37-38 39
|
§ 20. Гражданин Российской Федерации
|
|
комбинированный
|
Гражданство РФ. Пра- ва и обязанности гра- жданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика
|
Знатьосновные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, ка ковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба
|
Практическая работа с документами
|
§ 20, с. 228-238
|
|
|
|
§ 21. Эколо-гическое право
|
|
Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала
|
Общая характеристика экологического права. Право человека на бла гоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения-
|
Знатьосновные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответст венности за экологические правонарушения предусматривает законодательство.
Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты.
Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан
|
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
§ 21, с. 239-250
|
|
|
|
40-41
|
|
|
42-43-44
|
§ 22. Гражданское право
|
|
Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала
|
Гражданские правоот- ношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав
|
Знатьосновные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.
Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений
|
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
§ 22, с. 250
|
|
|
|
45-46-47
|
§ 23. Семейное право
|
|
Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала
|
Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
|
Знать основные положения по теме уро ка: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье.
Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
|
Тестирование.Работа с документами
|
§23, с. 262-273;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
48-49-50
|
§ 24. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
|
|
Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала
|
Трудовые правоотно- шения. Субъекты тру- дового права. Работ- ник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование
|
Знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы ра ботнику при приеме на работу; каков по рядок заключения, изменения и растор- жения трудового договора; учреждения профессионального образования.
Уметьдавать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения
|
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
§ 24, с. 274-285
|
|
|
|
51-52
|
§ 25. Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс
|
|
Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала
|
Процессуальное пра- во. Основные принци пы гражданского про- цесса. Судопроизвод- ство. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений
|
Знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмот- рении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение
суда
|
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
§25, с. 286-298;
|
|
|
|
53-54-55
|
§ 26. Процес- суальное пра во: уголовный процесс
|
|
Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала
|
Основные принципы и участники процесса. Меры процессуально го принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей
|
Знатьосновные положения по теме урока: в каком законодательном акте со браны правила уголовного судопроиз- водства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными.
Уметьдавать определение понятий; решать юридические задачи
|
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
§ 26, с. 298-310
|
|
|
|
56-57
|
§ 27. Процес- суальное пра- во: админи- стративная юрисдикция, конституционное судопроизводство
|
|
комбинированный
|
Административная юрисдикция. Субъек- ты административной ответственности. Ад- министративные наказания. Конституционное судопроизводство. Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства
|
Знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; ка- ковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционность акта
|
Тестирование
|
§28, с. 320-330;
|
|
|
|
58-59-60
|
§ 28. Между-народная защита прав человека
|
|
Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала
|
Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека
|
Знатьосновные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда
|
Работа с документами
|
§28, с. 320-330;
|
|
|
|
61-62
|
§ 29. Взгляды в будущее
|
|
комбинированный
|
Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXIв. Экологические проблемы. Угрозы термоядер ной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека. Постиндустриальное общество
|
Знатьосновные положения по теме урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы XXIв.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе
|
Работа с материалами периодической печати
|
§29, с. 333-344
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63-64
|
Человек и общество
|
|
Повторение пройденного материала
|
|
Знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
|
Тест. Ответы на вопросы
|
Повторить основные вопросы темы
|
|
|
|
65-68
|
Обобщающее повторение курса
|
|
Обобщение и систематизация знаний
|
|
Знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
|
Тест. Ответы на вопросы
|
Повторить основные вопросы темы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|