Submitted by Ольга Юрьевна Митусова on Tue, 13/09/2011 - 19:02
Открытый урок по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола» 10 класс.
Цель урока: повторить и обобщить знаний учащихся о глаголе как о части речи.
Задачи:
Образовательные:
· Систематизировать знания учащихся о правописании личных окончаниях глагола;
· Проверить степень усвоения умения определять спряжения глагола;
· Содействовать подготовке ЕГЭ ( часть А 17).
Развивающие:
· развивать умение употреблять глагол в речи;
· развивать речь;
· развивать умение оценивать свою работу.
Воспитывающие:
· содействовать воспитанию любви к родному языку;
· воспитывать любовь к родному краю;
· осуществлять межпредметную связь.
Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.
Методы: индивидуальный, фронтальный, групповой.
Конспект урока.
1. Организационный момент .(1 мин)
− Добрый день! Меня зовут Ольга Юрьевна! Сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Посмотрите на доску. Как вы думаете, какова цель нашего урока? А?
Прочитайте эпиграф к уроку:
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»
А. Югов
2. Вступительное слово учителя (3мин).
-Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает второе место после имен существительных. Обладает высокой эстетической ценностью. Писатель А.Югов дал очень яркую характеристику этой части речи. Эти слова и будут эпиграфом нашего урока.
- Вы согласны с этими словами? Как вы думаете, что значит «огнепышущая» ?
3. Орфоэпический разминка (у доски 1 ученик) (3 мин)
(Ударение у глаголов обычно падает на последний слог, в слове прибыл – на приставку)
4.Беседа:- Что обозначает глагол? Какими категориями обладает? (5 мин)
- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.
(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение).
- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени. (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме).
- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II. ( Работа по алгоритму)
-А сейчас еще раз обратимся к эпиграфу: как понимаете слова «самая живая часть речи»? ( постоянно в действии, меняется, обновляется, развивается).
Интересные глаголы – бежать, хотеть! Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам.
А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.
А ещё есть и особо спрягаемые глаголы: дать, есть.
5.Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям. 3 мин
6.Работа по упражнению 250. ( параллельно работа по карточкам) 10мин.
Карточка №2. Прочитайте текст. Обратите внимание на правописание глаголов.
"Как сбереч… в памяти прошлое? Как разжеч.. костер воспоминаний? С помощью чего его поддерживать? Как помоч… самому себе, какого помощника привлеч…?
Дневник. Завести дневник событий. Он будет стереч… ускользающее прошлое, не даст тебе отвлеч…ся и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику ты сумееш… в любой момент безбоязненно пересеч… океан своих мыслей и чувств".
Вопросы и задания к тексту:
1. Что такое инфинитив?
2. Найти в тексте глаголы в инфинитиве.
3. Вспомнить, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую?
Карточка №3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.
10. Скажите, каким годом объявлен 2011? (Год Космоса 50 лет со дня 1 полета человека в Космос). На столах у вас тексты (7 мин)
Круговорот вещества в галактике
...Глядим на ночное небо, видим тысячи звезд — и именно они у большинства людей ассоциируются с бескрайним Космосом. Но звезды не являются его главными "обитателями", и присутствовали они в космосе не всегда. Они могли бы вообще не появиться, если бы в первые секунды после Большого взрыва Вселенная не заполнилась первичным веществом, на три четверти состоящим из атомов водорода и на четверть — из атомов гелия.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, что заставило газовую составляющую молодой Вселенной начать концентрироваться в относительно компактные первичные звезды. Но с тех пор, как они образовались, процесс эволюции в космических масштабах можно представить как постепенную концентрацию межзвездного газа в более плотные объекты.
Астрономы часто рассуждают о "молодых" и "старых" галактиках с точки зрения относительного количества газовой компоненты. Там, где ее много — активно идут процессы звездообразования, рождается множество крупных горячих звезд.
Большинство звезд в галактиках имеют умеренную массу, излучают в основном в красной части спектра, а их пространственное распределение характеризуется постепенным убыванием во всех направлениях от центра (в котором, как сейчас принято считать, часто находится сверхмассивная черная дыра).
1. К какому стилю речи, типу речи относится текст.
2. Какова тема текста?
3. Какова основная мысль текста?
4. Определите спряжение выделенных глаголов.
11. Рефлексия в конце урока.
1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Сумел ли ты получить новые знания?
4. Был ли ты активен на уроке?
5. Ты сумел показать свои знания?
6. С удовольствием ли будешь продолжать работу по данной теме?
7. Был ли внимателен к тебе учитель?
12. В заключении я предлагаю вам послушать звук атмосферы Земли. (2мин)
Звук атмосферы Земли.
Даный звук похож на передачи от далеких цивилизаций фактически прибывает из атмосферы Земли. Он складывается из радио и телешумов, сигналов сотовых телефонов, наряду с шумами самолетов, которые получили радиотелескопы.