Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Цели и средства автоматизации обучения

Размещено: Дарья Стёпкина - ср, 14/09/2011 - 15:17

 

Развитие средств вычислительной техники и появление новых технологий в сфере компьютеризации привело к автоматизации почти все областей человеческой деятельности. Не стало исключением высшее образование. Давно автоматизированы процессы составления документов в ВУЗах, созданы автоматизированные системы составления расписания, ведутся базы данных по сотрудникам и студентам. Все большее распространение приобретают обучающие системы, находится в стадии развития проект дистанционного высшего образования. Процесс взаимодействия преподавателей и студентов в очных ВУЗах тоже постепенно автоматизируется. Особенно это касается специальностей, связанных с вычислительной техникой.

Общение преподавателя и студента составляет основу учебного процесса, особенно при очной форме обучения. Из всех форм образования наиболее эффективной считается очная форма. В ней личный контакт обучаемого с педагогом дает возможность быстрой обратной связи и, соответственно, способствует большей усвояемости материала. Лекции и семинары, а также упражнения, выполненные в присутствии преподавателя, позволяют быстрее усваивать новый материал, чем самостоятельные занятия. Но при этом значительная часть времени тратится на выполнение рутинных работ, которые не требуют присутствие преподавателя, и уменьшают время, отводимое для консультаций. Речь идет о выдаче заданий, списков литературы, изложении лектором сведений, связанных с ГОСТами и стандартами. Из вышесказанного следует, что внесение в процесс обучения элементов автоматизации повысит качество очного образования, так как освободит время для дополнительного общения студентов с преподавателем.

Вторым основанием для автоматизации учебного процесса является распространение компьютерных технологий. Подготовка рефератов и дипломов в графических редакторах, использование электронной почты и поиск информации в интернет стало привычным. Студенты ВУЗов по специальностям информатики и вычислительной техники имеют навыки работы с современными техническими средствами, начиная с младших курсов. Большинство из них имеют компьютер дома, остальные могут получать возможность работы на компьютере на кафедре. Многие студенты других специальностей также умеют работать на компьютере и имеют доступ к нему. Рекомендации по автоматизации, приводимые ниже, предназначены, в основном, для компьютерных специальностей ВУЗов, хотя, могут быть использованы и другими специальностями при условии наличия на этих кафедрах вычислительных систем, ресурсов которых будет достаточно для обеспечения потребностей как преподавателей, так и студентов.

Чтобы уточнить предмет обсуждения, замечу, что в статье не идет речь об обучающих или тестирующих программах. Говоря об автоматизации процесса общения преподавателей и студентов, я, прежде всего, подразумеваю возможность обмена информацией, связанной с читаемыми дисциплинами, используя современные компьютерные технологии. Целью автоматизации является оперативность передачи информации и ее общедоступность. Под общедоступностью понимается упрощение доступа студентов к предоставляемым преподавателям сведений.

Для реализации проекта автоматизации учебного процесса целесообразно использовать интернет-технологии. Этот выбор обусловлен несколькими факторами. Во-первых, автоматизация элементов учебного процесса предполагает работу с информацией, представленной в электронном виде. Естественно, что при возникновении необходимости она может быть перенесена на бумажные носители или наоборот, извлечена из них. При современном распространении оргтехники это не представляет сложностей. Единственным ограничением на форму представления электронной информации является ее соответствие стандартам. То есть, у пользователя не должно быть проблем связанных с извлечением сведений (смысла) из полученных данных. Во-вторых, программные и аппаратные средства, обеспечивающие обмен информацией между преподавателями и студентами с выполнением требований на оперативность и общедоступность, должны быть универсальными и недорогими. Либо, прикладное программное обеспечение должно быть независимо от системных пакетов и аппаратуры.

Перечисленным требованиям хорошо соответствует использование интернет-браузеров. Браузеры обеспечивают доступ с любого компьютера, подключенного к сети интернет, и предоставляют одинаковый интерфейс доступа к данным независимо от программно-аппаратной платформы. Кроме того, распространение информации через интернет характеризуется возможностью мгновенного обновления и неограниченным по времени доступом при условии подключения к интернет. При ограничениях на доступ к интернету имеется возможность записи информации на локальные носители и последующего ее использования.

В силу вышесказанного, оптимальной архитектурой автоматизированной системы взаимодействия преподавателя и студенты следует считать интернет-сервер. Интернет-сервер может состоять из веб-сервера, работающего по протоколу НТТР, ftp-сервера и почтового сервера, объединенных в единую систему. Информация в такой системе может храниться в виде файлов в каталогах сервера и в виде записей базы данных, тоже входящей в систему. Прикладной уровень целесообразно реализовать как серверные приложения, выполняющие запросы к базе данных и другим серверам. Обращения к серверным приложениям и результаты их работы передаются клиентским приложениям по протоколу НТТР. В качестве клиентских приложений, как было сказано выше, в этом случае используются браузеры. Они представляют всем пользователям единый интерфейс взаимодействия с системой. Гипертекстовые страницы, загружаемые в окна браузера с сервера по запросам пользователей, содержат в себе как сами данные, интересующие пользователя, так и специальные компоненты, позволяющие составить новый запрос к серверу. При этом достигается независимость от программно-аппаратных средств, установленных на компьютере пользователя. Для достижения большей универсальности пользовательского интерфейса имеет смысл расширить интерфейс работы с НТТР сервером функциями работы с ftp-сервером и почтовым сервером. Это облегчит процесс работы пользователя с системой, избавив его от необходимости устанавливать и изучать дополнительные программные продукты.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн