Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



А.С.Макаренко о поощрении и наказании и современный взгляд на проблему

Submitted by Антонина Ивановна Рочева on Wed, 14/09/2011 - 22:10

 

 

 

 

 

 

 

Рочевой Антонины Ивановны

учителя начальных классов

ОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Гатчины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

2010г.

 

План

  1. Вступление
  2. Актуальность проблемы
  3. А.С.Макаренко о поощрении и наказании
  4. Поощрение и наказание как средство педагогического воздействия
  5. Виды и формы поощрения
  6. Виды наказания
  7. Родительское собрание  по данной теме
  8. Заключение
  9. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходиться без этих методов. Действительно, ведь воспитание- это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые ему предъявляют. Очень часто возникает противостояние ,то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то ,что от него требуют. В таком случае возникает вопрос:»Как же добиться исполнения требований?» Вот тут-то воспитатель и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.

Чаще всего объектами воспитания  становятся дети, и это правильно. Родители обязаны воспитывать своих детей ,то есть ,заложив в их сознание определённую систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают в большинстве семей как основные показатели успешности или безуспешности процесса воспитания. К сожалению, чаще взрослые   используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем,насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители , сталкиваясь с какой – либо проблемой в процессе воспитания, продумывают , насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемой , а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей . Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять , другие ,наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка, Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание- это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. И всё таки, использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходиться  почти всем родителям, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное руководство детьми.

Многие педагоги прошлого  и наши современники писали  о проблемах поощрения и наказания. Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств  в  системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко. Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно « разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов».  С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости каких бы то ни было  регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Макаренко А. С.отстаивал необходимость выработки в коллективе определённых традиций,  сязанных  с поощрением и наказанием. Борясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учёта их индивидуальных особенностей,  он вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания. Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание - очень трудная вещь, оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности»,- подчёркивал А.С.Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С.Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрение нечасто, а  к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. А.С.Макаренко сформулировал даже правила к требованиям родителей, при соблюдении которых может исчезнуть необходимость использования наказаний:

1.Требование не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание.

2.Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.

3.Оно должно быть разумным и не должно противоречить здравому смыслу.

4.Требование не должно противоречить другому распоряжению, данному самим же родителем или другим взрослым.

Вместе с тем А. С. Макаренко считал, что система поощрение-наказание необходима и законна. Она закаляет человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.

Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Поощрение и наказание хотя и являются противоположными методами, но тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, поощрение стимулирует правильную линию в поведении, а наказание тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и другие отрицательные качества, в этом противоположность этих методов. Ну а  взаимосвязь проявляется в том, что эти методы помогают ребёнку осознать свои достоинства или недостатки, стимулируют или тормозят поведение, приучают к самоконтролю. В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относят любое   осуждение, угрозу, порицание. Их назначение- коррекция поведения детей в определённых сложных ситуациях.  Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определённой ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними.

Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказание по всякому поводу.  В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников,  поощрение и наказание как средства коррекции  должны использоваться значительно реже. Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частота их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жёстко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.

Методы воспитания- это способы воздействия  взрослых на сознание, волю и чувства ребёнка в целях формирования у него убеждений и навыков определённого поведения. Посредством методов воспитания можно достигнуть любых воспитательных целей, которые ставит перед собой воспитатель. Методы поощрения и наказания относятся к методам стимулирования (побуждения) к деятельности.

ПООЩРЕНИЕ-метод,  который поддерживает и усиливает положительные побуждения и эмоции. Основное значение метода в том, что ребёнок испытывает чувство радости, гордости, особенно в младшем возрасте. К поощрению  предъявляется ряд требований:

1.Поощрение должно быть справедливым.

2.Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребёнка, в противном случае награда обесценивается.

3.Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребёнка.

4.Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать,

5. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.

Поощрения могут быть материального и нематериального порядка. К поощрениям нематериального порядка относятся: пожатие руки ,объятие вблизи и на расстоянии, поцелуй, ласковое слово, сказанное на ушко или при всех, воздушный поцелуй, различные жесты, мимика ,показы пальцами рук,    глазами, особые обещания (поход в гости, на рыбалку).

К поощрениям материального характера лучше прибегать не часто, но за особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости; пообещать и быстро выполнить(а то ребёнок забудет)поощрение материального плана(купить любимую игрушку, мороженое и др.) В ситуации поощрения взрослый должен правильно себя вести. Предлагать в качестве поощрения ребёнку то, что будет для него интересным именно с точки зрения  ребёнка, а не взрослого; поощрять ребёнка только после того, как требование выполнено, и никогда не обманывать. Если поощрение использовать правильно, то оно может стать мощным фактором формирования познавательной активности у детей, особенно в младшем школьном возрасте, когда у ребёнка мал жизненный опыт, или его нет вовсе, не сформировано самосознание, слабы психические процессы. Положительные эмоции очень сильно способствуют активизации любой деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому ребёнок в любом возрасте нуждается в одобрении и признании, так как чувство удовлетворения, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство обиды и раздражения, вызванного наказанием. Поощрение побуждает ребёнка к активной дальнейшей деятельности.

НАКАЗАНИЕ - воздействие на личность ребёнка целью затормозить нежелательные поступки поведения, осудить отдельные действия и поступки, Наказание- оружие очень острое и использовать его нужно крайне осторожно.

К наказанию также предъявляют ряд требований:

1.Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи или класса, в противном случае наказанный становиться «героем дня», жертвой и наказание не достигает цели.

2.Не следует упрекать наказанием, ни напоминать о нём в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите.

3.Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему- либо, можно ограничиться замечанием или репликой.

4. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.

Можно выделить следующие виды наказаний:

-словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения и т.п.)

-физическое наказание

-наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта)

-наказание трудом

-наказание лишением (прогулки, сладостей, компьютера )

Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других - в порядке вещей. В семьях, где битьё- обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жёстким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Жестокость порождает жестокость.

Иногда избиение ребёнка является следствием конфликта между мужем и женой, когда озлоблённость против одного из супругов переносится на относительно беззащитного ребёнка. Дети в таких семьях, понимая чувства родителей, не озлобляются против них, но несправедливость этого мира  также приводит к печальным последствиям в формировании личности. Дети становятся замкнутыми, неуравновешенными, высок их уровень тревожности. Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:

-агрессия  родителей приводит к агрессии детей;

-дети становятся неуравновешенными, вспыльчивыми;

-наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;

-повышается уровень тревожности ребёнка.

Наказание словом считают наиболее мягким, не приносящим большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а  никак не с воспитательной мерой.         Это вызывает у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый в детстве является для ребёнка огромным авторитетом, И всё , что тот произносит, воспринимается   как непреложная истина. Принимая всё на веру, дети начинают думать: «Наверное, я и вправду тупица, идиот». «Ничего хорошего из меня не выйдет». А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка.

Наказание изоляцией  рекомендуется применять спокойно, объяснив     детям причину наказания, обговорив условия   его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребёнка – главная ценность. Такой метод  наказания применяют и сами дети в среде сверстников.  Бывает, что  школьники, подражая  поступкам взрослых, сами объявляют   бойкот тому, кого чаще других наказывает учитель.

Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то ,что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Какой же вид наказания не нанесёт   морального вреда детям? Известный учёный- психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного  правила: «Наказывать ребёнка лучше , лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Выбирая наказание для каждого случая , всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться  поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным.

А.С.Макаренко  говорил, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания. В любом случае наказание должно быть исключительной мерой воздействия на ребёнка, всегда нужно стремиться избежать наказания, используя другие методы воспитательного воздействия.

Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:

*терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;

*объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно ,но быть при этом предельно кратким;

*отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется; 

*неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка –подождите, пока поступок повториться ;

*научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу,  самокритике;

*обратитесь к ребёнку  по- деловому- Илья (а не Илюша );

*измените тон общения, решительный, строгий, внушительный, не допускающий возражений, но не крикливый; измените в самом себе выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;

* используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру «Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша»

*лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: «Скучает сегодня наша кукла».

*проводите  вечером , но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме «Что я сегодня сделал не так».

*хвалите других детей, но к месту;

*организуйте дома «уголок необдуманных поступков», где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть без дела.       

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

Родительское            собрание

ТЕМА: Поощрение и наказание.

Форма проведения: круглый стол.

Цель: Формирование у родителей культуры поощрения и наказания.

Задачи: Обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье; определить значение этих методов воспитания; обобщить и дополнить знания родителей о видах наказаний и поощрений.

                      Ход собрания:

1. Вступительное слово   классного руководителя.

( см. описанное выше, выборочно)

2.Родители усажены по группам; каждая группа получает вопросы для обсуждения.

1 группа: Наказываете ли вы своих детей? За что наказываете?

2 группа: При каких условиях надобность в наказании отпадает? Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказание несправедливо.

3 группа:  Как поощряете детей и за что?

4 группа:  В чём вред физических наказаний?

4.   Работа в группах, обмен мнениями .

Родителям предлагается назвать те вопросы, которые остались незатронутыми.

5.  А теперь давайте посмотрим , каково мнение наших детей по данной проблеме ,на что они обращают внимание , что их беспокоит.

Презентация плаката: ГОВОРЯТ НАШИ ДЕТИ.

*Меня хвалят, если ______________________________

*Мне дарят подарки, если_________________________

*Мне дарят деньги, если__________________________

*мне разрешают_________,если____________________

6.  Индивидуальная работа родителей.

Предлагается родителям выполнить задание: поделить лист на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой- которыми ругаете

         Самоанализ : посмотрите в какой графе больше слов и сделайте  для себя  вывод.

  1. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  2. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.
  3. Помните об ответственности при выборе форм наказания.
  4. Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов,
  5. НЕ принимайте формальное решение о наказании ( наказание должно быть действенным для ребёнка )
  6. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его,
  7. не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.
  8. Требуйте от ребёнка говорить только правду,какой бы горькой она для вас ни была.
  9. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка,
  10. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи.
  11. Будьте терпеливы в исполнении наказания , иначе ребёнок станет  управлять вашим поведением.
  12. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.
  13. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков, иначе он почувствует себя неполноценным.
  14. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: похвала должна быть объективной!
  15. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким , какой он есть. Любите сына или дочку, несмотря ни на что!

           (Памятки раздаются родителям )

 

Итак, овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания.  Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа , спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и сам ребёнок себя может изменить. Самонаблюдения     .самооценка, самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые.

Методы поощрения и наказания несут многообразие воздействий на личность ребёнка через книги, беседы, диалоги, убеждения, аргументы, договоры между ребёнком и взрослым, то есть  поощрение  и наказание могут быть использованы опосредовано, и иногда такое воздействие даже более действенно, нежели непосредственный контакт.

 Во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей – ведь именно родители, как никто другой, знают своего ребёнка.

Важно и учителям, и родителям всегда стремиться к золотой середине, не переусердствовать ни в ту, ни в другую стор.

 

                               

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

*А. С. Макаренко. Книга для родителей \\Собраниесочинений. Москва. Издательство» Правда»1987г.

*А. С Макаренко . Педагогические сочинения.том4. Москва» Педагогика»1984г.

*В. Л. Леви Нестандартный ребёнок. М.: Леви-центр,1996 г.

*В. Ю. Питюков Основы педагогической технологии .М.:Рос.Пед.Агенство,1997.

*Л. Ю.  Гордин. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.,1971г.

 

                                                                                                                                                                              


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн