Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по истории 5-11 класс для школы с обучение слабослышащих и слепых детей

Данные об авторе
Автор(ы): 
Степина Елена Александровна
Место работы, должность: 

ТОГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2", учитель истории и граждановедения

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Краткое описание: 
<p> Данная рабочая програма предназначена для учителей истории, работающих в коррекционных общеобразовательных школах&nbsp;</p>

p { margin-bottom: 0.21cm; }

ТОГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат I вида»

 

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Директор школы-интерната

Протокол№_____ ________Н.А.Дементьева

от «___»______2010 г. от «___»______2010 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса по истории

основного общего образования

5-11 классов

на 2010-2011 учебные года

 

 

 

 

 

 

Учитель истории и граждановедения

Степина Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2010

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Программа по истории на ступени основного общего образования в Специальной образовательной школе-интернате I вида составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе по истории на ступени основного общего образования сохранена ориентация на фундаментальный характер образования.

Данная рабочая программа составлена на основе программ:

5 класс — История Древнего мира (В.И.Уколова, Л.П.Маринович) Программа «История Древнего мира» 2007г. к учебнику В.И.Уколова, Л.П.Маринович История Древнего мира 5 класс.

6 класс - История Древнего мира (А.А Вигасин., Г.И.Годер, И.С Свенцицкая) - В сборнике программ: Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2007 к учебнику Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: 5 класс.

7 класс - Агибалова Е.В., Донской Г.М. Программа «История Средних веков». 6 кл., М.: Просвещение, 2008 к учебнику Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков: 6 класс

8 класс - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История. М Просвещение, 2007 к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века: 6 класс

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразова­тельных учреждений. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История. М Просвещение, 2007 к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: Конец XVI-XVIII век: 7 класс

9 класс - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История. М Просвещение, 2007 к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XIX век: 8 класс

10 класс - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История. М Просвещение, 2007 к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России: XX - начало XXI века: 9 класс

11 класс — О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран 20-н.21 века. Программы общеобразовательных учреждений. История. К учебнику О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран 20-н.21 века.9 класс.

Мест и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся 5-11 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.

 

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования представляются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном политокультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

 

Результатом изучения истории в основной школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

 

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе с учетом особенностей обучения в школе - интернате I вида выражаются в следующих качествах:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (находить главную мысль параграфа, составлять простой план, конспект, формулировать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в формах докладов, презентаций).

Предметные результаты изучения истории обучающимися включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути развития народов своей страны и человечества

- способность применять понятийный аппарат исторического знания.

 

С учетом психофизических особенностей обучающихся в школе-интернате I вида в результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельство, ход, участников, результаты важнейших исторических событий

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду:

- работать с контурными картами;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи

5. Анализ, объяснение:

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий

6. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде

 

Особенностями изучения истории в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида является то, что история в школе для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития рассматривается как предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с данными нарушениями к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

В курсе истории для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной и зарубежной истории, жизни, быте людей. Давать отчетливый образ наиболее ярких событий и выдающихся деятелей.

При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

На уроках истории в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида используются:

- рассказ учителя

- беседа

- выборочное объяснительное чтение текста учебника

- работа с исторической картой, картиной, схемами

- просмотр и разбор исторических фильмов, исторической хроники, диафильмов

- составление и демонстрация с объяснением презентаций

- прослушивание памятников музыкальной культуры (у детей с нарушением зрения)

- игры, викторины, тестирование

  • составление докладов

 

 

Виды и формы контроля:

- фронтальный (опрос, тестирование, работа в тетрадях с печатной основой, работа с контурными картами)

- групповой (исторические кроссворды, викторины)

-индивидуальный (работа с тематическими карточками, составление сообщений, докладов)

Особое внимание уделяется умению обучающихся выражать свои мысли историческими терминами, часто встречающимися в жизни, что способствует развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применение разнообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов у обучающихся с нарушением слуха – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

 

С учетом психофизических особенностей обучающихся в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида были внесены изменения в учебные курсы по истории: в связи со сложностью и большим объемом материала было удвоено количество часов на усвоение некоторых тем:

- 7 класс - Королевство франков и христианская церковь в 6-8 веках, Западная Европа в 9-11 веках, Культура Западной Европы в раннее Средневековье, Культура Византии, Культура стран халифата, В рыцарском замке, Формирование средневековых городов, Крестовые походы, Как происходило объединение Франции, Что англичане считают началом своих свобод, Столетняя война, Крестьянские восстания во Франции и в Англии, Усиление королевской власти в к.15 века во Франции и в Англии, Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове, Усиление власти князей в Германии, Гуситское движение в Чехии, Завоевание турками-османами Балканского полуострова, Средневековое искусство, Государства и народы доколумбовой Америки

- 9 класс - Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг, Внешняя политика в 1801-1812 гг, Отечественная война 1812 года, Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг, Внутренняя политика Николая I, Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг., Накануне отмены крепостного права, Крестьянская реформа 1861 года, Либеральные реформы 60-70-х гг 19 века, Общественное движение: либералы и консерваторы, Революционное народничество 2 пол.60-х – нач. 80-х гг.19 века, Внешняя политика Александра II, Русско-турецкая война 1877-1878 гг., Внутренняя политика Александра III, Экономическое развитие в годы правления Александра III, Положение основных слоев общества, Общественное движение в 80-90-х гг. 19 века, Внешняя политика Александра III, Литература и изобразительное искусство, Архитектура, музыка, театр, народное творчество

- 10 класс - Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 г.г., Экономические реформы, Политическая жизнь в 1907-1914 гг, Свержение монархии, Россия весной-летом 1917 г., Октябрьская революция, Формирование советской государственности, Начало Гражданской войны, Переход к НЕПу, Образование СССР, Международное положение и внешняя политика в 20-е гг, Политическое развитие в 20-е гг, Социалистическая индустриализация, Коллективизация сельского хозяйства, Политическая система СССР в 30-егг., СССР накануне Великой отечественной войны, Начало Великой Отечественной войны, Советский тыл в Великой Отечественной войне, Коренной перелом в ходе Великой отечественной войны, Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом, СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

- 11 класс - Индустриальное общество в н.20 века, «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны, Первая мировая война. 1914-1918 годы, Последствия войны: революции и распад империй, Страны Европы и США в 20-е гг., Демократические страны Европы в 30-е гг.Великобритания, Франция, Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия, Испания, Восток в первой половине 20 века, Вторая мировая война. 1939-1945 гг.; Соединенные Штаты Америки; Великобритания; Франция; Германия: раскол и объединение, Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг, Латинская Америка во второй половине 20 века, Япония. Китай. Индия, Культура второй половины 20 века.

 

Программа для 10 класса по Истории России в 20-н.21 века с 2010-2011 года была разделена на 2 года обучения:

10 класс – история России - с 1900 по 1945 гг.

11 класс- с 1945 по н.21 века

Изучение новейшей истории зарубежных стран 20-н.221 века в 11 классе обусловлено тем, что история России была изучена полностью в 2009-2010 учебном году, что было предусмотрено календарно-тематическим планированием данного года обучения.

 

Учебный план

5 класс (с нарушением зрения) – История Древнего мира – 68 часов

6 класс – История Древнего мира (учебник 5 класса) – 68 часов

7 класс – История средних веков (учебник 6 класса) – 68 часов

8 класс – История России с древнейших времен до н. 19 века (учебник 6-7 классов) – 68 часов

9 класс – История России 19 века (учебник 8 класса) – 68 часов

10 класс – История России с 1900-1945 гг. (учебник 9 класса) – 68 часов

11 класс – Новейшая история зарубежных стран 20-н 21 вв. (учебник 9 класса) – 68 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cодержание курса

5 класс

Зачем изучать историю – 1 час

Что такое история. Историческая хронология. Историческая карта. Источники истори­ческих знаний

Уметь: раскрывать значение терминов история, век, исторический источник

От первобытности к цивилизации – 5 часов

Чело­век разумный. Занятия первобытных людей. Верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая дея­тельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Знать: первые орудия труда, причины выживания людей в ледниковый период, что такое «родовая община», причины возникновения религии, отличия земледелия от собирательства и скотоводства от охоты, ступени перехода к цивилизации

Уметь: называть главные отличия древнейшего человека от животного, раскрывать понятие термина «душа» и «миф», раскрывать исторические понятия «вождь», «дружина», знать»

Древний Восток – 17 часов:

Древнейшие цивилизации Месопотамии

Условия жизни и за­нятия населения. Города-государства. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ново­вавилонское царство: завоевания.

Знать: с чем было связано возникновение цивилизации, особенности культуры шумеров, имя правителя древневавилонского царства, чем он был знаменит

Уметь: раскрывать понятие государства, характеризовать основные законы Хаммурапи, называть особенности развития Нововавилонского царства

Древний Египет

Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Познания древних египтян. Письмен­ность. Храмы и пирамиды.

Знать: характерные черты организации жизни в Древнем Египте, имя фараона, заключившего мирный международный договор, имя фараона, проведшего религиозную реформу, знать основных божеств египтян

Уметь: рассказывать о строительстве пирамид: для кого и для чего они строились

Восточное Средиземноморье в древности

Финикия: при­родные условия, занятия жителей. Палестина: расселение и занятия евреев, Религиозные верова­ния.

Знать: географическое положение и особенности развития Финикии, имена библейских пророк и рассказывать о них

Уметь: сравнить географическую среду Финикии и Палестины, выделять отличия, находить сходства и отличия развития Финикии с Палестиной

Великие военные империи Ближнего Востока

Завоевания ассирийцев. Персидская держава: военные по­ходы, управление империей.

Уметь: уметь рассказать об особенностях Древней Персии

Древняя Индия

Древние города-государства. Общественное устройство. Религиозные верования

Уметь: характеризовать особенности развития цивилизаций в Индии, характеризовать особенности общественного устройства Индии

Древний Китай

Импе­рии Цинь и Хань. Развитие ремесел и торговли. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Изобретения.

Знать: первые китайские государства

Уметь: рассказывать об особенностях китайского мировоззрения

 

 

 

Античность:

Древняя Греция – 18 часов

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и ге­роях.

Греческие города-государства: политический строй, арис­тократия и демос. Афины: утверждение демократии. За­коны Солона, Спарта: основные группы населения, политическое устройство.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Литература. Архитектура и скульптура. Театр. Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад.

Знать: основных греческих богов, имена главных греческих героев, имя правителя державы на Крите, чем он был знаменит, знать этапы возникновения полиса, исторического деятеля с кем связано рождение демократии в Афинах, причины Греко-персидских войн, особенности развития Афин при Перикле, основные памятники греческой культуры, знать основные сражения Александра Македонского

Уметь: рассказывать об особенностях природы и населения Греции, называть особенности первых государств на Крите, называть особенности развития Спарты,

Древний Рим – 18 часов

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика.

Завоевание Римом Италии. Установление господства Рима в Среди­земноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Возникновение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Ар­хитектура и скульптура. Быт и досуг римлян.

Знать: имена основателей Рима, сражения при завоевании Италии, основные положения реформ братьев Гракхов, особенности развития при Юлии Цезаре, причины падения Римской империи, основные памятники культуры

Уметь: рассказывать о первых христианах, о быте и досуге римлян

 

6 класс

Жизнь первобытных людей – 6 часов

Расселение древнейшего человека. Чело­век разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая дея­тельность, изобретения. От родовой общины к соседской.

 

Древний Восток – 19 часов

Древний Египет

Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Во­енные походы. Искусство и письмен­ность.

Западная Азия в древности

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и за­нятия населения. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: при­родные условия, занятия жителей. Палестина: расселение и занятия евреев.

Ассирия: завоевания ассирийцев. Персидская держава: военные по­ходы, управление империей.

Индия и Китай в древности

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Общественное устройство.

Древний Китай. Создание объединенного государства. Импе­рии Цинь и Хань. Религиозно-философские учения (конфуцианство).

Древняя Греция – 17 часов

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Микены и Троя. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков.

Греческие города-государства: политический строй, арис­тократия и демос. Афины: утверждение демократии. За­коны Солона. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспита­ние.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Возвышение Македонии.

Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад.

Культура Древней Греции. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.

Древний Рим – 28 часов

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Управление и зако­ны.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном. Установление господства Рима в Среди­земноморье. Реформы Гракхов.

От республики к империи. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение христианства. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ар­хитектура и скульптура.

7 класс

Становление средневековой Европы – 10 часов

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Об­разование варварских королевств.

Франки: рассе­ление, занятия, общественное устройство. Законы франков.

Карл Великий. Распад Каро­лингской империи. Образование государств. Скла­дывание феодальных отношений в странах Европы. Культура ран­него Средневековья.

Византийская империя и славяне в 6-11 веках – 6 часов

Византийские императоры; Юстиниан. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения сла­вян и арабов. Культура Византии.

Арабы в 6-11 веках – 4 часа

Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский ха­лифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Феодалы и крестьяне – 3 часа

Средневековое европейское общество. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, усло­вия жизни.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе - 3 часа

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Быт горожан.

Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы – 6 часов

Церковь и духовенство. Разделение христианства на като­лицизм и православие. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-ры­царские ордены.

Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 века) – 12 часов

Государства Европы в XIIXV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представитель-ная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк.

Германия и Италия в 12-15 веках – 6 часов

Германские государства в XIIXV вв. Образование центра­лизованных государств на Пиренейском полуострове. Италь­янские республики в XIIXV вв.

Славянские государства и Византия в 14-15 веках – 4 часа

Экспансия турок-османов и падение Византии. Гуситское движение в Чехии.

Культура Западной Европы в 11-15 веках – 6 часов

Образование: школы и университеты. Рыцарская литерату­ра. Развитие знаний о природе и человеке. Раннее Возрождение: худож­ники и их творения.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века -8 часов

Китай: им­перии, правители и подданные, борьба против завоевателей. Индия: раздробленность индийских княжеств. Куль­тура Индии.

Народы доколумбовой Америки. Племена: устройство, расселение, обычаи и нравы

 

8 класс

Русь Древняя – 9 часов

Вос­точные славяне: расселение, занятия, обще­ственное устройство. Взаимоотношения с соседними народа­ми и государствами.

Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внут­ренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и зна­чение.

Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Литература (слово, житие, по­учение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Мону­ментальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоратив­но-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.

Политическая раздробленность на Руси – 7 часов

Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие са­мостоятельные центры Руси, особенности их географическо­го, социально-политического и культурного развития.

Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов Русь. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экс­пансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледо­вое побоище.

Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Ор­ды и ее последствия. Борьба населения русских земель про­тив ордынского владычества.

Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княже­ства Литовского.

Культура Руси в 30-е гг. XIIXIII в. Летописание. Камен­ное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях.

Русь Московская – 12 часов

Причины и основные этапы объединения русских земель. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Дмитрий Донс­кой и Куликовская битва, ее значение.

Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства. Становление са­модержавия. Судебник 1497 г.

Экономическое и социальное развитие Руси в XIVXV вв. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы.

Религия и церковь в средневековой Руси.

Социально-экономи­ческое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Оприч­нина: причины, сущность, последствия.

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонс­кая война, ее итоги и последствия.

Культура и быт Московской Руси. Важнейшие па­мятники литературы (памятники куликовского цикла, сказа­ния, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконо­писи (Ф. Грек, А. Рублев). Книгопечатание (И. Федоров).

 

 

Россия на рубеже 16-17 вв – 5 часов

Царствование Б. Го­дунова. Смута: причины, участники, последствия. Восстание под предводительством И. Болотникова. Окончание Смуты и возрождение российской государственности.

Правление первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Оформ­ление сословного строя. Права и обязанности основных со­словий. Окончательное закрепощение крестьян.

Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, раз­витие мелкотоварного производства, возникновение мануфак­тур.

Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церков­ный раскол.

Восстание под предводительством С. Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Присоединение к России Левобе­режной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.

Культура и быт России в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиогра­фические повести), новые герои. Быт и обычаи различных сословий (царский двор, боя­ре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).

Россия при Петре I – 9 часов

Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская peформа). Указ о единонаследии.

Денежная налоговая реформы.

Социальные движения в первой четверти XVIIв.

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Провозглашение России империей

Нововведения в культуре. Расширение сети школ и специальных учебных заведений,

Открытие Академии наук. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Изменения в дворянском быту.

Россия в 1725-1762 годах – 5 часа

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Сем летней войне (П. А. Румянцев).

Россия в 1762-1801 годах – 13 часов

Правление Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Основные сословия российского общества, их положение.

Правление Павла I. Внутренняя политика. Русско-турецкие войны и их итоги; Присоединение Крыма и Северного Причерноморья

Культура и быт России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки: М. В. Ломоносов. Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И, Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульпту­ры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков).

 

9 класс

Россия в первой половине 19 века – 32 часа

Российская империя в первой четверти XIX в. Терри­тория. Население. Социально-экономическое развитие. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Государ­ственного совета..

Россия в международных отношениях начала XIX в. Ос­новные цели и направления внешней политики. Участие Рос­сии в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия.

Отечественная война 1812 г. Планы сторон, сражения войны. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание.

Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Основные итоги внутренней политики Алек­сандра I.

Движение декабристов: первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декаб­ристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.)

Российская империя в 1825—1855 гг. Правление Ни­колая I. Преобразование и укрепление роли государственно­го аппарата.

Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Начало про­мышленного переворота, его экономические и социальные последствия.

Общественное движение в 1830—1850-е гг. Славянофилы (И. С К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяк Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский и др.).

Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: Крымская война1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения, героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Итоги и последствия войны.

Культура России в первой половине XIX в. Географические экспедиции, участники. Основные стили в художественной культуры (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Театр. Живопись: стили (классицизм романтизм, реализм), жанры, художники (К. П. Брюллов О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили и (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведен.

Россия во второй половине 19 века – 36 часов

Великие реформы 1860—1870-х гг Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Земская, судебная, военная, городская формы.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права; Развитие торговли и промышленности.

Общественное движение в России Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Зарождение российской социал-демократии.

Внутренняя политика самодержавия в 1881—1890-е гг. На­чало царствования Александра III. Изменения в сферах госу­дарственного управления, образования и печати. Экономические и финансо­вые реформы (Н. X. Бунге, С. Ю. Витте).

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов.

Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Демокра­тизация культуры. Литература и искусство: классицизм и ре­ализм. Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архи­тектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка).

Изменения в условиях жизни населения городов. Разви­тие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь де­ревни.

 


 

10 класс

Россия на рубеже 19-20 веков – 17часов

Российское общество в начале XX в.: социаль­ная структура, положение основных групп населения.

Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его политические воззрения. Консервативно-охранительная политика. Необходимость преобразований. Реформаторские проекты начала XX в. и опыт их реализа­ции (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин).

Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, ос­новные сражения. Портсмутский мир.

Общественное движение в России в начале XX в. Либе­ралы и консерваторы. Возникновение социалистических ор­ганизаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеха­нов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов).

Первая российская революция (1905—1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. Реформа политичес­кой системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милю­ков, А. И. Гучков, В. И. Пуришкевич).

Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение.

Культура России в начале XX в. Развитие литературы: от реализма к модерниз­му. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: тра­диции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура. Скульптура.

Россия в Первой мировой войне. Международные проти­воречия на рубеже XIXXX вв. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и пла­ны сторон. Начало войны.

Великая российская революция. 1917-1921 гг – 15 часов

Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение само­державия. Временное правительство и советы. Приход к власти большевиков в октябре 1917 г.

Становление советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В. И. Ленин. Брестский мир: условия, экономи­ческие и политические последствия. Экономическая полити­ка советской власти: политика военного коммунизма.

Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Белые и красные: мо­билизация сил, военные лидеры, боевые действия в 19181920 гг. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков.

Экономический и политический кризис в конце 1920 — начале 1921 г.

СССР на путях строительства нового общества – 19 часов

Переход к новой экономической политике.

Образование СССР: предпосыл­ки объединения республик, Национальная политика советской власти.

Политическая жизнь в 1920-е гг.

Достижения и противоречия нэпа, причины его сверты­вания.

Советская модель модернизации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и соци­альные последствия.

Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппа­рата, контроль над обществом.

Изменение социальной структуры советского общества. Положение основных социальных групп.

Культура и духовная жизнь в 1920—1930-е гг. «Культур­ная революция»: задачи и направления. Ликвидация негра­мотности, создание системы народного образования.

Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930-х — на­чале 1940-х гг.

Основные направления внешней политики советского го­сударства в 1920—1930-е гг. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в деятельности Лиги На­ций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские договоры 1939 г., их харак­тер и последствия.

Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. – 18 часов

Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной вой­ны 1941—1945 гг. Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. Роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской ко­алиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобожде­ние народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гит­леровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны.

Итоги Великой Отечественной войны. Причины победы со­ветского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Ро­коссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев, И. Д. Черняховс­кий и др.).

 

11 класс

Новейшая история. Первая половина 20 века – 35 часов

Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, перио­дизация.

Мир в 1900—1914 гг. – 6 часов

Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прог­ресс, экономическое развитие. Поло­жение основных групп населения. Со­циальные и политические реформы.

Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий XX в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская револю­ция 1910—1917 гг.

Первая мировая война. 1914-1918 годы- 8 часов

Причины, участники, театры военных действий и ключе­вые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Итоги и последствия войны.

Мир в 1918-1939 гг.- 18 часов

От войны к миру. Крушение империй и образование но­вых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Версальско-Вашингтонская система.

Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Ев­ропе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.

Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.

Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. При­ход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.

Создание и победа Народного фронта во Франции. Рево­люция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании.

Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета; М. К. Ганди.

Развитие культуры в первой трети XX в. Отход от тради­ций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Тече­ния в литературе и искусстве 1920—1930-х гг.

Вторая мировая война. 1939-1945 гг. – 3 часа

Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Конференции руководителей СССР, США и Вели­кобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.

Новейшая история. Вторая половина 20-начало 21 века – 33 часа

Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительни­цами. Начало «холодной войны».

Новые явления в экономике и социальной жизни после­военного мира. Научно-техническая революция второй поло­вины XX в. Переход от индустриального общества к постин­дустриальному, информационному обществу. Эволюция соци­альной структуры общества.

Соединенные Штаты Америки во второй половине XX — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: де­мократы и республиканцы у власти, президенты США. Соци­альные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.

Страны Западной Европы во второй половине XX — на­чале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосо­стояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов.

Страны Восточной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. События кон­ца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг.

Страны Азии и Африки во второй половине XX — нача­ле XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-техни­ческий прогресс и традиции; внешняя политика. Освобожде­ние стран Азии и Африки и крушение колониальной систе­мы во второй половине XX в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы.

Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Полити­ческие режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции.

Культура зарубежных стран. Информационная революция. Многообразие стилей и течений в художественной культуре.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

  1. Учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2006 г.

  2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г.

  3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.

  4. Учебник В.И.Уколова, Л.П.Маринович «История Древнего мира» 5класс, 2008 г.

  5. Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков», 6 класс, 2009 г.

  6. Атлас и контурные карты по истории Средних веков 6 класс, 2009 г.

  7. Рабочая тетрадь по истории Средних веков к учебнику Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков», 6 класс, 2009 г.

  8. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века (6 класс), 2009 г.

  9. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России к.16-18 век (7 класс), 2009

  10. Рабочие тетради к учебникам А.А.Данилов, Л.Г.Косулина
    История России с древнейших времен до конца 16 века (6 класс),  История России к.16-18 век (7 класс), 2009 г.

  11. Атлас и контурные карты к учебникам А.А.Данилов, Л.Г.Косулина
    История России с древнейших времен до конца 16 века (6 класс),  История России к.16-18 век (7 класс), 2009 г.

  12. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX век (8 класс), 2009 г.

  13. Рабочая тетрадь к учебнику .А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX век (8 класс), 2009 г.

  14. Атлас и контурная карта к учебнику .А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX век (8 класс), 2009 г.

  15. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России XX-н.XXI в. 9 класс, 2009 г.

  16. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России XX-н.XXI в. 9 класс, 2009 г.

  17. Атлас и контурная карта к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России XX-н.XXI в. 9 класс, 2009 г.

  18. Учебник О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран 20-н.21 века (9 класс), 2005 г.

  19. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран 20-н.21 века (9 класс), 2005 г.

  20. Атлас и контурная карта к учебнику О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран 20-н.21 века (9 класс), 2005


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...