Рабочая программа по истории 5-11 класс для школы с обучение слабослышащих и слепых детей
p { margin-bottom: 0.21cm; }
ТОГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат I вида»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Директор школы-интерната
Протокол№_____ ________Н.А.Дементьева
от «___»______2010 г. от «___»______2010 г.
Рабочая программа
учебного курса по истории
основного общего образования
5-11 классов
на 2010-2011 учебные года
Учитель истории и граждановедения
Степина Е.А.
Тамбов 2010
Пояснительная записка.
Программа по истории на ступени основного общего образования в Специальной образовательной школе-интернате I вида составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе по истории на ступени основного общего образования сохранена ориентация на фундаментальный характер образования.
Данная рабочая программа составлена на основе программ:
5 класс — История Древнего мира (В.И.Уколова, Л.П.Маринович) Программа «История Древнего мира» 2007г. к учебнику В.И.Уколова, Л.П.Маринович История Древнего мира 5 класс.
6 класс - История Древнего мира (А.А Вигасин., Г.И.Годер, И.С Свенцицкая) - В сборнике программ: Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2007 к учебнику Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: 5 класс.
7 класс - Агибалова Е.В., Донской Г.М. Программа «История Средних веков». 6 кл., М.: Просвещение, 2008 к учебнику Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков: 6 класс
8 класс - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История. М Просвещение, 2007 к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века: 6 класс
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История. М Просвещение, 2007 к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: Конец XVI-XVIII век: 7 класс
9 класс - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История. М Просвещение, 2007 к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XIX век: 8 класс
10 класс - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История. М Просвещение, 2007 к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России: XX - начало XXI века: 9 класс
11 класс — О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран 20-н.21 века. Программы общеобразовательных учреждений. История. К учебнику О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран 20-н.21 века.9 класс.
Мест и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся 5-11 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования представляются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном политокультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе с учетом особенностей обучения в школе - интернате I вида выражаются в следующих качествах:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (находить главную мысль параграфа, составлять простой план, конспект, формулировать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в формах докладов, презентаций).
Предметные результаты изучения истории обучающимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути развития народов своей страны и человечества
- способность применять понятийный аппарат исторического знания.
С учетом психофизических особенностей обучающихся в школе-интернате I вида в результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельство, ход, участников, результаты важнейших исторических событий
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду:
- работать с контурными картами;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи
5. Анализ, объяснение:
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий
6. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде
Особенностями изучения истории в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида является то, что история в школе для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития рассматривается как предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с данными нарушениями к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
В курсе истории для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной и зарубежной истории, жизни, быте людей. Давать отчетливый образ наиболее ярких событий и выдающихся деятелей.
При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
На уроках истории в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида используются:
- рассказ учителя
- беседа
- выборочное объяснительное чтение текста учебника
- работа с исторической картой, картиной, схемами
- просмотр и разбор исторических фильмов, исторической хроники, диафильмов
- составление и демонстрация с объяснением презентаций
- прослушивание памятников музыкальной культуры (у детей с нарушением зрения)
- игры, викторины, тестирование
составление докладов
Виды и формы контроля:
- фронтальный (опрос, тестирование, работа в тетрадях с печатной основой, работа с контурными картами)
- групповой (исторические кроссворды, викторины)
-индивидуальный (работа с тематическими карточками, составление сообщений, докладов)
Особое внимание уделяется умению обучающихся выражать свои мысли историческими терминами, часто встречающимися в жизни, что способствует развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение разнообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов у обучающихся с нарушением слуха – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
С учетом психофизических особенностей обучающихся в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида были внесены изменения в учебные курсы по истории: в связи со сложностью и большим объемом материала было удвоено количество часов на усвоение некоторых тем:
- 7 класс - Королевство франков и христианская церковь в 6-8 веках, Западная Европа в 9-11 веках, Культура Западной Европы в раннее Средневековье, Культура Византии, Культура стран халифата, В рыцарском замке, Формирование средневековых городов, Крестовые походы, Как происходило объединение Франции, Что англичане считают началом своих свобод, Столетняя война, Крестьянские восстания во Франции и в Англии, Усиление королевской власти в к.15 века во Франции и в Англии, Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове, Усиление власти князей в Германии, Гуситское движение в Чехии, Завоевание турками-османами Балканского полуострова, Средневековое искусство, Государства и народы доколумбовой Америки
- 9 класс - Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг, Внешняя политика в 1801-1812 гг, Отечественная война 1812 года, Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг, Внутренняя политика Николая I, Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг., Накануне отмены крепостного права, Крестьянская реформа 1861 года, Либеральные реформы 60-70-х гг 19 века, Общественное движение: либералы и консерваторы, Революционное народничество 2 пол.60-х – нач. 80-х гг.19 века, Внешняя политика Александра II, Русско-турецкая война 1877-1878 гг., Внутренняя политика Александра III, Экономическое развитие в годы правления Александра III, Положение основных слоев общества, Общественное движение в 80-90-х гг. 19 века, Внешняя политика Александра III, Литература и изобразительное искусство, Архитектура, музыка, театр, народное творчество
- 10 класс - Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 г.г., Экономические реформы, Политическая жизнь в 1907-1914 гг, Свержение монархии, Россия весной-летом 1917 г., Октябрьская революция, Формирование советской государственности, Начало Гражданской войны, Переход к НЕПу, Образование СССР, Международное положение и внешняя политика в 20-е гг, Политическое развитие в 20-е гг, Социалистическая индустриализация, Коллективизация сельского хозяйства, Политическая система СССР в 30-егг., СССР накануне Великой отечественной войны, Начало Великой Отечественной войны, Советский тыл в Великой Отечественной войне, Коренной перелом в ходе Великой отечественной войны, Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом, СССР на завершающем этапе Второй мировой войны
- 11 класс - Индустриальное общество в н.20 века, «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны, Первая мировая война. 1914-1918 годы, Последствия войны: революции и распад империй, Страны Европы и США в 20-е гг., Демократические страны Европы в 30-е гг.Великобритания, Франция, Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия, Испания, Восток в первой половине 20 века, Вторая мировая война. 1939-1945 гг.; Соединенные Штаты Америки; Великобритания; Франция; Германия: раскол и объединение, Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг, Латинская Америка во второй половине 20 века, Япония. Китай. Индия, Культура второй половины 20 века.
Программа для 10 класса по Истории России в 20-н.21 века с 2010-2011 года была разделена на 2 года обучения:
10 класс – история России - с 1900 по 1945 гг.
11 класс- с 1945 по н.21 века
Изучение новейшей истории зарубежных стран 20-н.221 века в 11 классе обусловлено тем, что история России была изучена полностью в 2009-2010 учебном году, что было предусмотрено календарно-тематическим планированием данного года обучения.
Учебный план
5 класс (с нарушением зрения) – История Древнего мира – 68 часов
6 класс – История Древнего мира (учебник 5 класса) – 68 часов
7 класс – История средних веков (учебник 6 класса) – 68 часов
8 класс – История России с древнейших времен до н. 19 века (учебник 6-7 классов) – 68 часов
9 класс – История России 19 века (учебник 8 класса) – 68 часов
10 класс – История России с 1900-1945 гг. (учебник 9 класса) – 68 часов
11 класс – Новейшая история зарубежных стран 20-н 21 вв. (учебник 9 класса) – 68 часов
Cодержание курса
5 класс
Зачем изучать историю – 1 час
Что такое история. Историческая хронология. Историческая карта. Источники исторических знаний
Уметь: раскрывать значение терминов история, век, исторический источник
От первобытности к цивилизации – 5 часов
Человек разумный. Занятия первобытных людей. Верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Знать: первые орудия труда, причины выживания людей в ледниковый период, что такое «родовая община», причины возникновения религии, отличия земледелия от собирательства и скотоводства от охоты, ступени перехода к цивилизации
Уметь: называть главные отличия древнейшего человека от животного, раскрывать понятие термина «душа» и «миф», раскрывать исторические понятия «вождь», «дружина», знать»
Древний Восток – 17 часов:
Древнейшие цивилизации Месопотамии
Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания.
Знать: с чем было связано возникновение цивилизации, особенности культуры шумеров, имя правителя древневавилонского царства, чем он был знаменит
Уметь: раскрывать понятие государства, характеризовать основные законы Хаммурапи, называть особенности развития Нововавилонского царства
Древний Египет
Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Знать: характерные черты организации жизни в Древнем Египте, имя фараона, заключившего мирный международный договор, имя фараона, проведшего религиозную реформу, знать основных божеств египтян
Уметь: рассказывать о строительстве пирамид: для кого и для чего они строились
Восточное Средиземноморье в древности
Финикия: природные условия, занятия жителей. Палестина: расселение и занятия евреев, Религиозные верования.
Знать: географическое положение и особенности развития Финикии, имена библейских пророк и рассказывать о них
Уметь: сравнить географическую среду Финикии и Палестины, выделять отличия, находить сходства и отличия развития Финикии с Палестиной
Великие военные империи Ближнего Востока
Завоевания ассирийцев. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Уметь: уметь рассказать об особенностях Древней Персии
Древняя Индия
Древние города-государства. Общественное устройство. Религиозные верования
Уметь: характеризовать особенности развития цивилизаций в Индии, характеризовать особенности общественного устройства Индии
Древний Китай
Империи Цинь и Хань. Развитие ремесел и торговли. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Изобретения.
Знать: первые китайские государства
Уметь: рассказывать об особенностях китайского мировоззрения
Античность:
Древняя Греция – 18 часов
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, Спарта: основные группы населения, политическое устройство.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Литература. Архитектура и скульптура. Театр. Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад.
Знать: основных греческих богов, имена главных греческих героев, имя правителя державы на Крите, чем он был знаменит, знать этапы возникновения полиса, исторического деятеля с кем связано рождение демократии в Афинах, причины Греко-персидских войн, особенности развития Афин при Перикле, основные памятники греческой культуры, знать основные сражения Александра Македонского
Уметь: рассказывать об особенностях природы и населения Греции, называть особенности первых государств на Крите, называть особенности развития Спарты,
Древний Рим – 18 часов
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика.
Завоевание Римом Италии. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Возникновение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Быт и досуг римлян.
Знать: имена основателей Рима, сражения при завоевании Италии, основные положения реформ братьев Гракхов, особенности развития при Юлии Цезаре, причины падения Римской империи, основные памятники культуры
Уметь: рассказывать о первых христианах, о быте и досуге римлян
6 класс
Жизнь первобытных людей – 6 часов
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской.
Древний Восток – 19 часов
Древний Египет
Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Военные походы. Искусство и письменность.
Западная Азия в древности
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Палестина: расселение и занятия евреев.
Ассирия: завоевания ассирийцев. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Индия и Китай в древности
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Общественное устройство.
Древний Китай. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Религиозно-философские учения (конфуцианство).
Древняя Греция – 17 часов
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Микены и Троя. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Возвышение Македонии.
Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад.
Культура Древней Греции. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.
Древний Рим – 28 часов
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Управление и законы.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов.
От республики к империи. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение христианства. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Архитектура и скульптура.
7 класс
Становление средневековой Европы – 10 часов
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков.
Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя и славяне в 6-11 веках – 6 часов
Византийские императоры; Юстиниан. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в 6-11 веках – 4 часа
Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Феодалы и крестьяне – 3 часа
Средневековое европейское общество. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе - 3 часа
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Быт горожан.
Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы – 6 часов
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены.
Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 века) – 12 часов
Государства Европы в XII—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представитель-ная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк.
Германия и Италия в 12-15 веках – 6 часов
Германские государства в XII—XV вв. Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв.
Славянские государства и Византия в 14-15 веках – 4 часа
Экспансия турок-османов и падение Византии. Гуситское движение в Чехии.
Культура Западной Европы в 11-15 веках – 6 часов
Образование: школы и университеты. Рыцарская литература. Развитие знаний о природе и человеке. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века -8 часов
Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Индия: раздробленность индийских княжеств. Культура Индии.
Народы доколумбовой Америки. Племена: устройство, расселение, обычаи и нравы
8 класс
Русь Древняя – 9 часов
Восточные славяне: расселение, занятия, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение.
Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.
Политическая раздробленность на Руси – 7 часов
Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития.
Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов Русь. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е гг. XII—XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях.
Русь Московская – 12 часов
Причины и основные этапы объединения русских земель. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Дмитрий Донской и Куликовская битва, ее значение.
Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства. Становление самодержавия. Судебник 1497 г.
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы.
Религия и церковь в средневековой Руси.
Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.
Культура и быт Московской Руси. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублев). Книгопечатание (И. Федоров).
Россия на рубеже 16-17 вв – 5 часов
Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Восстание под предводительством И. Болотникова. Окончание Смуты и возрождение российской государственности.
Правление первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.
Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур.
Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол.
Восстание под предводительством С. Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.
Культура и быт России в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).
Россия при ПетреI– 9 часов
Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская peформа). Указ о единонаследии.
Денежная налоговая реформы.
Социальные движения в первой четверти XVIIв.
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Провозглашение России империей
Нововведения в культуре. Расширение сети школ и специальных учебных заведений,
Открытие Академии наук. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Изменения в дворянском быту.
Россия в 1725-1762 годах – 5 часа
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Сем летней войне (П. А. Румянцев).
Россия в 1762-1801 годах – 13 часов
Правление Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Основные сословия российского общества, их положение.
Правление Павла I. Внутренняя политика. Русско-турецкие войны и их итоги; Присоединение Крыма и Северного Причерноморья
Культура и быт России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки: М. В. Ломоносов. Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И, Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков).
9 класс
Россия в первой половине 19 века – 32 часа
Российская империя в первой четвертиXIXв. Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Государственного совета..
Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия.
Отечественная война 1812 г. Планы сторон, сражения войны. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Движение декабристов: первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.)
Российская империя в 1825—1855 гг. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата.
Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия.
Общественное движение в 1830—1850-е гг. Славянофилы (И. С К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяк Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский и др.).
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: Крымская война1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения, героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Итоги и последствия войны.
Культура России в первой половине XIX в. Географические экспедиции, участники. Основные стили в художественной культуры (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Театр. Живопись: стили (классицизм романтизм, реализм), жанры, художники (К. П. Брюллов О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили и (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведен.
Россия во второй половине 19 века – 36 часов
Великие реформы 1860—1870-х гг Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Земская, судебная, военная, городская формы.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права; Развитие торговли и промышленности.
Общественное движение в России Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Зарождение российской социал-демократии.
Внутренняя политика самодержавия в 1881—1890-е гг. Начало царствования Александра III. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С. Ю. Витте).
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов.
Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка).
Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.
10 класс
Россия на рубеже 19-20 веков – 17часов
Российское общество в начале XX в.: социальная структура, положение основных групп населения.
Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его политические воззрения. Консервативно-охранительная политика. Необходимость преобразований. Реформаторские проекты начала XX в. и опыт их реализации (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин).
Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир.
Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов).
Первая российская революция (1905—1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. Реформа политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Пуришкевич).
Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение.
Культура России в начале XX в. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура. Скульптура.
Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия на рубеже XIX—XX вв. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы сторон. Начало войны.
Великая российская революция. 1917-1921 гг – 15 часов
Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение самодержавия. Временное правительство и советы. Приход к власти большевиков в октябре 1917 г.
Становление советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В. И. Ленин. Брестский мир: условия, экономические и политические последствия. Экономическая политика советской власти: политика военного коммунизма.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, боевые действия в 1918— 1920 гг. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков.
Экономический и политический кризис в конце 1920 — начале 1921 г.
СССР на путях строительства нового общества – 19 часов
Переход к новой экономической политике.
Образование СССР: предпосылки объединения республик, Национальная политика советской власти.
Политическая жизнь в 1920-е гг.
Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.
Советская модель модернизации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия.
Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом.
Изменение социальной структуры советского общества. Положение основных социальных групп.
Культура и духовная жизнь в 1920—1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования.
Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930-х — начале 1940-х гг.
Основные направления внешней политики советского государства в 1920—1930-е гг. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские договоры 1939 г., их характер и последствия.
Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. – 18 часов
Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. Роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны.
Итоги Великой Отечественной войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев, И. Д. Черняховский и др.).
11 класс
Новейшая история. Первая половина 20 века – 35 часов
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг. – 6 часов
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Положение основных групп населения. Социальные и политические реформы.
Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий XX в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг.
Первая мировая война. 1914-1918 годы- 8 часов
Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Итоги и последствия войны.
Мир в 1918-1939 гг.- 18 часов
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Версальско-Вашингтонская система.
Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.
Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.
Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании.
Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета; М. К. Ганди.
Развитие культуры в первой трети XX в. Отход от традиций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг.
Вторая мировая война. 1939-1945 гг. – 3 часа
Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.
Новейшая история. Вторая половина 20-начало 21 века – 33 часа
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Начало «холодной войны».
Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XX — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.
Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов.
Страны Восточной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг.
Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине XX в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы.
Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции.
Культура зарубежных стран. Информационная революция. Многообразие стилей и течений в художественной культуре.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2006 г.
Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г.
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
Учебник В.И.Уколова, Л.П.Маринович «История Древнего мира» 5класс, 2008 г.
Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков», 6 класс, 2009 г.
Атлас и контурные карты по истории Средних веков 6 класс, 2009 г.
Рабочая тетрадь по истории Средних веков к учебнику Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков», 6 класс, 2009 г.
Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века (6 класс), 2009 г.
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России к.16-18 век (7 класс), 2009
Рабочие тетради к учебникам А.А.Данилов, Л.Г.Косулина
История России с древнейших времен до конца 16 века (6 класс), История России к.16-18 век (7 класс), 2009 г.
Атлас и контурные карты к учебникам А.А.Данилов, Л.Г.Косулина
История России с древнейших времен до конца 16 века (6 класс), История России к.16-18 век (7 класс), 2009 г.
Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX век (8 класс), 2009 г.
Рабочая тетрадь к учебнику .А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX век (8 класс), 2009 г.
Атлас и контурная карта к учебнику .А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX век (8 класс), 2009 г.
Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России XX-н.XXI в. 9 класс, 2009 г.
Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России XX-н.XXI в. 9 класс, 2009 г.
Атлас и контурная карта к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России XX-н.XXI в. 9 класс, 2009 г.
Учебник О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран 20-н.21 века (9 класс), 2005 г.
Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран 20-н.21 века (9 класс), 2005 г.
Атлас и контурная карта к учебнику О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран 20-н.21 века (9 класс), 2005