Цель урока:
Повторение пройденного в 5-8 классах
Цель: повторить и закрепить знания у учащихся, полученные в 5-8 классах
Ход урока
1. Орг.момент
2. Вопросы на повторение
Вопросы на повторение:
1. Назовите самую малую единицу языка(звук)
2. Какой раздел лингвистики изучает звуки речи (фонетика)
3. На какие группы делятся звуки?
4. В чем различие между звуками и буквами?
5. Сколько букв в руссском алфавите?(33)
6. В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я?
3. Повторение изученного
2. Сколько звуков С и З в предложении: Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу. (4-С, 3-С)
3. Объяснительный диктант:
Сдача, нянчить, отрежьте, гигантский, сменщик, январский, фальшь, лестница, фотосъёмка, вечный, невтерпёж, исподлобья, сверхъестественный, сельдь, сбрить, прилечь, мачта, мощность, мужчина, женщина, вскрикнуть, взлететь, сжечь, просьба.
4. Сделайте фонетический разбор слов: счастье, дождь, чувство, сберечь.
5. Образуйте новые слова прочитав в обратном порядке звуки данных слов: лёд(толь), торг(крот), лес(сель), лещ(щель), куль(люк)
6. В чем заключается необычность данного стихотворения?
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.(Брюсов)
7. Жуковский первый обратил внимание на незаурядный талант поэта-лицеиста. «Это надежда нашей словесности, - пишет он Вяземскому – одному из ярких представителей созвездия поэтов того времени – в 1815 году. – Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
Прочитав поэму «Руслан и Людмила», Жуковский, восхищённый творением молодого поэта, дарит ему портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». «Ты имеешь не дарование, а гений…Ты рожден быть великим поэтом», - напишет позднее Жуковский Пушкину, выражая общее мнение.
Пушкин дорожил дружбой с Жуковским, называл его своим «гением-хранителем». В стихотворении «К портрету Жуковского» он предсказывает:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль…
А) Найдите синоним словам учитель, восхищенный.
Б) объясните постановку знаков препинания в тексте
В) выделите грамматические основы в последнем абзаце
Г) найдите слова:
- с орфограммой согласной в корне
- с безударной гласной в корне
- с чередующейся гласной в корне
- однокоренные слова к слову дарит(дарование)
- с нулевым окончанием слова. На что оно указывает?
(дорожил – глаг. В прош. Вр., ед.ч., м.р. прочитав, позднее – без окончания)
Можно ли определить лицо у глаг – помочь, дорожил(нет прош вр. И неопред форса глаг)
- разберите по составу слова соединиться, словесность. Назовите слова с суффиксом ЕС: небеса, чудеса, телесный.
- назовите первый звук и первую букву в слове его
-Что изучает лексика?(словарный состав языка)
- Каково деление слов по значению?(однозначные и многозначные слова)
Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по разному (замок – замок, мука-мука, хлопок - хлопок)
Омофоны – слова, которые одинаково звучат, но пишутся по-разному ((чистота –частота, луг-лук, литься - лица)
Паронимы – слова сходные по звучанию, но разные по смыслу (будить-бдить, невежа, невежда)
Архаизмы – Ланиты(щёки), выя(шея), очи(глаза).
Историзмы – ямщик, кафтан, лапти.
Неологизмы – сайт, пиар, интернет – кафе.
Диалектизмы – пимы(валенки), кочет(петух)
Профессионализмы – кок, офсайд.
Фразеологизмы – сломы голову.
Какими частями речи могут быть слова гол, мой, стекло, сев
наречие
|
примеры
|
Виднелся(где?)вдали
|
Виднелся (где ?)в дали моря
Виднелся(где?)в дали голубой
|
Нырнуть (куда?)вглубь
|
Нырнуть(куда?)в глубь реки
|
Подумай (когда ?)сначала
|
С начала (чего?)зимы
|
Светит (как?)по-весеннему
|
Небу(какому?) весеннему
|
Он тоже человек талантливый, о нем можно сказать то же самое, все были заинтересованы в продолжении рассказа, вследствие сильного снегопада, перевести на счет школы, идти по прежнему пути, думать по-прежнему, поговорить насчет экскурсии, в продолжении романа известного писателя, иметь в виду эти обстоятельства, дорого, зато красиво, забежать за то дерево, не видеться в течение года, сначала все продумай, с начала лета, говорить одно и то же, впоследствии принять участие в следствии.
В дали моря белеет парус. От того, кто не мил, и подарок постыл. Автобус задержался оттого, Митя и опоздал на лекцию. Разговор отложили на конец недели. Наконец тронулись в путь. По прежнему пути возвращаться не хотелось. Тебе не надоело говорить одно и то же? Что бы ни случилось, надо, чтобы все оставались спокойны. Это надо было сделать во что бы то ни стало. В лесу по-прежнему было тихо. К решению этого вопроса можно подойти по-разному. Впоследствии он вспомнил об этом во время дальнего плавания.
4.Д/з: параграф 2, упр 4(устно), упр.6