Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Нежный до боли…» (по тв - ву С.А.Есенина) урок внеклассного чтения. 7 кл.

Фото пользователя Лариса Николаевна Боголюбова
Размещено: Лариса Николаевна Боголюбова - сб, 17/09/2011 - 16:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Боголюбова Лариса Николаевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Таицкая средняя общеобразовательная школа" учитель русского языка и литературы
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цели урока:·        

  • Помочь учащимся понять внутренний мир С.А.Есенина  через сопоставление автобиографии с его лирикой.
  • Совершенствование навыков сознательного чтения, умения определять идею прочитанного, умения работать над  средствами образного выражения.
  • Через музыку, поэзию учить видеть красоту окружающего мира, развивать творческие способности учащихся, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

 

   компьютерная презентация, представляющая портреты  С.А.Есенина, его матери и сестёр, мест, связанных с именем поэта;

аудиозаписи  романсов на стихи С.Есенина;

выставка «Из жизни С.А.Есенина…»

Краткое описание: 
Урок внеклассног0 чтения построен как урок - экскурсия в мир С.А.Есенина. Это первое серьёзное знакомство с творчеством поэта, позволяющее увидеть Есенина-сына, брата,певца деревенской России.

                               

                                                                                 Стеля стихов злачёные рогожки,

                                                                       Мне хочется вам нежное сказать…

                                                                                                                      С.А.Есенин

Iэтап.

  Вступительное слово учителя.

Цель:  настроить учащихся на серьезное восприятие поэзии С.Есенина и его творческой индивидуальности.

 

        Ненадолго уклоняясь от столь привычной для вас объявления темы урока, хочу сразу обратить ваше внимание на следующие строки Т. Кузовлёвой:

«Кто такой Есенин? Он весь – движенье сердца, единый поэтический образ – пронзительный, нежный до боли, с бездонностью чувства, с глубинной народной мудростью. Всё в нём – наше, русское: и любовь к родине, и любовь к женщине, и мечтания, и метания, и правдоискательство, и вечная вера в жизнь».

            «Вечная вера в жизнь…»

 

            А что такое жизнь с точки зрения С.Есенина?

             Оказывается, все до смешного просто.   Это все, что нас окружает, и это всё живет своей жизнью.

Откроем томик Есенина, читаем:

                                                        (читает ученик)

 

                                          Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

                                           Кленёночек  маленький  матке

                                           Зелёное  вымя сосет.

                                                    (1910)

 

Всего 4 строчки, одно сложное предложение, а сколько души, человеческого тепла вложено в эти строчки. Мы видим (хотим этого или не хотим) восход солнца, начало нового дня. Капустные грядки окрашены в красные тона от цвета утренней зари, и молоденький кленок (кленёночек), как малыш, прижавшись к своей матери, набирается сил у сильного, высокого дерева-матери – клёна.

 

        Сегодняшний урок – это наше первое, серьёзное знакомство с творчеством С.А.Есенина.  Давайте вспомним, какие стихи Сергея Есенина вы учили в предыдущих классах.

                                     («Белая берёза», «Черёмуха» и др.)

 

 

Заучивая перечисленные стихи наизусть, вряд ли кто из вас задумывался, а что представляет собой  поэт С.Есенин.  Как он жил? Чем он жил?.Кого любил? Кого ненавидел? Над этими вопросами мы задумываемся гораздо позже. И основная цель нашего сегодняшнего урока состоит именно в том, чтобы понять, кто такой Есенин, что такое Поэзия Есенина.

 

IIэтап.

1.)     Цель: через чтение автобиографии поэта помочь учащимся ярче представить себе личность С.А.Есенина.

 

Разговор о поэте, его творчестве всегда начинается с рассказа о биографии поэта. И это правильно. Очень сложно говорить о поэте, тем более о его творчестве, не зная его как  человека, не зная его истоков.

    Если рассказывать о судьбе С.Есенина, не хватит и урока, поэтому  остановлю ваше внимание на автобиографии поэта. Я вам ее зачитаю.

(«О себе»  стр.193,3т.)

Зачитать наизусть после прочтения автобиографии «О себе».

 

Худощавый и низкорослый,

      Средь мальчишек всегда герой,

      Часто, часто с разбитым носом

                                                Приходил я к себе домой.

 

     И навстречу испуганной маме

   Я цедил сквозь кровавый рот:

       «Ничего! Я споткнулся о камень,

  Это к завтрему всё заживет».

 

В автобиографиях (а их несколько) Есенин немногословен. Он вообще избегал разговоров о творчестве, о творческих планах. И, особенно, о личной жизни.

 

2.)    Цель: определить с уч-ся значение темы Родины в творчестве С.Есенина.

 

              Но если речь заходила о матери, сестрах, о местах, где он родился, Есенин преображался. Он мог часами рассказывать о своем селе Константинове, о сельчанах, о деде с бабкой. Любил напевать частушки, полюбившиеся с детства. Все это он считал своей Родиной.

                Обратимся к одному из стихотворений Есенина.

                

«Гой ты, Русь, моя родная…»

(чтение 1 уч-ся наизусть)

 

-  Какие строчки, на ваш взгляд, являются самыми сильными, значительными в этом стихотворении?  (последние)

-  Почему?

-  А почему первые строчки не производят подобного впечатления?  (Сначала кажется, что поэт рисует картину деревенской жизни. Как песня льётся его стих, и вдруг неожиданный вывод. Почему? Да потому, что ведь всё это – Русь Есенинская, это его Родина, «Малая Родина». Есенину приходилось много путешествовать, он любил и Москву, и Петербург, бывал и за границей. Но его всегда тянуло на ту, свою Родину, которую он называл «страной берёзового ситца».

         Сейчас вы сделали вывод, который перекликается с утверждением многих современников поэта, его поклонников. А вся суть в том, что Есенина считали и не перестают считать «крестьянским поэтом», «певцом деревни». И он сам очень гордился этим.

              А разве он мог быть другим? Глубинными корнями связан Есение с родным краем, где он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого «выплеснул душу в слова».

 

«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения.

(работа со слайдами «По местам Есенина»)

 

 

3.)     Цель: показать Есенина как любящего сына, его взаимоотношения с         матерью.

(слайд «Портрет матери»)

 

 

Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а только пела, и каждое стихотворение на свой лад. С поразительно тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к есенинским текстам, и все только диву давались её творческой изобретательности. Есенин был необыкновенно нежен по отношению к своей матери, и эта нежность чувствуется в его стихах.

 

«Письмо матери» (чтение наизусть)

 

-  Докажите, что Есенин, действительно, необыкновенно нежен к матери.

-  Помимо нежности, чем ещё проникнуто стихотворение?

(грустью, тоской по Родине, волнением за старушку – мать.)

Есенин писал матери, может, не так часто, как того бы хотелось, но ответы от самого дорогого ему человека получал всегда.

 

«Письмо от матери» (1т., стр.351)

 

-  Какую особенность вы отметили в языке стихотворения?

-  Что это доказывает?

 

4.)     Цель: проследить с  уч-ся отношения Есенина к сестрам, особенно, к самой любимой из сестер, к Саше.

         Безумно Есенин любил и своих сестёр: Екатерину и Александру.

(показ слайда «Сестры»)

 

 

Со второй он был более дружен, более нежен, наверное, это было связано с тем, что Саша была младшей из детей в семье Есениных. Ей –то он и посвящает множество своих стихотворений.

 

(прослушивание записи. Читает О.Басилашвили)

«Я красивых таких не видел…»

 

-  В чем особенность этого стихотворения?

-  Только ли о любви к сестре рассказывает С.Есенин?

 

5.)  Цель: показать отношение поэта к «братьям нашим меньшим».

     Есенин был нежным сыном, заботливым и внимательным братом. Ну и что, скажете вы, таких примеров сколько угодно.

      Действительно, этим мало кого удивишь. Любовь к близким тебе людям естественна. А вот похвалиться необыкновенной любовью к «братьям нашим меньшим» может не каждый.

 

(выразительное чтение стихотворения)

«Песнь о собаке»

-  Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

-  Почему стихотворение не может оставить равнодушным ни одного человека? Чем это достигается?

Давайте сравним его с другим стихотворением С. Есенина.

«Корова»

(чтение наизусть 1 уч-ся)

-  Что объединяет эти стихотворения?

-  Какие строчки являются наиболее сильными?

-  С чьим горем мы можем сравнить горе, пережитое собакой и коровой?

(С горем матери, потерявшей своего ребёнка. Это плач женщины. Настолько живо, проникновенно, с необычной нежностью и горечью мог писать Есенин о таких, на первый взгляд, привычных вещах.)

«…И братьев наших меньших

     Никогда не бил по голове…»

 

6.)     Цель: выявление значения есенинской поэзии в современном обществе.

     Поэзия Есенина во все времена была и остаётся близка людям. Нет ничего удивительного в том, что стихи поэта перекладывают на музыку.

(Прослушивание аудиозаписи «Клён ты мой опавший»)

(часть записи)

И на современной эстраде мы часто слышим песни на стихи С.Есенина

«Забава» в исп. А.Малинина.

 

Когда-то  говорили, что человек в своей жизни держит пять коней: четырёх дерзких – детство, отрочество, юность, зрелость – и одного послушного – старость. У Сергея Есенина было только четыре коня, пятого – старости – ему не довелось иметь. Он пробыл на земле до обидного мало – всего три десятилетия.

 

      Обращение к эпиграфу к теме урока:

 

«…Стеля стихов злачёные рогожки,

Мне хочется вам нежное сказать…»

 

-  Прокомментируйте эти строки, опираясь на материал, изученный на сегодняшнем уроке.

 

IIIэтап.

    Цель: подвести итог работы, акцентировать внимание на всепоглощающей любви С.Есенина ко всему живому, подчеркнув человеколюбие поэта.

        Сегодня весь урок мы говорили о том нежном, святом чувстве, которым переполнено творчество Есенина. Любовь, всепоглощающая любовь к Родине, матери, ко всему живому. Поэзия Есенина учит любить, и любить всё живое, ведь из этого и состоит наша жизнь.

            О творчестве Есенина можно говорить много и долго, и всего всё равно не расскажешь.  Хочется  закончить урок о поэзии поэзией, стихотворением С. Смирнова, посвящённого памяти С.Есенина.

(Чтение наизусть 1 уч-ся стихотворения

«Прибедняться нежному – негоже»)

 

 

Прибедняться нежному - - негоже:

Он стелил на гребне той поры

Не «стихов злачёные рогожки»,

А – золототканые ковры.

 

Не с того ли нынче, не с того ли

В каждом сердце значится всерьёз –

Акварель малинового поля

И печаль есенинских берёз?

 

Всё худое отдано архивам.

Увяданья не было и нет,

Он идёт застенчиво-красивым –

Избранно-лирический поэт.

 

Кто родней, чем он,

                                Полям и кущам –

Уточнять вопроса не берусь.

Всё равно братается с грядущим

Песенно-есенинская  Русь.

 

Без фонарных труб и барабана

Блещет голос русского певца.

Нежность – завоёвывает страны

И навечно

                  В плен берёт сердца.

 

Домашнее задание:

      Письменно ответить на вопрос: «С чем я ушёл с урока о С.Есенине?»

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн