Цель: настроить учащихся на серьезное восприятие поэзии С.Есенина и его творческой индивидуальности.
Ненадолго уклоняясь от столь привычной для вас объявления темы урока, хочу сразу обратить ваше внимание на следующие строки Т. Кузовлёвой:
«Кто такой Есенин? Он весь – движенье сердца, единый поэтический образ – пронзительный, нежный до боли, с бездонностью чувства, с глубинной народной мудростью. Всё в нём – наше, русское: и любовь к родине, и любовь к женщине, и мечтания, и метания, и правдоискательство, и вечная вера в жизнь».
«Вечная вера в жизнь…»
А что такое жизнь с точки зрения С.Есенина?
Оказывается, все до смешного просто. Это все, что нас окружает, и это всё живет своей жизнью.
Откроем томик Есенина, читаем:
(читает ученик)
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосет.
(1910)
Всего 4 строчки, одно сложное предложение, а сколько души, человеческого тепла вложено в эти строчки. Мы видим (хотим этого или не хотим) восход солнца, начало нового дня. Капустные грядки окрашены в красные тона от цвета утренней зари, и молоденький кленок (кленёночек), как малыш, прижавшись к своей матери, набирается сил у сильного, высокого дерева-матери – клёна.
Сегодняшний урок – это наше первое, серьёзное знакомство с творчеством С.А.Есенина. Давайте вспомним, какие стихи Сергея Есенина вы учили в предыдущих классах.
(«Белая берёза», «Черёмуха» и др.)
Заучивая перечисленные стихи наизусть, вряд ли кто из вас задумывался, а что представляет собой поэт С.Есенин. Как он жил? Чем он жил?.Кого любил? Кого ненавидел? Над этими вопросами мы задумываемся гораздо позже. И основная цель нашего сегодняшнего урока состоит именно в том, чтобы понять, кто такой Есенин, что такое Поэзия Есенина.
IIэтап.
1.) Цель: через чтение автобиографии поэта помочь учащимся ярче представить себе личность С.А.Есенина.
Разговор о поэте, его творчестве всегда начинается с рассказа о биографии поэта. И это правильно. Очень сложно говорить о поэте, тем более о его творчестве, не зная его как человека, не зная его истоков.
Если рассказывать о судьбе С.Есенина, не хватит и урока, поэтому остановлю ваше внимание на автобиографии поэта. Я вам ее зачитаю.
(«О себе» стр.193,3т.)
Зачитать наизусть после прочтения автобиографии «О себе».
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтрему всё заживет».
В автобиографиях (а их несколько) Есенин немногословен. Он вообще избегал разговоров о творчестве, о творческих планах. И, особенно, о личной жизни.
2.) Цель: определить с уч-ся значение темы Родины в творчестве С.Есенина.
Но если речь заходила о матери, сестрах, о местах, где он родился, Есенин преображался. Он мог часами рассказывать о своем селе Константинове, о сельчанах, о деде с бабкой. Любил напевать частушки, полюбившиеся с детства. Все это он считал своей Родиной.
Обратимся к одному из стихотворений Есенина.
«Гой ты, Русь, моя родная…»
(чтение 1 уч-ся наизусть)
- Какие строчки, на ваш взгляд, являются самыми сильными, значительными в этом стихотворении? (последние)
- Почему?
- А почему первые строчки не производят подобного впечатления? (Сначала кажется, что поэт рисует картину деревенской жизни. Как песня льётся его стих, и вдруг неожиданный вывод. Почему? Да потому, что ведь всё это – Русь Есенинская, это его Родина, «Малая Родина». Есенину приходилось много путешествовать, он любил и Москву, и Петербург, бывал и за границей. Но его всегда тянуло на ту, свою Родину, которую он называл «страной берёзового ситца».
Сейчас вы сделали вывод, который перекликается с утверждением многих современников поэта, его поклонников. А вся суть в том, что Есенина считали и не перестают считать «крестьянским поэтом», «певцом деревни». И он сам очень гордился этим.
А разве он мог быть другим? Глубинными корнями связан Есение с родным краем, где он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого «выплеснул душу в слова».
«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения.
(работа со слайдами«По местам Есенина»)
3.) Цель: показать Есенина как любящего сына, его взаимоотношения с матерью.
(слайд«Портрет матери»)
Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а только пела, и каждое стихотворение на свой лад. С поразительно тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к есенинским текстам, и все только диву давались её творческой изобретательности. Есенин был необыкновенно нежен по отношению к своей матери, и эта нежность чувствуется в его стихах.
«Письмо матери»(чтение наизусть)
- Докажите, что Есенин, действительно, необыкновенно нежен к матери.
- Помимо нежности, чем ещё проникнуто стихотворение?
(грустью, тоской по Родине, волнением за старушку – мать.)
Есенин писал матери, может, не так часто, как того бы хотелось, но ответы от самого дорогого ему человека получал всегда.
«Письмо от матери»(1т., стр.351)
- Какую особенность вы отметили в языке стихотворения?
- Что это доказывает?
4.) Цель: проследить с уч-ся отношения Есенина к сестрам, особенно, к самой любимой из сестер, к Саше.
Безумно Есенин любил и своих сестёр: Екатерину и Александру.
(показ слайда «Сестры»)
Со второй он был более дружен, более нежен, наверное, это было связано с тем, что Саша была младшей из детей в семье Есениных. Ей –то он и посвящает множество своих стихотворений.
(прослушивание записи. Читает О.Басилашвили)
«Я красивых таких не видел…»
- В чем особенность этого стихотворения?
- Только ли о любви к сестре рассказывает С.Есенин?
5.) Цель: показать отношение поэта к «братьям нашим меньшим».
Есенин был нежным сыном, заботливым и внимательным братом. Ну и что, скажете вы, таких примеров сколько угодно.
Действительно, этим мало кого удивишь. Любовь к близким тебе людям естественна. А вот похвалиться необыкновенной любовью к «братьям нашим меньшим» может не каждый.
(выразительное чтение стихотворения)
«Песнь о собаке»
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
- Почему стихотворение не может оставить равнодушным ни одного человека? Чем это достигается?
Давайте сравним его с другим стихотворением С. Есенина.
«Корова»
(чтение наизусть 1 уч-ся)
- Что объединяет эти стихотворения?
- Какие строчки являются наиболее сильными?
- С чьим горем мы можем сравнить горе, пережитое собакой и коровой?
(С горем матери, потерявшей своего ребёнка. Это плач женщины. Настолько живо, проникновенно, с необычной нежностью и горечью мог писать Есенин о таких, на первый взгляд, привычных вещах.)
«…И братьев наших меньших
Никогда не бил по голове…»
6.) Цель: выявление значения есенинской поэзии в современном обществе.
Поэзия Есенина во все времена была и остаётся близка людям. Нет ничего удивительного в том, что стихи поэта перекладывают на музыку.
(Прослушивание аудиозаписи«Клён ты мой опавший»)
(часть записи)
И на современной эстраде мы часто слышим песни на стихи С.Есенина
«Забава»в исп. А.Малинина.
Когда-то говорили, что человек в своей жизни держит пять коней: четырёх дерзких – детство, отрочество, юность, зрелость – и одного послушного – старость. У Сергея Есенина было только четыре коня, пятого – старости – ему не довелось иметь. Он пробыл на земле до обидного мало – всего три десятилетия.
Обращение к эпиграфу к теме урока:
«…Стеля стихов злачёные рогожки,
Мне хочется вам нежное сказать…»
- Прокомментируйте эти строки, опираясь на материал, изученный на сегодняшнем уроке.
IIIэтап.
Цель: подвести итог работы, акцентировать внимание на всепоглощающей любви С.Есенина ко всему живому, подчеркнув человеколюбие поэта.
Сегодня весь урок мы говорили о том нежном, святом чувстве, которым переполнено творчество Есенина. Любовь, всепоглощающая любовь к Родине, матери, ко всему живому. Поэзия Есенина учит любить, и любить всё живое, ведь из этого и состоит наша жизнь.
О творчестве Есенина можно говорить много и долго, и всего всё равно не расскажешь. Хочется закончить урок о поэзии поэзией, стихотворением С. Смирнова, посвящённого памяти С.Есенина.
(Чтение наизусть 1 уч-ся стихотворения
«Прибедняться нежному – негоже»)
Прибедняться нежному - - негоже:
Он стелил на гребне той поры
Не «стихов злачёные рогожки»,
А – золототканые ковры.
Не с того ли нынче, не с того ли
В каждом сердце значится всерьёз –
Акварель малинового поля
И печаль есенинских берёз?
Всё худое отдано архивам.
Увяданья не было и нет,
Он идёт застенчиво-красивым –
Избранно-лирический поэт.
Кто родней, чем он,
Полям и кущам –
Уточнять вопроса не берусь.
Всё равно братается с грядущим
Песенно-есенинская Русь.
Без фонарных труб и барабана
Блещет голос русского певца.
Нежность – завоёвывает страны
И навечно
В плен берёт сердца.
Домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос: «С чем я ушёл с урока о С.Есенине?»