Вы не зарегистрированы

Авторизация



Профилактика бродяжничества у подростков

Фото пользователя Наталия  Сарилова
Размещено: Наталия Сарилова - пн, 19/09/2011 - 17:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сарилова Наталия Викентьевна
Место работы, должность: 

педагог-психолог ЦППРК "Семья"

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Дромомания (пориомания, бродяжничество) &mdash; импульсивное влечение к перемене мест. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам из дома, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях.<br /> В формировании дромомании выделяют реактивный этап &mdash; первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция &mdash; уход из дома.<br /> В последующем уходы из дома становятся безмотивными, неожиданными, приобретают характер импульсивности.<br /> Дромомания наиболее характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин, причём женщину не останавливает наличие маленьких детей, здоровье которых во время бродяжничества подвергается опасности.</p>

Бродяжничество подростков

Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной. Мотивированная поведенческая реакция ухода обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток. Она возникает по психологически понятным  причинам , как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых детей и подростков (причинами могут быть реагирование на потерю, острый конфликт со значимыми людьми, острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма, неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал, острый эпизод насилия со стороны родителей).

Задача родителей, педагогов, психологов и психотерапевтов - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения (к примеру,  позвонить родителям, написать заявление в милицию,  обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).

В социально-реабилитационных центрах стало больше юных жильцов, мы снова пытаемся пересчитать брошенных и найти способы решения проблемы безнадзорности и беспризорности. Также существуют и склонные к бродяжничеству - они проживают вместе с родственниками, но ведут «уличный» образ жизни. Кстати, несмотря на то, что источником безнадзорности всегда были неблагополучные семьи, некоторые патологически склонные к бродяжничеству дети по своим социальным признакам вовсе не принадлежат к категории семей «трудных».

Что же происходит с нашими детьми? Почему беспризорников и детей, без надзора стало сейчас больше? Почему мы допустили это?

На прием в последнее время стали приходить в основном мамы по поводу того, что ребенок может уходить  из дома на несколько дней. 

Родители для ребенка выступает:

Во-первых, - источником эмоционального тепла и поддержки.

Во-вторых - властью, высшей инстанцией, распорядителями благ.

В-третьих, - образцом и примером для подражания.

В-четвертых, - другом и советчиком.

Что сейчас на самом деле происходит в сознании родителей?

Эмоциональные связи родителей и детей разрываются и заменяются или вытесняются связями с другими, между родителями и детьми с каждым днем растет стена непонимания.

Родители оказываются не в состоянии регулировать поведение своих детей, те нормы и ценности, на которые ориентируются они, становится чужими для их детей. В основе отчуждения лежит нежелание родителей заметить изменения в ребенке, принять их и перестроить свои взаимоотношения. В нас говорит слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность, принуждение, т.е. родители, отказываются менять что-либо в себе, но очень хотят изменить и подчинить своей воле ребенка. Все это ведет к изменениям в психике и как следствие в поведении ребенка. У детей происходит самоотрицание, они не контролируют свои импульсы, что ведет к конфликтам с окружающими, плохому самообладанию и неумению справиться с трудными ситуациями. Ребенок очень быстро теряет интерес к семье, к учебе, неразборчивость в связях, неумение держать дистанцию, а также неудовлетворенный «Я - идеал» и способствует приобщению к антисоциальным группам и бродяжничеству.

Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, у каждого своя нервная система. Поэтому родители должны четко усвоить - ребенок - это не ваша собственность, это совершенно отдельная и самостоятельная единица вашей жизни. Поэтому, как только вы, уважаемые родители, начали замечать, что в ваших отношениях с детьми появилось напряжение, срочно принимайте меры для выяснения причины. Особенно в подростковом возрасте, когда все реакции обострены, никогда не знаешь, что вызовет у .подростка бурную реакцию. И обратите внимание - эти бурные реакции возникают в ответ на те неприятности, которые выводят из себя и вас, взрослых. Относиться к детям нужно так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Сталкиваясь с проблемами в поведении наших детей мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и обратная связь - ребенок, сталкиваясь с проблемами в поведении родителей испытывает негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх и огорчение.

Как помочь вам, родители, эффективно взаимодействовать с детьми, чтобы они чувствовали себя с вами спокойно и уверенно, чтобы были для них самой авторитетной группой и самой веселой компанией? Вот несколько рецептов:

  • слушайте своего ребенка;
  • проводите с ним как можно больше времени (игры, совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совместные прогулки; совместные покупки совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи);
  • делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;
  • следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены: скажите себе "CТОП" и посчитайте до 10;
  • не прикасайтесь к ребенку;
  • лучше уйдите в другую комнату;
  • отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);
  • в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;
  • дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью;
  • если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я - сообщение» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

-«Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;

-«Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;

-«Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни при чем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».

  • в те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:

-сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;

-примите теплую ванну, душ;

-выпейте чаю;

-послушайте любимую музыку;

-просто расслабьтесь, лежа на диване;

-используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка;

  • старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев эмоциональный срыв:

-не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого - управляйте собой.

Вот эти советы - это самое малое, что мы можем сделать для того, чтобы наши дети не жаждали вольницы, не рвались ночевать пусть и в теплом коллекторе или подвале, но без взрослых указок и всяких там школ с занудными учителями. Конечно, это общие рецепты, а наш каждый отдельный случай необходимо рассматривать индивидуально. Для решения конкретной проблемы обращайтесь к нам, и не забывайте, всякая перестройка должна начинаться с самого себя.

 

 

Прикрепленный файлРазмер
Профилактика бродяжничества у подростков.ppt880.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...