Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Занятие элективного курса «Условия успешной коммуникации». Тема: «Основные правила убеждения».

Фото пользователя Ольга Викторовна Перевозная
Размещено: Ольга Викторовна Перевозная - ср, 21/09/2011 - 22:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Перевозная Ольга Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ№1 г.Маркса, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

- развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

- формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

-

Используемая методическая литература: 

-

Используемое оборудование: 

-

Используемые ЦОР: 

-

Краткое описание: 
Занятие элективного курса "Условия успешной коммуникации" "Основные правила убеждения" направлено на усвоение русского языка и главное - социализацию школьников, адаптации в современном обществе

Слово учителя:

В современном мире  знание речевого общения,    умение владеть приёмами ведения диалога и                                                     угадывать за словами собеседника его мысли –    важнейшие составные успеха в жизни и карьерном росте человека.

 

Сегодня у нас очередное занятие курса «Условия успешной коммуникации»,

основной целью которого является развитие коммуникативной способности, готовность к успешному, позитивному общению.

Что значит быть коммуникабельным? Определим лексическое значение данного слова. Обратимся к толковому словарю Ожегова.

-Это значит быть склонным к общению, проявлять в речевых контактах инициативу, уметь и хотеть с кем-то общаться. А некоммуникабельный человек старается избежать общения, быть в нем чрезмерно лаконичным, любит уединение

Да, в настоящее время на коммуникабельного человека особый спрос.                                                                                                  Обратимся, к примеру, к объявлению в газете. Читаем: Требуется  оператор сотовой связи. Основное требование - знание ПК, коммуникабельность

 

-Что же является основной целью общения?         (Воздействие на собеседника.)                                                              

- О каком воздействии на собеседника мы говорили на прошлом занятии? (Об убеждении.)

1-й  СЛАЙД : В качестве эпиграфа к занятию возьмём высказывание В.Гюго:

                       «Не победить, а убедить – вот, что достойно славы.»

2-й СЛАЙД    Гипотеза нашего исследования на данном занятии такова:

   Из всех речей по целеполаганию наиболее сложной и важной считается   убеждающая.

 Вспомним основные правила, помогающие убедить. Они довольно просты, но эффективны в своей совокупности.

                                  

3-й СЛАЙД        ПРАВИЛО ГОМЕРА.

- Как вы поняли это правило?

Из этого правила следует: начинайте не с просьбы, а с аргументов. Слабыми аргументами лучше не пользоваться. От них вреда намного больше, чем пользы.                                                

Обратимся к определённой ситуации. По причине плохого самочувствия вы не можете присутствовать на следующих уроках. Вам необходимо отпроситься у классного руководителя с уроков. Ваши действия? Как вы убедите учителя, пользуясь данным правилом, разрешить вам уйти с уроков?

4-й  СЛАЙД.                ПРАВИЛО СОКРАТА.

 

Обратимся  к приложению 1. (на столе)

  Как известно, слово НЕТ вызывает негативные эмоции. Проанализируйте способы его избежать и предложите свои. Работу проведём в парах.

                              ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ.                                           ЧТО  СЛЕДУЕТ  ГОВОРИТЬ.

Меня не интересует ваше предложение.

 

Я ничего об этом не знаю.

 

Сколько можно звонить!                                                            Я еще не получил такой информации.

 

Сейчас я не хочу об этом говорить.

 

5-й СЛАЙД.  А теперь предлагаю вам варианты возможных ответов.

Что не следует говорить

Что следует говорить

Меня не интересует ваше предложение

В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно позднее с Вами свяжемся.

Я ничего об это не знаю.

К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией.

 

 

Сколько можно звонить! Я еще не по-

лучил такой информации.

Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже.

Сейчас я не хочу об этом говорить.

                             

Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время.

 

6-й  СЛАЙД.                                                                                                              Убедительность аргументов зависит от того, кто нас убеждает.

 

 

Обратимся к приложению 2.                                                                                                           Выберите из отрывков произведений тот пример, который подтверждает данное правило.

(рассказ А.П.Чехова «Хирургия»)

 

                                            

7-й  СЛАЙД.   Не загоняйте себя в угол.

 

Выберите из приложения соответствующий пример.  (Рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника»)

 

8-й   СЛАЙД.  Правило приятного собеседника.

 

 Выберете из предложенных отрывков соответствующий данному правилу и зачитайте его.

 

9-й   СЛАЙД.   Не унижайте собеседника.                                                                                           

 

Какой из приведённых примеров может проиллюстрировать данное правило.

( из повести А.С.Пушкина «Дубровский»)

 

10-й   СЛАЙД.   Проявите эмпатию.

ИГРА  «ЭМПАТИЯ».

Цель: развивать умение «держать контакт глаз»,понимать собеседника.

ХОД  ИГРЫ:

 

Один из учеников выходит на минуту из класса. Остальные ученики называют три лучшие черты характера или внешности ученика, вышедшего из класса. «Хранитель информации» записывает, кем и что было сказано. Задача ученика, вернувшегося в класс, ориентируясь на мимику, глаза, определить, кто же назвал ту или иную черту, о которой сказал ему «хранитель информации».

Группа может подсказывать подсказками : «горячо», «тепло», «холодно».

                           

11-й  СЛАЙД.   Будьте хорошим слушателем.

- Что значит быть хорошим слушателем?

- По каким причинам чаще всего происходят споры?

(когда спорящие говорят о разных вещах.)

                      

Проверить себя  на умение слушать и на коммуникабельность можно с помощью соответствующих тестов, вот один из них.

 

ТЕСТ.

 

Умеете ли вы ладить с людьми?

 

Это зависит от того, как мы уже говорили, умеете ли вы находить с ними общий язык, способны ли слушать и слышать собеседника. Получить ответ на этот вопрос вы сможете, когда ответите на вопросы теста. Отвечаем на вопросы: да или  нет.

 

  1. Не отвлекаетесь ли Вы, когда говорят другие?
  2. Не мешают ли вам слушать собеседника возникающие у вас эмоции?
  3. Прекращаете ли вы слушать, когда встречаются трудности в понимании?
  4. Занимаете ли вы негативную позицию, когда слушаете?
  5. Может быть, вы только притворяетесь, что слушаете?
  6. Ставите ли вы  себя на место говорящего, чтобы понять его?
  7. Следите ли вы за тем, что для вас и говорящего слова могут иметь разный смысл?
  8. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника или вставить своё слово за него?

 

 РЕЗУЛЬТАТ:  если на все вопросы, кроме  6 и 7  , вы искренне ответили «нет», значит, вы умеете слушать и слышать. Для тех же, кто не столь уверен в своих ответах, этот тест по сути, является перечнем советов, как нужно слушать, чтобы слышать.

12-й  СЛАЙД.  Избегайте  конфликтогенов.

                                                                                                                    

Делайте чаще друг другу комплименты!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

13-й  СЛАЙД.  Следите за мимикой, жестами и позами.

 

Презентация «Из истории жестов и мимики».

 

А теперь предлагаю Вам решить несколько ситуативных задач.

 

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояние участников этих ситуаций

(работа ведётся по группам; один ученик читает ситуацию, другой- изображает, всё одновременно) 

 ___________________________________________________________________________________

1)  «НА РЫБАЛКЕ».

Прохожий  спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр рядом, напротив. Какой жест

Вы используете, отвечая прохожему?                                                                                                         ( Жест-показ: показать всей рукой, а не пальцем)

                                                                                                                                                       

2)    Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты Вы при этом используете?

1)  «В походе».

 

     Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку.

Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался.

Какие жесты и мимику он при этом использует?   (Жест- указание на место.)

                     

 

2)«На уроке».                                                                                                                                                          

 

Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используют учитель и ученик?

(Указание-жест, жест-воспоминание и т.д.)

 

 

 

Далее ученик, представляющий презентацию, демонстрирует несколько других примеров на слайдах. (фотослайды)

 

ЗНАЧИТ В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ МЫ МОЖЕМ ОБОЙТИСЬ И БЕЗ СЛОВ, ИСПОЛЬЗУЯ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

 

 

Итак, мы познакомились с совокупностью правил убеждения.

Способы запоминания этих правил таковы. 

 

СЛАЙД  14.

 

ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ, КАК ОНИ РАБОТАЮТ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.

 

Ученики делятся на 2 группы, в которых обсуждаются ситуации.

 

Карточка 1.  «Оценка за четверть».

Задание: Какие правила были нарушены?

 

Конец четверти. У Коли «решается» оценка по математике: 3 или 4.

Коля:  Татьяна Васильевна, поставьте мне «4». Вы же сами знаете, что  на «4» я знаю.

Учитель:    Я не могу поставить «4», в журнале две текущие двойки.  

Коля:           Это же по поведению.

Учитель:   Что написано пером - не вырубишь топором. Знаешь такую поговорку?

Коля:          Да что мне поговорки! Преподаватель должен непредвзято оценивать только знания!

Учитель:  Ты ещё меня и учить вздумал?

Разозлённая учительница ставит «3» за четверть.

 

 

Комментарий:  ученик нарушает правила    5,6,7,

Как нарушитель дисциплины, выводивший учительницу из себя, он неприятный собеседник.

Оспаривая право учителя решать, когда и какую оценку поставить, ученик покушается на её статус.

Ученик не проявил эмпатии к учителю, иначе он бы понял, что лучше не вскрывать «происхождения» этих двоек.

Вступив в спор и обвиняя учительницу, он загнал её практически в угол, в результате чего и получил противоположное тому, что хотел.

________________________________________________________________________________

Не все ученики так неграмотно спорят, о чём говорит следующая ситуация. Слово второй исследовательской группе.

 

КАРТОЧКА 2.  История об истории.

 

Ученику нужно исправить оценку по истории, и он хочет, чтобы учительница вызвала его отвечать. По дороге в школу он догоняет её:

- Доброе утро, Нина Дмитриевна! Правда, погода сегодня отличная?

- Здравствуй, Саша. Да, погода, действительно хорошая!

- Скоро каникулы, наконец-то вы отдохнёте от нас.

- Да, все устали – и мы, и вы. Наверное, мечтаете о каникулах?

- Конечно. Веселее, правда, идти на каникулы с хорошими оценками.

- А как четверть заканчиваешь?

- Возможно, без троек, если удастся по вашему предмету исправить тройку.

- А почему не учил как следует?

- Да я-то учил, но чуть хуже выучишь, так вы сразу спрашиваете. Как чувствуете…

- Да уж, за 20 лет работы можно научиться учеников насквозь видеть.

- Но теперь-то я как следует выучил.

- Что ж, сегодня и проверим.

Почему мальчику удаётся добиться того, чего он хотел?

 

( Юный дипломат действует по правилам Сократа, получив несколько утвердительных ответов учительницы.

Сообщив, что у него нет других троек, что он «ударник», он поднимает свой имидж в глазах учительницы.

Своими комплиментами он располагает её к себе, становясь приятным собеседником.

И как результат всего этого – достижение цели убеждения.)

 

15 СЛАЙД  - итог занятия.

____________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
приложение к занятию элективного курса.doc 81 Кбайт
презентация к элект курсу.ppt 287 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн