Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Права человека в обществе

Submitted by Татьяна Николаевна Брусницына on Sat, 24/09/2011 - 21:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Брусницына Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 
МОУСОШ № 4 г.Асбест Свердловская область
Регион: 
Свердловская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

 

довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Окружающий мир (ОС "Школа 2100")

Используемое оборудование: 

 

Оборудование:Конституция РФ; раздаточный материал с заданиями, карточки с надписью прав; иллюстрации к сказкам, с изображением сказочных персонажей или книги с картинками; карточки с названием понятий, учебник, рабочая тетрадь, выставка литературы по теме, аудиозапись («Песня о правах»), компьютерная презентация.

Краткое описание: 
Урок с применением технологии КСО

 

Конспект урока по окружающему миру

4 класс

Тема: «Права человека в обществе»

Цель:довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами.

Задачи:

Образовательные:

-обобщить знания учеников о личных правах человека, о правах ребёнка.

Развивающие:

-совершенствовать умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения;

-развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом;

-развивать речь , внимание , мышление  учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру;

-воспитывать нравственные качества учащихся на примере художественной литературы, жизненных ситуациях;

-корректировать нормы поведения детей в обществе.

Технология коллективного  взаимообучения.

Методы:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Частично-поисковый
  • Проблемные
  • Практические

 

Формы организации деятельности на уроке:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Работа в парах

Оборудование:Конституция РФ; раздаточный материал с заданиями, карточки с надписью прав; иллюстрации к сказкам, с изображением сказочных персонажей или книги с картинками; карточки с названием понятий, учебник, рабочая тетрадь, выставка литературы по теме, аудиозапись («Песня о правах»), компьютерная презентация.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка проблемы: Какие права есть у каждого человека?

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1.Права человека.

2.Особые права ребёнка.

V. Выражение решения проблемы.  Применение нового знания.

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

–Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Пожелайте удачи друг другу.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

-Сегодня будем работать в парах сменного состава.

-Вы сегодня и ученики , и учителя. Вы будете учиться сами и учить других .

- Что надо помнить при работе в парах сменного состава ?

II. Актуализация знаний.

Учитель предлагает учащимся обсудить притчу: «В один холодный зимний день стадо дикобразов легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замёрзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод».

Вопросы.В чём смысл притчи? Чему она учит? Какими должны быть взаимоотношения между людьми?

- На прошлых уроках мы говорили о том, как жить в мире людей. Скажите, пожалуйста, откуда человек узнает, что хорошо, а что – плохо? (Существуют правила поведения людей в обществе. Эти правила называютсяморалью).

- О чем говорится в правилах морали? (Нельзя лгать, грубить, завидовать, надо уважать других людей, помогать слабым…)

- Да, таких правил много, но самое главное – Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. (Это золотое правило нравственности). На доске открывается правило.

- О каждом поступке можно сказать: хороший он или плохой. Что нам может подсказать в этом случае? (Совесть).

-Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой - …..(право).

*Совесть, мораль и … (право) помогают управлять поступками людей в обществе.

III. Постановка проблемы: Какие права есть у каждого человека?

- А сейчас я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку.

СЦЕНКА.

Илья (возмущенно): Мама, я имею право на личную жизнь или нет? Почему Аня требует, чтобы я говорил, кто мне звонит, куда я иду и с кем?

Мама: Конечно, ты имеешь право на личную жизнь. Из уважения к нам ты можешь нас предупредить, где ты находишься и с кем, чтобы мы не волновались, но ты не обязан обо всем докладывать Ане.

Илья: Тогда скажи об этом Ане, а то она уже мои телефонные разговоры подслушивает.

Мама: А вот это уже совсем плохо. Аня, ты не только нарушаешь правило морали – чужие разговоры слушать нехорошо, как и читать чужие письма. Но, подслушивая, ты совершаешь настоящее преступление – нарушаешь право человека на свободу и личную неприкосновенность. Тебе понятно слово «неприкосновенность»?

Аня: Да, это значит, что нельзя трогать чужое. Меня теперь что, в тюрьму посадят?

Мама: Нет, конечно. Но в следующий раз ты должна хорошо подумать, прежде чем нарушать чужие права. Ведь ты же не хочешь, чтобы нарушались твои права?

- Скажите, ребята, Аня нарушила правило морали или совершила более серьезный проступок? (Аня нарушила право человека на свободу).

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока.

На доске открывается тема «Права человека в обществе». (Слайды 1,2)

-Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

-Сформулируйте цель урока.

(- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе).Проблема: Какие права есть у каждого человека?

-Какие у вас  возникают  вопросы?

Вопросы:

1.Права человека.

2.Особые права ребёнка.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа в группах сменного состава

-Сейчас вам предстоит: 1) самостоятельно изучить материал по данным вопросам: прочитать информацию ( на цветных листах, в учебнике), понять, составить вопросы по содержанию и приготовиться рассказать этот материал  другим; 2)произвести взаимообмен знаниями, проверить уровень усвоения знаний.

1.Права человека – группы №1,3,5

2.Особые права ребёнка – группы №2,4,6

-Проверять ваши знания по этим вопросам я буду наоборот. Поэтому, на вас,  как на учителей, возлагается большая ответственность за знания учеников.

                  Основные права гражданина (жёлтые листы, учебник с.41-42)

  • Право на жизнь
  • Право на свободу и неприкосновенность
  • Право на труд
  • Право на отдых и досуг
  • Право на образование
  • Право на медицинское обслуживание
  • Право на защиту чести и достоинства
  • Право на личную, семейную жизнь
  • Право на неприкосновенность жилища
  • Право на тайну переписки
  • Право на участие в политической жизни

 Права детей  (Из Конвенции о правах ребенка) (зелёные листы, учебник с. 42-43)

Статья 1.Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 7. Ребенок имеет право: на имя, на гражданство, право знать своих родителей.

Статья 7. Ребенок имеет право: на любовь и заботу. Любить своих детей и заботиться о соблюдении прав ребенка, прежде всего, обязаны родители.

Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.

Статья 16. Каждый ребенок имеет право: на личную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну корреспонденции.

Статья 17. Ребенок имеет право: на доступ к информации и материалам из различных источников.

Статья 27. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статьи 26-27.Ребенок имеет право на бесплатное, обязательное начальное образование

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

--О каких  правах человека вы узнали?(Слайд 3)

- О каких правах ребёнка вы узнали?(Слайд 4)

(В ходе беседы на доске открываются названные детьми права человека).

- Какое из этих прав самое главное и почему? (Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет.)

-Главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить.

Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – сбросить его со скалы!А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым – помогать. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.

-Сравните права взрослых и детей.

V. Выражение решения проблемы.  Применение нового знания.

1)Работа в группах

1.Права человека

-Внимательно прочитайте задание, обсудите, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обоснуйте ответ.

Задание 1(гр.№1): Каждая война – это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. Какое право человека нарушается? (Право на жизнь)

Задание 2(гр.№3): Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. О каком праве человека говорится? (Право на свободу и личную неприкосновенность)

Задание 3(гр.№5): Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь. На что мы имеем право в этом случае? (Право на защиту чести и достоинства)

2.Особые права ребёнка

 Задания для групп №2,4,6: определить по иллюстрации права детей

Слайды № 5,6,7,8

Физкультминутка.

- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.

- Знаете ли вы, как называется документы, в которых  перечислены права человека? (Конституция РФ,…)

2)Сообщения консультантов  (знакомство с документами: Всеобщая декларация прав человека(1948г.), Декларация прав ребёнка(1959г.),Конвенция о правах ребенка(1990г.),Конституция РФ(1993г.)    Слайды 9,10,11

Знакомство с книгой «Ваши права»

-Как вы думаете, всегда ли в нашем обществе соблюдаются права ребенка?(Свободные ответы: 1 – 2 человека).

-Вы правы, не всегда, к сожалению, в нашем обществе соблюдаются права ребенка.

3)Работа в парах сменного состава. Выполнение заданий по карточкам

-Предлагаю выполнить несколько заданий. Работаем в  ПСС.

-Консультанты будут следить за правильностью выполнения заданий и оказывать необходимую помощь.

 «Сказка – ложь, да в ней намек …»

1 вариант: рабочая тетрадь,с.23 №1пм, №2п

2 вариант Учащиеся получают карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

а) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на … (Личную неприкосновенность)

б)Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на … (Неприкосновенность жилища)

в)Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (Труд)

г)Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (Владение имуществом)

Дополнительное задание:отгадать, эпизод из какой сказки на иллюстрации и объяснить, какие права ребенка были здесь нарушены.(Слайды № 12,13,14,15,16)

VI. Итог урока.

- Какие права имеет человек в современном обществе?

- Кто защищает наши права?

- Как называются документы, где записаны права ребёнка?

-Какое же основное право есть у каждого человека, у каждого ребенка?

(Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь!)

Песня о правах

-А сейчас я предлагаю вам прочитать стихи о ваших правах.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание: с.41-43,??, Т. с


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн