Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



МОУ Терская СОШ Мичуринского района Тамбовской области. Родительское собрание "Народные традиции русской семьи"

Фото пользователя Ольга Станиславовна Попова
Submitted by Ольга Станиславовна Попова on вс, 25/09/2011 - 16:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Семенюк Т.Г.
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ Терской СОШ Мичуринского района Тамбовской области
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 
  • Способствовать духовно-нравственному оздоровлению семьи через изучение традиционных семейных ценностей.
  • Сформировать общественное мнение в поддержку традиционных духовно-нравственных семейных ценностей.
  • Укрепить веру в семейные идеалы добра.
  • Яркими примерами убедить в острой необходимости восстановления воспитательной функции семьи.
Краткое описание: 
Cовременной России нужна преемственность семейных и нравственных традиций для формирования гуманного общества…, - эти строки из выступления президента РФ В.В. Путина на церемонии открытия года семьи 24.12.2007 года в Государственном Кремлевском дворце прозвучали как призыв к действию. Чем же обеспокоен глава сверхдержавы 21 века, говоря о преемственности народных семейных традиций? Сегодня, когда различные средства массовой информации разрушают институты семьи, пропагандируя свободную любовь, опошляют человеческие отношения, принижают социальную значимость материнства и отцовства, возникла острая необходимость возрождения ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям. На сегодняшнем совместном собрании родителей и учащихся 9 класса мы поговорим о народных традициях русской семьи, возрождение которых так остро необходимо нашему современному обществу.

План родительского собрания:

  • Вступительное слово классного руководителя
  • Выступление учащихся 9 класса по теме собрания
  • Выступление родителей  по теме собрания
  • Заключительная часть

Ход собрания.

Традиции семейного воспитания складывались веками. Они представляют собой нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений, выработанные русской культурой.Самое важное место среди богатого культурного наследия русского народа занимают традиции, связанные с воспитанием детей в семье.Именно в культурных традициях семейного воспитания находят отражение правила  межличностного взаимодействия, которые передаются от родителей к детям.

Семья – хранительница традиций.

Учитель:В крестьянской деревне растущей детворе были заповеданы неписанные уроки круглый год. О них нам расскажут ребята.

Ученик 1: По утру рождественского дня отец водил сына, ещё совсем маленького, к сусекам с зерном. Мальчика торжественно одевали всем семейством, затем он с отцом шёл по глубокому снегу, и покуда сын был очень мал, отец поднимал его над зерном. Так уже в самом детстве мальчик узнавал о самом главном богатстве - собранном с поля урожае. Его душа наполнялась желанием  поскорее вырасти,  и стать самому опорой родителям.

Ученик 2: В полдень этого же дня старые люди вместе с детьми утаптывали снег вокруг своего дома, вокруг двора. Они внушали детям: пусть солнышко, пусть сам Господь, пусть все люди увидят, что жизнь в их роду не угасла.

Ученик 3: Процесс вхождения детей в мир взрослых осуществлялся требовательными, но ласковыми мудрецами семейства - бабушками и дедушками. Они открывали заветные дверцы в ребячьих душах и вкладывали в них добрые понятия о земле, о небе, о времени быстротечном.

Ученик 4: Дети были рядом со старшими всегда, им вверялись навыки сбережения семейного добра, уважения к родительскому труду.Все повадки  зверей и птиц передавались от дедушки  внуку, потому что дедушка славился в семье как отменный охотник, рыболов и знаток природы. Владеть топором, сохой учил отец. К 12 годам мальчик уже мог топором смастерить игрушку младшим братьям, ложку с чашкой к столу.

Ученик 5: А вот тайные «местечки»: где малина гуще да ягода слаще, знала бабушка. Как за домашними животными ходить, белье в реке мыть, половики ткать,  учила она своих внучек. С нею они ходили в храм, читали молитвы, ставили свечи и просили Пресвятую  Богородицу послать здоровья родителям. С нею они разучивали песенки – веснянки, кликали из-за моря куликов-жаворонков.

Ученик 6:Но самое главное - учились печь обрядовое печенье: 22 марта на  день весеннего равноденствия- 40 колобков, чтобы  почествовать 40 морозцев, которые,  по народному поверью, если  задобрить, то с этого дня  будут один мягче другого. А  чтобы скотинка велась и не переводилась, в три ведра доилась, да помекивала, да помукивала, 14 января на Васильев вечер внучки с бабушкой лепили и выпекали кренделя в виде коровок и козулек.

Учитель:На наше собрание пришла бабушка Алёши  Сичкарь. Наталья Гавриловна сама мама 6 детей и бабушка 11 внуков. Она очень вкусные печёт пироги да пышки, пряники да коврижки. Сейчас она расскажет,  как всему этому научилась.

Бабушка Наташа:Чтобы в дом пришла красота и радость, чтобы у детей и внуков засияли глаза, надо  нам  чаще печь пироги и пряники и всех  собирать за одним большим  семейным столом. Я с глубоким уважением  отношусь к традиционной выпечке: по возможности          стараюсь  печь и пасхальные куличи, и рождественские калачи, и обрядовые пряники в виде птиц и животных. Меня всему этому  в детстве  научила моя мама, потом,  встав взрослой, я стала пекарем и  стала  печь  для всех   душистый  с хрустящей корочкой  хлеб. Я считаю, что старшее поколение обязано сохранять  народные традиции и передавать молодым.Мои дети и внуки учатся печь,  и у них  неплохо это  получается.

Труд кормит, а лень портит

Учитель:Основу жизни  наших предков составлял труд. «Труд кормит, а  лень  портит»,  - говорили в  народе.  Поэтому  воспитание детей  в русской семье без труда  не представлялось. Раньше отец с детства внушал сыну – ты мой наследник. А это значит, что сын  должен принять ремесло от отца. Всему от него научиться. Научить сына держать молоток. Пользоваться отвёрткой, умению починить и поправить, приговаривая: «С ремеслом  не  пропадёшь;  ремесло пить-есть не просит, а  само кормит». И, главное, одобрить, поддержать: «Да ты теперь, сынок, на все руки мастер!» В семье дети обучаются  совместному   труду с родителями, так  они готовятся к жизни. Например, от матери  девочкам  передавались все навыки о наведении  порядка и чистоты. У матери одна забота: не встала б в доме работа. И то верно говорят в народе: «Хозяйкою дом стоит». Поэтому внушала она дочерям: «Дом  - корень, а сторона – похвальба».     Народной педагогикой было установлено, что дети склонны к подражанию, особенно родителям и старшим в семье: «У хорошей матери и дочь хорошая», «Яблоко от яблони не далеко падает».  Самым важным высоким качеством человека на русской земле  было всегда его трудолюбие. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах: «Не суди человека по словам, суди – по делам». Особое слово хочется сказать о материнском труде, как о жизненном подвиге. «Всю жизнь день и ночь трудись – труд матери не возместить», «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют», - говорят в народе. И наши мамы, присутствующие на собрании, большие труженицы. Где они берут силы любить, воспитывать, с утра до ночи трудиться?! Давайте об этом спросим маму Зотовой Жени. На её плечах лежит самый неблагодарный домашний труд. Марина Вячеславовна  -    домохозяйка.

 Марина  Вячеславовна Зотова: Семья – школа любви

Учитель:В старые добрые времена за большим семейным столом по праздникам собиралась вся родня. Поэтому про стол в народе говорилось: «В дом пришёл – всех  вокруг собрал». Ведь за родительским столом, как говорится, и каша гуще, и пироги слаще, и разговоры захватывают сердце, пробуждают воспоминания о детстве. Именно за столом старшие показывают детям пример добросердечия, почитания престарелых родителей, которым отводится почётное место, и оказывают  большее внимание. Чтобы наши дети в будущем стали добропорядочными отцами и матерями своих семейств, они должны учиться на примере своих родителей. «В семье дети не учатся жить, а живут».  (Е.А.Аркин) Уже в первые годы жизни у ребёнка, воспитывающегося в семье, формируется её образ. И если  в семье царит любовь в христианском её понимании, любовь, которая питает, исцеляет, спасает и защищает душу человека от злобы, ребёнок с младенчества впитывает её, чтобы в будущем бескорыстно делиться этой любовью с окружающими. Из такого ребёнка вырастает отличный семьянин. Любящая мама свою нежность, любовь передаёт малышу через колыбельную песню, не замечая, как уже воспитывает в нем  веру.  Звучит  колыбельная песенка.

Духовные традиции русской семьи

Губительно сказались на русском человеке разобщение, разделение со своими родными и близкими, утрата традиций ведения родства. С верою в семейные идеалы должно начаться духовное выздоровление современного общества. Мы все родом из Православия и этого забывать нельзя. Традиция составления родословной  в России существует испокон веков. Материал для составления родословной черпали из семейных историй, которые передавались из поколения в поколение; и из поминальников.  В поминальниках часто сохранялось до нескольких сотен имён предков, за предшествующие сто – сто пятьдесят лет. В каждой русской семье в прежнее время были небольшие тетрадочки или переплётные книжечки, которые подавались священнику для молитвенного поминовения. Сегодня имена родных чаще упоминаются в записках, которые подаются в церкви. Если традиция поминовения вот уже в течение тысячелетия не угасает среди русского народа, то, наверное, стоит и нам возродить эту традицию в своей семье. При составлении родословной вам пришлось восстановить список умерших родственников и составить список ныне здравствующих.  Таким образом, в каждой семье можно сделать  поминальник. Вот так  мы возродим  древнюю традицию православной русской семьи.

      Говоря о духовных традициях русской семьи, мы не имеем права умалчивать о значимости русского языка в воспитании детей. Одухотворенный русский язык – душа России, её святыня.  Нет ничего глубже родного слова, и не следует охотиться за чужими словами: всегда есть нужное слово в родной нашей речи. С ранних пор через родное слово мы приобщаем детей своих к зримой красоте мира, подвигаем к высоким чувствам благоговения и восхищения перед природой, перед человеческим в человеке, способствуем формированию любви к ближнему, к семье к своему отечеству.  Этому помогает внутрисемейное общение: во время беседы с детьми, и не важно о чём, во время домашнего чтения, особенно, когда читаются произведения отечественной литературы. Своими мыслями по этому поводу делится с нами Толстенок Галина Николаевна: «У меня трое детей – все уже выросли с младенческого возраста, но я помню, конечно, как их нянчила. С первых  дней   их   жизни с моих уст не сходили стишки - потешки, песенки-пестушки…  И забава вроде,  и  знакомство с родным языком. Вот я вспомнила некоторые. Когда умывают малыша, то приговаривают:

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

    Или играя с ребёнком, теребя его, перекатывая с бока на бок, похлопывая по спинке и поглаживая животик, приговаривают:

 Две старушки старыя

Пирожки поставили.

Поставили на дрожжах-

Не удержишь на вожжах.

Подбавили гущи-

Они киснут пуще…и т. д.

Ставя на ножки и подтягивая ручки, припевали:

Сел сверчок на шесток,

Таракан в уголок.

Сели – посидели

Песенку запели… и т. д.

А сколько мы  с детьми считалочек учили: «Сорока – белобока», «Андрей – воробей» «Еду- еду к бабе и деду», а   песенка  «Баба сеяла горох» с приплясом. Поёте и танцуете с ребёнком на руках:

…Она встала на мысок

А потом на пятку.

Стала русского плясать

И пошла вприсядку.

Через песенки,  пестушки, сказки  и  былины ребёнок входит в мир непонятных  вещей и предметов. В  этом ему помогает родной наш русский язык. Сначала  играть, потом читать вслух. Делиться своими впечатлениями  - это и будет традицией семьи.

Учитель: Но я бы ещё добавила к вышесказанному,  Силу, мощь русского языка оценили американские и  израильские учёные: « Дети, владеющие русским языком, учатся успешнее, причём во всех сферах  знания. Это объясняется  тем, что при усвоении норм русского языка ребёнок преодолевает  огромные трудности. Однако впоследствии всё это, преодолённое и усвоенное, может окупиться…качеством  мышления. Поэтому во время  чтения в кругу семьи родители пробуждают в ребёнке уверенность в том, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого изучения мудрости  и силы …

Есть семьи, в которых традицией является сама память. В этих семьях хранятся  старинные вещи и дороги они, как светлая память об ушедших. История вещи – это история  человека, история семьи, история народа, история Отечества. Эта замечательная традиция есть во многих семьях.

Например, я храню праздничную скатерть, ей очень много лет. Она появилась в середине прошлого века. Застилали её только по большим праздникам: на Пасху, Рождество, на День Победы. Вокруг стола собиралось очень много однополчан  моего Крёстного. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной. Я слушала, затаив дыхание, рассказы боевых солдат и офицеров. Мне эта вещь дорога  как память о детстве, о том времени, когда все ещё были живыми. Эта замечательная традиция есть во многих семьях.

Для нас теперь очевидно, что, только вернувшись к своим  традиционным духовным ценностям, семья России вновь обретёт радость, семейное благополучие и подтвердит народную мудрость:«Не нужен клад, если в семье лад».

Заключительная часть.    Прослушав выступления, проанализировав  изложенное  выше, можно сделать выводы:

  • народные  традиции в семейном воспитании подростков необходимы, чтобы совершенствовать и закреплять знания и навыки по воспитанию трудолюбия, нравственности, уважения к старшим и своим предка;
  • традиционные народные праздники, объединяющие в себе нравственные и эстетические представления, формируют у подростков знания об окружающей действительности;
  • должны  сберечь  свой  родной язык, так как язык – основа средоточения  духовного и одновременно основа культуры.
Прикрепленный файл Size
Семенюк Т.Г родительское собрание, презентация.zip 3.91 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн