Программа эксперимента
по экологическому воспитанию детей на 2010-2014 уч.год
Авторы:
учитель начальных классов
Ланская Т.Н.
учитель начальных классов
Шиль А.Н.
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКРМУ ВОСПИТАНИЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В РЕЖИМЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
|
Актуальность– Огромную важность в образовании личности приобретают вопросы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста т.к. сегодня ребёнок становится свидетелем разрушения окружающей среды. Система образования, своими средствами, в рамках своей компетенции обязана учить ребёнка навыкам разумного отношения к природе. Кроме того, надо помочь ребёнку освободиться от потребительского отношения к природе.
Причина введения педагогического экспериментасостоит в разрешении противоречия между потребностями общества в формировании с раннего детства личности, способной строить свои отношения с окружающим миром с учетом законов природы, жить в относительной гармонии с ней, и отсутствием единой концепции, системы экологического образования в дошкольных учреждениях и начальной школе, являющихся первой ступенью системы непрерывного экологического образования.
Объект исследования:система образования в начальной школе.
Предмет– разработка методики по экологическому воспитанию для детей младшего школьного возраста через использование регионального компонента.
Цель– создание модели работы для апробации и внедрение технологий экологического воспитания как условие успешной экологизации сознания личности младших школьников.
Задачи:
- Изучить теоретические основы экологического воспитания младших школьников.
- Разработать программу по экологическому воспитанию «Мы дружим с природой».
- Разработать и апробировать диагностический инструментарий определения результатов работы.
- Проанализировать результаты педагогической деятельности и результаты диагностических исследований обучающихся.
- Разработать методические рекомендации по использованию технологии экологического воспитания в практике работы педагогов НШ.
Гипотеза– Повышение роли экологического воспитания младших школьников возможно при условии специальной организации воспитательно – образовательного процесса, что позволит у каждого выпускника сформировать целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде.
Методы педагогического исследования
Теоретические
|
Эмпирические
|
Моделирование;
Сравнение;
Обобщение;
Классификация;
Систематизация;
Синтез;
Анализ жизненных ситуаций;
Аналогия.
|
Изучение литературы, нормативных инструктивно- методических документов;
Анализ документации НШДС;
Педагогическое наблюдение;
Опросы (интервью, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта);
Эксперимент;
Изучение опыта работы в области экологического образования;
Изучение продуктов детского творчества (рисунков, аппликаций, поделок и т.п.);
Игровые ситуации, задания;
Драматизация;
Беседы.
|
Примерное распределение функциональных обязанностей между участниками педагогического эксперимента
Директор НШ– осуществляет и координирует всю работу в режиме эксперимента, осуществляет методическое сопровождение эксперимента, координирует деятельность педагогов, осуществляет контроль за воспитательно – образовательным процессом, принимает участие в создании материальной базы эксперимента.
Руководитель эксперимента– организует работу группы по разработке программы эксперимента, обеспечивает программно- методическое сопровождение эксперимента и информирует директора НШ о ходе педагогического эксперимента.
Медицинская сестра– обеспечивает санитарно – гигиенические условия работы.
Учителя начальных классов - проводят эксперимент, диагностируют и анализируют ход эксперимента в группе, в классе:
- проводят разъяснительную работу с родителями;
-докладывают о результатах эксперимента на заседаниях педагогического совета.
Обучающиеся- включаются в образовательно - воспитательное пространство по экологии под руководством педагогов;
С целью привлечения родительской общественности вопросы по эксперименту будет рассматриваться на советах НШ.
План хода педагогического эксперимента
Этапы
|
Сроки
|
Содержание работы
|
Результаты
|
1.Диагностический
|
2009 г.
|
1.Анкетирование участников образовательного процесса по данной проблеме
2. Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения (теория)
|
Активизация интереса к проблеме эксперимента
|
2. Прогностический
|
2010 г.
|
1.Формирование единого творческого коллектива единомышленников
2.Разработка программы по экологическому воспитанию «Мы дружим с природой»
|
Создание штаба по координации действий.
Отработка методик воспитательно-образовательной работы.
Программа образовательной экспериментальной работы
|
3. Организационный
|
2011 г.
|
Подготовка материальной базы и научно – методического обеспечения.
Внедрение и апробация программы «Мы дружим с природой»
|
Создание развивающей среды и рабочих методических пособий.
|
4. Практический
|
2012-2013 г.г.
|
Реализация программы «Мы дружим с природой»
|
Модель работы по экологическому воспитанию
|
5 Обобщающий
|
2014
|
Анализ и оценка результатов реализации программы
|
Обобщение опыта.
Создание методических рекомендаций.
Публикации.
Технология.
Сайт.
Грант и т.д.
|
Формы предоставления результатов педагогического эксперимента
№ п/п
|
Формы предоставления результатов педагогического эксперимента
|
Сроки
|
1
|
Программа экологического воспитания и обучения «Мы дружим с природой»
|
2010
|
2
|
Создание рабочих методических пособий
|
2009-2013
|
3
|
Методические рекомендации
|
2014
|
4
|
Создание модели педагогического эксперимента
|
2012-2013
|
5
|
Статьи, публикации в СМИ, на сайт образовательного учреждения
|
В течение эксперимента
|
6
|
Отчеты по проведению эксперимента
|
1 раз год
|
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 А.Н. Шиль
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 Т.Н. Ланская
Директор МОУ СОШ № 7 Н.Д. Матвеева
|