Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок обществознания в 6 классе на тему "Ребенок в семье"

Фото пользователя Елена Владимировна Христофорова
Submitted by Елена Владимировна Христофорова on вс, 02/10/2011 - 15:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Христофорова Елена Владимировна
Место работы, должность: 

Шармашинская основная общеобразовательная школа, учитель географии и обществознания

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Разработка урока обществознания&nbsp;</p>


Урок обществознания в 6 классе на тему: «Ребенок в семье»

Цели:

 - ознакомить учащихся с основами воспитания детей у разных народов, в разные исторические периоды;

- развивать умения высказывать свои мысли,  анализировать и делать выводы;

- воспитывать чувство уважения, любви к своей семье, своим ближним.

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, тестовая оболочка, раздаточный материал (карточки-задания)

Основные понятия:детство.

Ход урока

1.Организационный момент

Если ты думаешь на год вперед, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.

Восточная мудрость.

2. Изучение нового материала

 

-Здравствуйте ребята, садитесь. Ребята прослушайте пословицы и поговорки и предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

На что клад, коли в семье лад.

Любовь да совет – так и горя нет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья крепка ладом.

-Правильно ребята, тема сегодняшнего урока  «Ребенок в семье». Ребята мы с вами переходим к изучению новой главы «Ребенок в обществе».

-Вы познакомились с общей картиной современного общества, его экономикой, социальным устройством, политикой и правом, культурой.

-А теперь мы обратимся к проблемам, связанным с положением ребенка в обществе, и прежде всего в семье и в школе.

-(Открыли тетради, записали число и тему урока)

План урока

1. Что такое детство?

2. Чем отличаются дети и взрослые?

3. Чем отличается положение ребенка и взрослого  в обществе?

(Следующие 3 вопроса вам были розданы на опережающее домашнее задание к сегодняшнему уроку)

4. Отношения к детям в разные исторические эпохи.

5. Воспитание детей у разных народов.

6. Воспитание в разные исторические периоды.

1. Что такое детство?

Детство– период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается физически, формируется его характер.

-(Запишите определение в тетрадь)

Мир детства– это особый мир, имеющий собственные законы, отношения и пространство.

Отличительная особенность этой среды (семья, двор, группа, класс, летний лагерь) заключается в том, что ребенок чувствует здесь себя своим.

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

2. Чем отличаются дети и взрослые?

- Дети и взрослые отличаются друг от друга ростом, физической силой, умственными способностями и умением их применять.

- У взрослых и детей разное отношение к риску и опасностям. До определенного возраста у человека нет ощущения опасности. За счет накопленного объема знаний взрослые умеют принимать правильные решения в сложных ситуациях. Взрослые стараются брать на себя дополнительную ответственность.

Детство включает три стадии:

-1 стадия начинается с момента рождения ребенка и продолжается 3 года; это период, когда ребенок учится говорить и самостоятельно питаться, передвигаться.

-2 стадия охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и познавательных процессов.

-3 стадия продолжается с 6 до 11 лет, т.е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в жизнь общества.

3. Чем отличается положение ребенка и взрослого  в обществе?

Ребенок не обладает самостоятельностью, не имеет возможности отстаивать собственные права, бороться за свои интересы. Как правило, важные решения, кусающие жизни и развития, за ребенка принимают взрослые. Дети нуждаются в защите или опеке старших.

4. Отношения к детям в разные исторические эпохи.

Ученик

   200-300 лет тому назад,когда ячейкой общества являлась большая многодетная семья, детей ценили как рабочие руки. Дети – это будущие кормильцы состарившихся родителей, о которых надо заботиться.

   Прежние времена отличались высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Дети умирали от болезней, которые тогда не умели лечить, а также от антисанитарии, которая царила в жилищах. Детей надо было кормить, а если случался голод – явление частое в древнем и средневековом обществах, - еду получали в первую очередь те, кто сам добывал ее, т.е. взрослые. Вот почему в ребенке видели не только будущего кормильца, но и серьезную обузу.

 

Первобытные племенаосвобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания.

Средневековьепестрит сообщениями о побоях и родительском деспотизме.

Русский «Домострой»- свод житейских правил и наставлений 16 века – проникнут духом беспрекословного повиновения детей родителям.

Ученик

Древние спартанцыуничтожали физически слабых младенцев, считая, что они приносят несчастье родителям и не способны защищать отечество в битве  с врагом.

- Интересные факты(см. материал учебника с.161)

Ученик

   Детства, как особой стадии развития человека в Средние века не существовало. В те времена художники изображали детей как маленьких взрослых: у них были взрослыми не только лица, но и одежда. Как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого, но небольшого размера. Лишь в 16-17 веках появляется детская одежда, отличающая ребенка от взрослого.

   Интересно, что для девочек и мальчиков в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.

   Понятие «отрочество» появилось не сразу. В России в 17-19 веках отрочество наступало в возрасте 14-16 лет, а до того ребенка именовали «дитятей».

…Сегодня жизнь детей улучшилась:снизилась смертность, стало меньше возможности оказаться сиротами, пережить смерть сестры или брата или умереть до достижения зрелости. Людям легче дожить до появления внуков, но в то же время участились разводы, многие дети живут в неполных семьях. Родители все меньше видятся с детьми, поскольку заняты работой. Дети находятся в школе дольше, чем в прежние времена. Они проводят больше времени в группах сверстников, у них меньше братьев и сестер, зато нынешний ребенок может иметь отдельную комнату, деньги и свой компьютер.

5. Воспитание детей у разных народов.

В различные исторические эпохи в разных странах детей воспитывали неодинаково.

Ученик

   В современной Японии чаще обращаются к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать по-японски означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия родители избегают прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Первые ограничения начинаются в школьные годы. Но вводятся они постепенно. Ребенка учат подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает.

   С европейской точки зрения детей в Японии балуют.

Ученик

В Англии к детям относятся сдержанно. Даже прохладно. К дисциплине приучают с раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей – это не только правило, но и обязанность родителей. Баловать детей – значит портить их. С детства дети приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Уже в 16-17 лет, получив права и аттестат об образовании, дети уезжают и живут независимо от родителей.

В Англии до полутора лет детей выкармливала наемная кормилица в родительском доме. Затем их воспитанием занимались родители, а с 10 лет многие из них отправлялись учиться в другие семьи. Европейские дворяне отдавали своих отпрысков в более знатные дома, где они служили  в качестве пажей и оруженосцев. Крестьяне и ремесленники отправляли детей в услужении.

6. Воспитание в разные исторические периоды.

   Главными воспитателями у большинства народов считаются родители. Но так происходило не всегда.

Ученик

В Средневековой Европемногие дети воспитывались в монастырях, закрытых школах и университетах.

Европейские дворяне отдавали своих отпрысков в более знатные дома, где они служили  в качестве пажей и оруженосцев.

Крестьяне и ремесленники отправляли детей в услужении.

В 17 векепридерживались принципа подчинения воли. Телесные наказания и жестокие порки применяли не только в семье, но и в школе, в университете. Учитель не мыслился без розог. На картинах его обязательно изображали с плетью в руках.

В конце 17 – начале 18 векателесные наказания становятся более легкими. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка. Правила хорошего тона запрещали держать локти на столе, чавкать, сморкаться, воспитывали у детей волю и хорошие манеры.

В домах европейской аристократии и крупной буржуазии воспитание детей возлагалось в основном на нянек и гувернанток; отцы же участвовали в воспитании сыновей, когда мальчики уже могли охоться, заниматься спортом или обучаться военному делу.

3. Физкультминутка.

Ученик

4. Закрепление.

Задание.

Тест.

1. Детство – это…

1. период с 6 до 11 лет

2. период от рождения до 11 лет

3. период с момента рождения ребенка до 3 лет

2. Детство включает:

1. три стадии

2. две стадии

3. одну стадию

3. В какой стране чаще обращаются к поощрениям, нежели к наказаниям:

1. Англия

2. Япония

3. Китае

4. Наказывать детей – это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей – значит портить их. О какой стране идет речь?

1. Бразилии

2. Японии

3. Англии

5. Все необходимое для жизни ребенку дает, прежде всего…

1. школа

2. семья

3. сверстники

6. В различные исторические эпохи отношение взрослых к детям в семье…

1. не менялось

2. менялось

3. 1+2

7. В каком веке в воспитании детей придерживались принципа подчинения воли?

1. в 17 веке

2. в 15 веке

3. в 16 веке

8. Сегодня жизнь детей…

1. не изменилась

2. улучшилась

3. ухудшилась

9. Третья стадия детства продолжается…

1. с 3 до 6 лет

2. с рождения до 3 лет

3. с 6 до 11

10. Правила хорошего тона запрещали держать локти на столе, чавкать, воспитывали у детей волю и хорошие манеры.

1. Конец 17 - начало 18 века

2. 15 век

3. 16 век

Выступление с проектом «Родом из детства»

Ученик

Детство разное у каждого человека. Все люди сохраняют память о детстве. Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Задание. Заполните схему.

 

Ребенок

 отличается

от взрослого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:(-Дети и взрослые отличаются друг от друга ростом, физической силой, умственными способностями и умением их применять.

- У взрослых и детей разное отношение к риску и опасностям. До определенного возраста у человека нет ощущения опасности. За счет накопленного объема знаний взрослые умеют принимать правильные решения в сложных ситуациях. Взрослые стараются брать на себя дополнительную ответственность.)

Задание. Заполните таблицу.

Возраст

Чему учится ребенок

От рождения до 3 лет

 

От 3 до 6 лет

 

От 6 до 11 лет

 

Ответ:(-1 стадия начинается с момента рождения ребенка и продолжается 3 года; это период, когда ребенок учится говорить и самостоятельно питаться, передвигаться.

-2 стадия охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и познавательных процессов.

-3 стадия продолжается с 6 до 11 лет, т.е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в жизнь общества.)

Задание. Рассмотрите фотографии. Придумайте название для этого ряда фотографий.

 

 

 

 

5. Итог урока.

Незримо следуют родители за нами,

И в радости, и в час, когда пришла беда,

Они стремятся оградить нас от печалей,

Но мы, увы, их понимаем не всегда.

Вы нас простите,

Милые, родные,

У нас ведь, кроме вас,

Дороже нет людей.

Как говорится,

Дети - радость жизни,

А вы для нас - опора в ней.

   Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.

   «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле».Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

6. Домашнее задание. Оценки.

Изучить параграф 24, с. 159-165.