Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Олимпиада по психологии для старшеклассников

Фото пользователя татьяна носоченко
Submitted by татьяна носоченко on Wed, 05/10/2011 - 19:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Носоченко Татьяна Петровна
Место работы, должность: 

МОБУ СОШ №16  заведующий Межшкольной психолого-медико-педагогической комисии, педагог-психолог

Регион: 
Ростовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Представлен опыт организации и проведения школьной олимпиады по психологии.&nbsp;</p>

 

Пояснительная записка.

 

     Общешкольная психологическая олимпиада спланирована не  столько как соревновательное, сколько развивающее мероприятие. Содержание олимпиады предполагает демонстрацию школьниками своих психологических возможностей, самоконтроля и саморегуляции, навыков межличностного взаимодействия, психомоторных и сенсорных возможностей. Мероприятие включает организационный этап и два тура: теоретический (индивидуальный) и практический (командный).  Поскольку олимпиада – традиционное школьное мероприятие, сценарии организационных этапов каждого года по содержанию отличаются друг от друга и  построены согласно истории развития науки психологии. Так «Олимпийские игры по психологии» 2003 года посвящены зарождению психологии как науки и связаны с Древней Грецией, игры 2004 года познакомили школьников со взглядами на природу психики философов Римской империи, игры 2005 года – были связаны с Германией 19 века и работой лаборатории В. Вундта.

Обязательными моментами каждого организационного этапа являются:

-деление на команды по методу случайного выбора;

-знакомство с законами олимпиады (правилами работы в группе);

-упражнения на сплочение команды.

Вопросы теоретического (индивидуального) тура рассчитаны на общий кругозор и эрудицию школьников, а так же соотнесены с содержанием учебного плана клуба «Юный психолог», который посещают большинство старшеклассников. Как правило, вопросы не столько сложны, сколько увлекательны. По итогам теоретического тура определяются победители (1,2,3 места) в каждой классной параллели.

Практический (командный) тур может иметь разные формы проведения. Одна из возможных форм представляет прохождение всеми командами нескольких психологических станций «Логика», «Темперамент», «Общение», «Эмоции», «Внимание», «Память». Задания всех станций подобраны  с расчетом на групповую работу. По итогам командного тура определяются три команды победительницы (1,2,3 место). Критерии для оценки работы команд  разработаны с учетом содержания заданий.

Олимпиада проводится в последний день весенних каникул. Ее продолжительность 3,5 – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпийские игры по психологии

2003 год

(сценарий организационного этапа)

 

Звучит греческая музыка, участники регистрируются, получают визитки разных цветов, на которых пишут свои имена и собираются в актовом зале.

На фоне музыки выходит философ.

 

Философ: Радуйтесь! Молва разнесла весть о том, что здесь, у вас сегодня состоятся состязанья. Весть об Олимпийских играх по психологии достигла Афин и я, философ, оставил все, чтобы посетить ваш праздник. В пути, у храма Аполлона я встретил жрицу, которая поможет нам открыть Олимпиаду.

 

Жрица: Радуйтесь, юные психологи! В далекие времена, в Древней Элладе, более трех тысяч лет назад прославленный Геракл основал Олимпийские игры. Лучшие атлеты, философы, музыканты, драматурги, поэты и ораторы спешили в Олимпию, чтобы показать свою доблесть, ловкость, мудрость и своими талантами восславить бессмертных богов, даровавших людям жизнь и желание стремиться к познанию и истине. Как многие науки и психология зародилась в Древней Греции.

О, юные потомки греков тех, а знаете ли вы, что означает слово «психология»?

Психе – по-гречески душа, логос – наука. Психология – это наука о душе.

 

Ф: Да, верно. Психея – в переводе с древнегреческого – душа – представлялась древними мудрецами в виде бабочки, настолько душа человека является нежной, хрупкой, возвышенной и стремящейся к полету. А в более позднюю эпоху она появляется на фресках в виде красивой девушки. И в среде нас, философов, возникла целая наука о человеческой душе, свойствах характера, эмоциях, чувствах, желаниях – под названием психология.

 

Чтобы открыть наши состязанья, мы пригласим сюда прекрасную богиню. Дабы явилась к нам она, пусть жрица воскурит благовоние на треножнике, а я, философ, прочту в честь Психеи поэтический гимн. Аромат благовония и звуки поэзии привлекут и саму Психею.

( под звуки флейты выходит Психея)

Ф:Приветствуйте Психею!

Ж:Встречайте ее!

(Философ зажигает факел и подает Психее)

Психея:Прошу всех встать, о, юные психологи! Олимпийские игры по психологии объявляю открытыми. В ваших состязаньях будет два этапа:  первый этап – теория. Чтоб силы уравнять, вы будете состязаться по возрастам: 9, 10, 11 классы отдельно будут состязаться. Второй этап – состязанья команд. Вы отправитесь по секторам, примете участие в:

-поднятье тяжестей;

-художественной гимнастике;

-психологическом айкидо;

-стрельбе по движущимся мишеням;

-беге с препятствиями;

-прыжках в длину.

Итак, соревнованья проводятся по двум этапам. О начале первого этапа возвестит звон колокольчика приятный. Первый этап – теоретический –будет длиться 40 минут.  Заданья в аудиториях вас ждут.

Вперед! Навстречу испытаньям! Заданья ждут! Удачи и победы!

(под звонок колокольчика школьники расходятся по кабинетам)

 

По окончании теоретического тура всех участников олимпиады  приглашают в актовый зал.

 

Ж: Теперь, друзья мои, не будем медлить, сейчас распределимся по командам. Листки визитки разными цветами не просто так вы прикололи. Отныне здесь пусть будет шесть команд по цвету.

 

П: Вот здесь пусть станут те чей цвет визиток желтый, здесь красный, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый.

 

Ф:Построились вы по командам точно, и первое  вам для команд заданье мы приготовили. Пусть та команда, что выполнит заданье, поднимет руку вверх – вот так.

Внимание, заданье!

Постройтесь всей командой по алфавиту - по первой букве имени.

С заданьем первым справились, теперь даем мы вам три минуты, чтоб выполнить такое упражненье. У каждого из вас листок бумаги, где вы, подумав,  напишите название команды такое, чтоб привело оно к победе в состязаньях, а так же список всей команды с фамилией и именем подробным каждого из вас.

По моему сигналу названье это произнесете все вместе. Внимание! Начали, вперед!

(названия всех команд вывешиваются на стене)

 

Ф: Чтоб состязанья достойно были проведены, позвольте огласить законы Олимпийских игр по психологии.

 

П: Закон честности и открытости: только  честные, справедливые, доблестные, незапятнанные в недостойных делах граждане могут принимать участие в Олимпийских играх.

 

    Закон дружбы

Во время проведения Олимпийских игр наступает священное перемирие, все распри прекращаются, ссоры и войны затихают.

 

     Поскольку победа участника или команды стимулирует развитие всего общества и делает нас всех сильнее, мудрее, то третий закон звучит так: Победа одного равнозначна победе всех. Вы будете состязаться в командах. Максимальное количество баллов, которое вы можете заработать в секторе – 10 баллов. Самые активные участники могут заработать дополнительные баллы для своей команды  в виде жетонов, которые необходимо хранить до конца второго тура и сдать в последнем секторе.

 

    Поскольку в Древней Греции календари в полисах - государствах были разные, принимался закон единого времени. Отсюда четвертый закон олимпиады: Закон единого времени – все команды будут находиться в каждом секторе равное количество времени (10 минут). Начинать и заканчивать работу нужно строго по звонку колокольчика.

 

     Закон точного маршрута

Мы выдаем всем маршрут состязаний на свитках,  где указано передвиженье ваше. Должны вы строго следовать маршрутам. Названья секторов ищите вы на входных дверях в аудитории. Пусть представитель каждой команды получит свиток.

 

     Закон о неподкупности судей. Только честное, справедливое судейство допускается на Олимпийские игры.

(Жрица представляет судей).

 

Ф: Олимпийцы, согласны ль вы принять законы эти? Согласье свое покажите, подняв над головой правую открытую ладонь.

Итак, законы приняты, маршруты-свитки розданы, вперед! Пусть победит сильнейший! Быстрее! Выше! Сильнее!

(Под музыку и сигнал колокольчика команды расходятся по секторам)

 

По окончании командного тура  все участники олимпиады вновь собираются в актовом зале.

Ф: Внимание, чтоб подвести итог сего достойнейшего действа, мы просим выйти к нам справедливое жюри.

Жюри оглашает итоги индивидуального и командного туров  и награждает победителей. Всем участникам олимпиады вручаются сертификаты об участии в «Олимпийских играх по психологии»

Ф: На всех олимпиадах был гимн, что звал к победам участников. Такой гимн есть и у олимпиады по психологии.

П:Олимпийские игры по психологии объявляю закрытыми. Давайте, вместе исполним гимн психологии.

(Исполняется гимн)

П: Удачи и познания! До встречи, друзья!

 

 

 

Вопросы теоретического турнира:

9 класс

  1. Дайте определение психологии. Психология – это
  2. Проводя психологическое занятие, психолог, как правило, предлагает участникам сесть в круг. Как вы думаете, почему?
  3. Обычно у человека преобладает один из видов памяти. Одни лучше запоминают зрительно, другие – на слух, третьи – на ощупь или с помощью движений. Предположите, в каких профессиях необходима, прежде всего, зрительная, в каких слуховая, а в каких моторная (двигательная) память?
  4. Человек – «общественное существо» Объясните суть этого высказывания с точки зрения психологии.
  5. Что такое референтная группа?

 

 

10 класс

  1. Дайте определение психологии. Психология – это
  2. Согласно возрастной классификации, грудным считается возраст до 1 года, 1-3 года – ранний детский возраст, 3 года – 6 лет – дошкольный, 7-12 лет – младший школьный, 12-16 – подростковый или переломный. Почему в последнем случае дано два определения?
  3. В семье двое детей. Старший – уравновешенный, спокойный. Младший – неуравновешенный, подвижный. Какое свойство личности определяет особенности этих детей и поддается ли оно воспитанию?
  4. В пословицах и поговорках часто встречается число 7: «Семь раз отмерь, один отрежь», «Семь бед – один ответ», «Семеро одного не ждут» и т.д. А с каким психологическим понятием очень тесно связано число 7 и что это означает?
  5. Что такое референтная группа?

 

 

11 класс

  1. Дайте определение психологии. Психология – это
  2. Предположите, с какими науками связана психология и объясните, в чем выражается эта связь?
  3. Четыре литературных героя: майор Мак-Набс из «Детей капитана Гранта», Ноздрев из «Мертвых душ», Д,Артаньян и Пьеро попалина

одну страницу энциклопедии. Какое психологическое понятие связало      таких разных героев?

  1. Х., обладавшему феноменальной памятью, прочитали длинный ряд слов и попросили его воспроизвести. С этим он справился безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие люди с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили это слово (тиф), а Х. Думал целых две минуты. Предположите, какой прием запоминания использовал Х. И почему он так долго думал, чтобы вспомнить конкретное слово?
  2. Что такое референтная группа?

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн