Проверочный диктант №1по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»
1
16.
Работа над ошибками. Ударение.
1
Фонетика.
(«Как устроен наш язык»)
1
17.
Ударение
1
Слово и предложение.
Слова в предложении.
(«Как устроен наш язык»)
6
18.
Слово
1
19.
Слова, которые называют предметы
1
20.
Слова, которые называют признаки и действия предметов
1
21.
Слово и предложение.
1
22.
Восклицательные и невосклицательные предложения.
1
23.
Слова в предложении
1
Состав слова и словообразование
(«Как устроен наш язык»)
5
24.
Окончаниекак часть слова
1
25-26.
Изменение формы слова с помощью окончания.
2
27-28.
Неизменяемые слова
2
Заглавная буква в словах («Правописание»)
2
29-30.
Повторение правил написания большой буквы
2
Состав слова
и словообразование.
(«Как устроен наш язык»)
5
31-32.
Корень слова
2
33-35.
Правописание безударных гласных в корне слова
3
Состав слова
(«Как устроен наш язык»)
1
36.
Корень словакак общая часть родственных слов
1
Корень слова («Правописание»)
5
37.
Безударные гласные буквы в корне слова.
1
38-39.
Правописание безударных гласных в корне слова.
2
40.
Контрольное списывание №2по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов; безударные гласные в корне слова»
1
41.
Анализ контрольного списывания. Согласные буквы в корне слова.
1
Состав слова
(«Как устроен наш язык»)
1
42.
Корень слова с чередованием согласных
1
Корень слова («Правописание»)
2
43-44.
Правописание согласных в корне слова
2
Состав слова
(«Как устроен наш язык»)
4
45.
Корень слова с чередованием согласных
1
2 чет. – 35ч.
46.
Согласные буквы в корне слова.
1
47-48.
Гласные и согласные в корне слова.
2
Состав слова
(«Как устроен наш язык»)
3
49-50.
Суффикскак часть слова.
2
51.
Значения суффиксов
1
Слова с непроизносимыми согласными звуками («Правописание»)
4
52-53.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
2
54.
Диктант №3 по теме «Гласные и согласные в корне слова»
1
55.
Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
1
Состав слова
(«Как устроен наш язык»)
1
56.
Значения суффиксов.
1
Суффиксы в словах («Правописание»)
2
57.
Правописание слов с суффиксами -ёнок-, -онок-
1
58.
Правописание слов с суффиксами -ик-, -ек-
1
Состав слова
(«Как устроен наш язык»)
1
59.
Значения суффиксов
1
Суффикс. («Правописание»)
1
60.
Правописание слов
с суффиксом - ость-.
1
Состав слова
(«Как устроен наш язык»)
1
61.
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.
1
Суффикс («Правописание»)
2
62-63.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
2
Состав слова
(«Как устроен наш язык»)
1
64.
Суффикс. Образование слов при помощи суффикса.
1
Корень и суффикс («Правописание»)
3
65.
Правописание корней и суффиксов в словах.
1
66.
Контрольное списывание №4по теме «Корень слова, суффикс»
1
67.
Работа над ошибками. Правописание корней и суффиксов в словах.
1
Состав слова
(«Как устроен наш язык»)
5
68.
Приставкакак часть слова.
1
69.
Значение приставок.
1
70.
Правописание слов с приставками
1
71.
Различение приставок с буквами «о», «а».
1
72.
Приставки.
1
Твердый знак («Правописание»)
2
73.
Правописание слов с разделительным твердым знаком.
1
74.
Правописание слов с ъ и ь знаками
1
Состав слова
(«Как устроен наш язык»)
1
75.
Образование слов.
1
Твердый и мягкий знаки («Правописание»)
3
76.
Различение разделительных ь и ъ знаков.
1
77.
Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с ъ и ь знаками»
1
78.
Работа над ошибками. Образование слов.
1
Состав слова
(«Как устроен наш язык»)
2
79.
Основа слова.
1
80.
Повторение и закрепление изученного.
1
3 чет. – 50ч.
Приставки и предлоги («Правописание»)
1
81.
Различение предлогов и приставок
1
Повторение («Правописание»)
2
82.
Повторение: состав слова.
1
83.
Повторение: правописание частей слова.
1
Лексика
(«Как устроен наш язык»)
2
84-85.
Слово и его значение
2
86.
Повторение пройденного
Повторение по разделу «Части слова»
1
87.
Диктант№6
по теме «Состав слова. Приставки»
1
88.
Работа над ошибками. Повторение: правописание частей слова.
1
Текст («Развитие речи»)
2
89.
Текст
1
90.
Текст. Заголовок
1
Лексика
(«Как устроен наш язык»)
2
91.
Как сочетаются слова
1
92.
Слово в словаре и тексте
1
Повторение пройденного («Правописание»)
1
93.
Повторение правописаниячастей слова.
1
94.
Один текст – разные заголовки.
1
95.
Учимся озаглавливать текст.
1
Лексика
(«Как устроен наш язык»)
2
96.
Слово в словаре и в тексте
1
97.
Слова однозначные и многозначные
1
Повторение пройденного («Правописание»)
1
98.
Повторение правописания.
1
Текст («Развитие речи»)
2
99.
Учимся озаглавливать текст.
1
100.
Текст. Окончание текста.
1
Лексика
(«Как устроен наш язык»)
1
101.
Многозначные слова.
1
Повторение пройденного («Правописание»)
3
102.
Повторение правописания
1
103.
Контрольный списывание №7по теме « Текст»
1
104.
Работа над ошибками. Повторение правописания.
1
Текст («Развитие речи»)
1
105.
Составление текста
1
Лексика
(«Как устроен наш язык)
2
106.
Синонимы.
1
107.
Использование слов-синонимов.
1
Повторение пройденного («Правописание»)
3
108.
Правописание слов с изученными орфограммами.
1
109-110.
Начало текста.
2
Лексика
(«Как устроен наш язык»)
2
111-112.
Использование слов-синонимов
2
Повторение пройденного («Правописание»)
1
113.
Повторение правописания
1
Текст
(«Развитие речи»)
2
114.
Составление текста.
1
115.
Последовательность предложений в тексте.
1
Лексика
(«Как устроен наш язык»)
1
116.
Антонимы.
1
Повторение пройденного («Правописание»)
2
117.
Диктант №8по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»
1
118.
Работа над ошибками.
Повторение правописания.
1
Текст («Развитие речи»)
1
119.
Предложения в тексте
1
Лексика
(«Как устроен наш язык»)
2
120.
Омонимы.
1
121.
Слова исконные и заимствованные
1
Повторение пройденного («Правописание»)
1
122.
Повторение правописания
1
Абзац («Развитие речи»)
2
123-124.
Абзац
2
Повторение пройденного («Правописание»)
125-126.
Повторение правописания.
2
127.
Контрольный диктант №9по теме «Состав слова, слово и его значение»
1
128-129.
Работа над ошибками. Повторение правописания.
2
«Как устроен наш язык»
1
130.
Заимствованные слова
1
4 чет.- 40ч.
Абзац («Развитие речи»)
1
140.
Последовательность абзацев
1
Учимся составлять текст («Развитие речи»)
1
141.
Составление текста
1
Лексика
(«Как устроен наш язык»)
1
142.
Устаревшие слова
1
Учимся составлять текст («Развитие речи»)
1
143.
Составление текста
1
Повторение пройденного
(«Как устроен наш язык»)
1
144.
Повторение лексики и состава слова
1
План текста («Развитие речи»)
1
145.
План текста
1
Лексика
(«Как устроен наш язык»)
1
146.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово
1
Повторение пройденного
(«Правописание»)
3
147.
Повторение правописания
1
148.
Контрольное списывание №10по теме «Текст»
1
Текст («Развитие речи»)
1
149.
Работа над ошибками. Составление текста по плану
1
Лексика
(«Как устроен наш язык»)
2
150-151.
Использование фразеологизмов
2
Текст («Развитие речи»)
2
152.
Составление текста по плану.
1
153.
Текст-описание
1
Повторение пройденного («Правописание»)
4
154-155.
Повторение правописания
2
156.
Диктант №11
по теме «Правописание изученных орфограмм»
1
Текст («Развитие речи»)
1
157.
Работа над ошибками
Текст-описание
1
Текст («Развитие речи»)
2
158.
Текст-описание
1
159.
Текст-повествование
1
Текст («Развитие речи»)
5
160.
Текст-повествование
1
161.
Описание и повествование в тексте
1
162.
Текст-рассуждение
1
163.
Описание. Повествование. Рассуждение
1
Повторение пройденного
1
164.
Повторение. Правописание.
1
165.
Итоговый контрольный диктант №12по теме «Правописание изученных орфограмм».
1
166-167.
Работа над ошибками.
Повторение. Развитие речи
2
168-169.
Повторение. Состав слова.
2
170.
Повторение.Правописание слов.
1
Всего
170
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана в соответствии с программой «Русский язык» - концепция «Начальная школаXXIвека», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова (авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. М.: Вентана – Граф, 2008), примерной программой начального общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного начального общего образования начальной школы.
Программа рассчитана на 170 часов (5часов в неделю).
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
·Русскийязык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1, 2 / С. В. Иванов [и др.]. – М. : Вентана-Граф, 2010. – 160 с. : ил.
·Кузнецова, М. И.Пишем грамотно : 2 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 48 с. : ил.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Цели обучения
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитиеречи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоениепервоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладениеумениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Основные требования к уровню подготовки обучащихся 2 класса
К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны:
различать:
•звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
•слово и предложение;
•слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
•предложения по цели высказывания;
•предлоги и приставки (на уровне правописания);
выделять, находить:
•корень, суффикс, приставку, окончание;
•лексическое значение слова в толковом словаре;
•многозначные слова, синонимы, антонимы;
•основную мысль текста;
решать практические задачи:
•составлять слово по заданной словообразовательноймодели;
•подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливатьсобственный текст, определять
Планирование составлено в соответствии с программой «Русский язык» - концепция «Начальная школаXXIвека», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова (авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. М.: Вентана – Граф, 2011), примерной программой начального общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного начального общего образования начальной школы.
·Русскийязык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1, 2 / С. В. Иванов [и др.]. – М. : Вентана-Граф, 2010. – 160 с. : ил.
·Кузнецова, М. И.Пишем грамотно : 2 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 48 с. : ил.