Последние три года в нашем лицее преподавание природоведения ведется по специальной программе «Физика и Химия» (авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак). Программа подразумевает изучение тем, входящих в курс физики за 7 и 8 класс, а также химии 8 класса. Естественно, информация становиться достаточно сложной для восприятия в столь раннем возрасте – это физические и химические законы, понятия и определения, большое количество формул, величин и единиц для их измерения. Особенностью восприятия информации младшими школьниками является несформированная окончательно способность к абстрактному мышлению. Именно здесь возникает проблема – а каким образом преподать материал так, чтобы пятиклассникам было все понятно в изучаемых темах? Для этого мы используем проведение «живых» опытов, экспериментов, иллюстрации в учебниках.
Современная ИКТ-насыщенная среда лицея позволяет учителям проводить уроки с использованием ЦОР, например, есть учебник 1С «Природоведение - 5». Но он не соответствует полностью нашей программе.
У нас возникла идея помочь пятиклассникам. То, что мы собирались создавать должно было быть:
1. наглядным
2. доступным для восприятия
3. интересным
4. необычным в представлении материала.
Так появился наш ролик «Физика за обеденным столом». Он включает в себя 10 физических опытов, которые можно провести, сидя за обеденным столом, не имея специального лабораторного оборудования. Дети, сталкиваясь с физическими явлениями в повседневной жизни, не задумываются об их «физической» сущности. На простых, наглядных примерах в нашем ролике объясняются сложные явления.
Ролик был смонтирован в видеоредакторе UleadMediaStudio, для конвертации материала «AnyVideoConverter» дома. Для изложения текстовой информации мы использовали графический планшет, на нем было удобно писать формулы и производить вычисления. Вместе с учителем физики мы спланировали, какие эксперименты можно отразить в работе с учетом курса природоведения. Затем придумали сценарии представления явления и его обоснования. Для повышения интереса у школьников, мы решили связать их с кухней. Большая часть нашего времени ушла на обдумывание идей и съемку. Монтаж занял меньше времени.
Наш ролик был апробирован на уроке природоведения и понравился детям. Пятиклассники заинтересовались нашей работой и физическими экспериментами. Они решили создать домашнюю лабораторию, провести серию экспериментов и участвовать в научно-практической конференции «Александровские чтения».
|