Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Submitted by Елена Алексеевна Уварова on Fri, 14/10/2011 - 15:31

 

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Что выше - счастье людей или выполнение за­конов, предписываемых нашей совестью? Как бо­роться со злом и насилием? - в этих вопросах боль и тоска нашего времени...

Это Гордиев узел, который разрубить суждено только героями будущих времён.

Д.С. Мережковский

Как бороться со злом и насилием? Вот вопрос наших дней. Время, кото­рое мы переживаем, принято называть трудным в жизни нашей страны. Мы испытываем глубокий кризис, затронувший все сферы жизнедеятельности общества. Особую тревогу вызывает духовное состояние подрастающего по­коления, которое по нравственному уровню стоит весьма невысоко.

Посмотрите вокруг себя, прислушайтесь к тому, что говорят и что пишут Печальными явлениями наполнена наша жизнь. Себялюбие - главный порок нашего времени: оно руководит всеми поступками людей. Каждый желает до­бра только самому себе, живет для своего блага и счастья. Вот он - источник недовольства, вражды и неприязни, душевной черствости. Злобные челове­ческие наклонности в настоящее время часто приходится наблюдать: престу­пления против личности стали обычными явлениями, грабежи, поджогиг за­казные убийства уже мало кого волнуют - к ним привыкли. Отсюда жизнь в России становится тяжелой, удручающей. Это происходит из-за духовного бессилия человека, отчаяния, упадка веры в себя и других людей, веры в Бо­га. Только православная вера поможет человеку обрести нравственный стер­жень, поскольку вера опирается на душу человека.

'Истоки воспитания в духе любви, добра, милосердия лежат, прежде все­го, на родителях, на семье. Её задачи - очеловечить и развить в ребёнке доб­рые начала и высокую нравственность, иными словами, - выработать имму­нитет ко злу и стремление к добру. С детства ребенок начинает думать, раз­мышлять, ставить себя на место другого человека. Именно тогда родители должны помочь задуматься ему, понять, что есть вера, в чём её смысл. По­этому с ранних лет следует формировать понятия православной веры, кото­рая заключает в себе основы любви, добра, милосердия, патриотизма.

Ничего не может быть в плане воспитания лучше книги. Как жаль, что из наших семей ушло в далёкое прошлое домашнее чтение, обсуждение всей семьёй прочитанного, того, что взволновало в книге. Именно в такой атмо­сфере семейного единения будет полное доверие, открытость, сопережива­ние. Подобные отношения были в семьях русских классиков: В.И.Даля, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, и это, естест­венно, отразилось в их произведениях. Плавность русской речи, красота че­ловеческой души и её стремление к доброму, положительное начало крепкого единства православной семьи - всё это есть в рассказах В.И Даля "Праде­довские ветлы", Л.Н.Толстого "Бедные люди", священника Петрова "Друг обездоленных" [1].

Герои рассказа В.И.Даля "Прадедовские вётлы" полны любви друг к дру­гу: мужа к жене, родителей к детям. Старшие почитаются младшими. Во всём этом видна твёрдая основа семьи - простой, крестьянской, где воспитываются двое детей, один из которых приёмный, но нет в доме различия между ними. Дети окружены заботой и лаской. "Ведь не слепой щенок это, а душа челове­ческая; надо порадеть,Христа ради, да, помолившись, Ему славу воздать", - так учил своих внуков старый дед. Его слова вошли в основу убеждений этой семьи. "Господствующим влиянием на детей бывает любовь и благодушие, а преобладающим примером - мир и кротость", - поучают родители своих детей. В этом заключена вся тайна воспитания.

Любви и состраданию к ближнему учит рассказ Л.Н.Толстого "Бедные люди". Именно они, "бедные люди" - муж и жена воспитывают своих пятерых детей, работают не покладая рук, рады, что "дети здоровы и нечего жаловать­ся", несмотря на то, что их чада "... и летом и зимой бегают босиком", "... и хлеб едят не пшеничный". В этой семье есть покой, забота друг о друге и лю­бовь, и этим беднякам хватает сил, чтобы забрать в свой дом двух малолет­них сирот. Не задумываясь о личном благополучии, они творят добрые дела и счастливы, что смогли помочь ближнему.

Простора для любви ищет и сердце героя в рассказе священника Петро­ва "Друг обездоленных". Всё есть у доктора Фёдора Петровича Гааза: дом, богатство, слава, честь, но не может он успокоиться, ищет смысл своей жизни и находит там, где в нём нуждаются, где требуются забота и помощь. Всё это он отдаёт тем, кто болен и телом и душой. В этих обездоленных людях забито всякое доброе чувство, они ожесточены равнодушием окружающих к их уча­сти. Но и в них есть совесть и искра Божья. Герой старается любовью, нежным уходом и братской заботой о заключённых оживить человеческие чувства. Цель его - возродить людей духовно! Мы осуждаем тех, кто сделал много зла, но учил ли кто-нибудь их добру? Были ли мы жалостливы к ним?


Слушая или читая эти рассказы, ребёнок живёт с героями, сопереживает, задумывается о смысле жизни и делает для себя выводы. Человеческие ха­рактеры воздействуют на сознание ребёнка. Добрые впечатления от всего услышанного будут сопровождать его всю жизнь. В этом ценность таких чтений. Не стоит недооценивать этих минут. Мы не зря тратим драгоценное вре­мя: этим не только развиваются ум и душа ребёнка - строятся наши будущие отношения на основе любви, добра и взаимопонимания. Казалось бы, сейчас такое разнообразие ярких и привлекательных изданий, но стоит обратиться к русским классикам, и там найдутся ответы на все стоящие перед вами вопро­сы о вере, о душе, о милосердии. Вот в чём огромная ценность этих произве­дений.

Именно художественная литература воздействует на сознание ребёнка своими средствами, образами, картинами жизни и человеческими характера­ми. Это более всего соответствует детскому восприятию. Очень интересно об этом сказал В.Г.Белинский: "Дитя не требует выводов, доказательств и логи­ческой последовательности; ему нужны образы, краски, звуки. Дитя не любит идей: ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы <">. У вас есть нравст­венная мысль - прекрасно; не выговаривайте же её детям, но давайте её по­чувствовать, не делайте из неё вывода в конце вашего рассказа, но дайте им самим вывести. Не говорите детям о том, чего они ещё не в состоянии понять своим умом; дайте им простое понятие о Боге < > старайтесь больше заста­вить детей полюбить Бога <""> во всяком благородном порыве, во всяком дви­жении их младенческого сердца < ">. Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их лю­бовью; будет любовь - не будет пороков. Любви, бесконечной любви! - всё остальное ничтожно <" >. И если наши дети постигнут это, они утвердятся на пути Добра и Любви."

Именно сейчас, как никогда, важно воспитывать детей, освобождая от недостатков, которые губят нашу жизнь. Воспитывать так, как завещали наши предки: в чести и благородстве, в любви к ближнему, в почитании своих роди­телей, старших. Чтобы наши дети не превращались в непомнящих родства Иванов, чтобы помнили и добрые дедовские традиции, историю своего Отече­ства.

Семья должна научить ребёнка поддержать, утешить павших духом, вне­сти искру света в души озлобленных и обездоленных; быть человеком, а не зверем на всяком месте. Такое великое дело лежит на родителях. Это и есть основа воспитания в духе православия. И если мы сумеем воспитать новое поколение настоящими людьми, творящими вокруг себя добро и борющимися со злом, то, может быть, действительно воцарится на Земле Божий рай.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн